Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контроль качества знаний, умений и навыков




Контролем постоянно сопровождается процесс обучения матема­тике. Проверка знаний выявляет наличие и качество усвоения зна­ний учащимися, позволяет установить пробелы в знаниях, умениях и навыках и вовремя их устранить. Если контроль за качеством знаний учащихся показал отсутствие или слабое усвоение знаний по той или иной теме, учитель должен проанализировать и свою рабо­ту: правильность выбора учебного и дидактического материала, ме­тодов, организации учебного процесса, учета возможностей учащих­ся всего класса и каждого ученика в отдельности и т. д. На уроках математики чаще всего наиболее ярко выступают три вида контроля: предварительный, текущий и итоговый.

Предварительная проверка (контроль) знаний учащихся прово­дится в начале учебного года или перед изучением новой темы, с тем чтобы выявить, на какие знания, опыт учащихся можно опереться при изложении нового материала, какие знания надо воспроизвести.


Текущая проверка проводится перед первоначальным закрепле-

нием знаний, с тем чтобы выявить, правильно ли поняли учащие-

ся| новый материал, и не закрепить ошибки в памяти учащихся.

Текущая проверка позволяет учителю узнать, насколько уча-

щиеся сознательно усваивают новый материал, понимают ли они

объяснение, какие трудности испытывают при восприятии и усвоении знаний и в чем их причина.

Текущая проверка показывает, могут ли учащиеся применить

новые знания при решении примеров, задач (сначала под руководством учителя, а потом самостоятельно), выявить затруднения и сказать своевременную помощь тем учащимся, которые в ней нуждаются.

Текущая проверка выявляет, можно ли двигаться дальше в научении темы или необходимо задержаться, может быть, провес-ти дополнительное разъяснение, используя новые пособия, орга­низуя практическую деятельность учащихся и т. д. Итоговый контроль позволяет проверить знания учащихся после изучения темы раздела, в конце четверти или учебного года. Его цель — выявление результатов обучения, Способы контроля знаний по математике разнообразны. Это и устный опрос, и письменные и практические работы. Устный опрос может носить как фронтальный, так и индивиду-альный характер. При фронтальном опросе вопросы ставятся классу в целом, но неодинаковой степени трудности. Учитель дифференци-рованно подходит к учащимся класса, учитывая возможности каждо-го ребенка и тем самым вовлекая всех в активную работу. При устном опросе учитель выявляет степень понимания уча-щимися изученного материала, овладение ими математической теорией, знание правил и умение применять их на практике при решении примеров, задач и выполнении других заданий. Полезно ставить такие вопросы, которые бы требовали от учащихся рас-суждений, объяснений своих действий. Например: "Выполни действие 80-16 и объясни решение.

Как называется этот треугольник?" Объясни, почему он так

называется.

Сравни выражение 17*0 и 17+0, объясни, почему получились разные ответы».

Важно ставить такие вопросы, которые требовали бы не просто воспроизведения знаний, а умения применить эти знания в новой ситуации, при решении задач практического характера. Например:


 




«Какие меры измерения надо выбрать, чтобы измерить площадь комнаты, стола, стены, потолка, крышки коробки из-под каранда­шей?

Какими мерами измерения пользуются при взвешивании крупы, овощей в магазинах, урожая зерна, картофеля на полях?

Найдите в классе предметы, имеющие форму прямоугольника.

Как вы докажете, что ответ ваш правильный?»

Такие вопросы позволяют не только выявлять качество знаний, но имеют и большое коррекционное значение.

Устный опрос можно связать с проверкой домашнего задания Например, учитель просит назвать примеры с одинаковыми отве­тами. Учащийся читает два примера. Учитель спрашивает, какое действие выполнено в первом примере, как называются числа при сложении, просит назвать классы и разряды числа, полученного в ответе.

Фронтальная устная проверка широко применяется с целью проверить технику вычислений, умение применять приемы устных вычислений, знание законов арифметических действий и т. д. Уст­ный опрос часто проводится в начале урока, но он может прохо дить и на любом его этапе, например перед объяснением нового материала с целью актуализации имеющихся знаний, на этапе закрепления и обобщения знаний.

Индивидуальный опрос, так же как фронтальный, включает как проверку теоретических знаний, так и умение применить их на практике. Для индивидуального опроса учитель чаще всего вызы­вает ученика к доске, привлекая к ответам ученика внимание всего класса.

