Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Монополия и монопольные цены.




Монополия – тип рынка, при котором фирмы имеют возможность диктовать условия покупателю товара вследствие отсутствия полноценных товаров-заменителей, невозможности другим фирмам проникнуть в отрасль.

1. Монополистические союзы.

2. Естественные монополии.

3. Природные монополии.

4. Локальные монополии.

5. Научно-технические монополии.

6. Абсолютные монополии.

Монополия как тип рынка имеет положительные и отрицательные стороны. К положительным моментам можно отнести более широкие возможности крупных фирм, к каковым относятся монополии, в реализации достижений научно-технического прогресса, развитии и модернизации производства. Естественные монополии позволяют обществу экономить ресурсы. Вместе с тем в поведении монополий много отрицательных моментов:

• неэффективность производства;

• отсутствие стимулов к снижению затрат, обновлению производимой продукции;

• ценовая дискриминация;

• наличие монопольно высоких цен и пр.

 

Индекс Херфиндаля-Хиршмана – показатель, отражающий степень концентрации отрасли.

При расчете индекса складываются квадраты удельных весов фирм в отрасли в процентах. Рынок считается безопасным, если этот индекс меньше 1 400.

Основные способы антимонопольного регулирования:

1. Запрет сговоров, союзов, объединений с целью максимизации прибыли.

2. Доказательство через суд наличия тайного сговора с целью завышения цен, отмена завышенных цен.

3. Демонополизация – принудительное разделение фирмы на основании судебного решения. Применяется крайне редко.

4. Применение санкций в случае превышения фирмой определенной законодательством доли (штрафы, отмена объединений, слияний и пр.)


 

Монополистическая конкуренция и особенности ценообразования.

Монополистическая конкуренция – тип рынка, имеющий признаки совершенной конкуренции и монополии. Он реально существует в условиях рыночной экономики. В качестве примера можно назвать производство зубной пасты, безалкогольных и алкогольных напитков, шампуней, пива и пр. Остановимся на некоторых особенностях данного типа рынка.

Преимуществом монополистической конкуренции является для покупателя наличие дифференцированных товаров, способных удовлетворить разнообразный спрос. При этом в долгосрочном периоде фирмы переходят на товары новых марок. Конкуренция вынуждает их повышать качество, снижать цены. В качестве недостатков монополистической конкуренции следует назвать большие расходы на рекламу, включаемые в цену товара, незначительность большинства изменений при переходе к новым товарам.

 


 

Олигополия.

Олигополия – тип рынка, для которого характерно наличие нескольких крупных фирм, производящих дифференцированный товар и контролирующих определенный сегмент рынка. При свободе выхода из отрасли затруднен вход других фирм вследствие сложности технологии и концентрации производства.

Особенности:

1. Процесс образования олигополии связан с конкурентной борьбой. Концентрация и централизация производства, вытеснение мелких фирм из отрасли приводят к тому, что выживают и сохраняются несколько крупных фирм.

2. Олигополия относительно стабильна по функционирующим предприятиям. Вход в отрасль новых фирм затруднен либо по технологическим причинам (требуется большой стартовый капитал), либо по научно-техническим условиям.

3. Фирмы могут производить как дифференцированный товар (холодильники, автомобили, тракторы), так и товар однородный (металл, шины, трубы, стекло).

4. Особенностью олигополии является то, что каждая фирма имеет определенный сектор рынка (своих покупателей), определенные объемы продаж. Поэтому модель олигополии во многом схожа с монополией. Оптимальный объем производства определяется аналогичным образом (МС = МR).

5. В условиях олигополии сохраняется относительное равновесие между фирмами. Каждая фирма внимательно следит за действиями конкурента, принимает соответствующие меры для сохранения своего положения.

6. Олигополия более приемлема для покупателя, чем монополия. Для сохранения сегмента рынка фирмы постоянно совершенствуют свою продукцию (особенно по дифференцированным товарам).

Варианты ценовой стратегии:

1. Явный сговор

2. Тайный сговор

3. Гонка за лидером

4. Ценовая стратегия «издержки плюс…»

Объем производства каждой фирмы рассчитывается по формуле Нэша:

где n – число фирм в отрасли. Таким образом, чем больше фирм, тем лучше удовлетворяется спрос.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...