Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность прикладной культурологии как области научного знания и социальной практики.




Социально-культурная деятельность в духовной жизни общества.

Деятельность- активность человека, направлен.на достижение опред.цели.

Понятие СКД- появилось в 90-х 20 века. До революции назыв. внешкольным образованием.

До1945 осушествл. Политико-просветительская работа.

Взаимодействие сос-ся тогда, когда есть значимая для субьекта цель.

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры. СКД- взаимодействие людей по производству, сохр.,распр., значимых культ.ценностей в ходе который изменяется люди и окр.мир.

Досуг -особый вид деятельности. НЕТ давления извне.

Важность СКД в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом.

Осн.проблемы: 1. не умееют отдыхать, 2. низкая досуговая квалификация(не умеют играть в шахматы, кататься на роликах 3. не выработаны методики работы с новыми соц.слоями(эмо,флешмоб)

 

Сценарный ход и монтаж в досуговых мероприятиях.

Сценарий – это литературная основа досугового мероприятия, художественная программа педагогического воздействия, решающая конкретные практические задачи. Работа над сценарием начинается с определения темы, идеи, цели..Конфликт в сценарно-досуговом мероприятии решается на уровне борьбы идей, столкновении идеалогии, образов жизни, преодоление препятствий, борьбы с природой. Каждый сценарий должен иметь композиционное решение: экспозиция, завязка, кульминация, эпилог. Помочь в развитии действия должен сценарный ход, цементирующий действие в его логическом развитии. Сценарный ход – это метод ведения рассказа.Наиболее типичные часто используемые сценарные ходы: 1. Хроникально-исторический (хроника событий)2. Персонифицированный – отвлеченное понятие предстоит в человеческом образе. Персонифицированным могут быть: песня, музыкальное произведение, звук (звук струны, стук сердца и т.п.)3. Использование таких форм как диспут, собрание, суд4. Могут быть использованы жанры публицистики5. Через построение игрового действия6. Через событийный ряд сюжетной линии7. Через столкновение положительного и отрицательного материалов или персонажей (знайка и незнайка)8. Через трансформацию деталейСвязать материал в сценарии помогает монтаж (сборка, соединение).Монтаж как метод родился в кинематографе: соединяясь между собой, кадры рождают как бы некоторую новую мысль. Монтаж подразделяют на следующие виды: 1 Параллельный (когда 2 ряда действия происходят в разное время и в разным местах 2 Последовательный – одно средство выразительности следует за другим. 3 звуково-зрительный монтаж – монтаж элементов звукоряда с элементами видоряда как правило монтируются по принципу контраста, неся особый заряд некоторой иронии. Ирония возникает на контрасте и может быть сильным средством воздействия. 4 Монтаж по Эйзенштейну. «Броненосец Потемкин» - монтаж столкновений.

 

I Социалыю-психологические типы самодеятельных обществ.

Самодеятельность активность личности, направленная на самосовершенствование, самореализацию своих творческих потенций, добровольная, формально нерегламентированная непрофессиональная деятельность по удовлетворению своих интересов и потребностей. Одним из видов самодеятельности является художественная самодеятельность форма реализации творческих потенция социальной общности или отдельной личности в условиях досуга посредством инициативной и свободной любительской практики в сфере искусства. Реализовываться самодеятельность, в том числе и художественная может в клубных коллективах и клубных объединениях.

Самодеятельность подразделяется и по жанровой структуре: 1 Самодеятельность, ориентированная на виды и жанры искусства (музыка, танец, живопись, театр) 2 Самодеятельность, ориентированная на фольклоре и прикладные виды творчества 3 Самодеятельность, которая не имеет аналогов ни в фольклоре, ни в профессиональном искусстве (дискофиерия, «Сам себе режиссер»).

