Структура познавательной деятельности. Чувственная и рациональная ступени познания
Структура познавательной деятельности.
Чувственное, или сенситивное, познание — это познание с помощью органов чувств, оно дает непосредственное знание о предметах и их свойствах и протекает в трех основных формах: ощущении, восприятии, представлении Углубление познания, выделение объективного из того общего единства, которое дано на чувственном этапе познания, ведет нас к рациональному познанию (иногда его называют еще абстрактным или логическим мышлением). Это уже опосредованное отражение действительности. Также в нем выделяются три основных формы: понятие, суждение и умозаключение. .
· Во-первых, научное познание руководствуется принципом объективности.
· Во-вторых, научное знание, в отличие от слепой веры в мифологии и религии, обладает таким признаком, как рационалистическая обоснованность. · В-третьих, науке свойственна особая системность знания. · В-четвертых, научному знанию свойственна проверяемость Теоретические и Эмпирические методы Теоретический уровень - обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом. · Формализация - обобщение форм различных по содержанию процессов, абстрагирование этих форм от их содержания · аксиоматический метод. · Метод восхождения от абстрактного к конкретному Общелогические методы: · Анализ - мысленное разложение предмета на составляющие его части или стороны. · Синтез - мысленное объединение в единое целое расчлененных анализом элементов. · Абстрагирование - мысленное выделение какого-либо предмета в отвлечении от его связей с другими предметами, какого-либо свойства предмета в отвлечении от других его свойств, какого-либо отношения предметов в отвлечении от самих предметов. · Идеализация - мысленное образование абстрактных объектов в результате отвлечения от принципиальной невозможности осуществить их практически. («Точка» (нет длины, нет высоты, нет ширины)). · Обобщение процесс мысленного перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему (треугольник —> многоугольник). Мысленный переход от более общего к менее общему - процесс ограничения. · Индукция - процесс выведения общего положения из ряда частных (менее общих) утверждений, из единичных фактов. · Дедукция - процесс рассуждения, идущий от общего к частному или менее общему. · Полная индукция - вывод какого-либо общего суждения о всех предметах некоторого множества (класса) на основании рассмотрения каждого элемента этого множества. · Аналогия - это правдоподобное вероятностное заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке на основании установленного их сходства в других признаках. · Моделирование - это практическое или теоретическое оперирование объектом, при котором изучаемый предмет замещается каким-либо естественным или искусственным аналогом, через исследование которого мы проникаем в предмет познания.
Эмпирический уровень - накопленный фактический материал (итоги наблюдений и экспериментов). Этому уровню соответствует эмпирическое исследование. Научные методы: - наблюдение - целенаправленное восприятие явлений объективной действительности -Эмпирическое описание - фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах, данных в наблюдении. -сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам -экспериментом 35 Понятие и теории истины. Критерии истины. Истина, ложь, заблуждение Истина - это цель, к которой устремлено познание, и как писал Ф. Бекон, знание - сила, но лишь при том непременном условии, что оно истинно. Истина есть знание. Но всякое ли знание есть истина? Знание о мире и даже об отдельных его фрагментах в силу ряда причин может включать в себя заблуждения, а порой и сознательное искажение истины, хотя знания и составляют отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Аристотель: истина - это соответствие знания объекту, действительности. Р. Декарт: важнейший признак истинного знания - ясность. Для Платона и Гегеля истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира. Существует ряд форм истины: обыденная или житейская, научная истина, художественная истина. В целом же форм истины почти столько, сколько видов занятий. Особое место среди них занимает научная истина, характеризующаяся рядом признаков. Научную истину отличает системность, упорядоченность знания в ее рамках и обоснованность, доказательность знания. Истина конкретна, поскольку сохраняет свое значение лишь для определенных условий времени и места, а с их изменением может превратиться в свою противоположность. Благотворен ли дождь? Однозначного ответа быть не может, он зависит от условий.
Заблуждение - это такое содержание сознания, которое не соответствует реальности, но принимается за истинное.Заблуждение – следствие ограниченности знаний в определенное время, а также сложности решаемых проблем. Ложь - намеренное искажение действительного положения дел с целью обмануть кого-либо.Ложь нередко принимает облик дезинформации - подмены из корыстных целей достоверного недостоверным, истинного ложным. Обратимся к вопросу - что является критерием истины? 1) Так Декарт и Спиноза считали таким критерием ясность. Критерий этот субъективен, а потому и ненадежен: ясным может представляться и заблуждение, особенно потому, что это мое заблуждение. 2) Другой критерий: истинно то, что признается таковым большинством. Так мы часто пытаемся решать многие вопросы по большинству голосов, прибегая к голосованию? 3) Прагматический подход - истинно то, что полезно. В принципе истина всегда полезна, даже тогда, когда она неприятна. Но обратное заключение: полезное всегда есть истина - несостоятельно. При подобном подходе любая ложь, если она полезна субъекту, так сказать, во спасение ему, может считаться истиной. 4) Практика, как критерий истины и абсолютна и относительна. Абсолютна, так как иного критерия в нашем распоряжении нет. Но этот критерий и относителен в силу ограниченности практики в каждый исторический период. Так, практика на протяжении столетий не могла опровергнуть тезис о неделимости атома. Но с развитием практики и познания этот тезис был опровергнут.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|