Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 8. Страницы биографии: через прошлое к будущему




"Прелесть необычайного"

В 1942 году, во время работы в Уральской экспедиции, выполнявшей важное правительственное задание, с И.А.Ефремовым приключился сильнейший приступ загадочной лихорадки, приобретенной еще в Средней Азии. В тяжелейшем состоянии его доставили в Свердловск. Привыкший жить в напряженном ритме, он оказался изолированным от привычных научных забот. Но натура ученого не могла смириться с вынужденным бездействием. Тогда-то, в больничной палате, и возник замысел его первых рассказов.

Хотелось поделиться множеством интереснейших наблюдений, впечатлений и мыслей, накопленных за долгие годы научной и экспедиционной работы, своим мировосприятием, основанном на сильнейшей тяге к новому, необычному.

Позднее он писал о своем замысле: "Для меня, ученого, тогда не помышлявшего о пути писателя, казалось важным показать всю великолепную мощь познания, беспредельный интерес видения мира, открывающийся трудом ученого, решающее его воздействие на самовоспитание."

Первые семь "Рассказов о необыкновенном" были написаны в 1942-1943 годах, а в следующем годы шесть из них были опубликованы. Не удалось напечатать лишь "Эллинский секрет", содержавший слишком смелую по тем временам гипотезу о генной памяти: как известно, уже в то время готовился сокрушительный разгром отечественной генетики.

Читатели встретили рассказы с огромным интересом. Это было полной неожиданностью для начинающего автора. Знаменитый писатель А.Н.Толстой одним из первых оценил литературный талант И.А.Ефремова. Будучи уже тяжело больным, он пригласил ученого к себе в больницу и несколько часов беседовал с ним.

В том же году были написаны еще девять рассказов. Все они, за исключением "Звездных кораблей" были опубликованы в 1944-1945 годах. И снова успех. В чем же была необыкновенность рассказов?

Из предвидений И.А.Ефремова Роман "Туманность Андромеды", 1957 год. Высказана идея наблюдательной станции-робота, сбрасываемой на исследуемую планету для передачи данных о ее физических условиях. Подтверждение. Начиная с 60-х годов автоматические станции побывали на поверхностях Луны, Венеры и Марса.

Его рассказы вводили читателя в мир творческих исканий исследователя, заставляли вместе с героями рассказов распутывать необычную загадку природы, показывали романтику познания, радость творчества, утверждали силу человеческого разума, не опускающего крылья перед самыми трудными тайнами природы и сложными жизненными обстоятельствами - будь то встреча с таинственным оптическим явлением ("Тень минувшего"), или мужество "пароходных" моряков, волею судеб оказавшихся в штормовом море на старом паруснике ("Последний марсель").

Красной нитью через все рассказы проходит мысль о закономерности встречи с необыкновенным для каждого, стремящегося к знаниям, к новому: "...необычайное, встреченное почти каждым из вас, как бы соответствует внутренним исканиям каждого... Разве эти встречи не результат многолетних, может быть бессознательных, поисков? Терпеливое стремление тренирует нашу чуткость, дает умение отделить настоящее от случайного - это своего рода внутренний компас, который в нужную минуту подскажет вам, что вы на верном румбе... И кто знает, быть может, мы потому и встречались в жизни с интересными и замечательными событиями, что постоянно следовали этому своему компасу." ("Голец Подлунный").

Алмазные россыпи идей

Иван Антонович был генератором смелых, ярких, научно глубоко проработанных идей. Вот как писали академик В.В.Парин и Р.М.Баевский об одной из таких идей: "Наши писатели-фантасты изложили в своих произведениях много "кибернетических" идей, которые могут и должны быть взяты на вооружение космической биологией. Так, например, проблема регулируемого анабиоза имеет громадное значение не только для обеспечения межзвездных перелетов, но и для космических полетов большой продолжительности в пределах солнечной системы, которые, возможно, состоятся еще в нашем столетии. К сожалению, наиболее подробное рассмотрение этого вопроса содержится не в научной литературе, а в романе И.Ефремова "Туманность Андромеды"1.

Многие из них оказались подлинными предвидениями, а некоторые напрямую предопределили последующие события. "...Он поднес диск к свету, придав ему надлежащее положение, чтобы свет отражался прямо на смотревших.

Оба профессора невольно содрогнулись. Из глубины совершенно прозрачного слоя, увеличенное неведомым оптическим ухищрением до своих естественных размеров, на них взглянуло странное, но несомненно человеческое лицо. Неизвестным способом изображение было сделано рельефным, а главное - необыкновенно, невероятно живым. Казалось, живое существо смотрит, отделенное только прозрачной стенкой оптической линзы. И прежде всего, подавляя все остальные впечатления, в упор смотрели громадные выпуклые глаза. Они были как озера вечной тайны мироздания, пронизанные умом и напряженной волей, двумя мощными лучами, стремящимися вперед, через стеклянную преграду, в бесконечные дали пространства. В этих глазах был свет безмерного мужества разума, сознающего беспощадные законы Вселенной, бьющегося в муках и радости познания."

В конце 50-х годов молодого физика Ю.Н.Денисюка увлекла идея объемных изображения, высказанная писателем в повести "Звездные корабли", и он поставил своей творческой Целью научиться создавать такие изображения. Уже будучи известным ученым, создателем общей теории голографии, основателем практической голографии, он писал: "С дерзостью, свойственной молодости, я решил придумать себе интересную тематику, взявшись за какую-то большую, стоящую на грани возможности оптики задачу. И тут в памяти всплыл полузабытый научно-фантастический рассказ И.А.Ефремова...

...Я не только не отрицаю своеобразное участие И.Ефремова в моей работе, но подтверждаю его с удовольствием."

Из предвидений И.А.Ефремова Роман "Лезвие бритвы", 1963 год. Высказана идея лазера, способного излучать под действием солнечного света, т.е. работать за счет даровой энергии солнца. Подтверждение. Такие лазеры созданы. Например, лазер с накачкой излучением солнца, изобретенный в 1984 году в Институте высоких энергий АН СССР (а.с. N1208591).

Еще большее количество замечательных идей ждет своего часа. Вот, например, идея о существовании наследственной памяти поколений, высказанная им в рассказе "Эллинский секрет" и более подробно обоснованная в романе "Лезвие бритвы". Очень давно известны случаи снов, галлюцинаций, в которых некоторые люди видели события близкого и далекого прошлого, заведомо неизвестные им ранее и оказывавшиеся подлинными.

Наука обычно отмахивается от подобных фактов, считая их недостоверными, другие люди видят в них проявления "идеального" мира, прямое доказательство переселения душ. Разве мог Иван Антонович с его живым интересом к необычным явлениям удовлетвориться подобными "объяснениями"? Со свойственным ему стремлением докапываться до первопричин, он стал искать материалистическое объяснение: каким образом могут сохраняться и передаваться неизвестные воспоминания предков?

Известен только один информационный канал, связывающий поколения - генетический код молекул ДНК. Отсюда он сделал вывод: тайна удивительных "воспоминаний" далекого прошлого должна скрываться в структуре генов. До сих пор считается, что память человека, впитывающая многообразие мира, бесследно исчезает с его смертью. Ефремов предположил, что в течение миллионов лет эволюции мог выработаться механизм кодирования некоторых наиболее важных отпечатков памяти непосредственно в структуре генов. Эти отпечатки могут передаваться по наследству и храниться в подсознательной - "клеточной" - памяти потомков. В определенных случаях они могут прорываться в сознание и вызывать те самые загадочные видения-воспоминания.

