Оценка состояния инновационного климата
ЗАДАНИЕ на РР по курсу УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ
1.Общие сведения. Дать комплексное описание фирмы (указать реквизиты фирмы, описать ее финансовое состояние, вид деятельности, перечень и объемы выпускаемой продукции/услуг, рыночную нишу, клиентов.
Сформировать миссию организации, в которых подчеркивается приверженность к инновационной деятельности и инновационным стратегиям.
2. Сформулировать цель развития организации. Построить «дерево цели».
II. Стратегический анализ:
1. Анализируется внутренняя среда организации и оценивается инновационный потенциал.
1.1. Оценка инновационного потенциала
Инновационный потенциал – это мера готовности организации выполнить задачи по достижению инновационной цели. Внутренняя среда организации построена из элементов, образующих ее производственно-хозяйственную систему. В таблице 1 представлена структура внутренней среды организации по следующим блокам: продуктовый, функциональный, ресурсный, организационный, управленческий. В качестве одного из возможных вариантов количественной оценки инновационного потенциала предложена пятибалльная шкала. Содержание оценок традиционное: 5 – очень хорошее состояние (сила организации); 4 – хорошее состояние; 3 – средний уровень, требующий определенных изменений; 2 – плохое состояние; 1 – очень плохое состояние (слабость организации). По итоговой строке проставляются средние оценки по блокам, а затем по итоговой строке общей оценки – средние показатели в целом по организации.
Таблица 1
Оценка состояния инновационного потенциала
№
| КОМПОНЕНТЫ БЛОКОВ
| Уровень состояния компонентов
|
Слабые стороны
|
| Сильные стороны
|
1. ПРОДУКТОВЫЙ БЛОК(оценка качества, рентабельности и объема продаж продукта, состояния ресурсного обеспечения и исполнения функций – НИОКР, производства, реализации, обслуживания потребителей)
|
1.1
| Состояние продуктового проекта № 1
|
|
|
|
|
|
1.2
| Состояние продуктового проекта № 2
|
|
|
|
|
|
1.3
| Состояние продуктового проекта № 3
|
|
|
|
|
|
Итоговая оценка состояния продуктового блока (портфеля)
|
|
|
|
|
|
2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ БЛОК
(компоненты функционального блока – стадии жизненного цикла изделий)
|
2.1
| НИОКР, опытно-экспериментальные и испытательные работы
|
|
|
|
|
|
2.2
| Производство: основное и вспомогательное
|
|
|
|
|
|
2.3
| Маркетинг и сбыт (продажи)
|
|
|
|
|
|
2.4
| Сервисные работы для потребителей
|
|
|
|
|
|
Итоговая оценка состояния функционального блока
|
|
|
|
|
|
3. РЕСУРСНЫЙ БЛОК
|
3.1
| МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
|
1)
| Сырье, материалы, топливо и энергия, комплектующие
|
|
|
|
|
|
2)
| Площади и рабочие места, связь и транспорт
|
|
|
|
|
|
3)
| Оборудование и инструменты
|
|
|
|
|
|
Итоговая оценка состояния материально-технических ресурсов
|
|
|
|
|
|
3.2
| ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ
|
1)
| Состав и компетентность руководителей
|
|
|
|
|
|
2)
| Состав и квалификация специалистов
|
|
|
|
|
|
3)
| Состав и квалификация рабочих
|
|
|
|
|
|
Итоговая оценка состояния трудовых ресурсов
|
|
|
|
|
|
3.3
| ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
|
1)
| Научно-технический задел; патенты и «ноу-хау»; научно-техническая информация
|
|
|
|
|
|
2)
| Экономическая информация
|
|
|
|
|
|
3)
| Коммерческая информация
|
|
|
|
|
|
Итоговая оценка состояния информационных ресурсов
|
|
|
|
|
|
3.4
| ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ
|
1)
| Возможности финансирования из собственных средств
|
|
|
|
|
|
2)
| Обеспеченность оборотными средствами
|
|
|
|
|
|
3)
