Музыка в мультипликационных и трюковых фильмах
Трюковой фильм получил в наши дни гораздо более широкое распространение, чем чисто мультипликационный. Кроме рисунка, трюковой фильм работает с куклами из самого различного материала: со стеклянными фигурками, бумажными вырезками или салфетками, вообще — со всевозможными «неодушевленными» предметами. Но начало этому направлению положил все-таки мультипликационный фильм, а потому мы начнем данный раздел с анализа этого жанра. Не все, что мы скажем о мультипликационных фильмах, относится и к другим типам трюковых фильмов, но роль музыки для всех них приблизительно одинакова. Прежде всего следует иметь в виду, что онтологическая структура трюкового фильма существенно отличается от структуры игрового фильма в своем основном слое зрительной сферы. Отсюда вытекают и совершенно иные отношения между зрительной и звуковой сферами фильмов этого жанра. Зрительный слой мультипликационного фильма не является, как в игровом фильме, фотографическим воспроизведением внешнего вида реальных предметов, знакомых нам из повседневной жизни и существующих самостоятельно, независимо от их «жизни» на киноленте. В мультипликационном фильме зрительная сфера состоит из ряда рисованных и тоже фотографически воспроизведенных схем, чьи объекты не имеют самостоятельной реальной жизни, ибо это — просто рисунки или картинки, рожденные фантазией художника. Эти схемы являются деформированной аналогией с образами и предметами, с их свойствами, с их взаимосвязями, знакомыми нам из жизни. Зафиксированные на кинопленке мультипликационного фильма зрительные образы — это искусственно воспроизведенные схематические знаки изображаемых предметов, но сами они не принадлежат к сфере реальных предметов. Они — плод человеческой фантазии, более или менее свободно сконструированные по образцу реальных предметов, и их связи между собой гораздо более свободны, чем связи, которые могут возникнуть между аналогичными реальными предметами. Иногда они настолько отличаются от реальных, что приносят с собой элементы сказочной фантастики, где только некоторые моменты напоминают нам о действительности. Аналогии здесь, впрочем, весьма отдаленные: если мышь танцует в пасти великана, если игрушки прыгают взад и вперед по клавиатуре рояля, если флейта сама играет и танцует, если пиликающие на скрипке мышки летят по воздуху, если соломенные куклы кланяются друг другу и т. д, то все это — нереальные ситуации; лишь немногие элементы в них, но отнюдь не их взаимные связи, напоминают действительность. Это означает: мир изображаемых предметов и их связей между собой здесь не реалистичен. То же относится и к фабуле.
Мультипликационный фильм в своей зрительной сфере теснее всего связан с графикой и ближе всего подходит к ней онтологически. Он показывает предметы без перспективы и заставляет зрителя самого вкладывать в схемы трехмерность, пространственные свойства. Никто, например, не примет быстро пробегающего по экрану зверька, намеченного исключительно контурами, за плоское тело, передвигающееся только в двух измерениях экрана, а будут считать его изображением трехмерного создания, которое передвигается в трехмерном пространстве, похожем на то, где передвигаемся мы, только иначе представленном. Даже цветные мультипликационные фильмы показывают цветные формы без всякой дифференциации, какую создает материальность, перспектива, одним словом, пространствен-ность Само «пространство», где перед нами выступают эти нарисованные «создания» и «творения» фантазии, то есть где они движутся, действуют и переживают, только похоже на привычное нам пространство. Потому-то мы даже самые неправдоподобные движения в этом «пространстве» принимаем как «естественные» (зайцы, разрисовывающие пасхальные яйца, мыши, играющие на музыкальных инструментах, смеющиеся или плачущие слоны, танцующие свечи, влюбленные собачки и т. д.). Кинематографическая репродукция изображенных в мультипликационном фильме предметов — это уже второй слой изображенных предметов: первый слой составляют отдельные рисунки для множества кадриков, на которых фиксируются бесчисленные отдельные этапы движения этих «героев», позднее осуществляемого в фильме. Второй слой «синтезирует» фотографически массу этих отдельных изображенных предметов, придавая им новое качество, качество движения.