Значение генной памяти, подтвердись эта гипотеза, огромно, ибо ее расшифровка привела бы, по словам ученого, "к головокружительной возможности - заглянуть через самого человека в бездну миллионов прошедших веков его истории, пробуждая в его сознании закодированный памятный фонд."

Эта и многие другие подобные гипотезы И.А.Ефремова в целом создают богатейших фонд идей для будущих исследователей.

Из предвидений И.А.Ефремова Роман "Туманность Андромеды", 1957 год. Высказана идея силиколла - прозрачного материала из кремнийорганических соединений. Подтверждение. Подобные материалы уже синтезированы.

Некоторые произведения из-за необычности содержащихся в них идей публиковались с большой задержкой. Так, "Эллинский секрет" был опубликован лишь после публикации "Лезвия бритвы", в 1966 году. Иногда доходило до курьезов. Например, в 1945 году на заседании Союза Писателей Кирилл Андреев с трибуны обвинял Ефремова за то, что тот в повести "Звездные корабли"... "посмел предположить где-то в иных мирах существование коммунистического общества на 70 миллионов лет раньше, чем у нас на Земле!" И повесть была опубликована лишь в 1947 году.

 

Живая история

Давние мечты об Африке, вызванные еще Хаггардом, со временем превратились в глубокий интерес к истории. В 1945 году он закончил работу над исторической дилогией "Великая дуга". Позднее он писал по поводу своего замысла: "Все усиливавшийся с годами интерес к истории постепенно менял планы, в каких представлялась Африка - от наивно-романтического интереса к Черному материку до глубокого стремления познать и ощутить прошлое всесторонне посредством пейзажей, животных, растений и, наконец, людей Африки, как ключей к воссозданию ретроспективной, но живой картины ушедшего мира."

И действительно, какая огромная дистанция пролегает между грезами детства в пальмовой оранжерее Петероградского Ботанического сада и суждениями зрелого ученого! В обращении к этой теме просматривается все то же стремление повысить полноту исторической летописи Земли.

В 1949 году была опубликована вторая повесть дилогии - "На краю Ойкумены", повествующая о странствиях древнегреческого художника, стремящегося познать законы красоты (идеи повести получили дальнейшее развитие в романах "Лезвие Бритвы" и "Таис Афинская").

Первая повесть - "Путешествие Баурджеда", где повествовалось об удивительном путешествии древних египтян на юг Африканского материка, совершенном во времена правления IV династии фараонов, и о том, как познание окружающего мира меняет мировоззрение людей, была опубликована лишь в 1953 году. Почему же "Путешествие..." опоздало на четыре года?

Ефремов с поразительной научной точностью описал жизнь древних египтян. При близком же знакомстве с историей Древнего Египта нетрудно заметить определенное и мало приятное для "владык" сходство с общественным строем, установившимся в России после 1917 года. А главное, через всю повесть проходит мысль о несправедливости власти, препятствующей познанию в целях своего укрепления, и о ее ничтожности перед лицом необъятного мира. Позднее эти мысли в полную силу зазвучат в романе "Час Быка".

Так что не удивительно, что повесть увидела свет лишь в год смерти Сталина.

Великое Кольцо

В начале пятидесятых годов И.А.Ефремов задумал научно-фантастический роман о далеком будущем. Почему палеонтолог, историк по складу мышления, обратился к этой теме? Этот неожиданный, на первый взгляд, поворот в литературном творчестве в действительности закономерно вытекал из его мировоззрения, научного и предшествующего литературного творчества.

Как ученый, он изучал далекое прошлое Земли, эволюцию жизни, что и привело его к мысли о единстве форм разумной жизни ("Звездные корабли"). С другой стороны, эти интересы были тесно связаны с историей развития человечества, воспринимаемого им как естественное продолжение эволюции. Особенно ярко это отразилось в дилогии "Великая дуга". Законы диалектического мышления требовали дополнить эти представления противоположной стороной - представлениями о далеком будущем человечества, живущего в условиях постоянных контактов с собратьями по разуму.

В противовес зарубежным писателям-фантастам, представлявшим такие контакты в виде "звездных войн", И.А.Ефремов иначе представлял себе картину будущего. В статье "На пути к роману "Туманность Андромеды" он писал: "...я хотел противопоставить мысль о дружеском контакте между различными космическими цивилизациями. Так родилась и созрела тема "Великого Кольца"..."

Однако уже в процессе работы он осознал, что без представлений о человеке будущего, о его идеалах, замыслах и заботах невозможно воссоздать полную картину будущего. Таким образом, пришлось искать ответы на вопросы, заданные им самим в "Звездных кораблях".

В свою очередь, изображение внутреннего и внешнего мира человека будущего потребовало представить самые основы высокоразвитого общества. Особенно много места в романе он уделил будущей системе воспитания человека...

Так, от одного штриха к другому, постепенно складывалась всеобъемлющая картина будущего.

После первой публикации в 1957 году, роман быстро получил мировое признание. Недаром десятитомник "Шедевры мировой фантастики", изданный во Франции в 1970 году, открывается романом "Туманность Андромеды".

Из предвидений И.А.Ефремова Роман "Туманность Андромеды" 1957 год. Высказана идея искусственного разведения в океане хлореллы для получения белковой пищи. Подтверждение. В настоящее время существуют подобные проекты, имеющие серьезное обоснование.

 

 

В преддверии будущего

В 1959 году была опубликована небольшая повесть Ефремова "Сердце Змеи", как бы в продолжение романа описывающая первый непосредственный контакт землян с представителями иной космической цивилизации. Этот год стал переломным в жизни Ивана Антоновича: из-за резкого ухудшения здоровья пришлось оставить работу в Палеонтологическом институте. Он не порывал связей с наукой до конца жизни, но ему предстояло определиться со своим дальнейшим творческим путем. О его душевном состоянии в этот период можно судить по рассказу "Юрта Ворона", повествующем о геологе, получившем тяжелую травму, и его мужественных поисках своего нового смысла жизни.

Волею судеб он обрел возможность больше времени уделять литературному творчеству. Предстояло писать о самом важном: неизвестно, сколько отпущено ему времени. О чем же? И здесь он остался верен принципу преемственности в творчестве. В "Туманности Андромеды" он показал идеал человека будущего и сделал вывод о главенствующей роли воспитания в жизни общества будущего. Но как преодолеть разрыв между идеалом и действительностью? Каким должно быть и на чем основываться воспитание и самовоспитание современных людей, чтобы они могли "уверенно искать свое место в жизни", пройти по труднейшей дороге в будущее?

Раздумьям над этими проблемами и посвятил он следующий роман - "Лезвие бритвы". Без глубокого понимания природы человека невозможно воспитание людей, способных уверенно шагнуть в завтрашний мир, невозможно подлинное самовоспитание - и духовное, и физическое. Поэтому одной из главных целей романа он ставил привлечение внимания исследователей к наукам о человеке, к его нераскрытым еще способностям.