| Обеспеченность средствами на зарплату
|
|
|
|
|
|
Итоговая оценка состояния финансовых ресурсов
|
|
|
|
|
|
ИТОГО ПО ВИДАМ РЕСУРСОВ
|
3.1
| Состояние материально-технических ресурсов
|
|
|
|
|
|
3.2
| Состояние трудовых ресурсов
|
|
|
|
|
|
3.3
| Состояние информационных ресурсов
|
|
|
|
|
|
3.4
| Состояние финансовых ресурсов
|
|
|
|
|
|
Итоговая оценка состояния ресурсного блока
|
|
|
|
|
|
4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ БЛОК
|
4.1
| ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
|
1)
| Конфигурация: звенья, диапазон и уровни управления
|
|
|
|
|
|
2)
| Функции: состав и качество разделения труда
|
|
|
|
|
|
3)
| Качество внутренних и внешних вертикальных и горизонтальных, прямых и обратных связей
|
|
|
|
|
|
4)
| Отношения: разделение прав и ответственности по звеньям
|
|
|
|
|
|
Итоговая оценка состояния организационной структуры
|
|
|
|
|
|
4.2
| ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЦЕССОВ ПО ВСЕМ ФУНКЦИЯМ И ПРОЕКТАМ
|
1)
| Прогрессивность используемых технологий и методов
|
|
|
|
|
|
2)
| Уровень автоматизации
|
|
|
|
|
|
Итоговая оценка состояния технологии
|
|
|
|
|
|
4.3
| ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
|
1)
| Коммуникационная система и язык общения
|
|
|
|
|
|
2)
| Традиции, опыт и вера в возможности организации
|
|
|
|
|
|
3)
| Трудовая этика и мотивирование
|
|
|
|
|
|
Итоговая оценка состояния организационной культуры
|
|
|
|
|
|
ИТОГО ПО КОМПОНЕНТАМ ОРГАНИЗАЦИОННОГО БЛОКА
|
4.1
| Организационная структура
|
|
|
|
|
|
4.2
| Технология процессов
|
|
|
|
|
|
4.3
| Организационная культура
|
|
|
|
|
|
Итоговая оценка состояния организационного блока
|
|
|
|
|
|
5. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ БЛОК
|
5.1
| Общее, функциональное и проектное руководство
|
|
|
|
|
|
5.2
| Система управления: планирование, организация, контроль, стимулирование, координация
|
|
|
|
|
|
5.3
| Стиль управления (сочетание автономности и централизации)
|
|
|
|
|
|
Итоговая оценка состояния управленческого блока
|
|
|
|
|
|
ИТОГО ПО БЛОКАМ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
|
| Состояние продуктового блока
|
|
|
|
|
|
| Состояние функционального блока
|
|
|
|
|
|
| Состояние ресурсного блока
|
|
|
|
|
|
| Состояние организационного блока
|
|
|
|
|
|
| Состояние управленческого блока
|
|
|
|
|
|
Итоговая оценка состояния инновационного потенциала
|
|
|
|
|
|
Таблица 2
2. Проанализировать состояние внешней среды и дать оценку инновационного климата.
ВНЕШНЯЯ МАКРОСРЕДА (МАКРОКЛИМАТ) Стратегические сферы:
|
С
Социальная, природно-географическая и коммуникационная
| Т
Технологическая и научно-техническая
| Э
Экономическая и финансовая
| П
Политическая и правовая
|
ВНЕШНЯЯ МИКРОСРЕДА (МИКРОКЛИМАТ)
Стратегические зоны:
|
Зона хозяйствования, сегмент рынка: конкуренты, потребители, партнеры
| Капиталовложения - инвестиции
| Технологии и информационные ресурсы
| Сырьевые и материально-технические ресурсы
| Трудовые ресурсы – рынок труда
| Группы стратегического влияния (регион, город)
|
ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА (ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ)
|
Рис. 1. Структура внешней среды организации (сферы внешней макросреды и зоны микросреды), определяющая инновационный климат
В табл. 2 на основе мнений экспертов оцениваются возможные факторы внешнего окружения макро- и микроуровня.
Полученные количественные параметры потенциала и климата используются для определения инновационной позиции организации на основе использования матрицы SWOT-анализа (рис. 2). Фрагмент примера заполненной матрицы SWOT-анализа приведен на рис. 3.