Индивидуальный опрос позволяет учителю более глубоко про верить знания ученика. При этом он учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, поэтому и вопросы, и задания под бираются с учетом особенностей ученика.

Учитывая, что наполняемость классов в школе VIII вида не большая (12 человек), учитель за урок имеет возможность либо индивидуально, либо при фронтальном опросе спросить почти каждого ученика класса. Это позволяет учителю хорошо изучить особенности усвоения математических знаний всеми учащимися класса и вовремя оказать каждому нужную помощь.

При любой форме контроля учитель должен поощрять, стиму лировать даже минимальные успехи школьников.


Письменная проверка знаний проводится на уроках математики

путем организации самостоятельных и контрольных работ. Для

индивидуальной проверки знаний может быть дана небольшая

письменная работа. Она может содержать в зависимости от целей проверки примеры, задачу на измерение, построение.

Небольшие самостоятельные письменные работы проводятся

учителем ежедневно. Они позволяют при небольшой затрате времени проверить степень усвоения знаний всеми учениками класса, выявить затруднения отдельных учеников, вызванные индивиду-альными особенностями, а также характерные ошибки учащихся всего класса.

Самостоятельная работа на уроке может быть организована несколько раз. Например, после коллективного решения задачи учитель может предложить учащимся самостоятельно записать решение задачи, а в конце урока дать самостоятельную работу на решение примеров.

И младших классах, особенно в 1-м и 2-м, самостоятельная рабо-та должна быть небольшой по объему и рассчитана на 7—10 мин. Это связано с особенностями младших школьников: недостаточным навыком в самостоятельной работе, быстрой утомляемостью и отвле-

каемостью, недостаточным навыком самоконтроля. В старших классах самостоятельная работа может быть иногда расчитана на большую часть урока (18—20 мин). В старших классах от учащихся следует чаще требовать самоконтроля при выполнении самостоятельной работы, включать программирован-ные задания.

Упражнения и задания для самостоятельной работы составля-ются учителем с учетом особенностей учащихся. Они могут быть различными по степени трудности и объему. Каждая самостоя-тельная работа должна быть обязательно проверена. Оценки за самостооятельную работу выставляются в журнал по усмотрению

учителя.

Следует практиковать, начиная с младших классов, проверку работ самими учениками друг у друга: ученики обмениваются работами и проверяют правильность выполнения их. Это повыша-ет ответственность учащихся, развивает критическое отношение к

собственной работе и работе товарищей.

Контрольные письменные работы проводятся после изучения темы или раздела в конце четверти или года. Это удобный и

быстрый способ контроля знаний, умений и навыков учащихся


при условии продуманной системы содержания и организации контрольных работ.

Письменные контрольные работы могут преследовать различ ные цели: проверку знания нумерации, законов или свойств ариф метических действий (переместительное свойство сложения или умножения, порядок действий), вычислительных приемов, реше ния определенного вида задач, проверку навыков измерения, чер чения, проверку знаний свойств фигур и др. В зависимости от целей определяется и содержание контрольной работы.

В контрольных работах за четверть или за год даются вопросы из разных разделов математики.

Контрольные работы за четверть или за год содержат, как правило, задачу и 10—12 примеров (примеры могут быть и слож ные). В младших классах в контрольную работу включается прак тическая работа по измерению или построению. В старших клас сах измерительные и чертежные работы могут быть включены в общую контрольную работу отдельным заданием, а при текущей или тематической проверке знаний они могут быть даны учащим ся и специально.

Математическое содержание контрольных работ должно быть дифференцировано для учащихся I и II уровня развития, а также занимающихся по индивидуальным программам. Оценка работ проводится с учетом требований той программы, по которой уче ник обучается.

Учитель должен четко прочитать все задания, записанные на доске, выявить, все ли слова задачи понятны учащимся. Детям, которые пользуются дидактическим материалом (палочками, сче тами), надо разрешить и на контрольной работе пользоваться этими пособиями. Контрольная работа должна выполняться уча щимися самостоятельно, без всякой помощи со стороны учителя.

После выполнения работы учащимся необходимо дать время на ее проверку.

Контрольная работа должна быть тщательно проверена учите лем и проанализирована. Анализ дает картину усвоения знаний по теме или разделу, выявляет общие затруднения, ошибки, харак терные для всех учащихся, а также индивидуальные трудности отдельных учеников.