Изображаемый мир в этом жанре кино гораздо более иллюзорен, чем в фотографированных, игровых фильмах, где мы находим хотя и фиктивные, но во всех подробностях схожие с реальными предметы и их обоюдные отношения и ситуации, в то время как в мультипликационном фильме и вид предметов, и сами изображаемые предметы принадлежат к фиктивному миру — уже не говоря о ситуациях; так, например, отдельные зверьки ненатурально вздуваются или же сморщиваются, принимают искаженные, совершенно неестественные формы и положения. Эта деформация переносится также и на их движения, которые не бывают такими непрерывными и плавными, как в фотографическом фильме. Они более угловаты и остры из-за меньшего числа кадриков, течение которых создает впечатление движения От этого неестественность изображаемого выступает еще резче. Специфика мультипликационного фильма состоит, следовательно, в том, что все три основных слоя зрительной сферы по сравнению с фотографическим фильмом разнородны: и изображения, показанные в виде голой схемы, и изображаемые предметы, которые нереальны и имеют лишь свои прообразы в реальном, и их взаимные связи В результате изменяется и слой фабулы, ибо она охватывает фантастические ситуации, абсолютно немыслимые в фотографических фильмах 395 Совершенно ясно, что в этом жанре кино должен измениться и звуковой фактор и характер его сочетания со зрительным. Сконденсированные движения рисованных фигурок могут — благодаря их искусственному генерированию — более точно согласовываться с музыкальными ритмами, так что достигается гораздо большая степень адекватности, нежели в фотографических фильмах. Ритмическая согласованность движений может быть осуществлена здесь даже в самых мелких деталях.
В мультипликационных фильмах Диснея основной принцип состоит в том, что каждый акцент движения, например прыжок, падение, удар, наскок и т. д. падает на акцентированную долю такта либо на акцентированный такт музыкального периода. Вот, например, мышонок удирает от льва и на бегу ударяется головой о скалу; этот удар, подчеркнутый гонгом или литаврами, падает на сильную долю первого такта нового восьмитак-тового периода. Мы встречаем у Диснея даже сознательное расчленение движений в зрительной сфере соответственно музыкальной симметрии. Рисованные эпизоды строятся соответственно расчленению музыки на такты, примерно восемь плюс восемь тактов, или четыре плюс четыре, в зависимости от размеров изображаемого движения. Таким образом, музыкальная квадратность определяет временное течение зрительного ряда в самых коротких отрезках фильма. Поразительный порядок во временном воплощении маленьких отрезков заставляет предполагать, что те же принципы переносятся на более крупные единицы временного течения Заметим, что такой род адекватности движений имеет свои прецеденты в балете и пантомиме. Оттуда трюковой фильм заимствовал не только принцип максимальной согласованности каждого зримого движения с музыкой, но он нашел там также образец для воплощения всех зримых движений, эпизодов и сцен по законам музыкальной архитектоники. При этом фильм достиг такого высокого уровня согласованности, какого в балете — исполняемом живыми людьми — достигнуть невозможно. Эта адекватность, однако, сообщает всему развитию фильма несколько механический характер, усиливает еще больше комический элемент, рожденный уже одной деформацией изображаемых предметов. Этот жанр по
природе своей содержит элемент комнзма. Я еще никогда не видела мультипликационного фильма серьезного драматического содержания. Правда, есть несколько лирических мультипликационных фильмов, например цветные фильмы «Бемби» или «Леди и бродяга», в которых попадаются даже грустные сцены, но и здесь перевешивает комический элемент. Следует напомнить об одном мультипликационном фильме, где зрительный ряд совершенно сознательно построен по музыкальным принципам, а именно: он точно согласуется с увертюрой Россини «Вильгельм Телль» — это уже многократно упоминавшийся фильм Диснея «Концерт джаза». Здесь музыка полностью распоряжается слоем рисованных кадров. Фазы движений играющих музыкантов (мышей) идеально приспособлены к каждой музыкальной фазе, акценты к акцентам, движения в кадре — к направляющему движению мелодии. Вихрь уноси г с собой музыкантов, ноты, концертную эстраду, дирижирующую мышь; все кружится в такт музыке (она же одновременно — «музыка в кадре»). Достигнув высшей точки, музыка застывает на миг, а потом, по