Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Заслуги неокантианства в определении специфики гуманитарного познания




Трудности обоснования обнаружились в XIX веке уже на примере неокантианства и

философии жизни, которые впервые обратили пристальное внимание на специфику методов гуманитарных наук и во многом заложили основы современной трактовки их методологического своеобразия. Если наличие специфических понимающих процедур и идиографического метода в общем и целом могут быть фиксируемы в практике исследователей, то вопрос о степени достоверности такого знания, его обще значимости, научности и, следовательно, источнике его социального влияния требует дополнительной проработки. Именно в направлении поисков обоснования шло развитие проблематики в XX веке. Однако предварительно следует обратить внимание на особенности методов. Вводя понятие «понимание», В. Дильтей видел в нем интуитивное постижение некоторой духовной целостности в противоположность внешнему, рассудочному «объяснению». Оно является специфическим методом тех наук, которые так или иначе изучают человека, живущего в культуре, а не только в природе. Объяснение, аналогичное применяемому в классическом естествознании, не может решить задачи постижения культуры и человека. Человеческий мир, каким является общество, недостаточно описать по внешним проявлениям, он должен открыться внутреннему чувству человека. Сам познающий индивид является частью познаваемой реальности, поэтому познание истории есть одновременно процесс формирования и выражения внутреннего мира того, кто осуществляет познание. В то же время, познавая общество, субъект вносит свой вклад в характер отношений между людьми, задавая избранным им способом познания тот или иной образец таких отношений для других людей. В частности, его отношение к людям прошлого и настоящего, выраженное в акте познания, станет для новых поколений образцом отношения к самому познающему и способно породить цепную реакцию формально- бездушного восприятия человека человеком. Общественная жизнь, если она протекает в рамках культуры, а не в пределах голой природности (т. е. животности), есть такой объект, который может быть познаваем, покуда не умертвлен грубыми, бездушными познавательными действиями субъекта, хотя бы и формально правильными с точки зрения методологии и логики, аналогичных применяемым в классическом естествознании

№ 7 Теория научных революций. Понятие научной пардигмы и научно-исследовательских программ

Парадигма в переводе с греческого означает пример, образец. Это понятие широко используется в языкознании, где под грамматической парадигмой принимается образец, согласно которому копируются процедуры. Отсюда, по-видимому, это понятие и заимствовано Т. Куном. "Под парадигмами я подразумеваю, - пишет Кун в работе "Структура научных революций", - признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу". Следует уточнить, что термин "парадигма" используется в книге Т. Куна в двух различных смыслах. С одной стороны, он обозначает всю совокупность убеждений, ценностей, технических средств и т. д., которая характерна для членов данного сообщества, - социологический смысл термина. С другой стороны, парадигмы рассматриваются как образцовые достижения прошлого. Введение понятия парадигмы позволяет рассматривать процесс развития науки не как простое накопление отдельных открытий и изобретений, не как простой прирост знаний, а как процесс, условно разделенный на этапы, каждый из которых имеет два периода.

Первый период назван Куном периодом нормальной науки, второй период - периодом научной революц ии. Очевидно, что эти периоды сменяют друг друга: старая парадигма → нормальная стадия развития науки → революция в науке → новая парадигма.

Понятие парадигмы у Т. Куна тесно связано с категорией "научного сообщества". Научное сообщество состоит из людей, признающих данную парадигму, в свою очередь, парадигма - это то, что членов научного сообщества объединяет. "Парадигмы-образцы" формируют способ видения, проверенный временем и разрешенный научной группой, определяют тем самым "стиль мышления" ученого. И непременно оказывают серьезное, в ряде случаев интуитивное влияние на направленность научных поисков при решении головоломок. Период нормальной науки знаменуется успешным решением головоломок научным сообществом в рамках принятой парадигмы. Смена научных парадигм происходит в связи с кризисом в науке и знаменует собой научную революцию.

