Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технологии разработки и реализации региональных социально-культурных программ.




Формирование региональных социально-культурных программ представляет собой довольно сложный процесс. Каждый его этап имеет свою логику, задачи, содержание. Только реализовав задачи одного этапа, можно переходить к следующему. Так слагается логическая цепочка действий, которые в итоге приводят к созданию целостной программы. Первый этапдиагностический. Главное его содержание составляет всесторонний анализ ситуации и выявление наиболее актуальных и типичных для региона проблем.

Для анализа ситуации не обязательно проводить социологические исследования – необходимую для разработки программы информацию можно получить другими способами. Основными методами анализа ситуации являются: контент-анализ материалов периодической печати (проблемных статей), анализ социально-демографической структуры территории, а также деловые игры, в процессе которых выявляются характерные и наиболее значимые для данной территории проблемы.

Субъектами анализа ситуации выступают: работники учреждений культуры, образования, досуга, спорта и соответствующих управленческих структур; эксперты (проектировщики); представители общественности.

Характеристика социокультурной ситуации производится в зависимости от характера будущей программы. Второй этап – нормативно-прогнозный. Онпредполагает предвидение, вероятностные суждения о состоянии ситуации в будущем, о перспективах ее развития как при условии сохранения имеющихся тенденций и стихийного развития соответствующих процессов, так и в том случае, если они будут изменены в желаемом направлении в результате управленческого решения или реализации того или иного социально-культурного проекта.

Методика прогнозирования во многом совпадает с этапами проектирования. Она предполагает определение объекта прогноза, выявление тенденций и проблем его развития, анализ факторов, определяющих как негативные, так и позитивные тенденции его изменения, создание модели объекта путем определения системы показателей и параметров, отражающих его структуру, проекцию модели в будущее с учетом объективных и субъективных факторов. Третий этап – концептуальный. Его суть заключается в том, что на основе анализа проблем, характеризующих ситуацию, определяются приоритетные направления развития культуры, соответствующие сферы социально-культурного проектирования и формулируются перспективные цели, связанные с решением основного круга проблем.

Данный этап целиком осуществляется на базе результатов информационно-аналитического этапа. Сердцевину концепции культурного развития территории составляют приоритетные направления социокультурной деятельности, которые фокусируют внутри себя как бы два вектора ориентации:

а) проблемы регионального характера в сфере искусства, истории, политики, экологии и т.д., являющиеся общими для различных социальных групп (кризис доверия местным властям, ухудшение экологической обстановки, межнациональные конфликты и др.), жизненные проблемы и потребности определенной социальной группы пли категории населения (пожилых людей, лиц, проживающих в общежитии, лиц некоренной национальности и т.д.); а также проблемы данной территории, не имеющие непосредственного отношения к культуре (большой процент мигрантов, двуязычие и др.).

б) различные формы деятельности по выявлению, углублению, возрождению историко-культурной самобытности территории.

Четвертый этап – проектно-планирующий. Как уже отмечалось, основой формирования как региональной программы социокультурного развития, так и локальных программ, служит концепция развития культуры. Следующий после концептуального проектно-планирующий этап проектирования призван осуществить переход от общей концепции региональной культурной политики к программе развития социально-культурной жизни территории. Здесь возникает весьма серьезная проблема, суть которой состоит в том, что “собственные” интеллектуальные ресурсы проектирования оказываются недостаточными в силу двух причин. Во-первых, разработчики могут в лучшем случае выступать носителями некоторого количества универсальных, типовых проектов, которые далеко не всегда приемлемы в условиях конкретного региона. Во-вторых, ценность любой программы во многом определяется ее реализационным потенциалом, который, в свою очередь, зависит от наличия не просто людей способных осуществить какую-то деятельность в рамках проекта, а людей неравнодушных, энтузиастов, способных преодолеть возникающие трудности, вдохнуть в проект творчество, проявить инициативу.

В этой связи рассматриваемый этап предполагает широкое привлечение всех реальных и потенциальных субъектов культурной политики к процессу проектирования. Пятый этап – исполнительско-внедренческий – создание условий и организационных структур, обеспечивающих реализацию программы (материально-техническая база, ресурсы, финансы, кадры, информационное обеспечение), т.е. воплощение в жизнь тех проектов и программ, которые были отобраны на конкурсной основе. Этот этап начинается с заключения системы договоров. Эти договора могут заключаться между Комитетом (управлением) по культуре, Фондом развития культуры и искусства, целевыми фондами, с одной стороны, и конкретными субъектами реализации программ (клубы, парки, музеи, национально-культурные центры, кооперативы и т.д.), с другой стороны.

Предметом договора выступает выполнение социально-творческого заказа с конкретными исполнителями. Шестой этап – контрольно-коррекционный, на которомобобщаются и анализируются промежуточные результаты реализации программы в целом и отдельные проектов, учитывается их социальная эффективность и производятся соответствующие корректирующие действия.

 

СТРУКТУРА РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ

 

1 Раздел Исторические особенности и культурный потенциал территории:

1.1. Природно-ландшафтная уникальность.