мере падения динамики и темпа, все фигурки и предметы опускаются на свои места; литаврист занимает свое место точно в тот момент, когда в музыке раздается удар литавр. Здесь синхронность музыки и изображения идеальна; богатая выдумка в воплощении зрительного фактора родилась непосредственно из характера музыки. Как сообщает Черему-хин [171], Дисней, работая над этим фильмом, пересчитывал число кадриков и число рисунков в секунду в соответствии с мельчайшими музыкальными построениями и точно приноравливал число рисунков к ритмической длительности каждого такта музыки. Так достигается идеальное согласование акцентов в зрительном и звуковом течении. В фильмах такого рода функции музыки исчерпываются идеальной иллюстративной синхронностью. Эта синхронность отличает и большинство мультипликационных фильмов, которые снимались не на готовую музыку. В таком случае у музыки в основном две задачи: ее ритмическая структура подчеркивает движение зрительных явлений, а мелодическая делает их качественно пластичней. Яблоки падают с дерева в такт 397
музыке, животные прыгают в идеальной согласованности с музыкальным ритмом и фразой, инструменты играют сами по себе или пляшут в полном единстве с музыкой. Прыжки преследуемых цыплят сопровождаются отдельными звуками в высоких регистрах, прыжки преследующего их волка — глухими, тяжелыми аккордами; линии движения русалок, порхающих бабочек, гонимого ветром огородного пугала сопровождаются волнообразными мелодическими мотивами; с движениями зайчиков, размалевывающих пасхальные яички, сочетаются различные мотивы, в зависимости от того, делают ли они мазки или штрихи; падению животных с большой высоты соответствует долгое глиссандо, которое завершается кричащим диссонансом, громом литавр и тому подобными эффектами; катящиеся жемчужины или взлетающие мыльные пузыри сочетаются со свободными, прозрачными звуками.
В гораздо меньшей степени и очень редко музыка в фильмах этого жанра воздействует эмоционально, а если это и случается, то она преимущественно преподносится утрированно, подчеркивая комизм ситуации. Реальные шумы и речь, напротив, используются чрезвычайно часто и в их естественной форме, и карикатурно деформированными (три контрастирующих по тембру голоса свинок в фильме «Три поросенка»; голоса карликов в сказочном фильме «Белоснежка и семь гномов»; плевок карлика, звучащий, как удар грома, и т. д.). Во всех этих случаях (кроме последнего) мы встречаемся с неестественными взаимоотношениями между естественным шумом и «неестественным» (изображенным в рисунке) персонажем, и это несоответствие составляет опять-таки основу комизма. Мультипликационный фильм представляет мир фантастический, где принципиально возможны все виды связей зрительного и звукового элемента. В этом мире, в конце концов, все «естественно»; границы, стоящие перед фотографическим фильмом из-за его реалистической манеры воплощения, тут полностью рушатся. С другой стороны, музыка в этих фильмах — единственный реальный элемент, она оживляет рисованные призраки. Но уже ее идеальная адекватность с движением в кадре содержит в себе нечто от мира сказки, фантазии, нереальности. Здесь принципы композиторской техники несколько отличаются от техники в игровых фильмах; многие композиторы специализировались в этом жанре: Артюр Онеггер, Тибор Харшани, Д. Раксин, З. Турский, К. Пендерецкий и другие. Специфичность связи музыки с изображением в мультипликационном фильме основана на следующем: короткометражность допускает сквозную музыкальную разработку, фиктивность нереального показываемого мира делает возможной нереалистическую связь со звуковой сферой, главным образом с музыкой; ненатуральность этой связи снимается нереальным характером самого мира рисованных фигурок. Только одна музыка происходит из реального мира и в известной мере способствует «более реальному воплощению» изображения. Здесь благодаря искусственной генерации зрительных кадров возможно более тесное соединение обоих основных факторов. Музыка сообщает зрительному элементу, навязывая ему законы своей собственной временной организации, искусственный характер; порой она подчеркивает его гротескные элементы. Меньшая плавность движений допускает взаимодействие, вызывающее комические эффекты. Все это открывает широкий простор для экспериментов в области связей между обеими сферами. В кукольных фильмах куклы (вместо актеров) представляют образы людей и животных; они