Решающая новизна концепции Т. Куна заключалась в мысли о том, что смена парадигм в развитии науки не является детерминированной однозначно, то есть не носит линейного характера. Развитие науки, рост научного знания нельзя, допустим, представить в виде тянущегося строго вверх, к солнцу дерева. Оно похоже, скорее, на развитие кактуса, прирост которого может начаться с любой точки его поверхности и продолжаться в любую сторону. И где, с какой стороны нашего научного "кактуса" возникнет вдруг "точка роста" новой парадигмы - непредсказуемо принципиально! Причем не потому, что процесс этот произволен или случаен, а потому, что в каждый критический момент перехода от одного состояния к другому имеется несколько возможных продолжений. Какая именно точка из многих возможных "пойдет в рост" - зависит от стечения обстоятельств. Таким образом, логика развития науки содержит в себе закономерность, но закономерность эта "выбрана" случаем из целого ряда других, не менее закономерных возможностей.

Переходы от одной научной парадигмы к другой Т. Кун сравнивал с обращением людей в новую религиозную веру: мир привычных объектов предстает в совершенно новом свете благодаря решительному пересмотру исходных объяснительных принципов. Аналогия с новообращением понадобилась Т. Куну главным образом для того, чтобы подчеркнуть, что исторически весьма быстрая смена парадигм не может быть истолкована строго рационально. Утверждение новой парадигмы осуществляется в условиях мощного противодействия сторонников прежней. Причем новаторских подходов может быть несколько. Поэтому выбор принципов, которые составят будущую успешную парадигму, осуществляется учеными не столько на основании логики или под давлением эмпирических фактов, сколько в результате внезапного озарения, просветления, иррационального акта веры в то, что мир устроен именно так, а не иначе.

Концепция научно-исследовательских программ, предложенная И. Лакотосом, возникла как попытка установления таких механизмов и структур в динамике науки, которые адекватно описывали бы и период "нормальной науки", и механизм смены парадигм в науке.

И. Лакотос предлагает следующую структуру научно-исследовательской программы:

1. "Жесткое ядро" программы.

2. "Защитный пояс" вспомогательных гипотез.

3. "Негативная эвристика".

4. "Позитивная эвристика".

Основной единицей научного знания в методологии Лакотоса является не изолированная теория или совокупность теорий, а более емкая формация - научно-исследовательская программа, объединяющая серию теорий в рамках "жесткого ядра" программы. В этом смысле "жесткое ядро" программы сопоставимо с понятием куновской парадигмы. Существование "жесткого ядра" - необходимое условие самого процесса научного исследования, обеспечивающее период "нормальной науки". "Жесткое ядро" программы принимается конвенционально (по соглашению), однако в рамках данной научно-исследовательской программы оно пересмотру не подлежит.

Теоретической критике и эмпирическому опровержению подвергаются лишь гипотезы "защитного пояса". Пояс потому и называется защитным, что изменения в нем не затрагивают "жесткого ядра". С течением времени исследовательская программа порождает множество теорий, каждая из которых имеет одно и то же жесткое ядро. Сменяемость теорий в рамках одной исследовательской программы возможна лишь вследствие изменений вспомогательных гипотез. "Жесткое ядро" подвергать фальсификации в рамках данной программы строго запрещается.

"Негативная эвристика" представляет собой методологические правила и принципы, призванные исключать любые попытки объяснения, не согласованные с "жестким ядром" программы, а также предохранять "жесткое ядро" теории от экспериментального опровержения. И если даже в рамках программы назревают аномалии при решении проблем, их можно не брать во внимание, а продолжать исследование тех задач, которые решаемы. Если, допустим, небесная механика рассчитала траектории движения планет, а данные наблюдения свидетельствуют об отклонении реальных орбит от расчетных. В этом случае законы механики подвергаются сомнению в самую последнюю очередь. Вначале в ход идут гипотезы и допущения "защитного пояса": можно предположить, что неточны измерения, ошибочны расчеты или присутствуют некие возмущающие факторы, например, неоткрытые планеты и т. д.

