Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические подходы к анализу финансового состояния и финансовой устойчивости предприятия

Содержание

 

Введение

Теоретические вопросы диагностики финансового состояния и финансовой устойчивости предприятия

1.1 Содержание финансового анализа

1.2 Методические подходы к анализу финансового состояния и финансовой устойчивости предприятия

1.3 Информационное обеспечение финансового анализа

2 Диагностика финансового состояния ООО «АРП «Экспресс» по бухгалтерской отчетности в 2003–2005 гг.

2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «АРП «Экспресс»

2.2 Анализ динамики и структуры имущества предприятия и источников его формирования

2.3 Анализ стратегии финансирования имущества предприятия

2.4Анализ ликвидности и финансовой устойчивости организации

2.5 Анализ деловой активности и рентабельности предприятия

3 Пути и предложения укрепления финансовой устойчивости ООО «АРП «Экспресс»

3.1 Основные направления по укреплению финансовой устойчивости ООО «АРП «Экспресс»

3.2 Мероприятия по укреплению финансовой устойчивости ООО «АРП «Экспресс » и расчет их эффективности

3.3 Расчет влияния предложенных мероприятий на основные показатели деятельности предприятия

Заключение

 


Введение

 

Переход к рыночной экономике коренным образом изменили условия функционирования предприятий, и требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, а также эффективности торговой деятельности, анализа экономических показателей, и, как следствие эффективного использования выявленных резервов. В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результате его функционирования.

Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать экономическое состояние, как своего предприятия, так существующих и потенциальных конкурентов.

Анализ и диагностика финансовых результатов деятельности предприятия – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Однако одного умения реально оценивать финансовое состояние недостаточно для успешного функционирования предприятия и достижения им поставленной цели. Конкурентоспособность предприятию может обеспечить только правильное управление движением финансовых ресурсов и капитала, находящихся в распоряжении. А это в свою очередь обеспечивает выживаемость и стабильное положение предприятия на рынке.

Одним из важных условий успешного управления финансами предприятий является анализ и диагностика его финансового состояния и финансовой устойчивости. Главная цель анализа – своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы укрепления финансового состояния предприятия и его платежеспособности. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия и его подразделений.

Содержание анализа вытекает из его функций. Одной из таких функций является – изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия. Следующая функция анализа – контроль за выполнением планов и управленческих решений, за экономным использованием ресурсов. Центральная функция анализа – поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики. Другая функция анализа – оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использованию имеющихся возможностей. И, наконец, – разработка мероприятий по использованию выявленных резервов в процессе хозяйственной деятельности.

Формирование рыночной экономики требует развития анализа в первую очередь на микроуровне отдельных предприятий и их структурных подразделений. В то же время анализ необходим и на макроуровне, так как связан с повседневной деятельностью предприятий и фирм.

В настоящее время в России проблема оценки финансового состояния предприятия является крайне актуальной, причем как для различных государственных ведомств, контролирующих деятельность хозяйствующих субъектов, так и для менеджмента самого предприятия. Причем проблема оценки финансового состояния действительно существует, поскольку в современной российской науке до сих пор так и не выработано единого подхода к проведению такого рода анализа.

Результаты финансового анализа позволяют выявить уязвимые места, требующие особого внимания, и разработать мероприятия по их ликвидации. Результаты анализа – материальная основа управленческих решений, принятие которых основывается также на интеллекте, логике, опыте, личных симпатиях и антипатиях лица, принимающего эти решения.

Финансовое состояние – комплексное понятие, которое характеризуется системой показателей, окружающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов предприятия, это характеристика его финансовой конкурентоспособности (то есть платежеспособности, кредитоспособности), выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами.

Финансовое состояние хозяйствующего субъекта отражает все стороны деятельности, поскольку движение любых товарно-материальных ценностей и трудовых ресурсов сопровождается образованием и расходованием денежных средств. Оно определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнерство в финансовом и производственном отношении. Финансово устойчивое предприятие свободно может маневрировать денежными средствами и путем эффективного их использования может обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации продукции.

Определение границ финансовой устойчивости предприятий относится к числу наиболее важных экономических проблем в рыночных условиях, поскольку недостаточная финансовая устойчивость может привести к неплатежеспособности предприятия.

В связи с актуальностью темы, главной целью дипломной работы является проведение общей диагностики и анализа финансового состояния и финансовой устойчивости на примере ООО «Агентство распространения печати «Экспресс» и разработка мероприятий по укреплению финансовой устойчивости данного предприятия. Оценка будет дана не только с количественной стороны, но и с аналитической точки зрения.