играют, движутся, любят, страдают. Все это происходит в воображаемом, естественно воссозданном киномире, и только движения кукол неизбежно ограничены, угловаты, прерывны, лишены плавности. Следовательно, куклы отличаются от фигурок мультипликационных фильмов н е степенью, а характером деформации и отчетливой видимой трехмерностью. Кроме того, движутся они в трехмерном фотографически воспроизведенном пространстве. Облик, «выражение лица» кукол, естественно, могут оставаться неизменными на всем протяжении фильма; и только перемена в положении их частей тела способна вызвать впечатление движения. Облик кукол никогда не поддается такой деформации, как облик рисованных «героев» в мультипликационных фильмах, поэтому они гораздо менее пригодны для гротескного изображения (хотя и их можно стилизовать в этом на- правлении); следовательно, с помощью «героев»-кукол можно выразить и более серьезное содержание. Музыка приноравливается к движениям кукол по тому же принципу, как и в мультипликационных фильмах: она главным образом иллюстрирует краткие эпизоды движения, но может взять на себя и более широкий круг задач. Комическое в киномузыке Вопрос о комическом в киномузыке — это часть всей проблемы о комическом в музыке вообще. Этой проблеме я посвятила две работы, к которым я и отсылаю читателей, интересующихся этой темой [168; 499]. Я затрагиваю ее здесь, ибо эстетическая категория комического необычайно широко проявляется именно в киномузыке. Совместно со зрительной сферой музыка может взять на себя многообразные задачи карикатуры, иронии, гротеска, пародии или же чистого комизма ситуаций, чего она без зрительного элемента не могла бы выполнить. Комизм в киномузыке представляет собой специфический род комизма, отличающийся от чисто музыкального комизма. Многие теоретики и эстетики музыки, как и психологи [4; 5; 9; 21; 350], стоят на той точке зрения, что сама музыка не может обладать комизмом. И в самом деле, категория комического в инструментальной музыке проявляется слабее, чем в реальной жизни или в других видах искусства. Только Фехнер [29] и Фолькельт [34] признают наличие и силу комического в музыке, но они не занимаются изучением специальных проблем музыкально-комического. Преобладает мнение, что комизм связан с предметами, движениями и ситуациями, в которых участвуют люди, в то время как комизм вещей возникает только при перенесении комических свойств из первой сферы на явления других сфер, а потому комизм этот является до известной степени вторичным. До сих пор комическое пытались объяснить либо психологически, то есть исходя из психических явлений, какие происходят в человеке в определенных объектив- ных ситуациях, или же шли от конкретного, отыскивая в предметах, которые считаются комическими, свойства, вызывающие у людей именно это ощущение1. Однако обе точки зрения не коснулись самого существенного. А существенное в комизме заключается не только в субъекте и его переживаниях и не только в самом объекте. Для того чтобы мог получиться феномен комического, определенные конкретные условия должны натолкнуться на определенную установку субъекта. Комизм не так имманентно связан с предметами (или ситуациями), как другие их свойства, например твердость, окраска, величина и т. д.; это — скорее свойство, приписываемое предмету, то есть итог определенной установки восприятия объективных явлений, производящих комическое впечатление. Поскольку такое взаимоотношение относительно и изменчиво, и ощущение комизма тоже изменчиво и относительно. Объективной предпосылкой для получения комического эффекта является несовместимость отдельных свойств или элементов данного предмета, то есть отклонение от знакомой нам закономерности, от нормы — в результате чего зрителя ждет непредвиденное. Субъективная предпосылка заключается в отсутствии ощущения закономерности, «нормальной» для данного предмета, который вследствие этого «не принимается всерьез» [59]. Не всякий раз, когда внезапно «опрокидывается» наше привычное представление о предмете, создается комический эффект; с одинаковым успехом это может вызвать и другие эффекты, как страх, изумление, разочарование. Только тогда, когда эта «внезапность» свободна от аффекта и происходит без оценки предмета2, рождается ощущение комического. Помимо этого, решающую роль играет временная связь при со- 1 Психологическое направление представляют Бэн, Геккер, Рибо, Вундт, Мюллер-Фрейенфельс, Крепелин, Фрейд; представителями второго направления были Гроос, Фолькельт, Дессуар, Бергсон и другие. Липпс, равно как Бэрвальд, Ретши и другие, пытались их объединить. 