Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура познавательной деятельности. Чувственная и рациональная ступени познания




Структура познавательной деятельности.
Чувственные формы познания (непосредственные формы).
Ощущения (познание конкретных свойств объекта),
восприятие (соединяет разные ощущения и создаёт образ предмета),
представление (готовое знание; когда нет непосредственно предмета в наблюдении, но мы его воспринимали в прошлом).
Чувственные данные наш мозг обрабатывает двумя способами, причем способами автономными и, пожалуй, никак не связаны между собой на первый взгляд.
1) Осознанные формы обработки чувственных данных.
2) Неосознанные формы обработки.
Соотношение материала между созн. и несозн. – 1/10.000.000
Так много потому, что большинство информации обрабатывается без нас.
Осознанным образом мы обрабатываем те образы, которые актуальны. Актуальное отражение.
Неосознанное отражение базируется на опережающем отражении. То отражение, которое неподконтрольно сознанию. Общий взор.
Назначение опережающего отражения: им обладает любое живое существо. Именно в упреждении смысл отражения. Когда цветы распускаются, это упреждающее. Когда заяц меняет цвет шерсти – упреждающее. Бессознательная обработка чувственных данных готовит наш организм к будущему.
Следовательно, двоякая обработка информации предполагает, что есть 2 типа мышления:
1) Осознанное и 2) Неосознанное.
Каждое направление мышления формирует собственные формы и вид познания.
Осознанное мышление создаёт логико-рациональное познание.
Неосознанное мышление создаёт иррационально-интуитивное познание.
Логико-рациональное познание имеет 3 вида:
- Понятие – обобщенное название и имя однородных предметов. Форма мысли, отражающая предметы в их существенных признаках. То есть обо всех столах и ни об одном. Формируется любое понятие путем абстрагирования и обобщения.
- Суждение – форма мысли, в которой утверждается, отрицается или сообщается что-либо и обязательно допускает определенность (ложно, истинно, действительно, возможно и т.д.)
- Умозаключение – определенное вербальное олицетворение, представление. Готовое знание, которое получается независимо от опыта. Умозаключение – не только форма мысли, но и способ выводного знания.
Виды, которые связаны не просто с рациональностью, а с логикой. В вербальной форме.
Что касается неосознанных форм познание – тоже 3 вида:
- Подсознание - отвечает за двоякие процессы, явления. Явления обычное, привычные, автоматические и вытесненные мысли.
Привычные – те мысли, которые были в сознании, но в силу их автоматизации, в осознании не нуждаются. И сознание даже мешает выполнению.
- Надсознание - те мысли, которые никогда не были содержанием сознания. Это качественно новые мысли. Интуиция. Догадки. Они имеют прямое отношение к творческому мышлению. Появляются они с интуицией. Сама интуиция есть точка ОСОЗНАНИЯ бессознательного процесса, который шёл без нашего ведома.

Чувственное, или сенситивное, познание — это познание с помощью органов чувств, оно дает непосредственное знание о предметах и их свойствах и протекает в трех основных формах: ощущении, восприятии, представлении

Углубление познания, выделение объективного из того общего единства, которое дано на чувственном этапе познания, ведет нас к рациональному познанию (иногда его называют еще абстрактным или логическим мышлением). Это уже опосредованное отражение действительности. Также в нем выделяются три основных формы: понятие, суждение и умозаключение.
34 Многообразие форм знания. Научное познание и его специфика. Методы научного познания

.

 

· Во-первых, научное познание руководствуется принципом объективности.

· Во-вторых, научное знание, в отличие от слепой веры в мифологии и религии, обладает таким признаком, как рационалистическая обоснованность.

· В-третьих, науке свойственна особая системность знания.

· В-четвертых, научному знанию свойственна проверяемость

Теоретические и Эмпирические методы

Теоретический уровень - обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом.

· Формализация - обобщение форм различных по содержанию процессов, абстрагирование этих форм от их содержания

· аксиоматический метод.

· Метод восхождения от абстрактного к конкретному

Общелогические методы:

· Анализ - мысленное разложение предмета на составляющие его части или стороны.

