См.: Медков В.М. Введение в демографию, глава 8 (Демографическое прогнозирование), с. 311-370.
Содержание такого большого количества пенсионеров превышает экономические возможности государства. В таких условиях у государства остается два выхода – либо платить настолько маленькие пенсии, что на них невозможно прожить без помощи детей, либо повысить возраст выхода на пенсию. Но, в случае повышения возраста выхода на пенсию, бабушки не смогут помогать своим детям в воспитании внуков. В России средний возраст матери при рождении ребенка – 27 лет. Соответственно средний возраст бабушки при рождении внука от дочери примерно 54 года. Это ниже возраста выхода на пенсию для женщин. При рождении первого внука большинство бабушек еще работает. Вторые и третьи внуки имеют больше шансов застать своих бабушек уже на пенсии, особенно если отцы и матери этих внуков тоже были вторыми, третьими или последующими детьми у своих матерей. Есть в России некоторые ученые (например, демограф С.А. Васин), которые предлагают повысить пенсионный возраст для женщин с 55 до 60 лет. С экономической точки зрения это может быть целесообразно. Но с демографической точки зрения это приведет к дальнейшему снижению рождаемости. Для того, чтобы население не уменьшалось, среднее число рожденных детей в расчете на одну замужнюю женщину, закончившую деторождение, составляло 2,5 ребенка. Двух детей для этого не достаточно, поскольку девочек рождается меньше, чем мальчиков. Кроме того, не все доживают до взрослого возраста, некоторые люди так и не вступают в брак в течение всей жизни, какая-то часть супружеских пар не может иметь детей. Надо иметь в виду также и то, что значительная часть браков заканчивается разводами (в России от 50 до 60%), причем большинство разведенных женщин не вступают в повторный брак. Среднее число детей в расчете на одну разведенную женщину меньше, чем на одну замужнюю.
С учетом всех этих обстоятельств, для того, чтобы население не уменьшалось, среднее число рожденных детей в расчете на одну замужнюю женщину, закончившую деторождение, должно составлять не 2, а примерно 2,5 ребенка. Поскольку число детей в реальных семьях не может быть дробным, средняя цифра в 2,5 ребенка складывается в случае, когда, например 50% женщин имеют двух детей, а 50% – трех. Однако, если такой расчет исходит из того, что какая-то часть женщин вообще не может иметь детей, то точно так же надо учитывать, что некоторые другие женщины могут иметь только одного ребенка. Если считать, что таких женщин только 10%, то получим следующее распределение семей, закончивших деторождение, по числу детей: С одним ребенком – 10% С двумя детьми – 40% С тремя детьми – 40% С четырьмя детьми – 10% В среднем 250 детей на 100 женщин или 2,5 ребенка на одну замужнюю мать, закончившую деторождение Повышение пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет помешает многим бабушкам ухаживать за вторыми и третьими внуками, которые рождаются как раз в это время. Многие семьи просто откажутся от рождения вторых и третьих детей потому, что не смогут рассчитывать на помощь бабушек, которая в российских условиях очень важна. Между тем, именно от того, сколько родится вторых и третьих детей, и зависит характер воспроизводства населения, то есть, будет ли оно простым, расширенным или суженным, будет ли его численность увеличиваться или уменьшаться. То есть, социальная и экономическая политика государства не имеет демографических целей, но может иметь побочные демографические последствия. Обычно эти непредвиденные последствия бывают негативными. Поэтому очень желательно проводить демографическую экспертизу проектов законов и постановлений по социально-экономическим вопросам. Демографы-эксперты должны предупредить государство о возможных демографических последствиях таких законов.
Даже пособия на детей, которые выплачиваются семьям во многих странах, не всегда можно считать демографической политикой. Не все пособия на детей выплачиваются с целью повышения рождаемости. Целью выплаты таких пособий может быть просто повышение жизненного уровня семей с детьми. В таком случае это будет только мерой социальной политики. Например, во многих странах, где выплачиваются пособия на детей, неполные семьи, состоящие только из матерей с детьми, получают на каждого ребенка пособия большего размера (в России – в два раза больше), чем полные семьи, состоящие из отцов и матерей с детьми. Однако это не означает, что государство заинтересовано в увеличении числа семей без отца и в рождении детей вне брака. Наоборот, государство заинтересовано в том, чтобы у каждого ребенка были оба родителя, чтобы каждый ребенок воспитывался в полной семье. Государство платит неполным семьям больше денег, чем полным семьям, только потому, что неполные семьи обычно беднее, чем полные семьи. Это мера социальной, а не демографической политики. Тем не менее, такая мера может иметь демографические последствия, например, увеличение числа детей, родившихся вне брака. В тех странах, где дети из неполных семей получают большие государственные пособия, рождается очень много детей вне брака. Например, во Франции таких детей 40%, а в Швеции – 56%. При этом большинство таких детей живут в фактически полных семьях вместе со своими отцами и матерями. Просто родители ребенка не оформляют брак, чтобы получать пособие. Пособие они получают за счет налогов, которые государство собирает с более честных людей. Эти люди регистрируют брак. Демографической политикой можно считать лишь такую политику, при проведении которой государство прямо заявляет о своих демографических целях. Такими целями могут быть снижение рождаемости в Китае или повышение рождаемости в России. По мнению В.Н. Архангельского, пособия на детей можно считать мерами демографической политики в тех случаях, когда размер единовременного или ежемесячного пособия на ребенка зависит от его очередности. Если пособие на второго ребенка выше, чем на первого и(или) пособие на третьего ребенка больше, чем на второго, то такие пособия можно считать мерами демографической политики, направленными на повышение рождаемости, даже если государство прямо не декларирует эту цель.
С этой точки зрения, «материнский капитал», безусловно, является мерой стимулирования рождаемости, поскольку на первого ребенка он вообще не предоставляется. Однако для населения не имеет значения, с какой целью государство платит пособия на детей. Для населения важен лишь размер этих пособий и условия их предоставления. Поэтому социальная политика может иметь даже больший демографический эффект, чем собственно демографическая политика. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ, ОБЪЯСНЯЮЩИЕ СНИЖЕНИЕ РОЖДАЕМОСТИ КОНЦЕПЦИЯ ПОМЕХ К РОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ ТЕОРИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ПЕРЕХОДА ТЕОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО УМЕНЬШЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В СЕМЬЕ И ДЕТЯХ КОНЦЕПЦИЯ ПОМЕХ К РОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ предполагает ПРЯМУЮ СВЯЗЬ между доходами семей и средним числом детей в семье. Но это опровергается известным парадоксом ОБРАТНОЙ СВЯЗИ между доходами семей и средним числом детей в семье: демографы уже 200 лет тому назад установили, что богатые семьи, в среднем, имеют меньше детей, чем бедные семьи. Концепция помех не основана на реальных фактах, не подтверждается ни статистическими данными о рождаемости, ни данными социологических исследований. Она основана только на соображениях здравого смысла. Тем не менее, именно неверная и научно не обоснованная КОНЦЕПЦИЯ ПОМЕХ является теоретической основой пронаталистической политики материального стимулирования рождаемости (с помощью льгот и пособий на детей) в России и во всех других странах, где такая политика проводится.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|