Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Многоэкранная схема мышления




На рис.52 приведена многоэкранная схема мышления, предложенная автором ТРИЗ Г.С.Альтшуллером.


Рис. 52. Многоэкранная схема мышления

Для обычного, нетворческого мышления характерно рассматривать объекты, явления изолированно, вне связи с другими, в застывшем виде. Творческому же свойственно их рассматривать во всей полноте взаимосвязей, в динамике развития.

Включается центральный экран схемы - возникает, например, книга. Обычное мышление не пойдет дальше этого экрана. Творческое же включит всю центральную группу экранов.

Нижний экран: подсистемы, из которых складывается книга. Чередой проходят ее составные части - книжные блоки, корешок, переплетная крышка, форзац, отдельные страницы... Одновременно "препарируется" содержимое книги - разделы, главы, параграфы, абзацы, отдельные предложения, фразы...

Верхний экран: надсистемы, образуемые множеством книг и их окружением. Возникают образы энциклопедий, собраний сочинений. Еще выше - книгохранилища, библиотеки, которые, в свою очередь, образуют часть человеческой культуры...

Параллельно включается левая группа тех же экранов, показывающих развитие системы "книга" в прошлом. Сменяясь, проходят образы глиняных и деревянных табличек, свитков папируса, пергаментных книг, больше напоминающих шкатулки для драгоценностей... Экраном ниже сменяют друг друга клинописные значки, иероглифы, причудливые буквы, постепенно обретая привычные черты. На верхнем экране горы глиняных табличек, сменяются грудами свитков; вот возникла монашеская келья, уставленная пудовыми книгами... Появились первые книжные стеллажи, принялись расти вдаль и ввысь...

В то же время на правой группе экранов возникают еще смутные образы книги будущего. Буквы превращаются в цифровые коды, книги в маленькие дискеты, а книгохранилища стягиваются в небольшие ящики компьютеров. Незримые компьютерные сети опоясывают планету, превращая ее в одно единое книгохранилище... А вдали мерцают еще более смутные образы книг в виде волнового фронта, запечатленного в кристалле, в виде сложнейшего молекулярного кода...

Но и это не все. В поле зрения возникают параллельные схемы, на которых идет развитие тесно связанных с книгой систем - бумажное производство, полиграфия, фотография...

Девять экранов - это минимальный минимум. При талантливом мышлении количество экранов намного больше вверх и вниз, в прошлое и будущее. При переходе от одной группы экранов к другой сменяют друг друга противоречия, возникающие в процессе развития. Некоторые же неотступно "преследуют" рассматриваемую систему, как, например, противоречие между размерами книги и объемом хранимой в ней информации.

Такое всеобъемлющее рассмотрение помогает легко преодолевать барьеры, перед которыми пасует нетворческое мышление.

Вспомним задачу N40. В ней содержится противоречие: гонец должен иметь секретное донесение, чтобы доставить его по назначению, и не должен иметь, чтобы оно не потерялось или, в случае обыска, не попало в руки недругов. Стереотипное мышление подсказывает: зашить в подкладку. Ненадежно! Задача принципиально не решается на уровне центрального экрана - самого гонца. Как надежно сохранить донесение?

Рассмотрим более внимательно нижний экран. Одежда - плохой хранитель. Остается тело. Возникает идея послания-татуировки. Такое не потеряется. Но как его скрыть? Есть хороший маскирующий ресурс - голова. Именно им и воспользовался полководец. Татуировку нанесли на голову, а по прибытии на место гонца побрили.

Рассмотрим, как можно было бы решить эту же задачу на верхнем экране. Здесь имеется множество гонцов. То же противоречие можно разрешить системным переходом: каждый гонец знает только одно слово или одну фразу послания. Добравшись по одиночке до места они могут по определенному правилу сложить их в единое донесение.

