Методические подходы к анализу финансового состояния и финансовой устойчивости предприятия
Содержание
Введение Теоретические вопросы диагностики финансового состояния и финансовой устойчивости предприятия 1.1 Содержание финансового анализа 1.2 Методические подходы к анализу финансового состояния и финансовой устойчивости предприятия 1.3 Информационное обеспечение финансового анализа 2 Диагностика финансового состояния ООО «АРП «Экспресс» по бухгалтерской отчетности в 2003–2005 гг. 2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «АРП «Экспресс» 2.2 Анализ динамики и структуры имущества предприятия и источников его формирования 2.3 Анализ стратегии финансирования имущества предприятия 2.4Анализ ликвидности и финансовой устойчивости организации 2.5 Анализ деловой активности и рентабельности предприятия 3 Пути и предложения укрепления финансовой устойчивости ООО «АРП «Экспресс» 3.1 Основные направления по укреплению финансовой устойчивости ООО «АРП «Экспресс» 3.2 Мероприятия по укреплению финансовой устойчивости ООО «АРП «Экспресс » и расчет их эффективности 3.3 Расчет влияния предложенных мероприятий на основные показатели деятельности предприятия Заключение
Введение
Переход к рыночной экономике коренным образом изменили условия функционирования предприятий, и требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, а также эффективности торговой деятельности, анализа экономических показателей, и, как следствие эффективного использования выявленных резервов. В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результате его функционирования.
Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать экономическое состояние, как своего предприятия, так существующих и потенциальных конкурентов. Анализ и диагностика финансовых результатов деятельности предприятия – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Однако одного умения реально оценивать финансовое состояние недостаточно для успешного функционирования предприятия и достижения им поставленной цели. Конкурентоспособность предприятию может обеспечить только правильное управление движением финансовых ресурсов и капитала, находящихся в распоряжении. А это в свою очередь обеспечивает выживаемость и стабильное положение предприятия на рынке. Одним из важных условий успешного управления финансами предприятий является анализ и диагностика его финансового состояния и финансовой устойчивости. Главная цель анализа – своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы укрепления финансового состояния предприятия и его платежеспособности. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия и его подразделений. Содержание анализа вытекает из его функций. Одной из таких функций является – изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия. Следующая функция анализа – контроль за выполнением планов и управленческих решений, за экономным использованием ресурсов. Центральная функция анализа – поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики. Другая функция анализа – оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использованию имеющихся возможностей. И, наконец, – разработка мероприятий по использованию выявленных резервов в процессе хозяйственной деятельности.
Формирование рыночной экономики требует развития анализа в первую очередь на микроуровне отдельных предприятий и их структурных подразделений. В то же время анализ необходим и на макроуровне, так как связан с повседневной деятельностью предприятий и фирм. В настоящее время в России проблема оценки финансового состояния предприятия является крайне актуальной, причем как для различных государственных ведомств, контролирующих деятельность хозяйствующих субъектов, так и для менеджмента самого предприятия. Причем проблема оценки финансового состояния действительно существует, поскольку в современной российской науке до сих пор так и не выработано единого подхода к проведению такого рода анализа. Результаты финансового анализа позволяют выявить уязвимые места, требующие особого внимания, и разработать мероприятия по их ликвидации. Результаты анализа – материальная основа управленческих решений, принятие которых основывается также на интеллекте, логике, опыте, личных симпатиях и антипатиях лица, принимающего эти решения. Финансовое состояние – комплексное понятие, которое характеризуется системой показателей, окружающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов предприятия, это характеристика его финансовой конкурентоспособности (то есть платежеспособности, кредитоспособности), выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами. Финансовое состояние хозяйствующего субъекта отражает все стороны деятельности, поскольку движение любых товарно-материальных ценностей и трудовых ресурсов сопровождается образованием и расходованием денежных средств. Оно определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнерство в финансовом и производственном отношении. Финансово устойчивое предприятие свободно может маневрировать денежными средствами и путем эффективного их использования может обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации продукции.