Направление научных разработок определяет "позитивная эвристика". Она ставит проблемы для исследования, выделяет защитный пояс вспомогательных гипотез, предвидит аномалии, вырабатывает план превращения их в подтверждающие примеры или же фиксируя их, оставляет решение на более позднее время, если они не могут быть устранены изменением вспомогательных гипотез. И лишь когда активная сила позитивной эвристики ослабевает, аномалиям может быть уделено большее внимание. Исходным пунктом лакотовской концепции является поддерживание научно-исследовательской программы, ее жесткого ядра, несмотря на аномалии, до тех пор, пока эта программа прогрессирует, до выдвижения новой более прогрессивной программы. Научные революции связаны со сменой научно-исследовательских программ, замены "жесткого ядра" старой программы "жестким ядром" новой.

№8 Проблема бытия. Бытие и небытие. Проблема субстанции в истории философии

Проблема бытия – важнейшая проблема философии. Антология – учение о бытии. Философия с глубокой древности билась над этой проблемой. Впервые категория бытия появилась у элиатов. При осмыслении проблем реальности люди фиксируют две части: я и не я. Мир выступает как нечто, состоящее из двух частей– я и не я – все это бытие. Категория бытия противостоит категории небытия. У элиатов бытие определяется как мышление. Бытие отождествляется иногда с сознанием. В экзестенционазизме философия отождествляется с полной свободой.

Существует несколько подходов к трактовке бытия и небытия:

· Небытия нет, есть только бытие. Небытие – разновидность бытия (Зенон).

· Существует и бытие, и небытие (представители этого подхода – атомисты). По Платону бытие – мир идей, небытие – это чувстсвенный мир. Для Героклита, бытие и небытие – это две категории, перетекающие друг в друга.

· Есть только небытие (Чанышев).

 

Есть такая категория - существование, т.е. мышление, восприятие (по Беркли), возможность быть выраженным в логических терминах. В физике существование определяется как то, что может быть описано физическими законами. В Древнем Китае считали, что существовать– значит действовать. В математике существование связано с непротиворечивостью, в другом направлении матаматики существование связано с возможностью конструирования модели чего-либо. В философии жизни существование связано с волей жизни (Шопенгауэр), с волей к власти (Нитше). В экзестенциализме существование определяется через бунт, существование– напряженное внутренние переживание. В диалектико-материалистической философии существование и сущность связаны. Сущность – это качественная определенность любого явления. Для характеристики бытия очень важной является категория субстанции, которая связана с акциденцией (свойство, признак). Для понятия субстанции можно выделить следующие подходы:

А. Субстанция – неизменная реальность.

Б. Субстанция – изменчивая и подвижная реальность.

Аспекты бытия:

1. Вещи.

2. Свойства.

3. Отношения.

Другой важной категорией бытия является категория материи, которая соотносится с категорией сознания. Материя – фундаментальная философская категория. С позиции идеализма материя – это произвольное образование от духовной субстанции. Для субъективного идеализма материя – это постоянная возможность ощущения.

Существует три концепции материи:

1. Субстанциональная: материя определяется через вещи. На этой позиции были первые философы (Демокрит). Они понимали материю через вещество.

2. Атрибутивная: материя определялась через свойства, через первичные качества (масса, размеры) и через субъективные свойства, т.е. через вторичные качества (вкус, цвет).

3. Диалектико-материалистическая: материя определяется через отношение с сознанием. Представитель этой концепции – Ленин. Материя – это философская категория для обозначения реальности, которая существует независимо от нашего сознания и которая копируется нашими органами чувств. Это определение устраняет противоречия между философией и наукой. Эта концепция возникла в конце 19 века вместе с прорывом научного знания. Вместе с открытием электрона произошел крах материализма. В материю входят не только вещества, но и поля. Основными свойствами материи являются:

· Обьективность.

· Познаваемость.

· Структурность.

· Субстанциональность.

Материя существует через дискретные материальные структуры, материи вообще не существует. Важнейшие свойства материи – это атрибуты. Главный атрибут материи – это движение. Движение – это способ существования материи. Важнейшие характеристики движения:

· Всеобщность.

· Универсальность

· Объективность.

· Абсолютность (нет вещей неподвижных).

· Противоречивость (движение есть единство устойчивости и изменчивости, устойчивость относительна, а изменчивость – обсолютна).

Для Аристотеля движение было внешним по отношению к материи. Материя – это самодвижущаяся реальность. В нематериалистической концепции движение понимается как проявление обьективного духа.