· Синтез - мысленное объединение в единое целое расчлененных анализом элементов.

· Абстрагирование - мысленное выделение какого-либо предмета в отвлечении от его связей с другими предметами, какого-либо свойства предмета в отвлечении от других его свойств, какого-либо отношения предметов в отвлечении от самих предметов.

· Идеализация - мысленное образование абстрактных объектов в результате отвлечения от принципиальной невозможности осуществить их практически. («Точка» (нет длины, нет высоты, нет ширины)).

· Обобщение процесс мысленного перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему (треугольник —> многоугольник). Мысленный переход от более общего к менее общему - процесс ограничения.

· Индукция - процесс выведения общего положения из ряда частных (менее общих) утверждений, из единичных фактов.

· Дедукция - процесс рассуждения, идущий от общего к частному или менее общему.

· Полная индукция - вывод какого-либо общего суждения о всех предметах некоторого множества (класса) на основании рассмотрения каждого элемента этого множества.

· Аналогия - это правдоподобное вероятностное заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке на основании установленного их сходства в других признаках.

· Моделирование - это практическое или теоретическое оперирование объектом, при котором изучаемый предмет замещается каким-либо естественным или искусственным аналогом, через исследование которого мы проникаем в предмет познания.

Эмпирический уровень - накопленный фактический материал (итоги наблюдений и экспериментов). Этому уровню соответствует эмпирическое исследование.

Научные методы:

- наблюдение - целенаправленное восприятие явлений объективной действительности

-Эмпирическое описание - фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах, данных в наблюдении.

-сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам

-экспериментом

35 Понятие и теории истины. Критерии истины. Истина, ложь, заблуждение

Истина - это цель, к которой устремлено познание, и как писал Ф. Бекон, знание - сила, но лишь при том непременном условии, что оно истинно. Истина есть знание. Но всякое ли знание есть истина? Знание о мире и даже об отдельных его фрагментах в силу ряда причин может включать в себя заблуждения, а порой и сознательное искажение истины, хотя знания и составляют отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

Аристотель: истина - это соответствие знания объекту, действительности. Р. Декарт: важнейший признак истинного знания - ясность. Для Платона и Гегеля истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира.

Существует ряд форм истины: обыденная или житейская, научная истина, художественная истина. В целом же форм истины почти столько, сколько видов занятий. Особое место среди них занимает научная истина, характеризующаяся рядом признаков. Научную истину отличает системность, упорядоченность знания в ее рамках и обоснованность, доказательность знания.

Истина конкретна, поскольку сохраняет свое значение лишь для определенных условий времени и места, а с их изменением может превратиться в свою противоположность. Благотворен ли дождь? Однозначного ответа быть не может, он зависит от условий.

Заблуждение - это такое содержание сознания, которое не соответствует реальности, но принимается за истинное.Заблуждение – следствие ограниченности знаний в определенное время, а также сложности решаемых проблем.

Ложь - намеренное искажение действительного положения дел с целью обмануть кого-либо.Ложь нередко принимает облик дезинформации - подмены из корыстных целей достоверного недостоверным, истинного ложным.

Обратимся к вопросу - что является критерием истины?

1) Так Декарт и Спиноза считали таким критерием ясность. Критерий этот субъективен, а потому и ненадежен: ясным может представляться и заблуждение, особенно потому, что это мое заблуждение.

2) Другой критерий: истинно то, что признается таковым большинством. Так мы часто пытаемся решать многие вопросы по большинству голосов, прибегая к голосованию?

3) Прагматический подход - истинно то, что полезно. В принципе истина всегда полезна, даже тогда, когда она неприятна. Но обратное заключение: полезное всегда есть истина - несостоятельно. При подобном подходе любая ложь, если она полезна субъекту, так сказать, во спасение ему, может считаться истиной.

4) Практика, как критерий истины и абсолютна и относительна. Абсолютна, так как иного критерия в нашем распоряжении нет. Но этот критерий и относителен в силу ограниченности практики в каждый исторический период. Так, практика на протяжении столетий не могла опровергнуть тезис о неделимости атома. Но с развитием практики и познания этот тезис был опровергнут.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...