Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Состояние банковской ликвидности в РФ в современных условиях

 

В 2008 году Банк России при реализации денежно-кредитной политики учитывал влияние совокупности макроэкономических факторов на динамику спроса на деньги и денежного предложения.

Объем денежного агрегата М2 по состоянию на 1 января текущего года составил 13493,2 млрд. руб., увеличившись за 2008 год на 1,7% (в 2007 году его прирост был равен 47,5 процента).[43, 80]

В 2008 году объем безналичных средств возрос на 1,3%, наличных денег в обращении – на 2,5% (в 2007 году соответствующие показатели сложились на уровне 54,1% и 32,9%). Общий объем срочных депозитов, входящих в состав агрегата М2, за 2008 год возрос на 9,7%, а объем депозитов до востребования снизился на 8,9% (в 2007 году рост данных показателей достигал 55,8% и 52% соответственно). Соответственно изменилась и доля указанных составляющих безналичных средств в общем объеме денежного агрегата М2: доля срочных депозитов за 2008 год увеличилась на 3,1 процентного пункта – до 43%, а доля депозитов до востребования за указанный период снизилась до 28,9% (на 3,4 процентного пункта).

Депозиты нефинансовых организаций в национальной валюте за 2008 год увеличились на 5,6% (в 2007 году они возросли на 67,9%). Темп прироста срочных депозитов нефинансовых организаций за 2008 год составил 39,3% (в 2007 году депозиты указанной группы увеличились более чем в 2 раза – на 108%); остатки средств на текущих и расчетных счетах нефинансовых организаций в 2008 году снизились на 10,9% (годом ранее наблюдался их рост на 53,4%). Удельный вес срочных депозитов в структуре рублевых депозитов нефинансовых организаций повысился за 2008 год на 10,5 процентного пункта – до 43,4 процента.

Объем вкладов населения в национальной валюте за 2008 год снизился на 3,4% (в 2007 году наблюдался его рост на 41,3%). При этом срочные депозиты населения в рублях в 2008 году сократились на 3,7%, а вклады до востребования – на 1,9% (в 2007 году соответствующие группы депозитов возросли на 39,9% и 47 процентов).

Общий объем депозитов в иностранной валюте в 2008 году увеличился на 102,8% в долларовом эквиваленте, в 3,8 раза превысив темпы их прироста в 2007 году. При этом депозиты населения в иностранной валюте возросли на 99,3%, нефинансовых организаций – на 105,9% (в 2007 году – на 13,3% и 42,3% соответственно).

С учетом опережающей М2 динамики депозитов в иностранной валюте прирост широкой денежной массы в 2008 году составил 14,6% (в 2007 году – 44,2%). Основным источником роста широкой денежной массы в 2008 году было увеличение требований кредитных организаций к нефинансовым организациям и населению – на 35,6%. Прирост чистых иностранных активов банковской системы в 2008 году составил 23,1% (в 2007 году – 44,2 процента).

На фоне ослабления рубля относительно евро и доллара США возрос спрос населения на наличную иностранную валюту. По данным Банка России о движении наличной иностранной валюты через уполномоченные банки, в декабре 2008 года чистый спрос населения на наличную иностранную валюту составил 10,3 млрд. долл. США (в том числе чистый спрос на наличный евро в долларовом эквиваленте составил 5 млрд. долл., чистый спрос на доллары – 5,2 млрд. долларов).

Объем денежной базы в широком определении, характеризующей денежное предложение со стороны органов денежно-кредитного регулирования, за 2008 год увеличился на 1,2% (за 2007 год увеличение составило 33,7 процента).

На протяжении большей части января текущего года на внутреннем валютном рынке наблюдалось превышение спроса на иностранную валюту над ее предложением, формировавшееся в условиях проводимой Банком России корректировки курсовых границ технического коридора, определяющего допустимые колебания стоимости бивалютной корзины. Дополнительным фактором высокого спроса на иностранную валюту в этот период на фоне ожиданий дальнейшего ослабления рубля стал значительный объем рублевой ликвидности банковского сектора, накопленной в конце 2008 года в результате высоких расходов федерального бюджета, а также предоставляемой посредством инструментов рефинансирования Банка России.