При качественном анализе контрольной работы учитель дол жен показать ошибки, трудности и их причины у каждого ученика класса, т. е. какие вычислительные приемы, виды заданий оказа


лись трудны для большинства учащихся класса или отдельных ребят, какие характерные ошибки встречались при решении зада-чи (неточность формулировки вопросов или ответа, несоответст-вие вопроса и действия, случайный выбор действия и т. д.). Качественный анализ контрольной работы позволяет правильно спланировать работу над ошибками, которая проходит на следую-щемпосле контрольной работы уроке. На нем учитель совместно с учащимися анализирует задачи или другие задания, в которых было сделано больше всего ошибок. В зависимости от характера ошибок учителю иногда приходится давать дополнительные разъ-яснения, использовать новые виды наглядности и т. д., а иногда ограничиваться выполнением аналогичных заданий, большим ко-личеством тренировочных упражнений. Ведется индивидуальная

работа с учащимися, которые не справились с тем или иным

заданием. Учитель и на последующих уроках старается поработать с та­кими учениками индивидуально, чтобы они преодолели затрудне-ния, ликвидировали пробелы в знаниях и могли продвигаться дальше. Иногда с отдельными учащимися требуется позаниматься дополнительно во внеурочное время.

Каким бы способом учета математических знаний, умений и

навыков ни пользовался учитель, он должен поставить ученику

отметку. Отметка будет играть свою воспитательную роль только

в том случае, если учащиеся понимают, за что она ставится, что

она означает. Многие учащиеся 1-го класса коррекционной школы не осознают значения оценок «5», «4», «3», «2». Одна ученица 1-го класса радовалась отметке, так как она была написана красными чернилами, хотя в тетради у нее стояли двойки. Это говорит о том, что, прежде чем ставить отметку, учащихся надо научить понимать их значение. Важно выработать у них умение критически оценивать собственные ответы и ответы товарищей. Этому, как показывает опыт работы многих учителей вспомогательных школ, помогает привлечение к анализу ответов самих учащихся, тактичное исправление их ошибок. Нужно с 1-го класса привлекать внимание учеников к ответам товарищей такими вопросами:

" Правильно ли Катя посчитала шишки? Какую ошибку она

сделала? Правильно ли выполнил действие Костя? Как Костя на-

писал цифры?

 

Костя все правильно решил, красиво записал цифры, правиль-но их прочитал. Косте можно поставить пятерку.


Наташа все правильно решила, но цифры пишет некрасиво. Я ей поставлю «4» и дам задание написать цифры 1, 2, 3, 4, 5».

Оценивая письменные работы, а также устные ответы учащих­ся, нужно подходить дифференцированно к каждому ребенку, учи­тывать не только его интеллектуальные, но и физические дефек­ты. Если у ребенка паралич, дрожание конечностей, дефект зрения, то он не может красиво писать и снижать за это отметку не следует Отметка ставится не за единичный ответ ученика, а за ряд работ, которые выполнены им в течение всего урока, т. е. выставляется поурочный балл. Это наиболее объективная отметка, так как от ставится за многие виды работ на уроке: за ответы при проверке домашней работы, за устный счет, за самостоятельное решение при­меров и задач, формулировку правила, объяснение решения примера или задачи. Чтобы объективно оценить знания ученика по разным разделам, учитель заранее должен выделить не более одного-двух учеников. Ставя поурочный балл, учитель должен обосновать отмет­ку, с тем чтобы ученик понял, осознал, за что он ее получил Поурочный балл ставится в конце урока.

Однако за урок учитель должен поставить и еще отметки за индивидуальный опрос у доски, выборочно за самостоятельную работу (если он успел ее проверить и поставил ученику один-два вопроса). Эти отметки ставятся в течение урока. Отдельно нужно оценить измерительные и чертежные работы, арифметический диктант. Таким образом, в течение четверти у учащихся накапли­вается много отметок, так как идет повседневная проверка знаний учащихся. В конце четверти выставляется четвертная отметка (за исключением первой четверти в 1-м классе), а в конце года -годовая.

Учащиеся, которые занимаются по индивидуальной или сни­женной программе, получают отметки в соответствии с требова­ниями этих программ.

Задание

Прослушайте и запишите урок математики в школе. Выделите методы и приемы, которые были использованы при усвоении, закреплении, проверке и контроле знаний.

Назовите методы и приемы, которые используются при формировании общеучебных умений и навыков, в процессе формирования умственной дея­тельности учащихся.