1.2 Историко-культурная самобытность территории и общий сценарий ее развития.

Примеч.: Сценарий развития историко-культурной уникальности и самобытности территории: Центр развития народных промыслов (Палех); Историко-культурный центр, памятник старины (Архангельск); Туристский центр; Центр иностранного туризма (СПб);Место проведения традиционной культурной акции (фестиваля, ярмарки, конкурса); место проведения традиционного физкультурно-спортивного мероприятия (спортивный мемориал, розыгрыш кубка, детская олимпиада и т.п); Лечебно-оздоровительный центр и др.

2 Раздел: Состояние и проблемы развития культурной жизни

2.1. Социально-культурные проблемы территории).

2.2. ”Отраслевые” проблемы развития культуры (т.е. факторы, препятствующие оптимальному развитию сферы культуры).

Здесь анализируются проблемы, связанные с состоянием культурно-исторического наследия и музейного дела; концертно-зрелищной деятельности; театральной деятельности; библиотечного обслуживания; организации туризма; проблемы развития паркового дела; культурно-досуговой деятельности.

2.3. Состояние и проблемы культурной политики (финансирование, кадры, методическое обеспечение и т.д.)

3 Раздел Концепция развития культурной жизни территории.

3.1. Цели и задачи культурной политики.

Цели определяются на основе анализа проблемной ситуации и направлены на ее частичное или полное разрешение. Задачи относительно самостоятельные части программы, получаемые путем разделения цели на подцели и включающие задания и мероприятия, направленные на реализацию программы. Задачи могут быть разбиты на подпрограммы более низкого уровня, в которых, в свою очередь, есть свои цели и задачи.

3.2. Приоритетные направления развития сферы культуры (т.е. перспективы развития социально-культурной жизни; возможные сценарии поддержки и развития историко-культурной уникальности и самобытности).

3.3. Ресурсы развития культурной жизни (материальные, кадровые, человеческий и т.д.).

Примечание к 3 разделу:

Существует два варианта формулировки приоритетов:

1. Традиционный по устоявшимся в практике сферам социально-культурной деятельности. Наиболее типичными в таком случае приоритетами являются: Сохранение и использование культурно-исторического наследия (программа “Наследие”); Возрождение и развитие народного творчества, художественных ремесел, промыслов (“Народное творчество”); Развитие детского творчества, поддержка молодых дарований (“Культура и дети”); Развитие художественной жизни (“Художественная жизнь”); Организация культурно-досуговой деятельности и развлечений (программа “Досуг”); Развитие туристско-экскурсионного дела (программа “Туризм”); Эстетическое развитие среды обитания; Развитие межнациональных и международных контактов и сотрудничества в сфере культуры; Культ. развитие соц. незащищенных. групп (“Культура и инвалиды). Каждый приоритет оформляется как самостоятельная подпрограмма.

2. Приоритетные направления определяются в соответствии с областями проектирования (в зависимости от характера и интенсивности проблем, наличия ресурсов и т.д.). Приоритетами культурной политики в таком случае следует рассматривать: поддержку и развитие исторической, художественной, духовно-нравственной, экологической, политической культуры различных слоев и групп населения.

4 раздел: Содержание программы.

Каждое приоритетное направление, обоснованное в предыдущем разделе, конкретизируется в виде самостоятельного подраздела по следующей схеме: а) сжатая характеристика “проблемного поля” (т.е. описание ситуации, которая определяет актуальность и приоритетность поддержки и развития данного направления социально-культурной жизни); б)цели и задачи программы в данной области культурной жизни; в) содержание конкретных проектов.

Проекты описываются по следующей схеме:

1) Актуальность проекта (почему).

2) Аудитория проекта (для кого).

3) Цели и задачи проекта (зачем).

4) Форма реализации проекта (как).

5) Направления и содержание деятельности (мероприятия).

6) База реализации.

7) Исполнители и соисполнители.

8) Смета расходов и источники финансирования.

9) Сроки реализации.

5 раздел: Организационное и ресурсное обеспечение программы

Мероприятия по обеспечению программы могут включать в себя: создание организационно-экономических условий развития культурной жизни (совершенствование системы управления; создание условий для развития спонсорства и меценатства); координация субъектов культурной политики; информационно-методическое обеспечение программы (информация, реклама, издательская деятельность, презентации проектов и т.д.); кадровое обеспечение реализации программы; материально-техническое оснащение сферы культуры.

6 раздел: Этапы реализации программы поддержки и развития сферы культуры. Это может быть: обсуждение программы с представителями сферы культуры, образования, общественности; проведение слушаний по проблемам развития культуры территории; формирование социального заказа различным субъектам культурной жизни; создание экспертных общественно-государственных советов по основным приоритетам культурной политики; учреждение целевых фондов в соответствии с приоритетами культурной политики (или фонда поддержки и развития сферы культуры); проработка идей и предложений, высказанных жителями города;) создание спец. фонда поддержки культурных инициатив;) заключение договоров на выполнение проектов и программ; контроль выполнения договоров и реализация программы в целом.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...