Определение границ финансовой устойчивости предприятий относится к числу наиболее важных экономических проблем в рыночных условиях, поскольку недостаточная финансовая устойчивость может привести к неплатежеспособности предприятия. В связи с актуальностью темы, главной целью дипломной работы является проведение общей диагностики и анализа финансового состояния и финансовой устойчивости на примере ООО «Агентство распространения печати «Экспресс» и разработка мероприятий по укреплению финансовой устойчивости данного предприятия. Оценка будет дана не только с количественной стороны, но и с аналитической точки зрения. Для достижения указанной цели, необходимо решить следующие задачи: – рассмотреть теоретические и методологические основы финансового анализа, раскрыть его роль и значение в эффективности деятельности предприятия; - выявить и проанализировать изменения показателей финансового состояния предприятия; - выявить факты, влияющих на изменение показателей при анализе финансового состояния предприятия; - разработать предложения по укреплению финансовой устойчивости предприятия. Объектом исследования дипломной работы является деятельность ООО «Агентство распространения печати «Экспресс». В ходе аналитической работы применялись методы группировки и сравнения, горизонтальный и вертикальный анализ, а также методика оценки при помощи абсолютных и относительных показателей. Также, при написании дипломной работы используются законодательные и нормативные акты, Налоговый кодекс Российской Федерации, федеральные законы, отчетные данные ООО «Агентство распространения печати «Экспресс» по итогам работы за 2004–2005 годы.
Данная дипломная работа посвящена диагностике финансового состояния и анализу финансовой устойчивости предприятия ООО «Агентство распространения печати «Экспресс» по итогам работы за 2004–2005 годы.
1 Теоретические вопросы диагностики финансового состояния и финансовой устойчивости предприятия Содержание финансового анализа предприятия
Основными хозяйствующими субъектами на потребительском рынке, осуществляющими розничную продажу товаров, выступают торговые предприятия (юридические лица) или отдельные предприниматели (физические лица). Переход к рыночной экономике требует от предприятий торговли повышения внимания к оценке эффективности торговой деятельности. В современных условиях для обеспечения эффективной деятельности предприятия руководству необходимо уметь реально оценивать финансово-экономическое состояние своего предприятия, а также состояние деловой активности партнеров и конкурентов. Важнейшим критерием деловой активности и надежности предприятия является финансово-экономическое состояние, определяющее его конкурентоспособность и потенциал в эффективной реализации экономических интересов всех участников хозяйственной деятельности. Оно характеризуется размещением и использованием средств активов и источников их формирования. Для оценки работы предприятия используют экономический анализ, как способ познания хозяйственных процессов предприятия. Экономический анализ – важный элемент системы управления производством. Он может использоваться как вариант предварительного прогноза при оценке инвестиционных проектов; как инструмент прогнозирования финансовых условий и результатов; для формирования текущих проблем управления производством, выявления внутренних резервов, присущих каждому функционирующему объекту, оценки финансового состояния предприятия. Содержанием финансового анализа является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих решений по обеспечению выполнения производственных программ предприятия, оценки уровня их выполнения, выявления слабых мест и внутрихозяйственных резервов. Анализ должен представлять собой комплексное исследование действия внешних и внутренних, рыночных и производственных факторов на количество и качество производимой предприятием продукции, финансовые показатели работы предприятия и указывать возможные перспективы развития дальнейшей производственной деятельности предприятия в выбранной области хозяйствования.
Проведение квалифицированного анализа работы предприятия требует знания многих наук: макро- и микроэкономики, технологии, бухгалтерского учета, маркетинга, основ промышленной психологии; в основе всех аналитических процедур лежит знание математического анализа, статистики и эконометрики. В современных условиях анализ невозможен без применения новейших компьютерных технологий. Таким образом, анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий можно назвать перекрестком многих наук – математики, информатики, экономики, бухгалтерского учета, права. Основное направление анализа: от сложного комплекса – к составляющим его элементам, от результата – к выводам о том, как такой результат достигнут и к чему он приведет в дальнейшем. Схема анализа должна быть построена по принципу «от общего к частному». Смысл этого принципа совершенно очевиден: сначала дается описание наиболее общих, ключевых характеристик анализируемого объекта или явления и лишь затем приступают к анализу отдельных частностей. Успешность анализа определяется различными факторами. С известной долей условности можно выделить несколько основных принципов, которые целесообразно иметь в виду, приступая к анализу. Во-первых, прежде чем начать выполнение каких-либо аналитических процедур, необходимо составить достаточно четкую программу анализа, включая проработку макетов аналитических таблиц, алгоритмов расчета основных показателей и требуемых для их расчета и сравнительной оценки источников информационного и нормативного обеспечения. Анализ проводится на основе учетной информации, поэтому начинать его следует с отбора необходимых данных и экспертизы материалов, предоставленных экспертам для анализа. Во вторых, при проведении аналитических процедур показатели деятельности предприятия всегда сравниваются. Сравнения могут
проводиться с предыдущим периодом, с планом и со среднеотраслевыми показателями. Любые отклонения от нормативных или плановых значений показателей, даже если они имеют позитивный характер, должны тщательно анализироваться. Смысл такого анализа состоит в том, чтобы, с одной стороны, выявить основные факторы, вызвавшие зафиксированные отклонения от заданных ориентиров, а с другой стороны, еще раз проверить обоснованность принятой системы планирования и, если необходимо внести в нее изменения. Следует подчеркнуть, что последний аспект имеет особое значение – только путем постоянного анализа и корректировки можно наладить достаточно стройную систему планирования и поддерживать ее в актуальном состоянии. В-третьих, завершенность и цельность любого анализа, имеющего экономическую направленность, в значительной степени определяются обоснованностью используемой совокупности критериев. Как правило, эта совокупность включает качественные и количественные оценки, а ее основу обычно составляют исчисляемые показатели, имеющие понятную интерпретацию и, по возможности, некоторые ориентиры (пределы, нормативы, тенденции). Отбирая показатели, необходимо формулировать логику их объединения в данную совокупность, для того, чтобы была видна роль каждого из них, и не создавалось впечатления, что какой-то аспект остался неохваченным или, напротив, не вписывается в рассматриваемую схему. Иными словами, совокупность показателей, которую вполне возможно в этом случае трактовать как систему, должна иметь некий внутренний стержень, некую основу, объясняющую логику ее построения. В-четвертых, выполняя анализ, не нужно без необходимости гнаться за точностью оценок; как правило, наибольшую ценность представляет выявление тенденций и закономерностей. Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, а также повышение эффективности функционирования хозяйствующих субъектов и поиск резервов такого повышения. Для достижения этой цели проводятся: оценка результатов работы за прошедшие периоды; разработка процедур оперативного контроля за производственной деятельностью; выработка мер по предупреждению негативных явлений в деятельности предприятия и в ее финансовых результатах; вскрытие резервов повышения результативности деятельности; разработка обоснованных планов и нормативов. Оценка финансового состояния предприятия представляет собой систему и последовательность аналитических процедур: – определение базовых показателей для разработки производственных планов и программ на предстоящий период; – рассмотрение каждого показателя, полученного в результате анализа с точки зрения соответствия его уровня параметрам, нормальным для данного предприятия; – выявление факторов, повлиявших на величину показателя, и расчет возможных изменений показателя при динамике того или иного фактора; – прогнозирование необходимой величины показателя на перспективу и установление способов достижения этой величины; – выявление взаимозависимости показателей финансового состояния с целью обеспечения их целенаправленного воздействия на повышение эффективности деятельности организации; – обоснование гипотез динамики финансового состояния при изменении условий деятельности предприятия; – подготовка аналитических материалов для выбора оптимальных управленческих решений, связанных с корректировкой текущей деятельности и разработкой стратегических планов. В конкретных условиях могут ставиться и другие локальные цели, которые будут определять содержание процедур анализа финансово-хозяйственной деятельности. Таким образом, общее содержание аналитических процедур может определяться как спецификой работы предприятия, так и выбранным видом анализа (проблемно-ориентированный, перспективный, оперативный и т.п.). Содержательная сторона анализа включает следующие элементы (процедуры): – постановка и уяснение конкретных задач анализа; – установление причинно-следственных связей; – определение показателей и методов их оценки; – выявление и оценка факторов, влияющих на результаты, отбор наиболее существенных; – выработка путей устранения влияния отрицательных факторов и стимулирования положительных. Проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности следует проводить, руководствуясь определенными принципами. Можно выделить следующие основные принципы: 1) Конкретность, при котором анализ основывается на реальных данных, результаты его получают конкретное количественное выражение; 2) Комплексность, где отражается всестороннее изучение экономического явления или процесса с целью объективной его оценки; 3) Системность изучает экономические явления во взаимосвязи друг с другом, а не изолированно; 4) Регулярность, то есть анализ следует проводить постоянно через заранее определенные промежутки времени; 5) Объективность, которая основывается на критическом и беспристрастном изучении экономических явлений, выработке обоснованных выводов; 6) Действенность, которая показывает пригодность результатов анализа для использования в практических целях, для повышения результативности производственной деятельности; 7) Экономичность, где затраты, связанные с проведением анализа, должны быть существенно меньше того экономического эффекта, который будет получен в результате его проведения; 8) Сопоставимость, то есть данные и результаты анализа должны быть легко сопоставимы друг с другом, а при регулярном проведении аналитических процедур должна соблюдаться преемственность результатов; 9) Научность, то есть при проведении анализа следует руководствоваться научно обоснованными методиками и процедурами. Анализ и диагностика финансово-экономического состояния предприятия является существенным элементом финансового анализа, а также финансового менеджмента и аудита. Анализ финансово-экономического состояния – неотъемлемая часть финансового анализа и является составной частью бухгалтерского учета. В зависимости от того, какой вид отчетности служит источником для аналитических процедур и оценок, выделяют финансовый и управленческий анализ. Управленческий анализ направлен на всестороннее исследование основной деятельности предприятия, начиная с формирования ресурсов предприятия, эффективности их использования в процессе производства, а также ассортиментной политики предприятия и его финансовых результатов. Финансовый анализ направлен на изучение финансовых результатов и финансового состояния предприятия, а также на определение причин неудовлетворительного финансового состояния и возможностей его стабилизации. Финансовое состояние предприятия характеризуется: 1. Обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления нормальной производственной и воспроизводственной деятельности. 2. Целесообразностью и эффективностью размещения финансовых ресурсов в имуществе предприятия и рациональностью их использования. 3. Надежностью партнерских связей с поставщиками и потребителями, с финансовыми учреждениями и государством. 4. Репутацией предприятия в отрасли и государстве. Основными целями финансово анализа можно назвать следующие: – оценить текущее и перспективное имущественное и финансовое состояние предприятия; – оценить возможные и целесообразные темпы развития предприятия с позиции их финансового обеспечения; – выявить доступные источники средств и оценить возможность и целесообразность их мобилизации; – спрогнозировать положение предприятия на рынке капитала. Финансовое состояние предприятия зависит от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. В свою очередь, основная деятельность предприятия зависит от его финансового состояния, так как нерациональная организация денежных потоков на предприятии приводит к перебоям в обеспеченности материальными ресурсами, а следовательно, к перебоям в производственном процессе. Кроме того, в практике аналитической работы различают два основных понятия: 1. Финансовый анализ. 2. Анализ финансового состояния. Финансовый анализ – более широкое понятие, так как оно включает анализ финансового состояния и анализ эффективности использования ресурсов предприятия, себестоимости его продукции, ассортиментной политики, а также анализ других направлений деятельности предприятия. Он является неотъемлемой частью разработки практически всех видов бизнес-планов и существенным элементом управления финансами в целом. Анализ финансового состояния – это комплексное понятие, которое характеризуется системой финансовых показателей, оценивающих его платежеспособность, финансовую устойчивость, деловую активность, финансовые результаты и рентабельность работы организации. Также различают внешний и внутренний анализ финансового состояния. Внутренний анализ осуществляется с целью повышения эффективности управления предприятием и разработки управленческих решений, его результаты используются для планирования, контроля и составления прогнозов развития предприятия. Внешний анализ может осуществляться всеми субъектами, интересующимися деятельностью предприятия в зависимости от своих интересов с использование данных публичной отчетности. Под предметом финансового анализа необходимо понимать динамику финансовых показателей и причины их изменения, влияние изменения финансовых показателей друг на друга и на финансовое состояние предприятия в целом. Таким образом, экономический анализ способствует повышению обоснованности бизнес-планов и нормативов, определению экономической эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, выявлению и измерению внутренних резервов, усилению контроля за выполнением и оптимизацией хозяйственных решений. Методические подходы к анализу финансового состояния и финансовой устойчивости предприятия Основная цель финансового анализа – получение максимального количества наиболее информативных параметров, дающих объективную картину финансового состояния организации, ее прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. Не менее важное значение в организации анализа имеет методическое его обеспечение. От того, какие методики анализа используются на предприятии, зависит его результативность. Особое значение имеет разработка собственных или адаптация готовых компьютерных программ, позволяющих оперативно и комплексно исследовать результаты хозяйственной деятельности с использованием экономико-математических методов. Анализ финансово-экономического состояния предприятия проводится с помощью совокупности методов и рабочих приемов (методологии), позволяющих структурировать и идентифицировать взаимосвязи между основными показателями. Под методами финансового анализа понимаются способы подхода к изучению изменения финансовых показателей и взаимосвязей между ними. При выполнении анализа выделяются следующие этапы: – 1 этап – уточняются объекты, цель и задачи анализа, составляется план аналитической работы; – 2 этап – разрабатывается система синтетических и аналитических показателей, с помощью которых характеризуется объект анализа; – 3 этап – собирается и подготавливается к анализу необходимая информация; – 4 этап – проводится сравнение фактических результатов хозяйствования с показателями плана исследуемого периода, фактическими данными прошлых периодов, с достижениями ведущих предприятий, средними по отрасли и т.д.; – 5 этап – изучаются факторы и определяется их влияние на результаты деятельности предприятия; – 6 этап – выявляются неиспользованные и перспективные резервы повышения эффективности производства; – 7 этап – происходит оценка результатов хозяйствования с учетом действия различных факторов и выявленных неиспользованных резервов, разрабатываются мероприятия по их использованию. Выделяют следующие типы анализа: 1) Горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом; 2) Вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых показателей с выявление влияния каждой позиции отчетности на результат в целом; 3) Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, то есть основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем; таким образом, тренд есть перспективный, прогнозный анализ; 4) Анализ финансовых коэффициентов – расчет относительных данных отчетности, выявление взаимосвязей показателей; 5) Сравнительный анализ проводится при сравнении отдельных внутрихозяйственных показателей отчетности фирмы с показателями дочерних фирм, подразделений, а также при сопоставлении показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными, с соответствующими показателями прошлых периодов; 6) Факторный анализ позволяет оценить влияние отдельных факторов на результативный показатель как прямым методом дробления результативного показателя на составные части, так и обратным методом, когда отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель. Все методы экономического анализа можно разделить на две большие группы – качественные и количественные. Качественные методы позволяют на основе анализа сделать качественные выводы о финансовом состоянии предприятия, уровне его ликвидности и платежеспособности, инвестиционном потенциале, кредитоспособности организации. Количественные методы нацелены на то, что в процессе анализа оценить степень влияния факторов на результативный показатель, рассчитать уравнения регрессии для их использования в планировании и прогнозном анализе, найти оптимальное решение по использованию производственных ресурсов. Количественные методы подразделяются на: – статистические; – бухгалтерские (метод двойной записи, балансовый метод); – экономико-математические. Способы и приемы количественного анализа включают такие традиционные методы, как: – использование абсолютных, относительных и средних величин; – сравнение; – группировка; – индексный метод; – метод цепных подстановок; – интегральный метод К статистическим методам экономического анализа относятся: – статистическое наблюдение – запись информации по определенным принципам и с определенными целями; – расчеты средних величин; – ряды динамики – абсолютный прирост, относительный прирост, темпы роста, темпы прироста; – сводка и группировка экономических показателей по определенным признакам; – сравнение показателей; – расчет индексов; – детализация показателей. При помощи бухгалтерских методов, а именно балансового метода можно проводить факторный анализ некоторых моделей и определять количественное влияние отдельных факторов на изменение анализируемого показателя. Особенно широко распространено использование данного метода при анализе правильности размещения и использования хозяйственных средств и источников их формирования. Экономико-математические методы анализа применяются при решении конкретных аналитических задач и включают: – методы элементарной математики; – классические методы математического анализа: дифференцирование, интегрирование, вариационное исчисление; – методы математической статистики, прежде всего корреляционно-регрессивный анализ, который наиболее распространен в практике; – эконометрические методы; – методы математического программирования: оптимизация, линейное, квадратичное и нелинейное программирование; – методы исследования операций: управление запасами, методы технического износа и замены оборудования; При использовании экономико-математического моделирования отражение действительности осуществляется с помощью математических моделей – формул: а) Кратные модели – модели деления; б) Мультипликативные модели – модели умножения; в) Аддитивная модель – модель сложения или вычитания; В аналитической работе используются также методы моделирования: – методы преобразования модели позволяют перейти от модели кратного типа, например, к аддитивной модели; – методы расширения факторной модели используются при анализе рентабельности; – методы сокращения факторной модели; Метод использования абсолютных, относительных и средних величин применяется при анализе довольно часто. Анализ тех или иных показателей, экономических явлений, ситуаций, как правило, начинается с рассмотрения абсолютных величин в натуральных или стоимостных измерителях. Эти показатели являются основными в финансовом учете. В анализе они используются для исчисления средних и относительных величин, которые незаменимы при анализе динамики явлений. С помощью относительных показателей строят временные ряды, которые характеризуют изменение того или иного показателя во времени (по отношению к базисному показателю, принятому за 100%). Аналитичность относительных показателей очевидна при изучении структуры экономического явления (доля в рассматриваемом показателе), при анализе интенсивности использования производственных ресурсов (например, производительность труда, фондоотдача, фондовооруженность и т.д.). Особенность относительных показателей, которые часто выступают в виде коэффициентов, заключается в том, что их надо интерпретировать, давать им экономическое объяснение. И относительные, и абсолютные количественные показатели сами по себе зачастую недостаточно информативны и требуют дополнительно использования метода сравнения. Средние величины позволяют обобщить совокупность типичных показателей, сравнить изучаемый признак по разным совокупностям. Обязательным условием применения метода сравнения выступает сопоставимость показателей по содержанию и структуре (по кругу оцениваемых показателей, по ценам, по структуре выпуска продукции и ее реализации) с целью выявления черт сходства либо различий между ними. В анализе применяются следующие типы сравнений. 1) Сравнение фактически достигнутых результатов с данными прошлых периодов – сопоставление хозяйственных показателей текущего периода с аналогичными показателями предшествующего периода; 2) Сопоставление фактического уровня показателей с плановыми. Отклонение фактических данных от плановых является объектом дальнейшего анализа; 3) Сравнение с утвержденными нормами расхода ресурсов очень широко используется в практике; 4) Межхозяйственный сравнительный анализ, процессе которого показатели анализируемого предприятия сопоставляются с показателями ведущих предприятий; 5) Сравнение со средними данными по отрасли. При использовании этого метода необходимо обеспечить сопоставимость данных по ценам (пересчет в цены базисного периода с помощью индексов), по социальным, природным и иным факторам. Группировка предполагает определенную классификацию явлений и процессов, причин и факторов, их обусловливающих. Далее с помощью экономического анализа устанавливается причинная связь, взаимосвязь показателей, выявляются факторы и проводится факторный анализ, при котором один из показателей, полученных в результате группировки, рассматривается как фактор, влияющий на другой фактор, а второй – как результат влияния первого. Важнейший вопрос при проведении такого рода исследования – выбор интервала группировки. Существует два основных подхода (метода) к его решению. Первый подход предполагает деление совокупности данных на группы с равными интервалами значений. Согласно второму подходу интервалы группировки можно выбрать и неравными (возрастающими или убывающими). Для оценки количественной роли отдельных факторов одним из основных методов является индексный метод, который представляет собой отношение фактического показателя к базовому и такой индекс называется простым. Как правило, в числителе и знаменателе рассчитывается сумма произведений факторов в базовом и отчетном вариантах и индекс называется аналитическим. С помощью индексов в анализе финансово-хозяйственной деятельности решаются следующие основные задачи: – оценка изменения уровня явления (или относительного изменения показателя); – выявление роли отдельных факторов в изменении результативного признака; – оценка влияния изменения структуры совокупности на динамику. Метод цепных подстановок также широко распространен в проведении экономического анализа предприятия. Сущность данного метода заключается в том, что в исходную базовую формулу для определения результирующего показателя подставляется отчетное значение первого исследуемого фактора. Сравнение полученного результата с базовым значением результирующего показателя и позволяет оценить влияние первого фактора. Далее в полученную при расчете формулу подставляется отчетное значение следующего исследуемого фактора; сравнивая полученный результат с предыдущим определяется влияние второго фактора. Процедура повторяется до тех пор, пока в исходную базовую формулу не будет подставлено фактическое значение последнего из факторов, введенных в модель. При использовании метода цепных подстановок результаты во многом зависят от последовательности подстановки факторов. При использовании интегрального метода расчеты проводятся на основе базовых значений показателей, а ошибка вычислений (неразложимый остаток) распределяется между факторами поровну. Также можно выделить такие методы анализа как горизонтальный и вертикальный. Горизонтальный анализ (метод аналитического сравнения) – один из основных методов выявления и оценки изменений технико-экономических показателей в динамике. Вертикальный (или структурный) анализ – это представление отчета в виде относительных величин, что возможно, когда зависимость между показателями и их составными элементами (частными показателями) выражена суммированием. Данный анализ позволяет видеть удельный вес каждого частного показателя в сложном итоговом показателе. Не менее важное значение в организации анализа имеет его методическое обеспечение. Под методикой необходимо понимать способ наиболее рационального выполнения какой-либо работы путем сочетания и использования различных методов. От того, какие методики анализа используются на предприятии, зависит его результативность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|