Глава 6 УРОК МАТЕМАТИКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ МАТЕМАТИКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА

Урок — это целостный, логически законченный, ограниченный деленными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем представлены в сложном взаимодействии все основные компоненты учебно-воспитательного процесса: цели, со-держание, средства, методы, организация.

Особенности урока математики обусловливаются специфичес-кими особенностями учебного предмета, его целями и задачами, составом учащихся и общими задачами школы VIII вида, Уроки математики одновременно с вооружением учащихся ма-тематическими знаниями, формированием разнообразных умений и навыков (вычислительных, измерительных, графических, реше-ния задач), умственной и учебной деятельности способствуют кор­рекции недостатков познавательной деятельности и личности уча-щихся коррекционной школы, их социальной адаптации путем связи обучения математики с жизнью (привлечения фактического числового материала, характеризующего взаимоотношения между предметами и явлениями окружающей действительности на языке математики), с профессионально-трудовой подготовкой учащихся, Задача учителя математики не только обеспечить на уроке восприятие, осмысление, запоминание учебного материала, выра-ботку умений его применять, но и научить учащихся учиться, Сначала следует учить школьников овладению общеучебными умениями и навыками, навыками умственной деятельности — анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Затем необходимо на­учить анализировать математические факты, делать доступные вы-воды, обобщения, облекать их в словесную форму в виде правил, алгоритмов. Далее научить использовать полученные знания сна-чала в аналогичной, а затем в новой ситуации, при решении трудовых и жизненно-практических задач, создавая соответствую-щиеусловия в классе, например организуя деловые игры или экскурсии в мастерские, на промышленные и сельскохозяйствен-ные предприятия, стройки, в магазины и т. д. Особенности математического материала, предусмотренного программой коррекционной школы, отражаются на построении и содержании уроков. Программой по математике предусмотрено


изучение арифметического и геометрического материала, знаком­ство учащихся с величинами, единицами их измерения и измери­тельными инструментами. Нередко в один урок включается мате­риал из разных разделов математики, что влияет на его организа­цию, структуру, выбор методов и приемов.

Наряду с решением образовательных и коррекционно-развива­ющих задач на уроках математики решаются задачи воспитания положительных личностных качеств школьников, таких, как тру­долюбие, настойчивость, аккуратность, чувство товарищества, взаимопомощи, коллективизма и др. Готовясь к уроку, учитель не только определяет, какие воспитательные задачи будут ре­шаться на этом уроке, но и подбирает задания и упражнения с учетом математического содержания урока и его воспитательных задач.

Наличие в учебной программе по математике для коррекцион­ной школы двух уровней требований к знаниям учащихся, обуслов­ленных неоднородностью состава учащихся каждого класса, разны­ми возможностями в усвоении математического материала, безус­ловно, оказывает влияние на содержание, организацию, выбор на­глядных средств и методов обучения на уроках математики, необ­ходимость индивидуального и дифференцированного подхода.

Эффективность современного урока обеспечивается реализа­цией его задач: образовательной, коррекционно-развивающей, вос­питательной, практической.

На одном уроке учитель, как правило, решает несколько учеб­ных задач в зависимости от содержания материала и места, кото­рое занимает урок в системе других уроков математики, а также в зависимости от возможностей учащихся: с одним материалом учитель только знакомит учащихся на уровне восприятия, осмыс­ления и запоминания, с другим работает по применению в сход­ной ситуации, третий вид материала позволяет углублять, диффе­ренцировать, обобщать, систематизировать, закреплять знания, вырабатывая прочные умения и навыки и используя их в новых ситуациях. В урок нередко включается материал, который готовит учащихся к восприятию новых знаний.

Например, если в 6-м классе планируется урок на тему «Деле­ние трехзначного числа на однозначное, когда в частном число с нулями на конце», то общеобразовательные задачи можно сформу­лировать примерно так: познакомить с новым случаем деления трехзначного числа на однозначное вида 750:3, повторить таблич-