2 Даже Аристотель придает особое значение этому моменту: «...смешно то, что фальшиво и позорно, но не приносит боли или вреда». «Несерьезная» установка, необходимая, чтобы понять комизм явления, приближается к той, которая связана с эстетическим переживанием и предшествует ему. прикосновении субъекта с объектом: для того чтобы явление было воспринято как комическое вследствие своей «непохожести на другие», оно должно быть внезапным, неожиданным и наступать без предварительного предупреждения. Это разъяснение критериев комического элемента поможет нам познакомиться и с многообразными формами его проявлений. В музыке комическое встречается во всех жанрах, в соответствующей каждому отдельному случаю форме; и один из специфических типов музыкально-комического элемента и есть музыкальный комизм в кино. В чисто инструментальных произведениях комическое действует только на коротких отрезках, если оно связано с отдельными музыкальными находками, и потому здесь оно встречается сравнительно редко и не так ярко выражено. Чаще комическое выступает как иллюстрация немузыкальных явлений, которые сами по себе комичны. Это возможно в программной, вокальной или театральной музыке. К этой группе принадлежит и музыкально-комический элемент в кино. В инструментальной музыке комизм находит выражение в самом характере звучания: когда, например, инструменты низкого регистра и большой емкости выполняют быстрые фигуры или широкие прыжки, чуждые природе этих инструментов. Резкое несоответствие между типом звукового тембра и звуковыми структурами, между «нормальной», знакомой нам на основании определенных слуховых навыков, ролью этих инструментов в оркестровом ансамбле и тем, что мы воспринимаем в данную минуту, и есть источник некоторого комизма (но он не всегда, не обязательно должен быть понят как таковой). К той же категории относятся и непривычные соединения инструментальных тембров (комический характер, конечно, заметно утрачивается в последнее время в связи с тем, что крайне нетипичные составы инструментов сделались нормой). Струнный квинтет в ошибочно приписываемой ранее Гайдну «Детской симфонии», связанный со всевозможными игрушечными инструментами, или использование шарманки в «Петрушке» Стравинского служат примером такого типа комизма в инструментальной музыке. В том же плане находится — определяемое чисто субъективно — комиче- ское воздействие политональных структур Комбинация нескольких тональных планов потеряла, однако, свое воздействие как комизм абсурда, поскольку мы уже привыкли к политональным сопоставлениям. Тем не менее вначале это было эффектное и распространенное средство для выражения музыкального гротеска, конечно, в соединении с ритмическими и прочими характеристиками Здесь речь идет о 'специфически музыкальной деформации явлений — одной из основ любой карикатуры. Другая форма комического в инструментальной музыке — это часто встречающиеся у Шостаковича, равно как у Бартока и Стравинского, подчас тривиальные вставки, в духе так называемой «Musiquette»1. Они функционируют до известной степени в виде цитат из музыки, которую «не принимают всерьез»; внезапный, неожиданный контраст с «серьезным» характером окружающей их музыки создает пародийные эффекты, которые, правда, бывают не лишены трагического подтекста. Совсем иную основу имеет комизм в иллюстративной музыке; здесь комизм звуковых структур строится на том, что они иллюстрируют реальные явления, сами по себе комические, что еще больше подчеркивается звуковым подражанием. Сюда относится, например, сти-лизация шумов, как-то: голосов животных в «Карнавале зверей» Сен-Санса, в «Курице» Рамо или в «Дон-Кихоте» Рихарда Штрауса, голоса зверей в симфонической сказке Прокофьева «Петя и Волк» или в опере Равеля «Дитя и чары». Эта стилизация музыкально заострена и носит характер музыкальной пародии. Комизм такого же рода мы находим в музыкальной стилизации храпа в «Эросе и Психее» Ружицкого, в «Войцеке» Берга, в сюите Кодая «Хари Янош» и т. д. Иной характер комизма мы наблюдаем при музыкальном подражании движениям (танец медведей в «Петрушке» Стравинского, «Балет невылупившихся птенцов» в «Картинках с выставки» Мусоргского и т д). Комизм в программной музыке возникает из ассоциации или отражения внемузыкальных явлений, которые сами по себе комичны.