Распределяют самодеятельность и по критерию единства характера творчества: авторскую и исполнительскую. По типам социально-культурных инициатив 1.Традиционный тип (традиционная культура)2.Альтернативная социально-культурная инициатива (противоположное)3.Асоциальная инициатива (вне социума, замыкаются сами на себе) 4.Деструктивное или криминальный (разрушение традиционных ценностей культуры)

Принципы ораторского искусства и специфика их использования в информационно-просветительской деятельности культурно-просветительных учреждений

Принципы – это основные положения, которым должен руководствоваться или оратор или социально-просветительный работник в повседневной работе. Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся работники социально-культурной сферы. Голые логические построения не могут эмоционально воздействовать на человека. Идея речи, содержание ее доходят то сознания через эмоциональную сферу. Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. При этом необходимо 1 Принцип-учитывать аудиторию.2– активного сотворчества в ходе диалога или беседы3 – индивидуального подхода к собеседнику (состояние психологической заразительностью)4 – прямой межличностной связи (обратная связь, ответы на вопросы)

5 – дифференцированного подхода к различным социально-экономическим, социально-психологическим и социально-демографической категориям населения.6– системный подход к отбору методов, средств и форм информации и просвещения. Ваша речь должна запоминаться. Общим является наличие обратной связи как способ налаживания контакта с аудиторией. Важной является опора на практический опыт – это способ ассоциативного мышления.Общим является и идентичность всех просветительских форм (информация, лекция, рекламная акция).СКД является одной из 3 дисциплин, лежащих в основе ораторского искусства, наряду с педагогикой и психологией

Сущность прикладной культурологии как области научного знания и социальной практики.

Прикладная культурология включает в себя культурологию личности, культурологию семьи и быта, культурологию социальной жизни, культурологию общения, культурологию досуга и иные направления вовлечения человека в мир культуры. Объектом и предметом прикладной культурологии стали культурная политика, культурное прогнозирование, охрана и трансляция культурного наследия, социально-культурное творчество, социокультурные аспекты образования, воспитания, общения, профессионально-трудовой, общественно-политической, культурно-просветительной, семейно-бытовой, спортивно-оздоровительной и досугово-развлекательной деятельности; семья как первичная база формирования и функционирования культуры; учреждения искусства и иные социальные институты. Социально-ориентированная культурная политика утверждения культуры во всех сферах жизнедеятельности, подготовка специалистов социально-культурной сферы, создание благоприятной культурной среды. Целевая установка прикладной культурологии – вовлечение человека в мир культуры

Формирование прикладной культурологии как области научного знания и социальной практики обусловлено непреложной потребностью общества обеспечить:

Ø научно-методологическое осмысление социально-культурной деятельности;

Ø осуществление государственной культурной политики и принятия научно обоснованных управленческих решений в социально-культурной сфере;

Ø эффективное прогнозирование, проектирование и регулирование социально-культурных процессов;

Ø разработку методики сохранения памятников истории и культуры, национально-культурных традиций;

Ø передачу и расширенное воспроизводство социально-культурного опыта;

Ø обоснование технологии достижения соответствующего культурным нормативам уровня социальной практики.

Важнейшая функция прикладной культурологии проявляется:

Ø в научно-методическом обеспечении культурно-просветительной и культуротворческой деятельности учебных заведений, трудовых коллективов, воинских частей, учреждений культуры, средств массововй информации, спортивно, оздоровительных, санаторно-курортных, коммерческо-развлекательных и иных институтов социально-культурной сферы;

Ø в раскрытии путей и средств внедрения нравственно-эстетических начал в семейно-бытовую, учебно-познавательную, профессионально-трудовую, рекреативно-развлекательную сферы, в деловое и досуговое общение;

Ø в разработке методологии и методики формирования культурной среды; изучения, удовлетворения и последовательного обогащения духовных интересов и потребностей людей; вовлечения человека в мир культуры, развития его духовно-эвристических и художественно-творческих потенций;

Ø в обосновании механизмов оптимизации процесса социализации, инкультурации и самореализации личности, преобразования ее из объекта культурно-просветительного воздействия в субъект социально-культурного творчества.

Современная цивилизация зависит от эффективности прикладной культурологии как области научного знания и социальной практики, обеспечивающей формирование личности в соответствии с требованиями развития общечеловеческой и национальной культуры. В решении этой проблемной задачи роль прикладной культурологии заключается в:

Ø обосновании технологии гармонизации отношений человека с природой, осуществления такой системы ноосферного, экологического, а по существу гуманистического образования и воспитания, которая утвердит новую систему ценностей, основанную на гуманистической парадигме экологической культуры, способной сохранить биосферу и ее главное составляющее – самого человека

Ø раскрытии механизма погружения человека в социально-культурную среду через освоение системы научных знаний и ценностей литературы и искусства;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...