Таблица 2
Оценка состояния инновационного климата
№
| ОЦЕНИВАЕМЫЕ КОМПОНЕНТЫ
| Уровень состояния компонентов
|
Угрозы
|
| Возможности
|
1. ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО МАКРОКЛИМАТА
(СТЭП-анализ стратегических сфер)
|
1.1
| Социальная, природно-географическая и коммуникационная сфера (социальная напряженность, транспорт, связь)
|
|
|
|
|
|
1.2
| Технологическая и научно-техническая сфера (рынок технологий и научно-технической информации)
|
|
|
|
|
|
1.3
| Экономическая и финансовая сфера (налоги, льготы, инвестиционный климат на федеральном уровне)
|
|
|
|
|
|
1.4
| Политическая и правовая сфера (федеральные и региональные планы и программы, законодательная база)
|
|
|
|
|
|
Итоговая оценка состояния инновационного макроклимата
|
|
|
|
|
|
2. ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО МИКРОКЛИМАТА
(анализ стратегических зон)
|
2.1
| Зона хозяйствования, сегмент рынка: уровень конкуренции, отношения с потребителями и партнерами
|
|
|
|
|
|
2.2
| Зона капиталовложений – инвестиций
|
|
|
|
|
|
2.3
| Зона новых технологий и научно-технических информационных ресурсов
|
|
|
|
|
|
2.4
| Зона сырьевых. Топливных, энергетических и материально-технических ресурсов
|
|
|
|
|
|
2.5
| Зона трудовых ресурсов – рынок труда специалистов, менеджеров, рабочих
|
|
|
|
|
|
2.6
| Группы стратегического влияния (на уровне отрасли, региона, города, района)
|
|
|
|
|
|
Итоговая оценка состояния инновационного микроклимата
|
|
|
|
|
|
ИТОГО ПО ИННОВАЦИОННОМУ КЛИМАТУ
|
| ОЦЕНКА МАКРОКЛИМАТА
|
|
|
|
|
|
| Оценка микроклимата
|
|
|
|
|
|
Итоговая оценка состояния инновационного климата
|
|
|
|
|
|
|
| ВНЕШНЯЯ СРЕДА ФИРМЫ
(Оценка инновационного климата)
|
|
| Возможности (О)
| Угрозы (Т)
|
ВНУТРЕННЯ СРЕДА ФИРМЫ (Оценка инновационного потенциала)
| Сила (S)
| I. Поле SO
| II. Поле ST
|
Слабость (W)
| IV. Поле WO
| III. Поле WT
|
Рис. 2. Общий вид матрицы SWOT-анализа
| Возможности (О)
| Угрозы (Т)
|
|
| 1. Повышение спроса на наукоемкую продукцию
| 2. Льготы предприятиям, осуществляющим инновационную деятельность
| 1. Повышение таможенных тарифов
| 2. Усиление требований к качеству продукции со стороны потребителей
|
Сила (S)
| 1. Позиция технологического лидера в отрасли
2. Высокий научно-технический инновационный потенциал
| Возможна разработка новых наукоемких продуктов и высоких технологий
Освоение новых методов НИР и ОКР, сокращение их длительности и затрат
| Вероятность использования ситуации высока
Вероятность использования ситуации высока
| Усиливать позиции на внутреннем рынке
Создавать СП с зарубежным партнером
Вероятность использования ситуации снижается
| Разработка новых наукоемких продуктов повышенного качества
Вероятность использования ситуации высока
|
Слабость (W)
| 1. Ограниченные мощности серийного производства
2. Сбытовая сеть фирмы совершенно не развита
| Рассмотреть стратегию ценообразования «снятие сливок»
Приобрести фирму с хорошей сбытовой сетью или образовать СП
| Необходимо развивать собственную базу или создавать совместное производство (СП)
Приобрести фирму с хорошей сбытовой сетью или образовать СП
| Усиливать позиции на внутреннем рынке
Создавать СП с зарубежным партнером
Создавать СП с зарубежным партнером
| Необходимо развивать собственную базу или создавать СП
Приобрести фирму с хорошей сбытовой сетью или образовать СП
|
Рис. 3. Фрагмент примера матрицы SWOT-анализа
3. Определяется инновационная позиция организации.
Количественная оценка инновационной позиции (Ипоз) рассчитывается как полусумма из интегральных оценок инновационного потенциала (П) и инновационного климата (К):
Ипоз = 0,5*(П + К)
III. Этап выбора инновационной стратегии:
1. В соответствии с количественной оценкой инновационной позиции устанавливаются базовые стратегии развития и делается анализ инновационного проекта по схеме:
Раздел 1«Определение инновационного проекта»
Осветить следующие вопросы: цель инновационного проекта, вид инноваций, экономические и финансовые выгоды фирмы от реализации данного проекта, основные этапы и срок жизни проекта, возможности фирмы по инвестированию проекта и гарантии возврата внешних инвестиций, риск и его страхование, а также коммерческую состоятельность данного инновационного проекта.