В романе он попытался обосновать основы морали, этики и эстетики будущего, опирающейся на научные знания, а не на веру, как религиозная мораль. Интересно, что несколько позднее к этой же мысли пришел знаменитый канадский биолог Ганс Селье: "Я всегда стремился преодолевать политические, религиозные и расовые барьеры и подчеркивать то, что считаю кодексом поведения человека, основанном на законах природы и, как мне кажется, наилучшим образом отражающим эти законы".

Из предвидений И.А.Ефремова Рассказ "Пять картин", 1965 год. Высказана идея использования льдов Антарктиды в качестве источника пресной воды для орошения засушливых районов планеты. Подтверждение. В настоящее время существует множество подобных технически обоснованных проектов.

Огромную роль в воспитании И.А.Ефремов отводил чувству прекрасного: "...воспитать человека - это главная задача всего будущего Земли, более важная, чем достижение материального благополучия. И в этой задаче красота - одна из главных сил, если только люди научатся правильно понимать и ценить ее, также и пользоваться ею." В романе он дал глубокое обоснование гипотезы о сущности чувства прекрасного.

"Лезвие бритвы", опубликованный в 1963 году, Ефремов назвал романом приключений. Так оно и было по форме, но по содержанию - это удивительно глубокая книга о самовоспитании.

 

Завещание Эрф Рома

Наиболее значительное произведение - роман "Час Быка" - явилось, по словам Ефремова, полной неожиданностью для него самого. Однако анализ предыдущих произведений показывает, что раньше или позже он должен был прийти к этому замыслу.

В предыдущих романах он дал картину будущего человечества и рассмотрел пути подготовки сознания людей к нему. Для завершения цельного исследования проблем будущего требовалось рассмотреть сам путь человечества в будущее. Целью нового романа стало исследование путей развития общества, выявление трудностей и ловушек, подстерегающих на этом пути, выработка способов их обхода и преодоления.

Название романа замечательно отражает его содержание. С одной стороны, Час Быка по древним восточным поверьям - самое глухое время ночи, время власти демонов, злых духов. С другой стороны, "бык" - эгоистичный, безжалостный человек, сеющий раздоры, несчастья и страдания среди людей.

В романе с поистине энциклопедической всеобъемлемостью рассмотрены проблемы развития человечества - от социальных и экологических, до психологических и лингвистических. Красной нитью через весь роман проходит мысль: "Самое трудное в жизни - это сам человек, потому что он вышел из дикой природы не предназначенным к той жизни, какую он должен вести по силе своей мысли и благородству чувств."

Из предвидений И.А.Ефремова Роман "Час Быка", 1968 год. Высказана идея скрепления сломанных костей и их мелких осколков специальными крючками, чтобы обеспечить их правильное срастание. Подтверждение. Учеными Сибирского физико-технического института разработаны и внедрены в практику крючки из сплавов с памятью формы, обеспечивающие правильное скрепление костей без накладывания гипсовых повязок. С их помощью можно лечить самые сложнейшие переломы, не поддающиеся другим методам лечения.

Вершиной творческих исканий Ивана Антоновича при исследовании проблем на пути в будущее стала теория инферно (в буквальном смысле - ад), сконцентрировавшая в себе все его обширные познания.

Суть ее в том, что история на низших этапах развития общества сопровождается неизбежными страданиями каждого человека. То же характерно для всей эволюции жизни. Страдания могут многократно увеличиваться при возникновении замкнутых кругов безысходности. В природе такие круги возникали вследствие частных, узкоспециальных приспособлений организма к условиям среды обитания, заводивших биологические виды в эволюционные тупики и, тем самым, обрекавших их на массовое вымирание.

В развитии человечества круги безысходности возникают в низкоорганизованных обществах с тоталитарными режимами. Одна из причин тому - тенденция к самоизоляции подобных обществ на основе территориальных, национальных, религиозных и других признаков, ведущая к ограждению людей от контактов с внешним миром и их порабощению. Круг безысходности страданий замыкается.

Одним из наиболее опасных и изощренных способов порабощения, по его мнению, является лишение народов их исторической памяти, искажение истории. Один из героев романа, владыка планеты Торманс утверждает: "Человек не должен знать о прошлом, искать в нем силу, это дает ему убеждения и идеи, несовместимые с подчинением власти. Историю надо срезать от корня..." Недаром первым законом Великого Кольца, считал Ефремов, должен быть закон о свободе информации, по которому преступным считается любая власть, препятствующая познанию и распространяющая намеренную дезинформацию.

Погоня за материальным благополучием в ущерб развитию духовной культуры также ведет к безысходности инферно. Наиболее опасной ловушкой инферно он считал установление мирового владычества олигархии.

Всесторонне исследовав модель общества, находящегося в инферно, он сформулировал закон Стрелы Аримана. Суть его в том, что в этих условиях любое действие власти, даже с благими намерениями, оборачивается неисчислимыми бедами для людей. При этом в первую очередь Стрела Аримана без промаха разит лучшие человеческие проявления!

Были намечены три последовательные ступени выхода из инферно: обеспечение духовно богатой жизни человека через лучшие достижения мировой культуры и необходимость труда познания и творчества; совершенствование самого человека; преображение жизни общества. Сформулировать такую теорию под силу лишь человеку выдающегося интеллекта!

Иван Антонович, как никто другой, осознавал инфернальность жизни и предложил глубокий по смыслу рецепт: "Если уж находиться в инферно, сознавая его и невозможность выхода для отдельного человека из-за длительности процесса, то это имеет смысл лишь для того, чтобы помогать его уничтожению, следовательно, помогать другим, делая добро, создавая прекрасное, распространяя знание. Иначе какой же смысл в жизни?"

Именно в этом и был смысл его жизни, главный вектор литературного творчества. При знакомстве с творчеством И.А.Ефремова нетрудно увидеть, что его произведения перекрывают все три ступени выхода из инферно!

Из предвидений И.А.Ефремова Роман "Час Быка", 1968 год. Высказана идея конструкции телескопической башенки, выдвигаемой из свернутой в рулон металлической ленты. Подтверждение. В настоящее время подобные конструкции уже изобретены. Так, в изобретениях по патенту США N3451182, по а.с. N536308 предлагаются подобные раздвижные телебашни, мачты, антенны, опоры и т.п.

С теорией инферно связана одна удивительная загадка. Автором теории в романе называется ученый и философ Эрф Ром, живший в пятом периоде Эры Разобщенного Мира, т.е. в наше время. Эрф Ром - странное имя, словно попавшее к нам из далекого будущего! Откуда же оно?! Известно, что Ефремов был всегда точен в цитировании имен современников. Может быть все-таки закралась ошибка?

Тайну имени нетрудно раскрыть, если сопоставить с ним имя автора романа: Ефремов - Еф-рем-ов - Еф Рем - Эрф Ром...

После публикации этого замечательного романа в 1968 году, первыми провидческую силу Ивана Антоновича по достоинству оценили власть имущие и их холопы. Ему пришлось до дна выпить горькую чашу отлично организованной травли, в которой принимали участие от КГБ до собратьев по перу, продолжавшейся даже после его смерти, вплоть до наших дней!

С романом "Час Быка" связан еще один удивительный прогноз И.А.Ефремова. В 1971 году он предсказал, что роман станет обычным лет через пятнадцать. Так оно и случилось: лишь в 1987 году сняли запрет на упоминание и переиздание романа!

 

"Печаль моя светла..."