ное и внетабличное умножение и деление, деление с остатком, деление нуля на число, закрепить алгоритм письменного деления, продолжить формирование навыков деления отрезка на две рав-ные части. В данном случае надо выделить главную дидактичес-кую цель урока: познакомить учащихся с новым случаем деления трехзначного числа на однозначное определенного вида. Чтобы учащиеся быстрее и лучше усвоили новый материал, учитель ставит также задачу актуализации тех знаний, которые необходи-мы для овладения новым случаем деления: повторение табличных и внетабличных случаев деления с остатком и без остатка, деле-ние нуля. Выбор геометрического материала обусловлен необходи-мостью осуществить взаимосвязь арифметических и геометричес-ких знаний. На каждом уроке математики необходимо предусмотреть воз­можности коррекции и развития внимания, наблюдательности, па-мяти, таких процессов мышления, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, умение планировать свою деятель-ность, овладение приемами самоконтроля и т. д. Учитель заранее специально предусматривает, какие коррекци-онно-развивающие задачи он планирует осуществить на данном уроке, а в плане урока отмечает, когда и на каком материале эти задачибудут реализованы.

Наряду с решением образовательных и коррекционно-разви­вающих задач на уроках математики решаются задачи воспита-ния, особенно воспитания положительных личностных качеств школьников, таких, как трудолюбие, настойчивость, аккурат-ность, чувство товарищества, взаимопомощи, коллективизма и др. Готовясь к уроку, учитель не только определяет, какие воспитательные задачи будут решаться на этом уроке, но и подбирает задания и упражнения с учетом математического со-держания урока и его воспитательных задач: предусматривает воспитание у учащихся чувства ответственности, дисциплиниро-ванности, трудолюбия.

На каждом уроке учитель продумывает как математический материал связать с повседневной жизнью, с игровой, бытовой, профессионально-трудовой деятельностью учащихся. С этой целью подбираются сюжеты текстовых задач, изучение величин и еди-ниц измерений связываются с практической деятельностью уча-щихся, изучая геометрический материал, учащиеся должны выде-лять геометрические формы в предметах окружающей действи-


 



 



тельности и изделиях, которые они изготовляют на уроках труда, учить их моделированию и конструированию геометрических фигур, знакомых предметов, игрушек, делить фигуры на части, из частей конструировать целое и т. д. Таким образом:

1. Каждый урок должен иметь четко сформулированную тему и
цель. Так как урок математики включает и арифметический и
геометрический материал, то на уроке может быть поставлена не
одна, а несколько дидактических целей. Неоднозначность цели на
уроке обусловлена необходимостью включать почти в каждый
урок новый материал, повторять пройденное и готовить учащихся
к восприятию новых знаний. Однако на каждом уроке математики
должна быть одна главная дидактическая цель. Наряду с учебны­
ми целями формируются коррекционно-развивающие и воспита­
тельные цели.

2. Содержание учебного материала на уроке должно отвечать
теме, целям урока, быть доступно учащимся, отвечать требовани­
ям индивидуального и дифференцированного подхода, научно,
тесно связано с жизнью и трудом.

На уроке необходимо сочетание арифметического и геометри­ческого материала, теоретического и практического материала, упражнений вычислительного характера и решения задач.

Объем учебного материала должен обеспечить активность уча­щихся и работу в течение урока в доступном темпе.

3. Методы и приемы работы на уроке должны отвечать возраст­ным особенностям школьников, развивать и коррегировать их по­знавательную деятельность, способствовать формированию умст­венных и практических действий, способностей анализировать, синтезировать, обобщать.

4. На каждом этапе урока математики ведется систематичес­кий контроль за качеством усвоения знаний, формированием уме­ний и навыков.

Учитель ставит перед учащимися конкретные цели и добивается от каждого ученика (в зависимости от его возможностей) их реали­зации, осуществляет контроль за деятельностью школьников, вносит коррективы в их знания, оказывает необходимую помощь, укрепляет уверенность, поощряет даже минимальные успехи.

5. Урок должен быть оснащен необходимыми наглядными посо­
биями и дидактическим материалом, учебниками и тетрадями (в
клетку и без линеек для работ по геометрии), измерительными и


чертежными инструментами, техническими средствами. Следует отметить, что, одновременно должно демонстрироваться не более 1 - 2 наглядных пособий.

6. Каждый урок математики должен отличаться организацион­
ной четкостью: ясная цель каждой структурной части урока и
подчиненность их главной дидактической цели урока, четкое пла­
нирование урока и правильное распределение времени между

каждой структурной частью. Сочетание фронтальной работы с индивидуальным и дифферен-цифованным подходом.

7. Повторение должно осуществляться на каждом уроке матема-тики, т. е. должен соблюдаться принцип непрерывности повторения.

