Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос о смысле и направленности истории в философии. Единство и многообразие мировой истории. Формационная и цивилизационная концепции.




В философской литературе движущие силы общества нередко связывают лишь с прогрессивными историческими преобразованиями. Такая точка зрения представляется односторонней, упрощенной. История общества — это целостный процесс, который складывается из сложного взаимодействия и противоборства различных классов, наций, народов, индивидов, т. е. история осуществляется через взаимную деятельность различных общностей. И в этом аспекте всякая деятельность людей является движущей силой, а не только та, которая способствует поступательному развитию истории. Следовательно, способность быть движущей силой общества составляет универсальное качество всякой человеческой деятельности. Поэтому движущими силами общества является деятельность всех «участников» исторического процесса. От понятия «движущие силы» следует отличать понятие «субъект истории». Субъектами исторического процесса становятся те индивиды и социальные общности, которые осознают свое место в обществе, руководствуются социально значимыми целями и участвуют в их осуществлении. Формирование социального субъекта происходит в ходе развития истории. При этом общая тенденция состоит в том, что в сознательное, историческое творчество вовлекаются все более широкие массы людей. В современных условиях, видимо, можно говорить о становлении человечества в качестве субъекта истории по мере осознания общепланетарных потребностей, прежде всего в сохранении природной среды. Вместе с тем следует подчеркнуть, что даже в современном обществе влияние социальных субъектов на общество ограничено. Характеристика движущих сил и субъектов истории предполагает также и ответ на вопрос: что побуждает людей к деятельности? Реальной причиной, стимулирующей деятельность людей, являются интересы. Они обусловливаются, прежде всего, господствующими в данном обществе экономическими отношениями и положением классов, социальных групп, личностей в системе общественных отношений; именно интересы побуждают людей к определенным действиям, диктуют цели и средства этих действий, выступают их внутренним мотивом.

Термин «формация» Карл Маркс заимствовал из геологии, где формациями называются пласты горных пород, у Маркса это - пласты истории человеческого общества. Экономические формации следуют друг за другом в строго определенной хронологической последовательности, которая обусловлена характером развития орудий труда: архаическая - рабовладельческая и феодальная - капиталистическая - коммунистическая. Переход от одной формации к другой совершается через социальную революцию. Последовательная смена формаций выявляет внутреннюю логику мировой истории, определяемой степенью овладения человеком силами природы. В основе формационной теории лежит «линейное» понимание истории, как прогрессивного восхождения человечества от дикости и варварства к высотам цивилизации, и в итоге к общественному строю, построенному на началах равенства и справедливости.

В структуру формации входят не только экономические, но и все социальные отношения, которые существуют в данном обществе, а также определенные формы быта, семьи, образа жизни.

Цивилизационная концепция общественного развития.

Концепция цивилизационного развития представлена несколькими теориями: теорией общественной типологии Н.Я. Данилевского, согласно которой нет всемирной истории, а есть лишь история отдельных цивилизаций, имеющих индивидуальный, замкнутый характер развития; теорией культуры и цивилизации О. Шпенглера, рассматривающей цивилизацию как заключительную стадию развития культуры, с присущими ей признаками - распространением индустрии и техники, деградацией искусства и литературы, превращением народа в безликую «массу», теорией исторических типов цивилизации П. Сорокина и др. А. Тойнби выделил и классифицировал 21 цивилизацию, каждая из которых есть. живой и сугубо индивидуальный общественный организм, проходящий один и тот же, неизменный жизненный цикл, от рождения до смерти. Все цивилизационные концепции - не линейные, а циклические, и все они покоятся на далеко идущей аналогии законов истории общества с законами биологической эволюции.В основе линейных концепций лежит идея внутреннего единства всемирной истории. Предполагается, что история человечества, как мировой океан, вбирает в себя реки «историй» локальных обществ. Авторы циклических теорий истории доказывают, что никакого внутреннего единства в истории нет, что «человечество» - это абстракция, отвлеченное понятие, а в действительности существуют лишь отдельные народы, и у каждого свой, независимый от остальных жизненный цикл и свое собственное направление развития.


46 Наука как предмет философского анализа. Понятие, функции и основные философские концепции науки

Современная наука представляет собой весьма разветвленную систему знаний, каждая из отраслей которой использует ту или иную совокупность методов и способов познания и объяснения действительности, в связи с чем методология науки оказывается весьма сложной и многоуровневой. При этом под методологией понимается система принципов, методов, способов, приемов постижения истины. Метод же - не просто результат познания, итог развития данной науки, а орудие последующего познания, имеющее нормативный характер и часто определяющее судьбу исследования (И. П. Павлов).

В структуре методологии науки особое и ведущее место занимает Ф-ская, универс-ная по своей сути методологическая основа. Она опред-ет общую направленность дальнейшего развития любой отрасли знания, науки в целом.

Методологическое значение Ф-ии заключается в том, что теория познания анализирует и разрабатывает способы, приемы и методы научного познания, которые имеют общенаучное, универсальное значение (наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, формализация, моделирование и др.). Полученные обобщения выражаются в форме общих рекомендаций, которые могут сознательно, целенаправленно, а значит, и более эффективно применяться и использоваться при решении тех или иных научных проблем.

Примечательно, что теоретико-познавательное значение имеет не только собственно теория познания, но и теория диалектики, поскольку субъект в процессе познания (независимо от того, знает он об этом, или не знает, хочет он этого или не хочет) проецирует, накладывает на изучаемый объект систему универсальных категорий теории диалектики. В связи с этим и говорят об определенном совпадении диалектики, логики и теории познания, имея в виду, что законы внешнего мира и мышления одни и те же.

Кроме общенаучных методов познания каждая специальная наука в своем арсенале содержит свойственные лишь ей специальные методы познания, которые используются в единстве с общими, существенно дополняя и конкретизируя последние. Физика, например, предоставляет присущий ей специальный метод познания и объяснения физических явлений, химия - химический, биология - биологический и т.д. Региональные методы дают кибернетика и общая теория систем (функциональный и системно-структурный). Для решения социально-экономических задач часто применяется метод системного анализа, предполагающий не только учет различных факторов из области культуры, науки и техники, военного дела, образования и т.д., но и использование математического аппарата.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...