В задаче N23 требовалось предложить идею сюжета картины, отражающей бесконечность, беспредельность океана. И опять, "выйти" за ограниченные пределы холста можно, лишь изменив точку зрения океана. Океан - исходная система. Поднимемся на верхний экран схемы. Что есть надсистема океана, его окружение? Планета, Солнечная система, космос... Возникает идея: усилить эффект бесконечности океана на картине можно путем сочетания его с другой бесконечностью - космосом. Как это сделать конкретно? Здесь уже открывается широчайший простор для фантазии художника. Ограничимся лишь словами Ж.Верна: "Океан - это бесконечность, подобная небесному пространству, которое он отражает в своих водах!"

Эффект бесконечности можно получить и с помощью горизонтальной - временной - развертки схемы, последовательно изобразив различные состояния океана, как, например, это сделал известный литовский художник Н.К.Чюрленис в своем знаменитом триптихе "Соната моря".

Рассмотрение объектов по многоэкранной схеме - одно из сильнейших средств развития творческого мышления. Осваивать его надо постепенно: сначала отдельно вертикальные и горизонтальные экраны, затем, последовательно, все девять экранов. Не пытайтесь сразу осваивать "параллельное" видение различных групп экранов, его навыки придут со временем. То же самое относится к "наращиванию" дополнительных экранов.

Задача N47:

Поместите в центральный экран исходные системы - объекты из задач NN43, 44, 46 - и рассмотрите их по всем девяти экранам.

Задача N48:

Предложите идею сюжетного замысла для картины на тему бесконечного космоса по многоэкранной схеме.

Задача N49:

Известный космонавт и талантливый художник А.А.Леонов однажды задумал написать фантастическую картину, изображающую пролет космического корабля в районе черной дыры. Гравитационные силы ужасной звезды-невидимки столь огромны, что она притягивает к себе свет. Следовательно, попав в сферу влияния черной дыры, корабль должен "потерять" свое изображение, стать невидимым. Но как изобразить невидимое на фоне невидимого?! Предложите идею сюжета такой картины.

Приемы фантазирования

Приемы фантазирования были выявлены путем анализа большого количества научно-фантастических идей, выдвинутых писателями-фантастами. Используя их, можно получать сильные фантастические идеи. Но главная цель их применения - развитие воображения, расшатывание стереотипов мышления. Рассмотрим несколько таких приемов.

  1. Увеличение-уменьшение. Суть приема: новую фантастическую идею получают увеличением и/или уменьшением исходного объекта.

Люди-гиганты ("Пища богов", Г.Уэллс); разумное существо-океан ("Солярис", С.Лем); звездолет размером с город ("Магелланово облако", С.Лем); использование в качестве звездолета целой планеты ("Бегство Земли", Ф.Карсак). Уменьшение роста человека до размеров насекомых ("Необыкновенные приключения Карика и Вали", Я.Ларри); уменьшенный человек проникает в недоступные места машин для их ремонта ("Редкая специальность", И.Белогруд, А.Климов); уменьшенные люди на микроскопической подводной лодке отправляются в экспедицию по кровеносным сосудам человека ("Фантастическое путешествие", А.Азимов).

  1. Дробление-объединение. Суть приема: новую фантастическую идею получают разделением исходного объекта (объектов) на части и/или их объединением.

Шарообразные инопланетяне, способные объединяться и принимать любой облик ("Почти как люди", К.Саймак); распыление человека на атомы и последующее восстановление в заданное время ("Звездные дневники Йона Тихого", С.Лем); морской хищник, образующийся из одноклеточных организмов на время охоты ("Хозяин бухты", С.Гансовский); неуязвимое существо, способное распадаться на части под ударами охотника и вновь воссоздаваться ("Кибериада", С.Лем).

  1. Изменение свойств. Суть приема: новую фантастическую идею получают изменением наиболее постоянных свойств исходного объекта или внешней среды.

Ускорение вращения Земли ("Над бездной", А.Беляев); изменение направления оси вращения Земли ("Вверх дном", Ж.Верн); замедление скорости света ("Светопреставление", А.Беляев); изменение свойств космического пространства ("Отравленный пояс", А.Конан Дойл); изменение магнитного поля Земли ("Шестой океан", Г.Гуревич); сила тяжести на полюсах планеты в сотни раз больше, чем на экваторе ("Экспедиция "Тяготение", Х.Клемент).

  1. Универсализация-ограничение. Суть приема: новую фантастическую идею получают распространением действия исходного факта (объекта) на большой класс явлений и, наоборот, ограничением действия универсального факта.

Слепота становится всеобщей нормой, а зрячесть - уродством ("Страна слепых", Г.Уэллс); универсальный вездеход, сочетающий свойства самолета, автомобиля, катера и подводной лодки ("Властелин мира", Ж.Верн); универсальные роботы ("Я, робот", А.Азимов). Робот, предназначенный только для открывания консервных банок ("Робот-зазнайка", Г.Каттнер); ограничение Вселенной пределами звездолета ("Пасынки вселенной", Р.Хайнлайн, "Поколение, достигшее цели", К.Саймак); ограничение действия гравитации за счет ее экранирования особым веществом - кейворитом ("Первые люди на Луне", Г.Уэллс).

  1. Наоборот. Суть приема: новую фантастическую идею получают изменением предназначения, какого-либо свойства исходного объекта (факта) на противоположное.

Левиум - вещество с отрицательным тяготением ("Сокровище Громовой Луны", Э.Гамильтон); путешествие не в пространстве, а во времени ("Машина времени", Г.Уэллс); путешествие вне времени - через нуль-пространство("Сердце Змеи", И.Ефремов); обезьяны - разумная раса планеты, а люди находятся в первобытном состоянии ("Планета обезьян", П.Буль); предварительно отбытое наказание дает право на совершение соответствующего преступления ("Срок авансом", У.Тэнн); хищные огурцы-мутанты ("Корабль роботов", М.Пухов).

Техника применения приемов:

  1. выбрать исходный объект (факт, понятие);
  2. определить его назначение, основные характеристики, свойства;
  3. выбрать прием;
  4. в соответствии с ним мысленно изменять объект, в целом или какую-либо его часть, до получения нового качества, отсутствующего у исходного объекта;
  5. обосновать целесообразность полученной фантастической идеи;
  6. проследить всевозможные следствия, вытекающие из нее, для чего можно воспользоваться многоэкранной схемой.

Возможно последовательное применение ряда приемов к одному объекту. Если в качестве исходного объекта выбран живой организм или техническая система, то можно сначала с помощью приемов изменить их надсистему - условия обитания или функционирования, а затем изменить объект для нормального существования в полученных необычных условиях.

Задача N50:

Используя приемы фантазирования, предложите новую идею фантастического животного, растения. Опишите их внешний облик, способы питания, размножения, возможные условия обитания.

Задача N51:

Исходный объект - природное явление (например, листопад, зима, дождь, гроза, радуга, извержение вулкана и т.д.). Предложите новое фантастическое явление.

Задача N52:

Придумайте новые фантастические природные условия для планеты. Опишите, какие формы жизни могут существовать в таких условиях, каковы должны быть разумные обитатели планеты, их города, техника и т.п.

Задача N53:

Исходные объекты из задач NN43, 44, 46. Измените их, используя различные приемы. Опишите и обоснуйте полученные новые фантастические идеи.

Эвроритм

В течение многих лет писатель-фантаст Г.Альтов (писательский псевдоним Г.С.Альтшуллера) собирал фантастические идеи, накопленные научной фантастикой. Так появился "Регистр фантастических идей", в котором несколько тысяч идей разделены на классы, подклассы, группы и подгруппы. Анализ этих идей выявил интересную закономерность: все фантастические идеи можно расположить на четырех качественно отличающихся друг от друга этажах.

I этаж. Имеется один объект, дающий некий фантастический результат.

Подводная лодка "Наутилус" ("Двадцать тысяч лье под водой", Ж.Верн); машина времени ("Машина времени", Г.Уэллс); космический аппарат ("Из пушки на Луну", Ж.Верн); ракета ("Путешествие на Венеру", А.Эро); звездолет прямого луча ("Час Быка", И.Ефремов); искусственный спутник Земли ("Кирпичная Луна", Э.Хейл); подземоход ("Победители недр", Г.Адамов)...

Идей этого этажа в фантастике особенно много.

II этаж. Имеется много объектов первого этажа, дающих в совокупности совершенно новый фантастический результат.

Множество подводных объектов - цивилизация, живущая в подводных городах ("Четвертый ледниковый период", К.Абэ). Множество машин времени - организация "Вечность", управляющая ходом истории ("Конец Вечности", А.Азимов). Множество ракет - звездные экспедиции ("Туманность Андромеды", И.Ефремов), звездные эскадры, флоты ("Звездные короли", Э.Гамильтон). Множество искусственных спутников Земли ("Пятьсот миллионов бегумы", Ж.Верн)...

Идей второго этажа в фантастике также много.

III этаж. Те же достигаются без исходного объекта.

Достижение глубин океана без подводного аппарата ("Человек-амфибия", А.Беляев). Путешествие во времени за счет обмена разумами с представителем иной эпохи ("Звездные короли", Э.Гамильтон). Достижение звезд без звездолетов - мгновенная связь сквозь пространство ("Туманность Андромеды", И.Ефремов), идея полета к звездам радиокопии мозга (В.Тендряков), сама планета отправляется в космическое путешествие ("Бегство Земли", Ф.Карсак). Перемещение сквозь недра без подземохода ("Проникающий скалы", Г.Гаррисон, "Планетат - безумная планета", Ф.Браун).

Подобных идей в фантастике мало.

IV этаж. Созданы условия, при которых отпадает необходимость в самих результатах действия исходного объекта.

Отпадает необходимость в покорении глубин океана - океан превращается в нетающий лед ("Колыбель для кошки", К.Вонегут). Отпадает необходимость путешествий во времени - время не существует (идеи отсутствуют). Отпадает необходимость в длительных межзвездных перелетах - для перелетов используют моменты сближения звезд на малые расстояния ("Звездные корабли", И.Ефремов), цивилизация управляет движением звезд и формирует из них в центре Галактики плотные шаровые скопления ("Порт Каменных Бурь", Г.Альтов); вообще отпадает необходимость в космических полетах - проникновение в параллельные миры открывает безграничные ресурсы пространства и пр. ("Плеск звездных морей", Е.Войскунский, И.Лукодьянов, "Все живое", К.Саймак), звезд не существует (идеи отсутствуют).

Идей этого этажа в фантастике очень мало.

При работе с эвроритмом исходным объектом можно выбрать уже известную фантастическую идею, либо новую, созданную с помощью приемов фантазирования, либо реально существующий объект. В некоторых случаях идею III-IV этажей можно перевести на первый, и на новом уровне повторить весь цикл. При поиске идей II-IV этажей полезно воспользоваться многоэкранной схемой мышления.

Задача N54:

Возьмите в качестве исходного объекта известные фантастические идеи:

  1. кейворит - вещество, экранирующее гравитацию ("Первые люди на Луне", Г.Уэллс);
  2. некое вещество, делающее человека невидимым ("Человек-невидимка", Г.Уэллс);
  3. обучение в гипнотическом сне ("Когда спящий проснется", Г.Уэллс);
  4. вечный хлеб ("Вечный хлеб", А.Беляев);
  5. пересадка человеку жабер для жизни под водой ("Человек-амфибия", А.Беляев);
  6. хранение газов в состоянии, при котором ядра атомов плотно прижаты друг к другу ("Продавец воздуха", А.Беляев);
  7. замена обычного способа питания на электропитание ("Создан для бури", Г.Альтов);
  8. хирургический микроробот, способный самостоятельно передвигаться во внутренних органах ("Сердце Змеи", И.Ефремов).

Рассмотрите развитие этих идей на II-IV этажах.

Задача N55:

Предложите несколько идей IV этажа для объектов "машина времени" и "подземоход".

Задача N56:

Примените эвроритм к объекту - гениальный изобретатель-одиночка или ученый-одиночка.

Задача N57:

Примените эвроритм к исходным объектам из задач NN43, 44, 46.

* * *

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...