Раздел 2 «Характеристика товаров (услуг)»
В этом разделе дается подробная характеристика новых товаров/услуг и содержится следующее: перечень новых товаров/услуг, технико-экономические характеристики товаров и особенности их дизайна (желательно наглядное изображение), сравнение свойств товара с его конкурентом с указанием преимуществ и недостатков, информация о лицензии и сертифицированности, описание упаковки и фирменной марки, ожидаемый спрос, рынки сбыта и предпочтительные методы продаж, пред- и послепродажное обслуживание клиентов и т.д.
Раздел 3 «Рынки сбыта товаров (услуг)»
Данный раздел направлен на изучение потенциальных рынков и позволяет Вам четко представить рыночную нишу новых товаров/услуг. Таким образом, здесь необходимо дать подробную характеристику основных и перспективных рынков сбыта и спрогнозировать примерную долю фирмы на этих рынках, а также перспективы их сохранения и увеличения. Проанализируйте рынки по степени конкурентной борьбы и предложите оптимальную систему сбыта для наилучшего проникновения на эти рынки. Дайте оценку потенциальных потребителей (возраст, национальность, пол, доходы и т.д.) И опишите методы изучения их потребностей и спроса. Отразите ожидаемую реакцию рынков на появление Ваших товаров/услуг, спрогнозируйте возможные изменения потребностей покупателей в дальнейшем и возможные изменения емкости рынков, а также то, как фирма предполагает реагировать на эти изменения.
Раздел 4 «Конкуренция на рынках сбыта»
Этот раздел необходимо посвятить анализу рыночной конъюнктуры, характеристике Ваших конкурентов, их стратегии и тактики. Здесь Вам нужно дать ответы на следующие вопросы: Является ли область деятельности Вашей фирмы новой и динамичной или же давно существующей и более инертной? Каково количество фирм, уже предлагающих похожие товары/услуги? (более подробно остановитесь на крупных фирмах-конкурентах). Какую часть рынка контролируют конкурирующие фирмы? Дайте оценку имиджу фирм-конкурентов, их организационным структурам, их доходам, эффективности используемой ими рекламы, проанализируйте существующий уровень цен. Какова конкурентоспособность Ваших новых товаров/услуг? А какие прежние товары этой группы следует снять с производства? Произведите подробную оценку преимуществ Вашей фирмы по сравнению с основными конкурентами по следующим критериям: характеристика производимых товаров/услуг, цены и скидки, используемые каналы сбыта и методы продвижения товаров на рынках. В результате этой оценки определите сильную сторону Вашей фирмы, которая станет предметом наиболее жесткой конкуренции.
2. Осуществляется подбор и оценка альтернативных инновационных стратегий.
3. Осуществляется выбор и формулируется предпочтительная инновационная стратегия путем расчета по следующим данным проектов:
1. Инвестиции - млн. грн. (тыс. грн.)
|
2. Поступление денежных доходов по годам:
|
1-й год.
| тыс. грн.
|
2-й год
| тыс. грн.
|
3-й год
| тыс. грн.
|
3. Ставка дохода - %
|
4. Коэффициенты дисконтирования:
|
1-й год.
|
|
2-й год
|
|
3-й год
|
|
5. Распределение инвестиций по годам в % к итогу
|
1-й год
|
|
2-й год
|
|
3-й год
|
|
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ І. Общие сведения о предприятии компании «Крафт Фудс»……….. 10
1.1. Цель деятельности организации. 11
1.2 Анализ внутренней среды. Оценка инновационного потенциала…………….14
РАЗДЕЛ II. Стратегический анализ. 16
2.1.Анализ внутренней среды. Оценка инновационного потенциала. 16
2.1.1.Продуктовый блок. 23
2.1.2. Функциональный блок. 24
2.1.3. Ресурсный блок. 24
2.1.4. Организационный блок. 25
2.1.5. Управленческий блок. 27
2.3. Оценка факторов воздействия на компанию «Крафт Фудс» с помощью SWOT-анализа. 27
2.4. Определение инновационной позиции организации. 31
РАЗДЕЛ III. Этап выбора инновационной стратегии. 34
3.2. Характеристика инновации. 36
3.3. Рынки сбыта товаров. 36
3.4. Конкуренция на рынках сбыта. 36
3.5. Подбор и оценка альтернативной инновационной стратегии. 37
3.6. Расчет доходности инновационного проекта. 37
ВЫВОД.. 41
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………………42
РАЗДЕЛ І. ОБЩИЕ СВЕДЕНЬЯ О КОМПАНИИ «КРАФТ ФУДС»
ЗАО Крафт Фудз Украина является украинским предприятием, входящим в группу компаний Kraft Foods Inc., второго крупнейшего в мире производителя продуктов питания.
