Совершенствование деятельности органов по защите прав потребителей
В 1995 году по инициативе ОБЭП РБ: в г. Уфе был проведен I Всероссийский семинар органов по защите прав потребителей при местных администрациях РФ, в котором приняло участие 286 представителей. В марте 1997 года ОБЭП РБ организована и проведена II Всероссийская конференция органов, защищающих права потребителей, и праздник "Потребитель-97", в рамкам которого прошли конкурсы на лучшую организацию по предоставлению услуг населению г. Уфы. В конференции приняли участие более 300 представителей 47 субъектов РФ из более чем 100 населенных пунктов. В ноябре 2001 года проведена Всероссийская конференция защитников потребителей "Вопросы защиты прав потребителей в условиях реформы ЖКХ". С 1998 года ОБЭП РБ принимал участие в подготовке и работе совещаний-семинаров Ассоциации муниципальных образований. По инициативе ОБЭП РБ создана секция Ассоциации по развитию товарного рынка и защите прав потребителей. С целью обеспечения защиты прав потребителей Комитет активно взаимодействовал с органами, осуществляющими контроль качества товаров (услуг, работ): Министерство антимонопольной политики РФ -более 5,6 тыс. контактов. По инициативе областной транспортной инспекции ОБЭП РБ участвовал в согласовании выдачи лицензий на право предоставления услуг по обслуживанию и ремонту, хранению автомототранспортных средств на автостоянках и в согласовании выдачи патентов на право торговли автомототранспортными средствами и технически сложными товарами, а также по предложению ОБЭП РБ по управлению городским имуществом участвовал в согласовании информации на вывесках субъектов хозяйственной деятельности. Согласование получили более 6 тыс. субъектов хозяйственной деятельности.
Сотрудники ОБЭП РБ принимали участие в совещаниях подразделений администраций города и районов, а также в работе комиссий, созданных по распоряжению Главы города, в том числе являлись членами городской контрольной комиссии по проверке использования приватизированных помещений, городской торговой комиссии, городского Совета по рекламе, комиссии по проведению проверки деятельности Комитета по бытовому обслуживанию населения по реализации Программы развития бытового обслуживания населения города на 2006 годы и т.д. ОБЭП РБ представлял интересы Администрации города в Межведомственном координационном совете по оперативному решению вопросов, связанных с обязательной сертификацией услуг общественного питания на территории Республики Башкортостан. Сотрудники ОБЭП РБ участвовали в аккредитации организаций по сертификации товаров (услуг, работ). ОБЭП РБ занимается просвещением как потребителей, так и субъектов хозяйственной деятельности. Совместно с Уральской межрегиональной ассоциацией юристов подготовлена брошюра по потребительскому просвещению граждан, публиковались статьи в журнале "Юридический вестник". Комитет взаимодействует и оказывает помощь в работе общественным объединениям потребителей, заключено 8 договоров о взаимном сотрудничестве. ОБЭП РБ принимал участие в разработке, согласовании около 130 проектов постановлений Главы города, например, подготовлены замечания и предложения к следующим проектам: "О дополнительных мерах по предотвращению незаконного производства и оборота алкогольной продукции", "О порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг в г. Уфе", "О выполнении Указа Президента РФ от 29.10.92г. № 1311 "О мерах по защите прав покупателей и предотвращении спекуляции", "Об основных правилах оказания услуг общественного питания на территории г. Уфы" и т.д.
ОБЭП РБ разработал и передал в Государственную Думу РФ проекты федеральных законов, таких как "О социальных гарантиях работников государственных и муниципальных органов, защищающих права потребителей", "О защите прав потребителей финансовых услуг", замечания и предложения к федеральным законам "О внесении дополнений в Закон РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О защите прав потребителей", "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", "О государственном регулировании и контроле оборота продукции сексуального характера", а также участвовал в подготовке проекта Указа Президента РФ "О реализации государственной политики по защите прав потребителей". Создание Межведомственной информационной системы по вопросам защиты прав потребителей. Государственный контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей требует создать соответствующую информационную (в том числе статистическую базу). Наличие полной и достоверной информации необходимо для анализа положения дел в сфере защиты прав потребителей, принятия соответствующих оперативных и профилактических мер, подготовке федеральных, районных, региональных программ по защите прав потребителей. До сих пор информационное взаимодействие между министерствами и ведомствами, органами по защите прав потребителей при местных администрациях осуществляется нерегулярно. Становлению единой информационной системы препятствует техническая неоснащенность, неупорядоченность и несопряженность статистической методологии сбора и обработки информации по этим вопросам. Ситуация в России усугубляется и удаленностью территорий, низким качеством связи. Обеспечение в России оперативного учета и немедленного реагирования на поступающие от потребителей жалобы и заявления, информацию о недоброкачественных товарах сегодня - одна из наиболее актуальных задач. Решить эти проблемы призвана Межведомственная информационная система по вопросам защиты прав потребителей (МИС).
Информационная система должна обеспечить решение следующих задач в сфере защиты прав потребителей: 1. Анализ и прогнозирование ситуации в сфере защиты прав потребителей. 2. Подготовка государственных докладов Правительству РФ о реализации государственной политике в сфере защиты прав потребителей. 3. Разработка предложений Правительству РФ по совершенствованию законодательства о защите прав потребителей. 4. Обмен информацией с заинтересованными организациями, в том числе зарубежными; широкое информирование населения и общественности. 5. Разработка рекомендаций, методических материалов для территориальных органов, органов по защите прав потребителей при местных администрациях, общественных организаций по защите прав потребителей. 6. Оперативное оповещение всех заинтересованных организаций, граждан о случаях нарушения прав потребителей, фактах поступления в продажу товаров, опасных для жизни и здоровья. Также предстоит изменить и саму методологию анализа статистических данных, перейти от сугубо описательной практики фиксируемых нарушений к выявлению причин их возникновения. Исходя из межведомственного характера контроля за реализацией законодательства по защите прав потребителей, информационная система должна быть спланирована как двухуровневая, с выделением центрального аппарата Федерального антимонопольного органа России в качестве головного органа на федеральном уровне. Рассмотрим межведомственную информационную систему по вопросам защиты прав потребителей на рисунке 9.
Рис.9. Межведомственная информационная система по вопросам защиты прав потребителей (МИС)
Межведомственная информационная система должна отвечать требованиям, позволяющим в дальнейшем без значительных преобразований в структуре перейти на полностью автоматизированный режим работы и строиться в единую федеральную информационную систему, оперативно взаимодействовать с большим количеством пользователей; обеспечивать структурную гибкость, доступность для пользователей. Она должна быть построена по принципу открытых систем, отвечать требованиям международных стандартов. Сейчас при ограниченных возможностях Антимонопольный комитет России уже создал банки данных, куда занесены сведения об органах по защите прав потребителей при местных администрациях, общественных объединениях потребителей, координационных советах по делам потребителей, реализации законодательства о защите прав потребителей.
Практика применения закона РФ "О защите прав потребителей" выявила основные направления его совершенствования: 1) уточнение ряда определений и общих положений закона; 2) урегулирование отношений потребителей и предпринимателей, связанных с инфляционными процессами; 3) расширение полномочий органов по защите прав потребителей при местных администрациях; 4) конкретизация компетенции и полномочий органов государственного управления, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей в целях увеличения эффективности и согласованности этой деятельности. Такой выбор был сделан на основе анализа более 25 тысяч дел по заявлениям и жалобам потребителей, рассмотренных Федеральным антимонопольным органом России и его территориальными управлениями, а также обширного опыта работы органов по защите прав потребителей при местных администрациях, судебных органов, общественных организаций потребителей. Принятие предлагаемых изменений и дополнений позволит укрепить правовые основы реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей. Работа по совершенствованию законодательства о защите прав потребителей должна вестись в следующих направлениях: Необходимо заполнить проблемы в действующим законодательстве, приняв такие законы как "О независимой потребительской экспертизе", "О рекламе", О праве на получение льгот и преимуществ в сфере торгового, бытового и иных видов обслуживания". Потребитель на рынке сертифицированных услуг должен находится в равном положение по отношению к продавцам, изготовителям и экспертам. Закон о независимой потребительской экспертизе призван регулировать отношения, возникающие между потребителями, изготовителями, продавцами и независимыми экспертами по вопросам проверки, объективной оценки и информирования заинтересованной стороны о реальном состоянии продукции, подвергшейся экспертизе. К числу основных (общих) положений могут быть отнесены статьи, определяющие порядок функционирования, установление требований к НПЭ. В законе должны быть определены нормы, регулирующие статус независимой экспертизы, включая положение об ответственности за объективность и достоверность заключений по проверкам; правовые последствия за искажение результатов оценок; конкретные меры ответственности за невыполнение требований к порядку проверок; информирование населения и заинтересованных сторон. Кроме того, в законе должно быть отражено право заказчиков на достоверные сведения по результатам экспертиз и о сроках выполнения проверок, гарантии государственной защиты вследствие недостоверных сведений, принимаемые меры по рассматриваемым жалобам, включая жалобы на нарушение правил аккредитации органов и лабораторий.
Предлагаемые положения и нормы законопроекта упорядочили бы взаимоотношения на рынке услуг по добровольной сертификации, позволили бы персонифицировать функции по государственному регулированию этого рынка, усилить ответственность за результаты анализа продукции, подвергаемой проверке. Данный законопроект можно и нужно разрабатывать в сочетании с совершенствованием законодательства о стандартизации и сертификации. В развитие нуждается законодательство, обеспечивающее защиту прав потребителей от некачественных продуктов питания (особенно импортного производства), которые наводнили Россию. По результатам гигиенической экспертизы Башкирским областным центром санэпиднадзора была запрещена реализация крупной партии риса, поступившего из Тайваня, из-за содержания в нем ряда высокоопасных пестицидов в концентрациях, превышающих предельно допустимые. А также в Республике Башкортостан была запрещена реализация большой партии продуктов, в том числе консервы для детского питания, поступившие из стран Европы, также в связи с наличием признаков порчи, нарушением герметичности банок, истечением сроков их реализации. Отсутствовали документы на консервы, подтверждающие их качество. На протяжение последних лет с 2005-2007 годов в среднем в год с числом пострадавших 1600-2700 человек, от 250 до 460 групповых заболеваний ботулизмом от употребления недоброкачественных продуктов питания. Только от ботулизма в России ежегодно погибают 60-70 человек. В разрабатываемом под руководством Госкомсанэпиднадзора России и МВД законопроекте "О качестве и безопасности пищевых продуктов" должны содержать нормы и положения по регулированию отношений на всех этапах производства, транспортировки, хранения и реализации пищевых продуктов между изготовителями, получателями, продавцами и потребителями. Анализ международного опыта и опыта ведущих экономических развитых стран свидетельствует, что специального законодательства о качестве и безопасности пищевых продуктов является основополагающим в механизме реализации прав граждан на получение безопасных для жизни и здоровья и полноценных пищевых продуктов, а также получение достоверной информации о составе, пищевой ценности и потребительских свойствах продуктов питания. Настоящий закон должен помочь функционированию системы обеспечения качества пищевых продуктов, куда входят нормы, регулирующие производство и реализацию новых пищевых продуктов: обеспечению качества пищевых продуктов; этикетированию и маркировке пищевых продуктов; повышению качества импортируемых пищевых продуктов; ужесточению требований к пищевому сырью; усилению контроля качества и безопасности пищевых продуктов. Одним из перспективных направлений работы по защите прав потребителей должна стать гармонизация соответствующего законодательства стран СНГ и других стран. Правовые системы, законодательства всех государств не должны развиваться изолировано друг от друга. Если два государства могут идти по пути заключения двухсторонних соглашений, то во взаимоотношениях между несколькими государствами нужно идти по пути сближения национальных законодательств и унификации прав. Одним из важнейших элементов государственной системы защиты прав потребителей является правовое образование населения, направленное на формирование грамотного поведения во взаимоотношениях с продавцами, изготовителями, исполнителями. В целях пропаганды законодательства о защите прав потребителей и повышения правовой грамотности потребителей министерствами и ведомствами, общественными объединениями потребителей и организациями по защите прав потребителей ведется работа по созданию стабильной системы информирования населения через средства массовой информации и соответствующие целевые издания. Во многих центральных газетах - "Российской газете", "Аргументах и фактах", "Известиях", "Торговой газете" - систематически публикуются материалы для потребителей под специальными рубриками. Вместе с тем важно обеспечить не только широту и доходчивость публикуемых материалов, но и, что самое главное, их достоверность. Известны случаи, когда основанные на достоверных сведениях публикации в прессе вводили в заблуждения потребителей. Так, в 1993 году газетой "Мегаполис - экспресс" была опубликована и в дальнейшем перепечатана в ряде региональных газет (в Читинской, Сахалинской областях и других) ложная информация о том, что индекс "Е" с соответствующими цифровыми кодами на импортных продуктах свидетельствует о наличии в них некоторых вредных ингредиентов (рис 10). На самом же деле этот индекс означает разрешенные международными стандартами пищевые добавки. Ложная информация вызвала панику среди населения, массовый поток жалоб и запросов в организации по защите прав потребителей. Для этого понадобились неоднократные публикации в прессе и официальные разъяснения Госкомсанэпиднадзора России, чтобы пояснить ситуацию и успокоить людей. Добавки разрешенные и запрещенные. Разрешено: Е100, Е101, Е102, Е104, Е110, Е120, Е122, E124, Е129, Е131, Е132, Е123, Е141, Е142, Е143, Е150а, E150b, Е150с, E150d, Е151, Е152, Е160a, Е160b, Е160с, Е160е, В161а, Е161b, E161c, E161d, E161c, E161f, Е161g, Е162, Е163, Е164, Е170, Е171, Е172, Е181, Е200, Е201, Е202, Е203, Е210, Е211, Е212, Е220, Е221, Е222, Е223, Е224, Е234, Е235, Е236, Е239, Е242, Е249, Е250, Е251, Е260, Е261, Е262, Е265, Е266, Е270, Е280, Е290, Е296, Е297, ЕЗ00, Е301, Е304, ЕЗ06, Е307, Е315, Е316, Е319, Е320, Е321, Е322, Е32в, Е327, ЕЗЗО, Е331, Е332, ЕЗЗЗ, Е334, Е335, ЕЗЗ6, Е337, Е338, Е339, Е340, Е341, Е342, Е353, Е354, Е363, Е380, Е383, Е385, ЕЗ86, Е381, Е400, Е401, Е402, