В Китае в деревнях до сих пор родители непременно хотят иметь сына. Поэтому политика по снижению рождаемости не имеет полного успеха.
Уменьшение влияния религии на жизнь общества. Христианская церковь (как и другие религии) признает сексуальные отношения лишь в браке и только ради рождения детей. Если люди ведут сексуальную жизнь и при этом применяют противозачаточные средства, то, с точки зрения церкви, они совершают грех. Прерывание беременности (искусственный аборт) рассматривается и православной и католической церковью как убийство еще не родившегося ребенка, то есть, как очень тяжкий грех. Однако в наше время большая часть населения мало считается с мнением церкви по этим вопросам. Этот вывод подтверждается данными разных социологических исследований, в том числе исследования «Религия, семья, дети», которое было проведено кафедрой социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ в 2003-2006 годах. По материалам этого исследования была издана книга: Синельников А.Б., Антонов А.И., Медков В.М. Семья и вера в социологическом измерении. М.: КДУ, 2009. – (в книге 288 страниц). На основании этой книги А.Б. Синельников читает авторский спецкурс «Семья и вера в социологическом измерении». Главный результат этого исследования состоит в том, что даже среди людей, считающих себя верующими, подавляющее большинство пользуется противозачаточными средствами, а многие из них прибегают и к искусственным абортам, хотя церковь это запрещает. Эмансипация женщин, то есть, уравнение женщин в правах с мужчинами. Феминистское движение, которое борется за полное равноправие женщин, считает, что хотя по закону женщины давно имеют равные права с мужчинами, но на практике женщины занимают более низкое общественное положение.
Главную причину этого современные феминистки видят в том, что после рождения ребенка карьера женщины останавливается, а ее муж продолжает делать карьеру и в итоге занимает более высокое общественное положение, чем жена. С точки зрения многих феминисток, женщины могут достигнуть полного фактического равноправия с мужчинами, только если вообще откажутся рожать детей и даже одного ребенка. Поэтому феминистки пытаются разрушить традиционные социальные нормы, согласно которым каждая женщина должна выйти замуж и родить хотя бы одного ребенка. С их точки зрения, эти социальные нормы ограничивают свободу женщины, и препятствуют ее развитию как личности. Существуют даже организации Child free (свободные от детей), которые отстаивают право женщин (и мужчин тоже) на добровольную бездетность. Разрушение брака как социального института, на котором основана семья. См. об этом подробнее: Уэстофф Ч.Ф. Возможности прогнозирования рождаемости в развитых странах // Как изучают рождаемость. (Серия «Новое в зарубежной демографии»). М.: Финансы и статистика, 1983. С. 83-99. См. также: Ч.Т. Филлипс. Феминизм и семья. М., 2002. (кафедра социологии семьи) Феминистское движение, которое имеет силу во многих странах, видит в браке, семье и рождении детей препятствие к эмансипации, то есть, к равноправию женщин. В 1974 году на всемирной конференции по проблемам населения в Бухаресте (Румыния) обсуждался вопрос о причинах низкой эффективности демографической политики, направленной на снижение рождаемости в развивающихся странах. Тогда эта политика проводилась главным образом через пропаганду, рекламу и бесплатную раздачу противозачаточных (контрацептивных) средств, которую проводили европейские и американские общества планирования семьи в странах Азии и Африки. Эта политика не дала в то время заметных результатов, поскольку основная масса населения этих стран просто отказывалась пользоваться этими противозачаточными средствами. Европейцы и американцы думали, что жители Индии или Африки имеют много детей лишь потому, что не умеют предохраняться от беременности. Им и в голову не приходило, что жители этих стран хотят иметь много детей и именно поэтому не пользуются противозачаточными средствами.
Кто-то из участников конференции в Бухаресте сказал, что наилучший контрацептив (противозачаточное средство) для стран Азии, Африки и Южной Америки – это Социально-экономическое развитие. Для снижения рождаемости необходимо, чтобы большая часть сельского населения переселилась в города, Чтобы сроки обучения детей в школах были резко увеличены, Чтобы большинство женщин были заняты в сфере наемного труда вне дома Чтобы была создана нормальная пенсионная система, при которой старики не должны просить денег у своих детей. Чтобы детская смертность сократилась до такого уровня при котором исчезает потребность в «запасных» детях. Экономически это стоит гораздо дороже, чем пропаганда, рекламы и бесплатная раздача противозачаточных средств. Все перечисленные факторы снижения рождаемости носят исторически обусловленный и НЕОБРАТИМЫЙ характер. Политика, направленная на повышение рождаемости, не может отменить действие ни одного из вышеупомянутых факторов снижения рождаемости. Поэтому такая политика малоэффективна. На демографическую ситуацию воздействует не только демографическая политика. Любая политика государства по экономическим и социальным вопросам воздействует на демографическую ситуацию. Но демографической политикой считается только такая политика, при которой государство ставит себе прямой целью воздействие на демографическую ситуацию. Семейно-демографическая политика – это политика государства в отношении рождаемости, брачности, разводимости и укрепления семьи как социального института. Семейно-демографическая политика – находится на пересечении семейной и демографической политики, относится одновременно и к той, и к другой.
Семейная политика – это меры по поддержке семей определенного типа, находящихся в сложных жизненных условиях, например, молодые семьи, многодетные семьи, неполные семьи, семьи с детьми-инвалидами. Не все эти меры можно считать мерами демографической политики. Поддерживая молодые и многодетные семьи, государство (во всяком случае, в России) стремится не только помочь им, но и увеличить их численность. Оказывая помощь неполным семьям и семьям с детьми-инвалидами, а также бедным семьям, государство не заинтересовано в росте их числа Наоборот, в его интересах, чтобы таких семей было как можно меньше. На уровень рождаемости может повлиять изменение законов о возрасте поступления в школу и об обязательном числе лет обучения. Чем дольше дети учатся в школах, а потом и в институтах, университетах и колледжах, тем позже они вступают в брак и имеют своих детей. Откладывание браков может привести к временному сокращению рождаемости. На уровень рождаемости может повлиять изменение законов о возрасте выхода на пенсию. В нынешней России обсуждается проблема повышения пенсионного возраста. В свое время, в конце 1920-х и в начале 1930-х годов в стране был установлен весьма низкий возраст выхода на пенсию – 60 лет для мужчин и 55 лет – для женщин. Но тогда население старше этих возрастов составляло меньше 10% всего населения, а сейчас – почти 25%. Все демографические прогнозы для России предсказывают значительное увеличение доли населения в пенсионном возрасте.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|