Ситуация на денежном рынке в январе текущего года была неоднородной. В первой половине января в результате высоких бюджетных расходов в конце прошедшего года и значительного объема средств, предоставленного банковскому сектору посредством инструментов рефинансирования Банка России, ситуация с банковской ликвидностью оставалась стабильной, однако во второй половине месяца напряженность на денежном рынке возросла.

В этих условиях спрос банковского сектора на инструменты рефинансирования Банка России сохранялся на рекордно высоком уровне. Совокупный объем сделок прямого РЕПО за январь увеличился более чем в 1,5 раза по сравнению с предыдущим месяцем, составив 8268,77 млрд. рублей. Средний дневной объем операций прямого РЕПО был равен 516,80 млрд. рублей.

 

Рис.1.1. Объем средств на корсчетах кредитных организаций и операций прямого РЕПО [49, 28]

 

В январе Банк России продолжил проведение аукционов по предоставлению кредитным организациям кредитов без обеспечения. Общий объем предоставленных средств по данным операциям за рассматриваемый период составил 532,66 млрд. рублей.

В условиях дефицита банковской ликвидности в январе 2009 года состоялся только один аукцион по размещению ОБР на первичном рынке, объем размещения составил 0,31 млрд. руб. по рыночной стоимости. Банком России проводились операции по покупке ОБР на вторичном рынке на общую сумму 0,97 млрд. руб. и операции по продаже на общую сумму 0,3 млрд. рублей.

В рамках мер, направленных на расширение возможностей рефинансирования банковского сектора, с 20 января 2009 года Банк России начал предоставлять кредиты, обеспеченные «нерыночными» активами или поручительствами, на срок от 181 до 365 календарных дней по ставке 13% годовых, а также приостанавливал установление ограничений на объем операций «валютный своп» на день.

Рис.1.2. Стерилизационные операции Банка России на денежном рынке

 

Финансовые результаты деятельности кредитных организаций. Совокупная прибыль кредитных организаций за 2008 год составила 409,2 млрд. руб., что на 19,4% меньше результата 2007 года. Прибыль в сумме 446,9 млрд. руб. получили 1050 кредитных организаций (94,8% от числа действующих на 01.01.09). Убытки в сумме 37,8 млрд. руб. понесли 56 кредитных организаций (5,1% от числа действующих). Для сравнения: в 2007 году прибыль в сумме 508,9 млрд. руб. получили 1123 кредитные организации (98,9% от числа действовавших на 01.01.08), а убытки в сумме 0,9 млрд. руб. понесли 11 кредитных организаций (1% от числа действовавших).

В сложившихся условиях Банк России проводил денежно-кредитную политику с учетом необходимости снижения инфляции, превысившей целевое значение, и поддержания уровня ликвидности банковского сектора, достаточного для обеспечения его устойчивого функционирования и развития.

В период с января по июль 2008 года Банк России для сдерживания роста денежного предложения и снижения инфляционных ожиданий четыре раза повышал процентные ставки по своим операциям. Кроме того, Банк России принял ряд решений по повышению обязательных резервных требований, депонируемых кредитными организациями на счетах в Банке России.

Существенное ухудшение с августа 2008 года ситуации на мировых финансовых рынках обусловило масштабный отток капитала из России, как и из других стран с развивающимися рынками. Значительная переоценка рисков участниками как на международных, так и на внутреннем финансовых рынках стала причиной ужесточения условий заимствований для российских кредитных и нефинансовых организаций, а также ухудшения функционирования финансового и фондового рынков страны. Затруднение привлечения средств на рынке межбанковских кредитов (в том числе формирование цепочек неплатежей по операциям междилерского РЕПО) в совокупности с критическим ухудшением ситуации на рынке ценных бумаг (резкое снижение котировок акций и облигаций российских эмитентов и основных фондовых индексов, приостановка торгов на российских биржах) нарушило нормальное функционирование рыночного механизма перераспределения ликвидности, следствием чего стали формирование дефицита банковской ликвидности и резкое повышение спроса кредитных организаций на рефинансирование со стороны Банка России.[31]

Указанные факторы определили необходимость для Банка России повысить приоритет выполнения цели по поддержанию финансовой стабильности. Поэтому в сентябре - октябре был реализован комплекс мер денежно-кредитной политики, направленных на сглаживание для российских кредитных организаций негативных последствий кризисного состояния международных финансовых рынков, в первую очередь на расширение их возможностей по получению ликвидности от Банка России.

Банк России принял решения о временном снижении нормативов обязательных резервов: с 18.09.2008 они были снижены на 4 процентных пункта по каждой категории резервируемых обязательств (с 8,5 до 4,5% - по обязательствам перед банками-нерезидентами, с 5,5 до 1,5% - по обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации, с 6,0 до 2,0% - по иным обязательствам), а с 15.10.2008 - установлены в размере 0,5% по каждой категории резервируемых обязательств с их последующим поэтапным повышением начиная с 1 февраля 2009 года до 1,5%, начиная с 1 марта 2009 года - до 2,5%. При этом с 18 по 22 сентября и с 15 по 17 октября 2008 года было проведено внеочередное регулирование обязательных резервов (по вновь установленным нормативам), в рамках которого на корреспондентские счета кредитных организаций было перечислено 262 и около 100 млрд. рублей соответственно. Одновременно с решением о снижении с 18.09.2008 нормативов обязательных резервов было принято решение о повышении с 1 октября 2008 года Банком России коэффициента усреднения для расчета усредненной величины обязательных резервов для кредитных организаций, не являющихся расчетными небанковскими кредитными организациями и РЦ ОРЦБ, - с 0,55 до 0,6, а также о предоставлении временно (в течение периода с 1 октября 2008 года до 1 июля 2009 года) права на усреднение обязательных резервов кредитным организациям независимо от классификационных групп, присвоенных им в результате оценки их экономического положения в соответствии с требованиями соответствующих нормативных актов Банка России.[67, 64]

Банк России с 18.09.2008 снизил на 1 процентный пункт процентные ставки по инструментам предоставления ликвидности постоянного действия - ломбардным кредитам и операциям прямого РЕПО по фиксированной ставке на срок 1 день, а также по операциям "валютный своп" (рублевая часть) на 1 день - до 8% годовых. Минимальная ставка по ломбардным кредитным аукционам на срок 2 недели была снижена с 8,0 до 7,5% годовых. Также были снижены процентные ставки по кредитам Банка России, обеспеченным нерыночными активами (с 8 - 10 до 7,5 - 9,5% годовых соответственно).

23 апреля 2009 г. Совет директоров Банка России принял решение о продлении установленных сроков поэтапного увеличения действующих в настоящее время нормативов обязательных резервов с ежемесячным их увеличением на 0,5 процентного пункта с 1 мая по 1 августа.[73, 40]

В настоящее время действует единый норматив обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед физическими лицами в валюте РФ, по обязательствам перед банками-нерезидентами в валюте РФ и в иностранной валюте, по иным обязательствам кредитных организаций в валюте РФ и обязательствам в иностранной валюте - 0,5%.

ЦБ сохраняет плоскую шкалу нормативов, увеличивая их с 1 мая по 1 августа ежемесячно на 0,5 процентного пункта.

Таким образом, нормативы обязательных резервов будут увеличены до 1,0% с 1 мая, до 1,5% с 1 июня, до 2,0% с 1 июля и до 2,5% с 1 августа.

Банк России снизил нормативы обязательных резервов с 15 октября 2008 года до 0,5%, введя плоскую шкалу по всем видам привлечения средств. Как пояснял ЦБ, это решение было принято в целях стабилизации ситуации на внутреннем финансовом рынке и поддержания ликвидности банковского сектора страны. Одновременно было решено по мере нормализации ситуации повысить нормативы с 1 февраля до 1,5% и с 1 марта до 2,5%.

Однако затем, ЦБ в целях смягчения последствий мирового финансового кризиса принял решение отложить сроки увеличения обязательных резервов на три месяца - до 1 мая и 1 июня соответственно, каждый раз на 1,0 процентного пункта. Теперь же принято решение повышать нормативы более медленными темпами - по 0,5 процентного пункта.

В 2008 году ЦБ четырежды повышал нормативы обязательных резервов в целях замедления темпов прироста денежного предложения и обеспечения условий для замедления инфляции и дважды (с 18 сентября и 15 октября) снижал эти нормативы для стабилизации ситуации на внутреннем финансовом рынке и поддержания ликвидности банковского сектора.

В соответствии с "Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год" усиление влияния процентной политики Банка России на формирование рыночных процентных ставок относится к приоритетным направлениям реализации денежно-кредитной политики.[51]

Однако при сохранении управляемого плавающего курса динамика монетарных показателей во многом определяется действием внешних факторов, а процентные ставки межбанковского рынка более заметно реагируют на изменение уровня ликвидности банковского сектора, чем на изменение ставок по операциям Банка России.

Повышение Банком России процентных ставок по своим инструментам привело к некоторому увеличению ставок по рублевым кредитам кредитных организаций реальному сектору экономики. Ставки по рублевым депозитам населения и нефинансовых организаций также росли. На всех сегментах кредитно-депозитного рынка наибольший рост ставок произошел по операциям на срок более 1 года. Кроме того, на рост процентных ставок повлияли ускорение инфляции и усиление инфляционных ожиданий, а также более активная политика банков по привлечению средств внутри страны в условиях ограниченных возможностей их привлечения на зарубежных рынках.

Действие процентного канала трансмиссионного механизма остается ограниченным, и процентная политика Банка России еще не оказывает решающего воздействия на структуру рыночных ставок, а следовательно, и на реальные условия заимствования в российской экономике.

Поэтому в среднесрочной перспективе повышение роли процентных ставок будет определяться как изменением макроэкономических условий, сопровождающимся переходом от ситуации преимущественного избытка к ситуации недостатка ликвидности (что, в свою очередь, активизирует спрос кредитных организаций на операции Банка России по рефинансированию), так и реализацией Банком России и Правительством Российской Федерации комплекса мер, направленных на развитие внутреннего финансового рынка (денежного рынка и рынка ценных бумаг, особенно их долгосрочного сегмента) и российской банковской системы, на усиление роли банковских кредитов для инвестирования, на повышение транспарентности действий Банка России для участников внутреннего рынка, а следовательно, увеличение доверия к Центральному банку Российской Федерации.

В рамках системы управления ликвидностью банковского сектора Банк России продолжит улучшать условия доступа кредитных организаций к инструментам рефинансирования, что должно способствовать снижению транзакционных издержек и рыночных рисков. При дальнейшем развитии внутреннего финансового рынка, его инфраструктуры это будет способствовать более эффективному перераспределению денежных средств в экономике.

Решения по использованию инструментов предоставления и абсорбирования ликвидности будут приниматься в зависимости от динамики основных макроэкономических показателей и состояния финансового рынка. При необходимости Банк России может применять обязательные резервные требования в качестве прямого инструмента регулирования ликвидности банковского сектора.

Для перехода к режиму таргетирования инфляции в полном объеме Банк России будет участвовать в работе по созданию необходимых условий институционального характера, способствовать повышению глубины и ликвидности российского финансового рынка, добиваться роста эффективности своей процентной политики, совершенствовать управление ликвидностью банковского сектора, развивать систему анализа денежно-кредитной политики, макроэкономического моделирования и прогнозирования.

Особое значение Банк России придает формированию доверия общества к осуществляемой денежно-кредитной политике, повышению ее открытости и прозрачности, разъяснению общественности своих целей, задач и принятых мер.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...