Для достижения указанной цели, необходимо решить следующие задачи:

– рассмотреть теоретические и методологические основы финансового анализа, раскрыть его роль и значение в эффективности деятельности предприятия;

- выявить и проанализировать изменения показателей финансового состояния предприятия;

- выявить факты, влияющих на изменение показателей при анализе финансового состояния предприятия;

- разработать предложения по укреплению финансовой устойчивости предприятия.

Объектом исследования дипломной работы является деятельность ООО «Агентство распространения печати «Экспресс».

В ходе аналитической работы применялись методы группировки и сравнения, горизонтальный и вертикальный анализ, а также методика оценки при помощи абсолютных и относительных показателей. Также, при написании дипломной работы используются законодательные и нормативные акты, Налоговый кодекс Российской Федерации, федеральные законы, отчетные данные ООО «Агентство распространения печати «Экспресс» по итогам работы за 2004–2005 годы.

Данная дипломная работа посвящена диагностике финансового состояния и анализу финансовой устойчивости предприятия ООО «Агентство распространения печати «Экспресс» по итогам работы за 2004–2005 годы.

 

 


1 Теоретические вопросы диагностики финансового состояния и финансовой устойчивости предприятия

Содержание финансового анализа предприятия

 

Основными хозяйствующими субъектами на потребительском рынке, осуществляющими розничную продажу товаров, выступают торговые предприятия (юридические лица) или отдельные предприниматели (физические лица). Переход к рыночной экономике требует от предприятий торговли повышения внимания к оценке эффективности торговой деятельности. В современных условиях для обеспечения эффективной деятельности предприятия руководству необходимо уметь реально оценивать финансово-экономическое состояние своего предприятия, а также состояние деловой активности партнеров и конкурентов.

Важнейшим критерием деловой активности и надежности предприятия является финансово-экономическое состояние, определяющее его конкурентоспособность и потенциал в эффективной реализации экономических интересов всех участников хозяйственной деятельности. Оно характеризуется размещением и использованием средств активов и источников их формирования. Для оценки работы предприятия используют экономический анализ, как способ познания хозяйственных процессов предприятия. Экономический анализ – важный элемент системы управления производством. Он может использоваться как вариант предварительного прогноза при оценке инвестиционных проектов; как инструмент прогнозирования финансовых условий и результатов; для формирования текущих проблем управления производством, выявления внутренних резервов, присущих каждому функционирующему объекту, оценки финансового состояния предприятия.

Содержанием финансового анализа является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих решений по обеспечению выполнения производственных программ предприятия, оценки уровня их выполнения, выявления слабых мест и внутрихозяйственных резервов.

Анализ должен представлять собой комплексное исследование действия внешних и внутренних, рыночных и производственных факторов на количество и качество производимой предприятием продукции, финансовые показатели работы предприятия и указывать возможные перспективы развития дальнейшей производственной деятельности предприятия в выбранной области хозяйствования.

Проведение квалифицированного анализа работы предприятия требует знания многих наук: макро- и микроэкономики, технологии, бухгалтерского учета, маркетинга, основ промышленной психологии; в основе всех аналитических процедур лежит знание математического анализа, статистики и эконометрики. В современных условиях анализ невозможен без применения новейших компьютерных технологий. Таким образом, анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий можно назвать перекрестком многих наук – математики, информатики, экономики, бухгалтерского учета, права.

Основное направление анализа: от сложного комплекса – к составляющим его элементам, от результата – к выводам о том, как такой результат достигнут и к чему он приведет в дальнейшем. Схема анализа должна быть построена по принципу «от общего к частному». Смысл этого принципа совершенно очевиден: сначала дается описание наиболее общих, ключевых характеристик анализируемого объекта или явления и лишь затем приступают к анализу отдельных частностей.

Успешность анализа определяется различными факторами. С известной долей условности можно выделить несколько основных принципов, которые целесообразно иметь в виду, приступая к анализу. Во-первых, прежде чем начать выполнение каких-либо аналитических процедур, необходимо составить достаточно четкую программу анализа, включая проработку макетов аналитических таблиц, алгоритмов расчета основных показателей и требуемых для их расчета и сравнительной оценки источников информационного и нормативного обеспечения. Анализ проводится на основе учетной информации, поэтому начинать его следует с отбора необходимых данных и экспертизы материалов, предоставленных экспертам для анализа.

Во вторых, при проведении аналитических процедур показатели деятельности предприятия всегда сравниваются. Сравнения могут

 

проводиться с предыдущим периодом, с планом и со среднеотраслевыми показателями. Любые отклонения от нормативных или плановых значений показателей, даже если они имеют позитивный характер, должны тщательно анализироваться. Смысл такого анализа состоит в том, чтобы, с одной стороны, выявить основные факторы, вызвавшие зафиксированные отклонения от заданных ориентиров, а с другой стороны, еще раз проверить обоснованность принятой системы планирования и, если необходимо внести в нее изменения. Следует подчеркнуть, что последний аспект имеет особое значение – только путем постоянного анализа и корректировки можно наладить достаточно стройную систему планирования и поддерживать ее в актуальном состоянии.

В-третьих, завершенность и цельность любого анализа, имеющего экономическую направленность, в значительной степени определяются обоснованностью используемой совокупности критериев. Как правило, эта совокупность включает качественные и количественные оценки, а ее основу обычно составляют исчисляемые показатели, имеющие понятную интерпретацию и, по возможности, некоторые ориентиры (пределы, нормативы, тенденции). Отбирая показатели, необходимо формулировать логику их объединения в данную совокупность, для того, чтобы была видна роль каждого из них, и не создавалось впечатления, что какой-то аспект остался неохваченным или, напротив, не вписывается в рассматриваемую схему. Иными словами, совокупность показателей, которую вполне возможно в этом случае трактовать как систему, должна иметь некий внутренний стержень, некую основу, объясняющую логику ее построения.

В-четвертых, выполняя анализ, не нужно без необходимости гнаться за точностью оценок; как правило, наибольшую ценность представляет выявление тенденций и закономерностей.

Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, а также повышение эффективности функционирования хозяйствующих субъектов и поиск резервов такого повышения. Для достижения этой цели проводятся: оценка результатов работы за прошедшие периоды; разработка процедур оперативного контроля за производственной деятельностью; выработка мер по предупреждению негативных явлений в деятельности предприятия и в ее финансовых результатах; вскрытие резервов повышения результативности деятельности;

разработка обоснованных планов и нормативов.

Оценка финансового состояния предприятия представляет собой систему и последовательность аналитических процедур:

– определение базовых показателей для разработки производственных планов и программ на предстоящий период;

– рассмотрение каждого показателя, полученного в результате анализа с точки зрения соответствия его уровня параметрам, нормальным для данного предприятия;

– выявление факторов, повлиявших на величину показателя, и расчет возможных изменений показателя при динамике того или иного фактора;

– прогнозирование необходимой величины показателя на перспективу и установление способов достижения этой величины;

– выявление взаимозависимости показателей финансового состояния с целью обеспечения их целенаправленного воздействия на повышение эффективности деятельности организации;

– обоснование гипотез динамики финансового состояния при изменении условий деятельности предприятия;

– подготовка аналитических материалов для выбора оптимальных управленческих решений, связанных с корректировкой текущей деятельности и разработкой стратегических планов.

В конкретных условиях могут ставиться и другие локальные цели, которые будут определять содержание процедур анализа финансово-хозяйственной деятельности. Таким образом, общее содержание аналитических процедур может определяться как спецификой работы предприятия, так и выбранным видом анализа (проблемно-ориентированный, перспективный, оперативный и т.п.).

Содержательная сторона анализа включает следующие элементы (процедуры):

– постановка и уяснение конкретных задач анализа;

– установление причинно-следственных связей;

– определение показателей и методов их оценки;

– выявление и оценка факторов, влияющих на результаты, отбор наиболее существенных;

– выработка путей устранения влияния отрицательных факторов и стимулирования положительных.

Проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности следует проводить, руководствуясь определенными принципами. Можно выделить следующие основные принципы:

1) Конкретность, при котором анализ основывается на реальных данных, результаты его получают конкретное количественное выражение;

2) Комплексность, где отражается всестороннее изучение экономического явления или процесса с целью объективной его оценки;

3) Системность изучает экономические явления во взаимосвязи друг с другом, а не изолированно;

4) Регулярность, то есть анализ следует проводить постоянно через заранее определенные промежутки времени;

5) Объективность, которая основывается на критическом и беспристрастном изучении экономических явлений, выработке обоснованных выводов;

6) Действенность, которая показывает пригодность результатов анализа для использования в практических целях, для повышения результативности производственной деятельности;

7) Экономичность, где затраты, связанные с проведением анализа, должны быть существенно меньше того экономического эффекта, который будет получен в результате его проведения;

8) Сопоставимость, то есть данные и результаты анализа должны быть легко сопоставимы друг с другом, а при регулярном проведении аналитических процедур должна соблюдаться преемственность результатов;

9) Научность, то есть при проведении анализа следует руководствоваться научно обоснованными методиками и процедурами.

Анализ и диагностика финансово-экономического состояния предприятия является существенным элементом финансового анализа, а также финансового менеджмента и аудита. Анализ финансово-экономического состояния – неотъемлемая часть финансового анализа и является составной частью бухгалтерского учета. В зависимости от того, какой вид отчетности служит источником для аналитических процедур и оценок, выделяют финансовый и управленческий анализ.

Управленческий анализ направлен на всестороннее исследование основной деятельности предприятия, начиная с формирования ресурсов предприятия, эффективности их использования в процессе производства, а также ассортиментной политики предприятия и его финансовых результатов.

Финансовый анализ направлен на изучение финансовых результатов и финансового состояния предприятия, а также на определение причин неудовлетворительного финансового состояния и возможностей его стабилизации.

Финансовое состояние предприятия характеризуется:

1. Обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления нормальной производственной и воспроизводственной деятельности.

2. Целесообразностью и эффективностью размещения финансовых ресурсов в имуществе предприятия и рациональностью их использования.

3. Надежностью партнерских связей с поставщиками и потребителями, с финансовыми учреждениями и государством.

4. Репутацией предприятия в отрасли и государстве.

Основными целями финансово анализа можно назвать следующие:

– оценить текущее и перспективное имущественное и финансовое состояние предприятия;

– оценить возможные и целесообразные темпы развития предприятия с позиции их финансового обеспечения;

– выявить доступные источники средств и оценить возможность и целесообразность их мобилизации;

– спрогнозировать положение предприятия на рынке капитала.

Финансовое состояние предприятия зависит от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. В свою очередь, основная деятельность предприятия зависит от его финансового состояния, так как нерациональная организация денежных потоков на предприятии приводит к перебоям в обеспеченности материальными ресурсами, а следовательно, к перебоям в производственном процессе.

Кроме того, в практике аналитической работы различают два основных понятия:

1. Финансовый анализ.

2. Анализ финансового состояния.

Финансовый анализ – более широкое понятие, так как оно включает анализ финансового состояния и анализ эффективности использования ресурсов предприятия, себестоимости его продукции, ассортиментной политики, а также анализ других направлений деятельности предприятия. Он является неотъемлемой частью разработки практически всех видов бизнес-планов и существенным элементом управления финансами в целом.

Анализ финансового состояния – это комплексное понятие, которое характеризуется системой финансовых показателей, оценивающих его платежеспособность, финансовую устойчивость, деловую активность, финансовые результаты и рентабельность работы организации.

Также различают внешний и внутренний анализ финансового состояния.

Внутренний анализ осуществляется с целью повышения эффективности управления предприятием и разработки управленческих решений, его результаты используются для планирования, контроля и составления прогнозов развития предприятия.

Внешний анализ может осуществляться всеми субъектами, интересующимися деятельностью предприятия в зависимости от своих интересов с использование данных публичной отчетности.

Под предметом финансового анализа необходимо понимать динамику финансовых показателей и причины их изменения, влияние изменения финансовых показателей друг на друга и на финансовое состояние предприятия в целом.

Таким образом, экономический анализ способствует повышению обоснованности бизнес-планов и нормативов, определению экономической эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, выявлению и измерению внутренних резервов, усилению контроля за выполнением и оптимизацией хозяйственных решений.


Методические подходы к анализу финансового состояния и финансовой устойчивости предприятия

Основная цель финансового анализа – получение максимального количества наиболее информативных параметров, дающих объективную картину финансового состояния организации, ее прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.

Не менее важное значение в организации анализа имеет методическое его обеспечение. От того, какие методики анализа используются на предприятии, зависит его результативность. Особое значение имеет разработка собственных или адаптация готовых компьютерных программ, позволяющих оперативно и комплексно исследовать результаты хозяйственной деятельности с использованием экономико-математических методов.

Анализ финансово-экономического состояния предприятия проводится с помощью совокупности методов и рабочих приемов (методологии), позволяющих структурировать и идентифицировать взаимосвязи между основными показателями. Под методами финансового анализа понимаются способы подхода к изучению изменения финансовых показателей и взаимосвязей между ними.

При выполнении анализа выделяются следующие этапы:

– 1 этап – уточняются объекты, цель и задачи анализа, составляется план аналитической работы;

– 2 этап – разрабатывается система синтетических и аналитических показателей, с помощью которых характеризуется объект анализа;

– 3 этап – собирается и подготавливается к анализу необходимая информация;

– 4 этап – проводится сравнение фактических результатов хозяйствования с показателями плана исследуемого периода, фактическими данными прошлых периодов, с достижениями ведущих предприятий, средними по отрасли и т.д.;

– 5 этап – изучаются факторы и определяется их влияние на результаты деятельности предприятия;

– 6 этап – выявляются неиспользованные и перспективные резервы повышения эффективности производства;

– 7 этап – происходит оценка результатов хозяйствования с учетом действия различных факторов и выявленных неиспользованных резервов, разрабатываются мероприятия по их использованию.

Выделяют следующие типы анализа:

1) Горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;

2) Вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых показателей с выявление влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;

3) Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, то есть основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем; таким образом, тренд есть перспективный, прогнозный анализ;

4) Анализ финансовых коэффициентов – расчет относительных данных отчетности, выявление взаимосвязей показателей;

5) Сравнительный анализ проводится при сравнении отдельных внутрихозяйственных показателей отчетности фирмы с показателями дочерних фирм, подразделений, а также при сопоставлении показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными, с соответствующими показателями прошлых периодов;

6) Факторный анализ позволяет оценить влияние отдельных факторов на результативный показатель как прямым методом дробления результативного показателя на составные части, так и обратным методом, когда отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

Все методы экономического анализа можно разделить на две большие группы – качественные и количественные. Качественные методы позволяют на основе анализа сделать качественные выводы о финансовом состоянии предприятия, уровне его ликвидности и платежеспособности, инвестиционном потенциале, кредитоспособности организации.

Количественные методы нацелены на то, что в процессе анализа оценить степень влияния факторов на результативный показатель, рассчитать уравнения регрессии для их использования в планировании и прогнозном анализе, найти оптимальное решение по использованию производственных ресурсов.

Количественные методы подразделяются на:

– статистические;

– бухгалтерские (метод двойной записи, балансовый метод);

– экономико-математические.

Способы и приемы количественного анализа включают такие традиционные методы, как:

– использование абсолютных, относительных и средних величин;

– сравнение;

– группировка;

– индексный метод;

– метод цепных подстановок;

– интегральный метод

К статистическим методам экономического анализа относятся:

– статистическое наблюдение – запись информации по определенным принципам и с определенными целями;

– расчеты средних величин;

– ряды динамики – абсолютный прирост, относительный прирост, темпы роста, темпы прироста;

– сводка и группировка экономических показателей по определенным признакам;

– сравнение показателей;

– расчет индексов;

– детализация показателей.

При помощи бухгалтерских методов, а именно балансового метода можно проводить факторный анализ некоторых моделей и определять количественное влияние отдельных факторов на изменение анализируемого показателя. Особенно широко распространено использование данного метода при анализе правильности размещения и использования хозяйственных средств и источников их формирования.

Экономико-математические методы анализа применяются при решении конкретных аналитических задач и включают:

– методы элементарной математики;

– классические методы математического анализа: дифференцирование, интегрирование, вариационное исчисление;

– методы математической статистики, прежде всего корреляционно-регрессивный анализ, который наиболее распространен в практике;

– эконометрические методы;

– методы математического программирования: оптимизация, линейное, квадратичное и нелинейное программирование;

– методы исследования операций: управление запасами, методы технического износа и замены оборудования;

При использовании экономико-математического моделирования отражение действительности осуществляется с помощью математических моделей – формул:

а) Кратные модели – модели деления;

б) Мультипликативные модели – модели умножения;

в) Аддитивная модель – модель сложения или вычитания;

В аналитической работе используются также методы моделирования:

– методы преобразования модели позволяют перейти от модели кратного типа, например, к аддитивной модели;

– методы расширения факторной модели используются при анализе рентабельности;

– методы сокращения факторной модели;

Метод использования абсолютных, относительных и средних величин применяется при анализе довольно часто. Анализ тех или иных показателей, экономических явлений, ситуаций, как правило, начинается с рассмотрения абсолютных величин в натуральных или стоимостных измерителях. Эти показатели являются основными в финансовом учете. В анализе они используются для исчисления средних и относительных величин, которые незаменимы при анализе динамики явлений. С помощью относительных показателей строят временные ряды, которые характеризуют изменение того или иного показателя во времени (по отношению к базисному показателю, принятому за 100%). Аналитичность относительных показателей очевидна при изучении структуры экономического явления (доля в рассматриваемом показателе), при анализе интенсивности использования производственных ресурсов (например, производительность труда, фондоотдача, фондовооруженность и т.д.).

Особенность относительных показателей, которые часто выступают в виде коэффициентов, заключается в том, что их надо интерпретировать, давать им экономическое объяснение. И относительные, и абсолютные количественные показатели сами по себе зачастую недостаточно информативны и требуют дополнительно использования метода сравнения.

Средние величины позволяют обобщить совокупность типичных показателей, сравнить изучаемый признак по разным совокупностям.

Обязательным условием применения метода сравнения выступает сопоставимость показателей по содержанию и структуре (по кругу оцениваемых показателей, по ценам, по структуре выпуска продукции и ее реализации) с целью выявления черт сходства либо различий между ними.

В анализе применяются следующие типы сравнений.

1) Сравнение фактически достигнутых результатов с данными прошлых периодов – сопоставление хозяйственных показателей текущего периода с аналогичными показателями предшествующего периода;

2) Сопоставление фактического уровня показателей с плановыми. Отклонение фактических данных от плановых является объектом дальнейшего анализа;

3) Сравнение с утвержденными нормами расхода ресурсов очень широко используется в практике;

4) Межхозяйственный сравнительный анализ, процессе которого показатели анализируемого предприятия сопоставляются с показателями ведущих предприятий;

5) Сравнение со средними данными по отрасли.

При использовании этого метода необходимо обеспечить сопоставимость данных по ценам (пересчет в цены базисного периода с помощью индексов), по социальным, природным и иным факторам.

Группировка предполагает определенную классификацию явлений и процессов, причин и факторов, их обусловливающих. Далее с помощью экономического анализа устанавливается причинная связь, взаимосвязь показателей, выявляются факторы и проводится факторный анализ, при котором один из показателей, полученных в результате группировки, рассматривается как фактор, влияющий на другой фактор, а второй – как результат влияния первого. Важнейший вопрос при проведении такого рода исследования – выбор интервала группировки. Существует два основных подхода (метода) к его решению.

Первый подход предполагает деление совокупности данных на группы с равными интервалами значений.

Согласно второму подходу интервалы группировки можно выбрать и неравными (возрастающими или убывающими).

Для оценки количественной роли отдельных факторов одним из основных методов является индексный метод, который представляет собой отношение фактического показателя к базовому и такой индекс называется простым. Как правило, в числителе и знаменателе рассчитывается сумма произведений факторов в базовом и отчетном вариантах и индекс называется аналитическим. С помощью индексов в анализе финансово-хозяйственной деятельности решаются следующие основные задачи:

– оценка изменения уровня явления (или относительного изменения показателя);

– выявление роли отдельных факторов в изменении результативного признака;

– оценка влияния изменения структуры совокупности на динамику.

Метод цепных подстановок также широко распространен в проведении экономического анализа предприятия. Сущность данного метода заключается в том, что в исходную базовую формулу для определения результирующего показателя подставляется отчетное значение первого исследуемого фактора. Сравнение полученного результата с базовым значением результирующего показателя и позволяет оценить влияние первого фактора. Далее в полученную при расчете формулу подставляется отчетное значение следующего исследуемого фактора; сравнивая полученный результат с предыдущим определяется влияние второго фактора. Процедура повторяется до тех пор, пока в исходную базовую формулу не будет подставлено фактическое значение последнего из факторов, введенных в модель. При использовании метода цепных подстановок результаты во многом зависят от последовательности подстановки факторов.

При использовании интегрального метода расчеты проводятся на основе базовых значений показателей, а ошибка вычислений (неразложимый остаток) распределяется между факторами поровну.

Также можно выделить такие методы анализа как горизонтальный и вертикальный. Горизонтальный анализ (метод аналитического сравнения) – один из основных методов выявления и оценки изменений технико-экономических показателей в динамике. Вертикальный (или структурный) анализ – это представление отчета в виде относительных величин, что возможно, когда зависимость между показателями и их составными элементами (частными показателями) выражена суммированием. Данный анализ позволяет видеть удельный вес каждого частного показателя в сложном итоговом показателе.

Не менее важное значение в организации анализа имеет его методическое обеспечение. Под методикой необходимо понимать способ наиболее рационального выполнения какой-либо работы путем сочетания и использования различных методов. От того, какие методики анализа используются на предприятии, зависит его результативность.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...