1 «Маленькая музыка» (жанры вульгарной, развлекательной музыки).
К этому типу принадлежит и музыкально-комический элемент в кино лишь с той разницей, что комические десигнаты программных музыкальных отрывков показаны здесь наглядно в кадре. Добавим еще несколько слов о музыкально-комическом элементе в вокальной и театральной музыке. В песнях (и вообще в вокальной музыке) иллюстративные, в том числе комические, моменты определяются текстом. Музыкальное подражание чиханью королевы или шагам хромого короля в первой песне Мусоргского из цикла «Детская» или мычание коровы в «Детских песенках» Шимановского — это формы комического в иллюстративной музыке, так же, как подражание крику осла в кантате Баха «Феб и Пан». Другой вид комизма возникает, когда комические элементы текста действуют одновременно с теми же элементами в музыке, например в фуге Кариссими, где все пять голосов только и делают, что склоняют «hiс — haec — hoc», или же когда преувеличенно патетическая музыка контрастирует с очень наивным текстом и т. д. В опере (а также в балете и в пантомиме) комизм показанных на сцене движений подчеркивается преимущественно с помощью музыки (например, движения Лепо-релло в «Дон-Жуане» Моцарта или Бекмессера в опере «Нюрнбергские мейстерзингеры» Вагнера и т. п.). Точно то же происходит с комизмом ситуаций, с музыкальной пародией на персонажей и т. д. Комическое в киномузыке отличается ярко выраженной спецификой, зависящей от особенно тесного сочетания музыки со зрительными элементами. Комические эффекты достигаются либо с помощью преувеличенной согласованности звуковых структур со зрительными явлениями, с показанными в кадре движениями (в таких случаях музыка подчеркивает свойственный кадрам комизм), либо, с другой стороны, неестественным и даже парадоксальным сочетанием элементов. Преувеличенная — чаще всего встречающаяся в мультипликационных фильмах — синхронность музыки со зрительным изображением создает специфический музыкально-кинематографический комизм; в строго параллельных движениях зрительных элементов и музыки, каких в жизни не бывает (яблоки ритмически падают с дерева, огородное чучело и животные бегают туда-сюда в точном соответствии с движением музыкальных линий), и проявляется их vis comica1. Тут музыка регу-лирует движение в зрительной сфере, откуда возникает комизм, соответствующий бергсоновской теории комического: перенесение музыкального порядка на порядок движений в визуальной сфере придает последним механический, застывший, искусственный характер. Еще сильнее этот вид комизма действует в игровых фильмах, примером чему служит польский фильм «Изменчивое счастье». Сами по себе смешные движения следопытов, производящие благодаря цейтраферной съемке впечатление механических, их кивки, игра на трубах и т. д. подчеркиваются короткими пародийными музыкальными мотивами, которые своим идеальным соответствием со зрительным фактором еще резче выявляют механический характер движений. Превосходные примеры комических эффектов, происходящих от специфического взаимодействия музыки и изображения, дает нам старый советский фильм «Веселые ребята». Комизм содержит сцена этого фильма, где трепещущий от страха пастух неожиданно оказывается перед дирижерским пультом: он слышит музыку и начинает бегать вверх и вниз по лестнице, всегда в направлении, противоположном направлению мелодической линии, но зато в идеальной согласованности с ее ритмом. С другой стороны, его беспокойные движения (одергивание пришедшего в беспорядок платья, попытка обрести равновесие и тому подобные движения), понятые оркестрантами как жесты дирижера, сообщают исполняемой в это время оркестром рапсодии Листа совершенно неорганизованный с точки зрения музыки характер; они ведут к весьма неожиданным и ненужным паузам и смещениям темпа, они навязывают музыке свой немузыкальный, неметрический порядок. Комизм этих сцен основан на ложном соотношении музыки с содержанием кадров, несмотря на самую широкую динамическую согласованность