Атрибуты материи:

1. Движение существует в 3-ех формах.

2. Пространство и время.

Движение существует по трем основаниям:

а. По носителю

б. По взаимодействию.

в. По законам.

Существуют три основные формы движения материи:

1. социальная

2. биологическая (носители – клетка, организм)

3. химическая (носитель – молекула)

4. физическая (вакуум, поля, элементарные частицы, атомы, молекулы, макротела, планеты, галактики и т.д.; на всех вышеперечисленных уровнях существуют формы взаимодействия: например, межмолекулярное взаимодействие).

 

Формы движения материи связаны причинно-следственными связями, более высокая форма основана на более низких формах.

В философии в понимании реальности существует подход механицизм – сведение всех законов мира к принципам маханики, трактовка более высокой реальности с позиции более низкой реальности.

Рассмотрим другие атрибуты материи – пространство и время. Необходимо различать реальное, трицептивное и концептуальное пространство и время.

 

Пространство – форма бытия материи, которая характеризует ее структурность. Время – форма бытия материи, которая выражает длительность ее существования. В различных формах движения материи временные характеристики неоднозначны: социальное, биологическое, химическое и физическое пространство, время.

№ 9 Понятие диалектики в философии

Диалектика как понятие появилось в античной философии (Сократ 470-399 гг. д.н.э.) Первоначально оно означало "искусство вести беседу ", рассуждать и доказывать, обосновывать свою точку зрения, искусство ставить вопросы, искать истину путем столкновения согласования различных мнений.
1 ) Платон представлял диалектику как метод анализа и синтеза понятий, его называют диалектиком понятий. Уже первые философы рассматривали мир как единое целое. Предметом диалектики в данном случае выступает взаимосвязь предметов и явлений окружающего мира. Взаимосвязь это такое отношение между объектами и их свойствами, когда изменение одного объекта или его свойств вызывает изменение другого объекта или его свойств. Для глубокого понимания взаимосвязи явления необходимо рассматривать и обособленность явлений, т.е. связь и обособленность взаимосвязаны между собой. Хорошо об этом писал Аристотель: "Природе не свойственно смешиваться чему попало с чем попало." Связи носят конкретный характер. Учет данного факта позволяет показать несостоятельность: астрологии, френологии, хиромантии и.т.д
2) Предмет диалектика - это изменение движения. Уже первые философы признавали изменчивость или движение фундаментальной характеристикой бытия. Согласно Гераклиту "все течет и все изменяется." Глубоко диалектической является идея Эпикура о самопроизвольном отклонении атомов.
3) Противоречивость бытия (Анаксимандр, Гераклит, Зенон). Противоречивость имеет место как в объективном мире (противоречивость неживой и живой природы) так и в самом процессе познания и мышления. Кант например, говорил о противоречивости мышления в своих известных антиномиях.
4) Понятие диалектика отражает такую форму изменения как развитие. Развитие - это процесс появления чего-то нового необратимого. Существуют различные трактовки развития. В греческой философии была создана концепция круговорота, согласно которой все подвержено циклическим изменениям. Целостная концепция развития была создана немецкими философами, которые открыли законы диалектики.
5) Диалектика понимается и как метод познания, преобразования действительности.
Метод - это путь познания, средство познания. Метод имеет объективное содержание. Объективным содержанием математических методов познания является количественная сторона бытия. Объективным содержанием диалектического метода являются законы диалектики. Диалектику Энгельс определял трояко.
1) Диалектика это наука о взаимосвязях.
2) Диалектика это наука об общих законах, движениях и развития.
3) Диалектика это наука о формах и методах мышления.
Все это определения взаимосвязаны друг с другом. Различают диалектику объективную и субъективную.
Объективная диалектика
- это диалектика самого материального мира, вещей.
Субъективная диалектика - это диалектика понятий. Понятия той или иной науки взаимосвязаны между собой, непрерывно развиваются, являются противоречивыми. С позиции материализма субъективная диалектика является отражением объективной диалектики. Субъективная диалектика лишь приблизительно отражает диалектику объективную. Невозможно создать исчерпывающую теоретическую модель, определенного фрагмента действительности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...