8. На каждом уроке учитель должен развивать речь учащихся, обогащать их словарь новыми терминами и выражениями, следить за точностью, лаконичностью и грамматическим строем речи.

9. Уроки математики должны быть тесно связаны с другими
учебными предметами, уроками профессионального труда, жизнью.

10. Уроки математики должны носить практическую направ-
ленность, способствовать решению задач социальной адаптации и реабилитации учащихся коррекционной школы.

11. Учитель должен служить образцом подражания для учащих-
ся: прекрасное знание учебного материала, владение методикой
его проведения, собранность, четкость инструкций, лаконичная речь, эмоциональность, доброжелательное отношение к учащимся.

12. Урок математики должен будить не только мысль, но и
чувства. Учитель должен не забывать об эмоциональной стороне урока и воспитывать любознательность и интерес к математическим фактам и явлениям.

13. На уроках математики должны быть реализованы требова-
ния лечебно-педагогического режима с учетом работоспособности и утомляемости умственно отсталых учащихся. Этому способству-ет переключение видов деятельности, проведение физкультминут-ки, целесообразное распределение учебного материала и видов работ и т. д.

СИСТЕМА УРОКОВ МАТЕМАТИКИ

Усвоение знаний учащимися на уроке происходит на разных уровнях. Одним учащимся доступно лишь восприятие, осмысление нового материала. Другие уже могут использовать эти знания в

сходной ситуации. Потребуется неодинаковое количество уроков


 




для учащихся одного и того же класса, чтобы они запомнили новый прием вычисления, новое свойство действий, чисел или фигур и могли его использовать при решении задач не только в сходной, но и в новой ситуации.

Для того чтобы учитывать и различный уровень усвоения зна ний учащимися, и постепенность изучения материала, необходимо четко планировать материал, ясно представлять себе всю систему уроков по теме, познавательные возможности учащихся, а также уровень их знаний.

Урок математики следует рассматривать как логически завер шенную часть всего учебного процесса в системе уроков матема тики.

Система уроков дает возможность логически обоснованно рабо тать над определенным понятием, целенаправленно формировать у учащихся определенные умения и навыки.

При планировании системы уроков надо учитывать, что уча щихся необходимо заблаговременно подвести к восприятию ново­го материала. Этому надо отвести специальное время.

Затем планируется знакомство учащихся с новым материалом, т.е. восприятие, осмысление, первичное закрепление знаний. По следующие уроки должны быть посвящены коррекции и закрепле нию знаний, выработке умений и навыков.

Следующим этапом усвоения знаний является повторение, обобщение, систематизация знаний, использование их в новых ситуациях.

Характерным для уроков математики в школе VIII вида являет­ся непрерывная повторяемость уже полученных знаний, возвраще­ние к ним на последующих уроках, использование этих знаний в иных связях и отношениях, включение в них новых знаний, а следовательно, их углубление и совершенствование, создание таких жизненных ситуаций, в которых бы учащиеся могли исполь­зовать ранее приобретенные знания. Именно непрерывность по­вторения даст возможность сократить время, специально отведен ное на повторение в конце четверти и учебного года. Игнорирова­ние требований непрерывности повторения при планировании сис темы уроков по теме или разделу приводит к тому, что учащиеся коррекционной школы из-за слабой памяти, быстроты сглажива­ния существенных признаков изученных понятий уподобляются их сходным или контрастным понятиям, что нередко приводит к


необходимости не повторения, а объяснения вновь ранее изучен-

ного материала. Рассмотрим примерное планирование системы уроков по теме «Таблица умножения по 2». 1- й урок. Тема: «Понятие об умножении как сложении равных слагаемых. Замена сложения равных слагаемых умножением». Цель1. Ознакомление с умножением как сложением одинако-вых слагаемых с заменой одинаковых слагаемых умножением, а умножения — сложением, с чтением и записью действия умноже-ния знаком умножения: *.

2-й урок. Тема: «Табличное умножение по 2 (случаи: 2*5, 2*7,. 2*3)». Цель. Начать изучение табличного умножения по 2. Закре­пить понимание действия умножения, формировать навыки заме-ны сложения равных слагаемых умножением и наоборот. 3-й урок. Тема: «Табличное умножение по 2 (случаи: 2*6,

2*4,2*8)». Цель. Продолжить изучение табличного умножения по 2. За­крепить знание случаев умножения 2*3, 2*5, 2*7, продолжить формирование навыков замены сложения одинаковых слагаемых умножением и наоборот.