движений (несомненно, музыка здесь направляла фантазию режиссера при воплощении комического элемента этих сцен). Здесь перед нами двоякая 1 Бергсон [6] сводит комизм человеческих образов, движений, ситуаций и т. д. к негибкости, механистичности и автоматизму, противоречащим нормальному состоянию и поведению. связь явлений, вызывающая комический эффект: метрический порядок музыки неукоснительно переносится на движения людей, а неметрический характер человеческих движений переносится на ритмическую структуру музыки. Теория Бергсона о комическом как известного рода автоматизме полностью здесь подтверждается. Такой принцип можно обнаружить в очень многих фильмах. В польском фильме «Школа» ритм музыки навязывает свои законы не только движениям человеческих фигур в кадре, но и ритму монтажа. Комизм движений во многих фильмах Чаплина основан на тех же принципах (один из многих примеров: Чаплин в «Великом диктаторе» бреет диктатора в ритме венгерского танца Брамса). Возникающие таким путем эффекты родственны тем, которые имеют место в мультипликационных фильмах. В трюковых фильмах комизм также значительно возрастает благодаря всевозможным ненатуральным ситуациям, где господствует эта чрезмерная, механическая адекватность. В польско-французском короткометражном фильме «Мсье Голова», например, голова героя последовательно теряет глаз, ухо, губы, нос, всякий раз в то мгновение, когда — при сопровождении преувеличенных, строго адекватных звуковых пятен — герою прицепляют на грудь новый орден. Когда он, наконец, уже весь увешен орденами, от «лица» его остается только белый блин. Следует заметить, что и шумы могут взять на себя функцию подчеркивания механического элемента в жизни, то есть функцию звуковой пародии. В фильме «Мой дядя» шорохи, трение, шипенье, потрескиванье и т д, адекватно сопровождающие все происходящее в автоматизированном домашнем хозяйстве, подчеркивают механизированный, уже лишенный человечности стиль повседневной жизни изображаемой семьи, причем акустическое усиление этих шумов еще больше повышает комизм ситуаций (например, сцена на кухне, варка яиц и т. д.). Другая форма комизма, построенного на адекватности, касается звуковых моментов, являющихся десигнатом музыкальной пародии. Комическое звуковое явление подчеркивается, утрируется музыкальной стилизаци ей, оно становится предметом специфической музыкаль- ной «карикатуры». И тут опять-таки имеется много разновидностей: музыкальная стилизация чиханья, стилизация бульканья выпиваемого пива; пародийный зевок «глиссандо», исполненный трубой, как характеристика персонажа — каждый из этих эффектов производит разное, но всегда комическое впечатление. Музыкальная пародия может появляться не только как карикатурная стилизация реальных шумов, но и как подчеркнутая карикатура на качество движения Звуковая карикатура, правда, не так легко доходит до посетителя кино, как зрительная, но в фильме, где ее комментирует изображение, она производит великолепный эффект. Превосходная музыкальная карикатура заключена в сцене из фильма «Повелитель», где на фоне низкого горизонта в кадре показаны тучные фигуры торжественно вышагивающих купцов, а музыка окарикатуривает эту «процессию» тяжелыми скачками контрабасов, стаккато фаготов и контрафаготов, а также гнусавыми глиссандо трубы. Важнее, нежели синхронная пародия (деформированный шум, музыкальная утрировка), та форма музыкальной пародии, в которой присутствует самостоятельная контрапунктическая функция по отношению к изобразительным кадрам. Если, например, в ту минуту, когда герой напяливает на себя чужую офицерскую форму («Изменчивое счастье») и самовлюбленно разглядывает в зеркале свое изображение, в сопровождающей музыке раздаются фальшивые и резкие звуки генеральского марша, эта музыка дает иронический комментарий к показанной в кадре сцене; она делает героя смешным, выпячивая его глупость и тщеславие. В этой связи кадров с музыкой выражается субъективная ирония автора. Комизм, основанный на