История компании Крафт Фудз Украина начинается в 1994 году, когда было подписано соглашение с Фондом государственного имущества Украины о приобретении акций и осуществления инвестиций в Тростянецкую шоколадную фабрику Украина. В 1999 году компания расширила свое присутствие на украинском рынке, приобретя фабрику по производству чипсов в Старых Петров-цах.Сегодня ЗАО Крафт Фудз Украина принадлежит шесть популярных брендов и три производства.Основная деятельность компании осуществляется на рынках: шоколада (Корона, Милка (Milka), Шоколадна фабрика Украина), кофе (Якобз (Jacobs), Максвелл Хауз (Maxwell House), Карт Нуар (Carte Noire)), соленых снеков (картофельные чипсы Люкс, Естрелла (Estrella) и экструзионных снеков Черезос (Cerezos). В состав компании входит Тростянецкая шоколадная фабрика Украина (г. Тростянец, Сумская обл.), ООО Чипсы ЛЮКС (с. Старые Петровцы, Киевская обл.) и Вышгородский филиал по производству чипсов и фасовке кофе.С 2003 года ЗАО Крафт Фудс Украина отвечает за сбыт продукции на рынке Молдовы, с 2005 года – на рынках Белоруссии, Грузии, Армении и Азербайджане, а с 2009 года – на рынках Казахстана, Узбекистана, Киргизстана, Таджикистана, Туркменистана и Монголии.Сегодня все 12 стран делятся на территории Крафт Фудз Украина и Kraft Foods новые рынки, которые, в свою очередь, делятся на две группы стран - Восточной Европы и Центральной Азии.С 1995 года торговые марки компании спонсируют Всеукраинский фестиваль Червона рута, Всеукраинский конкурс киносценариев, романов и пьеc Коронация слова, дублирование кинофильмов на украинский язык на телеканале 1+1 и другие.
В Рейтинге инвестиционной привлекательности отраслей Украины, составленном ИнвестГазетой, газетой Дело и инвестиционной компанией Dragon Capital, компания Крафт Фудз Украина заняла первое место в кондитерской отрасли.В 2001-2008 годах шоколад Корона, Milka, кофе JACOBS, чипсы ЛЮКС получают признание в конкурсе Выбор года. Юрий Логуш, Председатель правления компании, вошел в рейтинг 100 самых влиятельных украинцев по версии журнала Корреспондент в августе 2009года.
Kraft Foods Inc. - это глобальная компания-производитель продуктов пищевой промышленности. Звездный портфель торговых марок компании насчитывает 50 брендов, каждый из которых ежегодно обеспечивает около $100 млн. прибыли. Больше $1 млрд. ежегодной прибыли приносят семь торговых марок Kraft Foods Inc.: КРАФТ (Kraft) - сыры, соусы для салатов, НАБИСКО (Nabisco) - печенье и крекеры, ЯКОБЗ(Jacobs) - кофе, ОСКАР МАЕР (Oscar Mayer) - мясные продукты, ПОСТ (Post) - сухие завтраки, Максвелл Хауз (Maxwell House) - кофе и ФИЛАДЕЛЬФИЯ (Philadelphia) - мягкие сыры. Фабрики Kraft Foods расположены в 46 странах, а продукция продается в 155 странах во всем мире. Компания продвигает существующие бренды и предлагает новые, выстраивает отношения с партнерами и своими работниками. Миссия тесно связана с их ценностями - утверждениями, отражающими характер компании, модель поведения, которая помогает нам каждый день делать ярче и вкуснее.
Воспользуйтесь поиском по сайту: