Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философские системы Платона и Аристотеля.




Философская система Платона содержит четыре составные части, которые вошли в современную философию:
Онтология – философское учение о Бытии;
Космология – философское учение об Окружающем мире;
Гносеология – философское учение о Методах познания мира;
Этика – философское учение о Правилах поведения людей в обществе.
Платон разделил весь окружающий мир на две основные части:
Мир идей или Общих понятий;
Материальный мир или Мир вещей.
По его мнению, первичным (главным) является Мир Идей или Общих понятий. А производным (вторичным) является Материальный мир.
Доказательство Платона:
Материальные предметы не вечны, и существуют только определённое время. А общие понятия или идеи – вечны. «Конкретные предметы существуют потому, что они выражают какие-либо идеи». Например, предметы искусства, существуют потому, что есть идея прекрасного, которую они воплощают. Платон явился основателем объективного идеализма. (Софисты были основателями философии субъективного идеализма).
Платон впервые определил общее понятие всех предметов материального мира, которое он назвал Материя. Это понятие вошло в современную философию.
Большое внимание Платон уделял четвёртой части своей системы – Этике. Он решил создать систему Идеального (совершенного) Государства, а также систему нравственного воспитания личности.
85Платон разделил всё общество на три основных сословия:
*Сословия – это группы людей, имеющие определённые права и обязанности, установленные государством.
Правители Государства – философы, политики, люди способные управлять страной;
Воины – преданы государству, должны защищать его от внешних врагов;
Крестьяне и ремесленники – должны содержать государство, и быть благоразумными и добросовестными.
Каждое сословие должно было заниматься только своим делом, и не вмешиваться в дела других сословий. Укреплению Государства должна способствовать религия, и строгое государственное воспитание детей.
Философская система Аристотеля
Аристотель в молодости был учеником Платона и оставил сочинения по всем областям науки своего времени. Он был учителем Александра Македонского.
Аристотель впервые разделил науки, определив для каждой их них специальные области исследования:
Теоретические науки
- метафизика (греч. – то, что выше природы) – это наука, о наиболее общих понятиях развития мира.
- физика – это наука, о закономерностях природы.
- математика – это наука о количественных величинах.
Практические науки
- этика – это наука о поведении человека в обществе;
- экономика – это наука о хозяйственных отношениях;
- политика – это наука о Государственной и общественной деятельности.
Аристотель выступил против учения Платона о том, что первичным является мир людей или общих понятий. По его мнению, общие понятия – это лишь имена или названия конкретных предметов. Как и Платон, Аристотель применял понятие материи для обозначения предметов материального мира. Он считал, что, всему существующему в мире свойственно движение. Он связывал движения с внутренней энергией.
По своим философским взглядам Аристотель был дуалистом.

Теоцентризм средневековой философии. Основные проблемы и этапы развития.

Теоцентризм средневековой философии – это картина мира, в которой причиной и центром бытия, его активным и творческим началом выступал Бог. Философия периода шестого – пятнадцатого веков носила ярко выраженную религиозно-христианскую направленность.

Этапы развития средневековой философии:

Апологетика

Предтеоцентрический этап II – IV веков н.э. В это время появилась первая христианская литература, в которой защищалось и обосновывалось христианство.

Яркий представитель этого этапа – Тертуллиан Карфагенский считал, что в христианской вере уже содержится готовая истина, которая не нуждается в проверке или доказательствах. Основной принцип его учения – «верую, потому что абсурдно». На этом этапе наука и религия не имели точек соприкосновения.

Патристика

Ранний теоцентризм средневековой философии, IV – VIII века. В это время отцами церкви разрабатывались основы христианской догматики. Исходным основанием любого знания считалась вера, а единственной достойной целью для человеческого ума – познание Бога.

Аврелий Августин (Святой Августин), основные работы – «О граде Божием», "Исповедь". В своих трудах философ пытался осуществить синтез античного рационализма-идеализма и христианской веры, выдвигая веру на первый план. Основной принцип учения: «верую, чтобы понимать».

Все сущее, по мнению Святого Августина, есть благо именно потому, что оно существует. Зло – это не отдельная субстанция, а недостаток, повреждение, небытие. Бог – это источник блага, бытие, наивысшая красота.

Аврелий Августин считается родоначальником философии истории. По его мнению, в процессе истории человечество образовало два противоположных «града»: государство светское, которое является царством греха, дьявола, и христианскую церковь – другой «град», который является царством Божьим на земле. Исторический ход и Божье провидение ведут человечество к окончательной победе царства Божьего, как и заповедано в Библии.

Схоластика

От греч. «школа», «ученый» – IX – XV века. Основная особенность этого периода – обращение к рациональным методам при рассмотрении сверхрациональных предметов, поиск доказательств существования Бога. Главный принцип схоластики: «понимаю, чтобы верить». Формируется теория «двух истин», согласно которой наука и вера не противоречат друг другу, а гармонично сосуществуют. Мудрость веры – это стремление познать Бога, а наука – средство для этого познания.

Яркий представитель схоластов – Фома Аквинский (Аквинат). Он считал, что Бог – это первопричина и конечная цель всего сущего, чистая форма, чистое бытие. Слияние и единство формы и материи порождает мир отдельных индивидуальных явлений. Высшее явление - это Иисус Христос, который объединил в себе божественную чистую природу и телесно-материальную форму.

Во многих понятиях Фома Аквинский сходился с учением Аристотеля.

На этапе схоластики наука и религия слились в одно учение, при этом наука служила потребностям религии.

Принципы средневековой философии:

1) Теоцентризм средневековой философии держался на слиянии с религией и давал опору христианскому поведению человека в мире.

2) Библия рассматривалась как источник всех знаний о мире, природе и истории человечества. Исходя из этого возникла целая наука о правильном толковании Библии – экзегетика. Соответственно, средневековая философия, теоцентризм были целиком экзегетичны.

3) Назидательность. Обучение и воспитание имели ценность только тогда, когда были направлены на познание Бога и спасение человеческой души. Обучение строилось на принципе диалога, эрудированности и энциклопедических знаниях педагога.

4) Теоцентризм средневековой философии был лишен скептицизма и агностицизма. Божественные указания и откровения могли быть познаны путем озарений, через веру. Физический мир изучался с помощью науки, а божественная природа – с помощью Божественных откровений. Выделялись две основные истины: божественная и мирская, которые теоцентризм средневековой философии симбиотично объединял. Личное спасение и торжество христианских истин обосновывались во вселенском масштабе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...