внезапности, на контрасте, появляется в ситуациях, где зрительные и звуковые элементы связаны между собой совершенно неправдоподобным образом. Из бесчисленного множества примеров приведу лишь несколько: маленький мальчик вдруг начинает говорить глубоким басом (во французском фильме «Школа бездельников»); актер, наряженный в женское платье, поет баритоном (в польской кинокомедии «Этажом выше»); в кадре показана мышь (в мультипликационном фильме), а звук изображает львиный рык; неодушевленные предметы издают звуки (паук 407 играет на своей паутине, как на мандолине, скелет стучит костями и производит этим звуки, напоминающие ксилофон, кошка крадется по клавиатуре, и получается бессмысленная мелодия и т. п.). Комизм заключается здесь в абсурдном взаимоотношении между зрительным и звуковым элементами, а не в каждом из них в отдельности. Разновидностью комизма этого типа является мнимое оживление предметов с помощью некой несуществующей в жизни музыкальной «активности», какое мы видим, например, в советской кинокомедии «Веселые ребята». На железных палках или планках от забора, разумеется, «играть» нельзя, сколько их ни колоти; но когда по ним ударяет идущий мимо пастух и они «разыгрывают» целую мелодию, когда бревна мостика, по которым он прыгает, тоже «отвечают» музыкально осмысленным мотивом, мы имеем дело с явно антинатуралистическими эффектами; однако (в данной кинематографической ситуации) эти эффекты воздействуют на нас не своей необычностью, несусветноетью, а именно своим веселым комизмом. В той же плоскости лежит трюк Чаплина из фильма «Новые времена», где герой, проглотивший свисток, потом, при кашле или глотании, издает всегда резкий свист. Подобные комические звуковые эффекты возникают и тогда, когда акустические свойства определенных предметов выступают в совершенно нетипичных для них ситуациях. Когда, например, во время драки между музыкантами оркестра («Веселые ребята») скрипки и альты служат оружием и, ударяясь друг о друга или о головы дерущихся, в зависимости от строя струн дают созвучие или пальцы падающего арфиста, хватаясь за струны арфы, воспроизводят целую гамму, мы слышим совершенно нормальные, по сути, звуковые сочетания, которые, однако, связаны с крайне неестественными для них ситуациями. Акустические эффекты служат здесь для усиления комической ситуации. И, наконец, музыка — сама по себе не комическая — в сочетании с соответствующим кадром может служить эффекту иронии и даже горькой иронии: вспомним неоднократно цитировавшийся пример из фильма «Великий диктатор», где мотивы из «Лоэнгрина» сопровождают игру с глобусом. Ирония здесь достигается, главным образом, контрастным, совершенно неожиданным сочетанием кинокадра и его подтекста с музыкой. Итак, в музыкально-кинематографическом комизме различаются несколько типов: комизм гротеска, карикатуры, музыкальной иронии, вплоть до комизма пародии. Частично они могут быть осуществлены не только с помощью музыки, но и звуковых и шумовых эффектов. Далее, мы видим, что комизм музыки в кино достигается и с помощью синхронности и путем контрапунктического соединения, причем достигаемые последним методом комические эффекты стоят на более высоком художественном уровне. Чтобы добиться максимального эффекта, комическое в киномузыке имеет в своем распоряжении целый арсенал музыкально-технических средств: резкие контрасты регистров; крайние регистры в отдельных инструментах, что дает разительные звуковые эффекты; комбинация чуждых друг другу регистров и тембров; в мелодике — широкие, кажущиеся беспорядочными скачки и упорное повторение тех же мотивов; в гармонии — раздробленные звучания, генерированные звуки. Эти средства более или менее пригодны и в автономной музыке для выражения комического элемента, гротеска и т. д.; все же в кино они действуют значительно сильнее, ибо комизм музыки в кино как в зрительном, так и в звуковом отношении закрепляется взаимной связью обеих сфер.
ГЛАВА VIII
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|