После окончания "Часа Быка" И.А.Ефремов приступил к работе над давно задуманным историческим романом о Древней Элладе. Направленность романа предопределили предыдущие произведения - "Лезвие бритвы" и "Час Быка", в которых он неоднократно подчеркивал особое значение красоты, культуры в целом для воспитания и самовоспитания, рассматривал их как первоочередное средство в борьбе с инферно.

Еще в "Лезвии бритвы" он писал: "Самый великий ученый нашего времени и один из величайших во все времена, мой соотечественник Вернадский ввел понятие ноосферы - суммы коллективных достижений человечества в духовной области, мысли и искусства. Она обнимает всех людей океаном, формирующим все представления о мире, и надо ли говорить, как важно, чтобы воды этого океана оставались чистыми и прозрачными. Все усилия людей творческих должны быть направлены сюда, и нужно не только создавать новое, но и не позволять пачкать прежнее, вот еще одна громадная задача на пользу всему миру." О необходимости очистки ноосферы от образцов злобы, лжи, насилия, садизма... он писал и в "Часе Быка".

Так на фоне исторических событий времен Александра Македонского была поставлена грандиозная и многоплановая задача нового романа: исследовать истоки формирования человеческой культуры, духовных идеалов, показать преемственность культур прошлого, настоящего и будущего, осмыслить и очистить лучшие достижения культуры древнего мира, глубже изучить значение чувства прекрасного в формировании мировоззрения человека.

Сегодня много говорят и пишут об экологии, о борьбе за чистоту воды, воздуха... А Иван Антонович еще в те годы во весь голос призывал обратить внимание на самый главный вид экологии - экологию души человеческой. Ибо без нее будут тщетными все попытки человечества сохранить природу даже под прямой угрозой собственного вымирания!

Полный светлой печали, роман "Таис Афинская" начал публиковаться в журнале "Молодая гвардия" в июле 1972 года.

Жизнь Ивана Антоновича Ефремова оборвалась 5 октября 1972 года, за два месяца до окончания публикации…

 

За порогом будущего

Ушел из жизни великий мыслитель, но с нами остались его дела и мысли. Осталась стопа "премудрых тетрадей", накопившаяся за долгие годы творческой работы - уникальная картотека наблюдений и мыслей, помогавшая в осуществлении грандиозных замыслов. А еще осталось множество неисполненных замыслов.

Он хотел написать еще одну научно-популярную книгу о палеонтологии: "Та философская "жила", что пронизывает мои романы, берет начало здесь, и я обязан популярно изложить читателю основы моей науки..."

Хотелось написать историческую повесть о легендарном броненосце "Ретвизан", о героизме русских моряков во время Цусимского сражения. Их стойкость и мужество служили ему верной опорой, особенно в последние годы жизни.

Был задуман исторический роман о нашествии хана Батыя на Русь. В нем он хотел, по его словам, "разглядеть корни деспотизма, исследовать эту - тоже переломную - эпоху беспощадно и беспристрастно..." Если в "Часе Быка" основное внимание было уделено последствиям деспотизма и путям их преодоления, то здесь, по-видимому, он собирался глубже исследовать причины, ведущие человечество в бездну инферно и, следовательно, искать новые обходные пути.

Он задумал еще один научно-фантастический роман "Чаша отравы" о далеком будущем. О чем важном он хотел нам сказать?

Сегодня мы можем лишь догадываться об этом. Впрочем, зная общую линию его творческих исканий, можно попытаться по названию спрогнозировать общее направление романа. В предыдущих научно-фантастических романах он описал могучее бесклассовое общество далекого будущего. Но развитие продолжается. Каким оно будет? С какими серьезными проблемами предстоит столкнуться нашим далеким потомкам? Знание их может быть ценным и для нас.

Недаром И.А.Ефремов в романах о будущем много внимания уделял охранительным системам этого общества, ибо, по словам одной из юных героинь "Часа Быка" - "Мне в первый раз стало страшно, когда я поняла, как хрупка человеческая культура. Что может угрожать ей в, казалось бы, совершенном будущем?

В прологе романа "Час Быка" Иван Антонович оставил один намек на такую опасность, вложив его в уста школьницы будущего: "Я только что читала о мертвых цивилизациях нашей Галактики,.. не убитых, не самоуничтожившихся, а именно мертвых. Если сохранилось наследие их мыслей и дел, то иногда это опасный яд, могущий отравить еще не зрелое общество, слепо воспринявшее мнимую мудрость.

...Исследование погибших цивилизаций столь же опасно, как разборка древних складов оружия, временами попадающихся на нашей планете."

Возможно, в "Чаше отравы" он хотел поставить мысленный эксперимент по испытанию на устойчивость общества будущего, воспринявшего мудрость исчезнувшей высокоразвитой, но чужой, цивилизации? А может быть подобная опасность могла возникнуть при контакте с цивилизациями из анти-мира Тамаса, о котором мечтали герои "Часа Быка"? Кто знает? Во всяком случае, предупреждение Ефремова очень актуально и в наше время.

* * *

В прологе к роману "Лезвие бритвы" И.А.Ефремов отметил глубочайшую взаимосвязь жизненных обстоятельств: "И в человеческом существовании незаметные совпадения, давно наметившиеся сцепления обстоятельств, тонкие нити, соединяющие те или иные случайности, вырастают в накрепко спаянную логическую цепь... Если проследить всю цепь, а затем распутать начальные ее нити, можно прийти к некоему отправному моменту, послужившему как бы спусковым крючком или замыкающей кнопкой."

Такой логической цепью и была жизнь этого удивительного человека, созданная его собственной волей. А его "кнопкой" были тяга к знаниям и неистребимый интерес к новому, неизвестному, воспитанные книгами в детстве и юности.

Он прожил всего 65 лет, но сумел за это короткое время прожить десятки ярких, насыщенных жизней и осуществил мечту детства - проник в неведомое, объял мыслью время и весь мир!

Таким он навсегда и останется в памяти людей. Иван Антонович Ефремов - Человек, проложивший дорогу через прошлое к будущему.

ГЛАВА 9. СЛАГАЕМЫЕ ТАЛАНТА

 

Для успешной работы над поставленной творческой Целью требуются определенные качества творческой личности. Какие? Можно ли их развивать и как?

 

Психологами предложено множество вариантов творческих качеств, но они носят описательный характер1: либо эти качества есть, либо их нет (со всеми вытекающими последствиями).

 

В 1967 году известный канадский биолог Г.Селье в своей книге "От мечты к открытию" представил свой взгляд на структуру творческих качеств и один из первых попытался дать некоторые конкретные рекомендации по их развитию.

 

Впервые комплекс качеств творческой личности, носящий рекомендательный характер, был предложен в 1984 году Г.С.Альтшуллером и И.М.Верткиным2. Они выявили шесть основных качеств, которые можно воспитывать и развивать:

 

наличие новой, значительной, общественно полезной Достойной Цели;

 

наличие программы (пакета программ) достижения поставленной цели и контроль за их выполнением;

 

высокая работоспособность в выполнении намеченных планов;

 

хорошая техника решения задач;

 

"умение держать удар" - способность отстаивать свои идеи;

 

результативность.

 

Впоследствии авторы несколько изменили свою схему, удалив "результативность" и введя "способность видеть проблемы, решение которых необходимо и достаточно для достижения Достойной Цели."

 

О таком комплексе творческих качеств, но с некоторыми изменениями, отражающими точку зрения автора данной книги, пойдет дальнейший разговор.

 

Поисковая активность

 

Развитая поисковая активность, направленная на познание, - тяга к неведомому и небывалому - является определяющим для творческой личности качеством. Она задает главный мотив ее жизни - стремление расширить горизонты познания человека и его возможности, пронизывает все этапы становления творческой личности и все ее последующее творчество. Только благодаря этому качеству формируется главный вектор творческого поиска, происходит последующий выбор Цели и работа над ней.

 

В главах 4, 5 мы уже подробно рассмотрели роль этого качества, возможные пути его развития - научно-фантастическая, приключенческая, научно-популярная литература, выбор соответствующего "идеального героя", развитие воображения, многообразие интересов, выработка навыков систематического самообразования.

 

Ряд последующих рекомендаций по развитию творческого мышления также косвенно способствует ее развитию.

 

 

* * *

 

 

Загадочный порт

Задача N35:

 

Проводя подводные археологические раскопки у берегов острова Крит, Ж.-И.Кусто обратил внимание, что у древних критян был единственный морской порт Амнис. И располагался он в месте, продуваемом всеми ветрами, совершенно негодном для якорной стоянки судов. Даже для современного судна стоянка в вечно бурлящей гавани Амниса представляла серьезную опасность. Как же древние критяне - великолепные мореходы - могли выбрать столь неудачное для порта место?!

 

Стремление к осмысленному творчеству и верность выбранной творческой Цели

 

Трем работникам, таскающим тяжелые камни на стройке, был задан один вопрос: "Что ты здесь делаешь?" Первый ответил: "Таскаю эти проклятые камни." Второй - "Зарабатываю на жизнь." А третий ответил: "Я строю этот прекрасный дворец."

 

Последний ответ - ответ творческой личности, ибо ей присуще стремление поставить во главу угла своей жизни творческую Цель.

 

О творческой Цели, подготовке к ее выбору и о некоторых секретах ее правильного выбора подробно говорилось в главах 4, 5, 7. Выбор творческой Цели есть конкретное проявление поисковой активности. Творческая Цель служит надежным маяком, указывающим верное направление поступков и действий.

 

Вторая составляющая этого качества - верность выбранной Цели, то есть стремление отдавать все силы ее достижению, готовность к преодолению возникающих трудностей: мало знать направление, надо быть готовым идти в нем. Без верности Цели, своей Мечте это немыслимо.

 

Подлинная верность Цели основана на убежденности в правильности своего пути, на сильнейшей тяге к новому, на осознании важности и значимости своей работы. Слепое же упорство или желание славы - весьма зыбкие, легко разрушимые опоры.

 

Мы уже познакомились с самоотверженной верностью И.А.Ефремова своей Цели. Подобных примеров в науке и технике великое множество, и читатель сам может выбрать достойный подражания образец. Вот лишь один подобный пример.

 

Выдающийся ученый А.Л.Чижевский в годы сталинских репрессий был арестован по ложному обвинению. Во время заключения он сумел предотвратить возникшую в лагере эпидемию тифа, и в благодарность за это начальник лагеря разрешил ему заниматься научной работой. Верный своей Мечте, но резко ограниченный в возможностях, Чижевский решает исследовать влияние Солнца на кровообращение - для этого достаточно примитивного оборудования медицинского кабинета.

 

В январе 1950 года приходит неожиданная весть - он оправдан и свободен! Нетрудно предсказать действия обычного человека в такой ситуации. Но Чижевский отправляется к начальнику лагеря и упрашивает его... продлить срок заключения еще на месяц! - необходимо закончить очень важные наблюдения...

 

 

* * *

 

 

Живучие бактерии

Задача N36:

 

Однажды известный бактериолог Луи Пастер узнал, что в местах захоронения овец, умерших от сибирской язвы, спустя двенадцать лет были обнаружены возбудители этой болезни. То, что бактерии столь длительное время сохраняли на поверхности свои болезнетворные свойства, противоречило всем известным фактам. В чем секрет их живучести?

 

Творческое мышление

 

Несомненна исключительная важность этого качества для постановки творческой Цели, для выявления и решения конкретных задач, необходимых для ее достижения, для оценки возможных последствий достижения Цели и перспектив работы.

 

Анализ творческих биографий позволяет выявить характерные составляющие творческого мышления. Так, для него характерна диалектичность мышления, т.е. видение объектов (фактов, понятий) в развитии, видение их противоположных сторон, способность выявлять и преодолевать противоречия, возникающие в процессе развития. Сознательно или неосознанно эти свойства мышления проявляют все выдающиеся творцы науки и техники.

 

Одним из наиболее последовательно использовавших диалектику в творчестве, был И.А.Ефремов. В статье некоторые соображения о биологических основах палеозоологии" он писал: "Сущность диалектического анализа биологических или палеонтологических и вообще всяких явлений заключается прежде всего во вскрытии двойственности, противоречивости всякого явления и всякого развития. В сочетании с историческим подходом анализ развития противоречий и единства противоположностей должен дать хорошие результаты." Эти слова он блестяще подтвердил собственными выдающимися достижениями - от создания нового научного направления в палеонтологии (тафономии), до исследования проблем далекого будущего.

 

Следующей важной особенностью творческого мышления является системность мышления, т.е. видение многообразия свойств и взаимосвязей между различными объектами (фактами, понятиями). По поводу этого русский химик Л.А.Чугаев писал: "...из всех признаков, отличающих гениальность и ее проявления, два кажется, являются наиболее показательными - это, во-первых, способность охватывать и объединять широкие области знания и, во-вторых, способность к резким скачкам мысли, к неожиданному сближению фактов и понятий, которые для обыкновенного смертного кажутся далеко отстающими друг от друга и ничем не связанными по крайней мере до момента, когда такая связь будет обнаружена и доказана... Эти черты мы как раз и находим у Менделеева." Этой же особенностью мышления в полной мере обладали такие выдающиеся личности, как К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, К.А.Тимирязев, О.Ю.Шмидт, В.М.Бехтерев, И.А.Ефремов и многие другие.

 

Не менее важна роль развитого воображения, о котором уже упоминалось в главе 4.

 

Человеческое мышление сковано множеством стереотипов, которые заставляют действовать в определенных ситуациях стандартно, почти не задумываясь. И это жизненно необходимо во многих ситуациях. Представьте, если бы, скажем, пожарные, приехав на пожар, раздумывали, как им поступить на этот раз, или, если бы врачи каждый раз пытались по новому лечить одну и ту же болезнь...

 

Иначе обстоит дело в творчестве, которое всегда - прорыв в неизвестность, требующий новых представлений о предмете, поиска новых путей. Здесь стереотипы мышления из помощника превращаются в коварного врага, нашептывающие, что так никто не делает, это считается невозможным, так нельзя... И вот появляются паровозы с механическими ногами, электродвигатели, подозрительно напоминающие паровые машины и т.п. Ярким примером вредного влияния стереотипов мышления на творчество является история открытия пенициллина. С конца прошлого века микробиологи бились над созданием лекарств против болезнетворных микробов. Исследователям очень сильно досаждала плесень - извечный враг микробиологических лабораторий. Проникая в колбы, она уничтожала микроорганизмы, срывая эксперименты, уничтожая с трудом выращенные культуры... Ученые всеми средствами пытались избавиться от нее. И только незаурядное воображение А.Флеминга позволило ему в 1928 году преодолеть сложившийся стереотип и увидеть в заурядной плесени могучее лекарство.

 

В главе 4 уже рассматривалась важная роль научно-фантастической литературы в развитии воображения. Кроме того, существуют специальные приемы и методы развития воображения, которые, наряду с приемами и методами развития остальных составляющих творческого мышления, составляют обширный арсенал ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач является на сегодня уникальным средством развития творческого мышления.

 

Поскольку настоящая книга посвящена общим проблемам творческой личности, то автор счел возможным ограничиться лишь небольшими выдержками из ТРИЗ - элементарными приемами решения творческих задач (см. разделы "Наука побеждать") и некоторыми дополнительными упражнениями (см. Приложение 2).

 

Для серьезного развития составляющих творческого мышления необходимо начинать систематическое изучение ТРИЗ. Список литературы по ТРИЗ приведен в Приложении 4.

 

И, наконец, творческим личностям присуща независимость мышления. С одной стороны, для того, чтобы сказать новое слово в науке и технике, необходима собственная точка зрения, независимая от авторитетов. Достаточно вспомнить уже упоминавшиеся открытие теплой сверхпроводимости и создание самолета, сделанные вопреки мнению авторитетных специалистов.

 

С другой стороны, необходима независимость от собственных взглядов и убеждений, т.е. способность признавать свои ошибки и заблуждения: без этого немыслимо продвижение вперед. Пожалуй, лучше всех по этому поводу высказался М.Фарадей: "Я готов признать, что могу во многом ошибаться, - никому не дано быть абсолютно правым в физической науке, по сути своей находящейся в стадии становления и изменения."

 

Право на независимость мышления приходится отстаивать порой очень решительными действиями. Например, Ж.-И.Кусто, решив полностью посвятить себя науке, задумал организовать полностью независимую и самофинансируемую исследовательскую организацию. Причина: никто не сможет оказать давление и повлиять на направления исследований. Независимость, особенно важную при экологических исследованиях океана, Кусто строго блюдет и по сей день. Так, в ассоциацию "Фонд Кусто", насчитывающую 260 тыс. членов, не имеют права вступать люди, занимающиеся коммерческой деятельностью.

 

Основные пути развития независимости мышления - косвенные: через самообразование "по Циолковскому" и развитие остальных составляющих творческого мышления.

 

Кроме вышеперечисленного, творческое мышление включает в себя определенное мировоззрение. Оно индивидуально для каждой личности, но содержит и общие черты: признание познаваемости мира, бесконечности процесса познания и его важной роли в развитии человечества, признание в качестве единственных критериев истины научно установленные факты.

 

 

* * *

 

 

Непокорный водород

Задача N37:

 

Суть эффекта Рассела, открытого в начале века, состоит в том, что фотопластинка, поднесенная в темноте к очищенной от окисной пленки поверхности металла, оказывается засвеченной. Выяснилось, что в этом повинен атомарный водород, возникающий при взаимодействии металла с парами воды. Далее выяснилось, что пластинка чернела даже на расстоянии в десятки миллиметров от поверхности. Но атомарный водород не может пролетать такие расстояния! Он должен объединяться в молекулы задолго до цели. В чем же причина непонятного поведения атомарного водорода?

 

Работоспособность

 

Выдающиеся творческие личности прежде всего были великими тружениками, обладали высокой работоспособностью. Нет особой необходимости подчеркивать, что без этого качества физически невозможно достижение поставленных Целей.

 

Работоспособность складывается из способности много работать и умения хорошо организовать свою работу.

 

Удивительной способностью много работать обладал известный русский геолог и писатель В.А.Обручев. За 70 лет творческой работы - более 44000 страниц написанных книг, статей, дневников, сотни учеников. Общая протяженность его геологических маршрутов превысила 30 тыс. км.

 

Рабочий день Ж.Верна на протяжении всей жизни составлял в среднем 16 часов. Когда его спрашивали, как ему удается сохранять столь высокую работоспособность, он искренне удивлялся: "Не надо меня хвалить. Труд для меня - источник единственного и подлинного счастья... Это - моя жизненная функция. Как только я кончаю очередную книгу, я чувствую себя несчастным и не нахожу покоя до тех пор, пока не начну следующую. Праздность является для меня пыткой."

 

Известно, что Т.Эдисон и О.Хэвисайд могли сутками не выходить из своих лабораторий. И подобным примерам нет конца.

 

Такое фантастическое трудолюбие не дается от рождения, а, в первую очередь, есть следствие сильнейшей поисковой активности, высочайшей верности своей Цели. Оно развивается еще на стадии становления творческой личности, в процессе систематического самообразования, а в дальнейшем - непосредственно в процессе творческой работы.

 

Однако сама по себе способность много работать еще не означает высокой работоспособности в смысле ее продуктивности, мало что значит без умения хорошо организовать свою работу.

 

В настоящее время существует большое количество литературы, посвященной вопросам повышения эффективности своего труда. Поэтому лишь кратко остановимся на важных моментах.

 

Хорошая организация работ по достижению поставленной Цели невозможна без рационального планирования. Многие выдающиеся творческие личности уделяли этому первостепенное внимание. Планы достижения Цели должны быть конкретными, выполнимыми, поддающимися контролю за их выполнением. О некоторых особенностях построения таких планов см. Приложение 3.

 

Для достижения Цели необходимо проделать большой объем работы. Следовательно, надо развивать в себе навыки рационального использования времени. Рассмотрим опыт некоторых творческих личностей по "сжатию" времени.

 

Известный зоолог А.А.Любищев разработал систему учета времени, помогающую стать хозяином своего времени. Все затраты времени он разделил на полезные (творческая работа, самообразование, выполнение служебных обязанностей), необходимые (сон, еда, личная гигиена, занятия физкультурой и т.п.), и на так называемые "отбросы времени" (собрания, совещания, поездки в транспорте, ожидание на остановках, на вокзалах и т.п.). В течение 56 лет он вел письменный учет этих затрат.

 

Систематический учет затрат времени позволяет:

 

а) обрести личный опыт объективной оценки затрат на различные виды деятельности, следовательно, строить реальные планы;

 

б) выявлять нерациональные потери полезных и необходимых затрат времени, сокращать их, постепенно устраняя причины потерь;

 

в) сокращать или полезно использовать "отбросы времени".

 

Простейший способ превращения "отбросов" в полезное время: сформировать пакет неспешных дел, проблем, которыми можно заниматься в подобный условиях. Так, А.А.Любищев в трамваях, в поездах, в ожидании приема врача, в очередях... изучил английский, немецкий и французский языки.

 

Дополнительно "спрессовать" время помогает прием совмещения. Суть его в том, что освоение новых знаний, необходимых, но вспомогательных навыков надо стремиться совмещать с основной творческой работой. То есть следует стремиться выполнять какую-либо работу таким образом, чтобы ее результаты оказались полезными сразу для нескольких целей. Например, Любищев, будучи специалистом по насекомым, изучал немецкий язык по новому немецкому определителю насекомых.

 

 

* * *

 

 

Задача N38:

 

Вы считаете себя занятым человеком? Попробуйте в течение всего одной недели провести полный учет затрат времени на все свои дела и увлечения. В конце недели сравните, какая доля времени расходовалась полезно. Как соотносятся эти затраты с вашими планами на будущее? Подумайте, что следует изменить в вашем бюджете времени?

 

Подробнее с системой Любищева можно ознакомиться в повести Д.Гранина "Эта странная жизнь".

 

Анализ творческих биографий позволил выявить необычайно эффективный путь сокращения возможных потерь времени - принцип аккумуляции знаний. Суть его в том, что для достижения поставленной Цели необходимо стремиться использовать ВСЕ знания и навыки, обретенные ранее и обретаемые вновь, даже "посторонние", "случайные".

 

Вспомним уже упоминавшиеся примеры. А.Л.Чижевский сумел использовать все свое многообразие юношеских интересов для создания основ гелиобиологии. Многообразные детские и юношеские увлечения Ж.-И.Кусто - кино, литература, плавание, конструирование - все их он в дальнейшем направил на достижение поставленных Целей. И это в большой степени способствовало его успеху. Тафономия создавалась И.А.Ефремовым на базе его обширных познаний в зоологии, палеонтологии, геологии, истории, философии.

 

Великий Чарли Чаплин вообще не планировал свои будущие фильмы: становился перед киноаппаратом, не имея даже набросков сценария, и на ходу начинал импровизировать. Колоссальная часть отснятого материала, нередко оригинального по замыслу, при этом шла в отход. И несмотря на такой "кошмарный" метод работы, он снял огромное количество замечательных фильмов. Как?! Секрет был раскрыт в фильме английской телекомпании "Thames television" - "Неизвестный Чаплин": практически все забракованные сюжеты использовались в последующих фильмах.

 

Иными словами, у подлинной творческой личности, как у гоголевского Плюшкина, НИЧТО не пропадает даром. Наиболее выдающихся результатов добивались те, кто следовал этому принципу! Кстати, нетрудно заметить, что по сути он близок условию преемственности при выборе новой Цели (см.главу 7).

 

Ничто так не выбивает из колеи, как мучительные попытки вспомнить пришедшую ранее мысль, идею и т.п. - потери времени, связанные с этим, могут быть невосполнимы. Канадский биолог Г.Селье рекомендует во избежание этого ВСЕГДА иметь при себе маленькую записную книжку и карандаш, чтобы сразу на ходу сделать соответствующую заметку. Даже самая хорошая память может подвести в самый неподходящий момент!

 

Чрезвычайно сильный способ сокращения затрат времени и повышения эффективности творческой работы, тесно связанный с двумя предыдущими, - формирование и ведение личного информационного фонда. Такой фонд позволяет накапливать полезную для достижения Цели информацию, всегда иметь ее под рукой, чтобы не кидаться каждый раз в библиотеку в поисках важнейшего факта, прочитанного в давно забытой книге, статье и т.д., не тратить времени на лихорадочные поиски. Да и не возможно удержать в памяти накопленный за долгие годы объем информации.

 

Так, после смерти Ж.Верна сохранилось около 20000 карточек с выписками по многим разделам науки и техники, сделанным писателем при подготовке своих знаменитых "романов о науке". При знакомстве с биографией И.А.Ефремова мы уже узнали о его "премудрых" тетрадках. Открытием периодического закона Д.И.Менделеев во многом был обязан своему информационному фонду - множеству карточек с данными о свойствах химических элементов. Достаточно будет упомянуть о знаменитых записных книжках Леонардо да Винчи, о записях, которые на протяжении жизни вели М.В.Ломоносов и Ч.Дарвин...

 

Некоторые рекомендации по организации простейшего личного информационного фонда см. Приложение 3.

 

 

* * *

 

 

Спираль, которая не запутывается

Задача N39:

 

При редупликации двойной спирали ДНК происходит разрыв связей между цепями, и она расплетается на две отдельных цепочки. Однако из-за большой длины молекулы (длина может превышать радиус в 100000 раз) расплетающиеся свободные концы обоих цепей должны неизбежно перепутываться (см. рис.46). В действительности этого не происходит. Почему?

Рис. 46.

 

"Умение держать удар"

 

Творческая личность неоднократно сталкивается с серьезными трудностями в процессе работы над поставленной Целью. Потому-то ей необходимо такое качество, как "умение держать удар". Отбросив обычные, житейские "удары судьбы", выделим две группы, наиболее характерные для творчества.

 

"Удары" первой группы провоцируются самой творческой личностью и связаны, в основном, с ошибками в выборе творческой Цели. Пример Дж.Хэннея достаточно убедительно иллюстрирует подобные ошибки. В главе 7 подробно рассматривались причины таких ошибок и возможные пути их устранения.

 

"Удары" второй группы связаны с тем, что новые изобретения, открытия опрокидывают устоявшиеся представления специалистов, находящихся под властью стереотипов мышления, подрывают "авторитет" именитых и влиятельных ученых, даже целых научных школ... В таких условиях появление нового вызывает естественную волну неприятия, отторжения (не путать с неприятием, связанным с попытками опережения уровня науки и техники). И творческая личность - носитель новой идеи - объективно оказывается в центре возникшего конфликта.

 

Вспомним, с какими трудностями и в какие сроки шло признание тафономических идей И.А.Ефремова, безукоризненно обоснованных с научной точки зрения. Даже такая, казалось бы, простая и очевидная идея акваланга Кусто-Ганьяна не избежала этой участи. Вот как вспоминал об этом один из соратников Кусто Дж.Даген: "Я написал статью и для проверки показал ее одному офицеру американских военно-морских сил, знатоку водолазного дела.

 

- Этот акваланг... Что ж, это возможно, но маловероятно, - сказал он.

- Но я видел целый фильм - друзья Кусто плавают как рыбы. И видно, что они глубоко, нет переливов света от волн на поверхности, - возразил я.

- Я бы не стал рисковать, - ответил он.

 

Он не оспаривал ни одной технической детали. И все-таки прошло три года, прежде чем я нашел журнал, который решился напечатать мою статью."

 

Сгладить действие таких "ударов" можно, только приняв их как неотъемлемую часть творчества. Это вовсе не означает, что следует смириться с неприятием и прекратить борьбу за свои идеи. Но ситуацию следует трезво оценивать. Такой способностью в полной мере обладал И.А.Ефремов. Его прогнозы о полном признании тафономии через 20 лет, а романа "Час Быка" - через 15, сбылись с точностью до года. Хотя, все это не снимало тяжести с его души... Какой горечью пропитаны строки его письма к В.И.Дмитриевскому о "Часе Быка": "Сомневаюсь, чтобы при настоящем курсе в верхах роман имел успех. Ну что ж, поваляется года два - не привыкать стать!"

 

Главное оружие в руках творческой личности против подобных "ударов судьбы" - верность своей Цели и продолжение активной творческой работы.

 

 

* * *

 

 

Секретное послание

Задача N40:

 

Один из великих полководцев древности, будучи в дальнем походе, решил отправить на Родину важное секретное послание. Гонец должен был отправиться в дальний путь один, без охраны, чтобы не привлекать внимания. Но многочисленные враги могли схватить его и отнять донесение. Передать послание на словах? Полководец не хотел посвящать в его тайну даже гонца. Как же отправить секретное послание?