4-й урок. Тема: «Табличное умножение по 2 (случаи: 2*2, 2*10, 2*9)».

Цель. Познакомить с новыми случаями умножения по 2. За­крепить знание известных учащимся табличных случаев умноже­ния по 2.

5-й урок. Тема: «Таблица умножения по 2 (все случаи)». Цель. Обобщить знания учащихся об умножении по 2. Соста-вить таблицу умножения по 2 по постоянному множителю (2) и таблицу Пифагора.

6- й урок. Тема: «Сопоставление действий умножения и сло-жения».

Цель. Сравнение действий и результатов: 2*3, 2+3 и 2 + 2 + 2и др. Замена умножения сложением и наоборот. Диффе-ренциация знаний о сложении и умножении.

7-й урок. Тема: «Задачи на нахождение суммы равных слагае-мых».

1Здесь и далее формулируются только основные образовательные цели уро-

ков


Цель. Познакомить учащихся с новым видом простых задач. Показать возможность записи их решения действиями сложения и умножения.

ВИДЫ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ

Виды уроков математики определяются в первую очередь теми основными дидактическими целями, которые на них решаются. Обычно каждый урок преследует не одну, а несколько дидактичес ких целей. Эти дидактические цели определяются местом данного урока в системе уроков, содержанием его и уровнем усвоения знаний учащимися.

Несмотря на многообразие дидактических целей одного урока, всегда можно выделить основную цель. В зависимости от нее и от логики процесса обучения в математике различают несколько видов уроков:

1. Уроки усвоения новых знаний, на которых учащиеся знако-мятся с новым математическим материалом: нумерацией, вычисли­тельными приемами, решением нового вида задач, новыми свойст-вами фигур, величинами и мерами их измерения.

2. Уроки коррекции и закрепления нового материала (примене-ние знаний в сходных ситуациях).

3. Уроки выработки практических умений (применение знаний в новых ситуациях).

4. Уроки повторения, обобщения и систематизации знаний (ус-воение способов действий в комплексе).

5. Уроки проверки, оценки, коррекции знаний.

6. Комбинированные уроки.

Каждый тип урока имеет свои структурные элементы, но они носят динамический характер. Учитель должен выделить цель каждого структурного элемента (этапа) урока. Эту цель надо со­общить и учащимся — по возможности довести каждого ученика до осознания цели.

1. Уроки усвоения новых знаний

В школе VIII вида редко проводятся уроки, которые целиком посвящены усвоению новых знаний. Это объясняется особенностя-ми познавательной и эмоционально-волевой сферы учащихся этой школы, которым целесообразно сообщать новый материал неболь-шими порциями с последующим его закреплением. Но все же бывают уроки, особенно в старших классах, на которых большая


часть времени отводится на восприятие, осмысление и запомина-ние новых знаний и на их первичное закрепление. Все этапы урока, как правило, также подчинены основной дидактической цели урока. Нередко усвоению знаний предшествует постановка перед учащимися определенной жизненной задачи (проблемы), для решения которой они ощущают недостаток имеющихся зна-ний, необходимость их восполнения. Наличие такой ситуации перед сообщением новых знаний заинтриговывает учащихся, поз-воляет создать положительное отношение к восприятию новых знаний, атмосферу заинтересованности и тем самым способство-вать созданию благоприятных условий для работы учителя и уче-ников.

Урок усвоения новых знаний может включать в себя следую-щие этапы, т. е. иметь такую структуру: 1) организация учащихся на урок; 2) проверка домашнего задания; 3) устный счет; 4) акту-ализация знаний к новой теме; 5) сообщение темы урока; 6) сооб-щение новых знаний; 7) коррекция и первичное закрепление зна-ний; 8) закрепление знаний (фронтальное); 9) задание на дом; 10) подведение итога урока.

Место структурных элементов и время, отведенное на каждый из них, могут меняться в зависимости от цели и содержания урока.

