Проблема художественного стиля (1)
14. Художественный стиль есть нечто эстетическое, но ни в коем случае и ни в каком виде не сводится на эстетическое. Здесь прежде всего необходимо иметь в виду, что художественное, а следовательно, и художественный стиль, является материальным и чисто физическим воплощением тех или других эстетических форм, но ни в каком случае не является только простым нашим переживанием. Эстетическое никто и никогда намеренно не создавал. Оно стихийно возникает в области человеческих переживаний и ими ограничивается. Художественное же, или, выражаясь более понятно, произведение искусства, вовсе не есть только эстетическое переживание. В нем эстетическое переживание воплощено и сконструировано при помощи тех или других материальных средств. Покамест мы переживаем нечто героическое или идиллическое, для нас совершенно не требуется никаких произведений искусства. И люди часто являются героями или людьми наивными, ирониками, переживающими что-нибудь трагическое или комическое, совершенно не пользуясь никакими произведениями искусства и даже не имея никакого о них представления. Не то - искусство. Здесь прежде всего необходимы физические материалы, которыми пользуется художник для воплощения тех или других эстетических идей. Человек, переживающий нечто трагическое, может не иметь никакого представления о трагедии как о произведении искусства. Но тот автор, который пишет трагедию, знает, что он пользуется именно искусством, а не только своими трагическими переживаниями. Ему нужно слово, на материале которого он создает для нас трагическую драму. В данном случае той материальной сферой, которой пользуется художник, является слово, физически произносимое или написанное, экспрессивное или сдержанное, материально создаваемое и, вообще говоря, внешне-физическое. Актеру необходима сцена, грим, соответствующее одеяние, соответствующие телодвижения, соответствующие голосовые манипуляции и т.д., и т.п. Это уже не просто выражение и не просто эстетическая область. Это является тем, что мы называем уже не только эстетическим, но и художественным, не только переживанием, но и материальным воплощением этого переживания.
Итак, все художественное является не просто переживанием, но творчеством, материальным творчеством. А потому и художественный стиль предполагает использование тех или иных физических материалов для воплощения различных эстетических форм или их совокупности. Итак, художественный стиль есть нечто эстетическое, но ни в коем случае и ни в каком виде не сводится на эстетическое, а является прежде всего материальным творчеством, намеренным созиданием тех или других физических предметов и вещей, несущих однако в себе ту или иную эстетическую значимость. Все художественное эстетично, но не все эстетическое художественно. 15. Художественный стиль не есть прием. Поскольку в настоящем пункте нашего исследования мы перешли из эстетической области в область чисто художественную и возник вопрос о материальной конструкции художественного произведения, очень важно отдавать себе отчет в полной недостаточности одного определения художественного стиля, которое имело известное хождение в нашей литературе в течение многих лет. Это определение В.М. Жирмунского "Стиль есть прием". Действительно, создавая свое художественное произведение, художник всегда употребляет целый ряд разнообразных приемов - словесных, музыкальных, живописных и т.д., - которые по большей части требуют от художника большой выучки и умения рационально пользоваться своими материалами. Некоторые художники пишут или говорят, не имея заранее обдуманного плана, а поддаваясь только своим полусознательным интуициям жизни. Но даже и в этом случае стиль возникает из разного рода приемов, пусть хотя бы полусознательных или даже совсем бессознательных. Однако, искусствовед и литературовед всегда замечают эти приемы, которые фактически отразились на изучаемых ими художественных произведениях. Поэтому наличие приема в том или другом смысле безусловно дает о себе знать и безусловно входит в область художественного стиля. Но можно ли ограничиться этим понятием приема в точном определении того, что такое художественный стиль?
Необходимо чутко прислушиваться к художественному впечатлению, которое мы получаем от искусства. Можно ли сказать, что в музыкальном произведении мы слышим какие-то композиторские приемы звукописания, которым композитор учился в своей консерватории? Если бы это было так, то музыкальное произведение воспринималось бы и оценивалось бы только теми, кто имеет специальное музыкальное образование и прошел техническую школу музыки. Однако, не нуждается в доказательстве то, что музыка доставляет радость и эстетическое удовольствие даже и тем, кто вовсе никогда не проходил музыкально-технической выучки. И даже по преимуществу музыка доставляет эстетическое удовольствие именно такого рода слушателям, а иначе оказалось бы, что получать эстетическое удовольствие от музыки могут только профессора музыки, которые хорошо знают все музыкальные приемы, необходимые для композитора. Итак, художественный стиль вовсе не есть только тот или иной технический прием, хотя без него тоже нет никакого художественного стиля. Всякий художественный стиль предполагает те или иные художественно-технические приемы творчества, но далеко не всякий творческий прием художественен, и далеко не о всяком творческом приеме стоит говорить, что ему присущ какой-нибудь стиль. 17. Художественный стиль произведения не есть его модель, но только результат моделирования. Другой очень важный термин, связанный с анализом тех или иных произведений искусства, техники, ремесла и даже вообще человеческого мышления, тоже в настоящее время обладает чрезвычайной популярностью, уже давно вошел в моду, уже давно потерял свою логическую определенность и требует от нас точной формулировки. Мы исходим из того, что модель предмета есть тот образец, по которому он построен. Наши модницы охотно употребляют такие термины, как "модельная обувь", "модельная шляпа" и т.д. Эти модели иной раз даже прямо выставляются в магазинах или мастерских для того, чтобы быть образцом при соэдавании тех или других предметов - одежды, обуви, посуды, мебели, жилища и т.д. Во всех этих случаях люди употребляют термин "модель" просто в смысле "образец", или в смысле наличия тех или других правил для изготовления тех или иных предметов. Если мы остановимся на таком понимании термина, то "модель" будет противопоставляться "копии". Другими словами, "модель" будет оригиналом, а то, что изготовлено согласно этой модели, будет копией образца. Мы хотели бы остановиться именно на таком простейшем понимании модели, хотя возможны и более абстрактные и более конкретные понимания этого термина. Когда говорят, например, о модели Солнечной системы или о модели атома, то, очевидно, здесь имеется в виду более формальное понимание модели, так что модель предмета в данном случае противопоставляется самому предмету. Мы же будем понимать под моделью предмета, как уже сказано, просто образец его конструирования.
Если так понимать модель, то что же мы должны сказать об отношении модели к художественному стилю? При более формальном понимании модели художественный стиль, понимаемый как модель, опять-таки сводится к выявлению структуры этого предмета. В то же самое время более конкретное понимание модели будет аналогично пониманию модельной обуви и т.д. Если же под моделью понимать только образец, то, с нашей точки зрения, здесь становится ясными и самоочевидными два обстоятельства: во-первых, художественный стиль, действительно, является каким-то образцом, потому что художественный стиль нечто собою выражает и это нечто как раз и является в данном случае его образцом, и он - его копией. Во-вторых, - и это является в данном случае наиболее интересным, - образцом художественного произведения является оно же само. 1. Является ли художественное и стиль «материальным» и в каком смысле? 2. Почему стиль нельзя назвать приемом? 3. И почему стиль не может быть моделью как образцом? ЛОСЕВ АЛЕКСЕЙ ФЕДОРОВИЧ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|