 

Высокая нравственность

 

Роль этого качества особенно возросла в наше время, когда наука и техника открывают путь ко все более могучим силам природы. Огромная ответственность за будущее ложится на творческую личность. К чему может привести достижение Цели? Не лучше ли отказаться от нее?

 

Проблема не так проста, как может показаться на первый взгляд. Во-первых, как показал В.И.Вернадский, развитие науки и техники - природный процесс, и остановить его невозможно. Более того, опасно! Например, нетрудно представить, что произойдет, если сейчас прекратить развитие и остановиться на уровне использования легко доступных, но исчерпаемых и экологически вредных источников энергии.

 

Да, путь в будущее опасен. Например, с познанием глубинных тайн памяти, наследственности, психофизиологии, с развитием био- и информационных технологий человечеству предстоит встретиться, может быть, с еще более грозными опасностями, в сравнении с возникшими из-за неразумного использования ядерной энергии. Видимо, человечество "обречено" идти в будущее, балансируя на острие научно-технического прогресса.

 

Во-вторых, новая реальность, входя в нашу жизнь, меняет нас самих, наши ценности и взгляды. Достаточно вспомнить, что до овладения атомной энергией преобладало примерно такое отношение к войне - это плохо, но если хорошенько вооружиться, то можно победить. С возникновением ядерного оружия массовое сознание людей начало меняться, медленно, мучительно, порой на грани катастрофического срыва, но меняться в сторону того, что в новой войне победителей может не быть.

 

Доводы о том, что человечество не "созрело" до того или иного новшества, не убедительны. Как оно может "созреть", если ничто не будет побуждать его перейти от варварского состояния, когда нормой считается использование во вред человеку передовых достижений мысли, к иному, более гуманному?

 

Любое вновь открываемое явление таит в себе благо и зло. Все зависит от того, как им распорядятся. И человечество может идти вперед, только преодолевая одно искушение за другим и выходя из них более могущественным, духовно более чистым.

 

В такой ситуации, с точки зрения автора, единственно возможным решением может быть принятие творческой личность всей полноты ответственности за судьбу своих открытий. И уж ни в коем случае не оставаться равнодушным наблюдателем.

 

Не менее важна проблема путей достижения творческой Цели, которую в романе "Час Быка" подробно рассмотрел И.А.Ефремов. С его точки зрения ничем нельзя оправдать достижение самой гуманной Цели не гуманными путями, ибо они словно ржа невидимо подтачивают нравственные устои всего общества. Например, спасателям, всем, кто в своей работе связан с морем, хорошо известны данные (очень нужные и полезные) о допустимом пребывании человека в холодной воде. Но все ли задумывались о том, каким образом была получена большая их часть?! С точки зрения высокой нравственности в выборе средств достижения Цели надо следовать завету И.А.Ефремова: "Ищите обходной путь... Мир невообразимо сложен, и вы обязательно найдете много других дорог к раскрытию истины."

 

Высокая нравственность необходима творческой личности и в чисто профессиональном плане. Подлинная творческая личность чуждается неразборчивой погони за признанием любой ценой. И, тем не менее, в истории науки и техники время от времени встречаются примеры фальсификации данных и тому подобные случаи. Например, в 1933 году Г.Карабачек запатентовал в Германии весьма сложный процесс синтеза алмазов, благодаря которому ему, якобы, удалось их получить. "Синтетические алмазы Карабачека" даже долгое время демонстрировались в музее Гарвардского университета. Наконец, в результате тщательного анализа выяснилось, что по составу они как две капли воды похожи на южноафриканские природные алмазы. Подобные случаи противны самому духу научных исследований, которые зиждутся на доверии к факту! В воспитании высокой нравственности велика роль повышения своего общекультурного уровня.

 

 

* * *

 

Каждая творческая личность - яркая оригинальность. В то же время, рассматривая творческие качества, нельзя не удивляться поразительному сходству внутреннего мира таких разных личностей, как Ж.Верн, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, И.А.Ефремов, Ж.-И.Кусто, И.И.Сикорский и многие многие другие. Следовательно, развитие в себе этих качеств не является "подгонкой" под некий безликий, серый "штамп", а, наоборот, усиливает индивидуальность!

 

Наука побеждать: задачи с двумя неизвестными

 

В рассмотренные ранее задачах содержалась одна неизвестная - искомый результат. В науке и технике часто встречаются задачи, в которых не только неизвестен искомый результат, но даже причина возникновения задачи. Вот пример подобной задачи с двумя неизвестными, с которой в свое время пришлось столкнуться преподавателю ТРИЗ, инженеру В.В.Митрофанову.

Задача N41:

 

На заводе, выпускающем микросхемы, началась таинственная "эпидемия". Проверенные и упакованные микросхемы перевозили из одного цеха в другой. И там, на входном контроле, обнаруживалось, что в части из них произошел электрический пробой. После тщательной проверки удалось выяснить, что... люди и проверочное оборудование к этому не причастны. Как же устранить возникший брак?

 

В.В.Митрофанов предложил простой прием, позволяющий использовать знания ТРИЗ для решения таких задач. Суть его в том, чтобы вместо попыток понять, что же происходит, надо переформулировать задачу наоборот, т.е. ответить на вопрос: что надо сделать, чтобы намеренно получить наблюдаемое явление, используя только его естественные ресурсы.

 

Для обратной задачи можно сформулировать противоречие типа: объект должен иметь одно состояние (свойство), чтобы наблюдаемое явление действительно происходило, и объект должен иметь противоположное состояние (свойство), чтобы не противоречить ранее установленным фактам. Возможный обратный ИКР, или антиИКР: явление происходит САМО собой, без искусственного вмешательства извне, или: объект САМ принимает противоположные состояния. Таким образом, дальнейший ход решения аналогичен ходу решения ранее рассмотренных задач. Позднее специалисты по ТРИЗ Б.Л.Злотин и А.В.Зусман назвали этот прием обращением исследовательской задачи.

 

Вернемся к задаче о микросхемах. Суть обратной задачи: надо сделать так, чтобы микросхемы пробивались без вмешательства со стороны человека и приборов. Пробой микросхемы возможен только при подаче на ее выводы повышенного напряжения. Противоречие: на выводы надо подавать повышенное напряжение, чтобы вызвать пробой микросхемы, и не надо подавать, т.к. никто к этому не причастен. Анти-ИКР задачи: электрический заряд САМ возникает на выводах во время транспортировки микросхем. Как получить заряды, используя только имеющиеся ресурсы - микросхемы, упаковку, средство перевозки? Школьных знаний для этого достаточно: заряды могут возникать при трении. И действительно, упаковка оказалась пластмассовой, экспериментальная проверка подтвердила предположение. Зная причину пробоя, можно легко ее устранить.

 

Вспомним задачу N20 о жуке-бомбардире. Надо сделать так, чтобы жук не мог обжечься собственным кипятком. Сформулируем противоречие: струя выстреливаемой жидкости должны быть кипящей, чтобы отпугивать врагов, и она должна быть холодной, чтобы жук не сварился в ней. Его можно разрешить в пространстве. То есть внутри жука жидкость холодная, а снаружи - горячая. Анти-ИКР: жидкость САМА закипает, оказавшись на воздухе. Как это можно сделать?

 

Нетрудно догадаться, что загадка жука крое

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...