Структура урока усвоения новых знаний может быть и другой. Например, не всегда целесообразно включать в этот урок провер-ку домашнего задания: знания, которые учащиеся применяли при выполнении домашней работы, могут быть не связаны с новым материалом и не помогут его восприятию и осмыслению. В этом случае учитель собирает тетради для проверки выполнения до-машних заданий. Не всегда на уроке усвоения новых знаний проводится и устный счет. Если основной образовательной целью на уроке является ознакомление учащихся со свойствами геомет-рических фигур, новыми величинами, единицами их измерения или новыми измерительными приборами и правилами их использо-вания (весами и правилами взвешивания, часами и определением времени по часам, рулеткой и правилами измерения с ее помощью и т.д.), то вместо устного счета целесообразно воспроизвести такие знания и умения учащихся, которые позволили бы связать

их с новым материалом и включили в общую систему знаний. Сообщение темы урока может предшествовать объяснению но-ного материала, но может быть сделано и после ознакомления


учащихся с новым приемом вычисления, свойством и т. д., как итог, вывод после объяснения. Например, учитель объяснит, как умножить многозначное число на круглые десятки (347x30). Под руководством учителя учащиеся устанавливают, что первый мно­житель — трехзначное число, второй множитель — круглые де­сятки. Затем учитель сообщает, что темой урока как раз является умножение трехзначных чисел на круглые десятки. Тема записы­вается на доске и в тетрадях.

На уроке усвоения новых знаний учитель осуществляет диффе­ренцированный подход к учащимся в зависимости от их возмож­ностей. Наиболее сильным учащимся он предоставляет возмож­ность самостоятельно разобраться в решении нового примера по образцу, данному на карточке или в учебнике, для остальных учащихся проводит объяснение, активизируя восприятие вопроса­ми к средним учащимся, требуя от слабых учащихся повторения некоторых моментов. В этом случае восприятие новых знаний будет наиболее активным, будет соответствовать возможностям каждого ученика данного класса.

Рассмотрим пример урока усвоения новых знаний.

Тема: «Число и цифра 5».

Цель. Познакомить учащихся с новым числом 5 и научить обозначать его цифрой 5. Познакомить с печатной и письменной цифрой 5. Корригировать мышление, развивать речь учащихся.

Наглядные пособия, дидактический материал. Кубики двух цветов, круги, матрешки, цифровая касса, наборное полотно, игрушки.

План урока

1. Организация учащихся на урок. Учащиеся говорят, какой будет урок, который это урок по счету, что приготовлено к уроку математики.

2. Повторение образования чисел 2, 3, 4 с помощью игры «Один да один».

Учитель повторяет с учащимися, какие числа они знают, про­сит посчитать до четырех. Затем проводится игра «Один да один». К доске вызываются 4 ученика, они становятся в шеренгу. Пер­вый делает шаг вперед и говорит: «Я один». Второй делает шаг вперед и говорит: «Один да один будет два» и т. д.

3. Закрепление соотношения числа, количества и цифры.
72


Учитель просит учащихся отложить 2, 3, 4 предмета из имею-щихся у них пособий и под каждой группой предметов (картинок) поставить соответствующую цифру.

4. Сообщение темы урока: «На уроке будем изучать число 5, будем учиться писать цифру 5».

Получение числа 5 разбирается на дидактическом материале.

«Поставьте 4 матрешки и еще одну. Сосчитаем, сколько стало матрешек».

Учитель просит обвести в тетрадях 4 квадрата (или круга), а затем спрашивает: «Сколько квадратов еще надо обвести, чтобы стало 5?» Учащиеся подводятся к выводу: «Чтобы получить число 5, нужно к четырем прибавить один». Отсчитывание от

пяти одного позволяет познакомить со вторым способом получе­ния числа 4: «Если от пяти отсчитывать один, то получится 4».

Счет элементов конкретных множеств (5 тетрадей, 5 ручек, 5 карандашей и т. д.). Отсчитывание 5 предметов (возьми из

пачки 5 тетрадей и т. д.).

Знакомство с печатной цифрой 5. Место числа 5 в числовом ряду.

5. Коррекция и закрепление нового: работа с учебником. По рисункам учащиеся еще раз закрепляют получение числа 5, соот­носят число, количество и цифру 5.

6. Знакомство с письмом цифры 5.

7. Самостоятельное письмо цифры 5 в тетрадях.

8. Подведение итогов урока. (Какое новое число узнали? Как можно получить число 5?)

Учитывая возможности класса, на каждом этапе урока учитель предусматривает задания разной степени трудности. Например, при закреплении получения числа 5 одни учащиеся самостоятельно обво-дят клеточки тетради (4 и 1), а у других они уже обведены, от них требуется лишь их раскрасить. При письме цифры 5 одни учащиеся пишут ее по образцу, а другие — только по обводке.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...