Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 21. Социальное и политическое значение «утопии». Примеры утопических концепций государственности.




Утопия (от греч. u - не, нет и topos - место, т.е. место, которого нет) - вид социально- политической фантазии, несбыточная мечта, такие изображения, планы, проекты воображаемого, чаще всего идеального или лучшего, чем имеющиеся устройства, реально не существующего и практически неосуществимого, научно необоснованного. Важность утопий в том, что они представляют собой идеальную модель общества или политического устройства. Они априори недостижимы, но могут служить ориентиром, образцом общественно-политических отношений к которым следует стремиться.

Впервые термин употреблен Томасом Мором (считается основателем утопического социализма) в его книге «Утопия». Томас Мор назвал свой труд «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия».

Согласно Т. Мору в Утопии: не существует частной собственности; все граждане участвуют в производительном труде; все произведенные продукты поступают в собственность общества и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии; первичной ячейкой общества является не кровнородственная семья, а "трудовая семья"; все должностные лица избираются; мужчины и женщины имеют равные права и обязанности.

Политическое устройство:

1. Федерация (54 города)

2. Должности выборные (филархи – избираются народом, протофилархи и князь – филархами)

3. Сенат состоит из протофилархов.

Экономика и труд:

1. Отсутствие денежного обращения

2. Уничтожение частной собственности

3. Всеобщий труд (неизнурительный)

4. Не работает сословие ученых и филархи

Помимо этого, в Утопии:

· Равноправие мужчин и женщин

· Веротерпимость (НО! Запрещен атеизм)

· Наличие рабства (только как форма наказания)

· Стремление избежать войны

 

Другой проект идеального общества был дан Т. Кампанеллой (1568- 1639) в произведении "Город Солнца". В Городе Солнца: отсутствует частная собственность; все граждане участвуют в производительном труде; результаты труда поступают в собственность всего общества, а затем равномерно распределяются между его членами; труд совмещается с одновременным обучением; жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей, от подъема до отхода ко сну; солярии все делают вместе; большое внимание уделяется воспитанию — с рождения ребенок забирается от родителей и воспитывается в специальных школах; во главе Города Солнца стоит пожизненный избираемый правитель — Метафизик.

Также:

· Полигамия

· Распределение труда зависит от звезд (кому, что предписано)

· Распределение благ в соответствии с потребностями.

 

Вопрос 22. Теория происхождения государства по Т. Гоббсу, Дж. Локку и Ж.-Ж. Руссо. «Естественное состояние».

Все три концепции существуют в рамках теории общественного договора.

1) Различение естественного и общественного (государственного) состояния

2) Признание естественных прав

3) Основная причина образования государства – страх и необходимость в защите.

4) Образование государства – результат соглашения между людьми.

 

ТОМАС ГОББС

· В природе человека нет ничего политического, а само образование государства искусственно

· В естественном состоянии действует «право всех на все», «война всех против всех» («человек человеку волк»)

ОБРАЗОВНИЕ ГОСУДАРСТВА

1) Отчуждение «права всех на все»

2) Договор каждого с каждым (т.е. может быть любая форма правления, любое политическое устройство). Однако для Гоббса предпочтительна монархия.

3) Государственный (позитивный) закон рекомендуется основывать на естественном.

4) Закон не распространяется на суверена

5) Власть суверена едина и неделима

6) Подданные не имеют права критиковать суверена или противиться его действиям.

7) Подданные не имеют права менять форму правления.

ОБЯЗАННОСТИ СУВЕРЕНА

· Защита жизни и здоровья граждан (в том числе сам суверен не должен посягать на жизнь и здоровье граждан)

· Удерживать за собой права

· Поддержка экономики

· Воспитательно-просветительская деятельность (в основном просвещение о природе своей власти)

ПРИЧИНЫ ОСЛАБЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВ

· Недостаток власти суверена

· Каждый человек сам становится судьей в вопросе, что хорошо, а что нет

· Идея того, что «все, что человек делает против совести, есть грех»

· Разделение властей

· Подчинение суверена гражданским законам

· Деление на светскую и церковную власть (Гоббс также являлся противником многоконфессиональности: выгодно иметь официальную религию, согласованную с договором).

ДЖОН ЛОКК

По Дж. Локку, до возникновения государства люди пребывают в естественном состоянии. В предгосударственном общежитии нет "войны всех против всех". Индивиды, не испрашивая ничьего разрешения и не завися ни от чьей воли, свободно распоряжаются своей личностью и своей собственностью. Господствует равенство, "при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого". Чтобы нормы (законы) общения, действующие в естественном состоянии, соблюдалась, природа наделила каждого возможностью судить преступивших закон и подвергать их соответствующим наказаниям. Однако в естественном состоянии отсутствуют органы, которые могли бы беспристрастно решать споры между людьми, осуществлять надлежащее наказание виновных в нарушении естественных законов и т. д. Все это порождает обстановку неуверенности, дестабилизирует обычную размеренную жизнь. В целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политическое сообщество, учредить государство. Дж. Локк особенно акцентирует момент согласия: "Всякое мирное образование государства имело в своей основе согласие народа".

Государство представляет собой, по Дж. Локку, совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. От всех прочих форм коллективности (семей, господских владений, хозяйственных единиц) государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т. е. право во имя общественного блага создавать законы (предусматривающие различные санкции) для регулирования и сохранения собственности, а также, право применять силу сообщества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне.

Строя государство добровольно, прислушиваясь тут только к голосу разума, люди предельно точно (можно даже сказать, скупо) отмеряют тот объем полномочий, который они затем передают государству. О каком-либо полном, тотальном отказе индивидов от всех принадлежащих им естественных прав и свобод в пользу государства (что имело место, например, в учении Т. Гоббса) у Дж. Локка нет и речи. Право на жизнь и владение имуществом, свободу и равенство человек не отчуждает никому и ни при каких обстоятельствах. Эти неотчуждаемые ценности – окончательные границы власти и действия государства, преступать которые ему заказано.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...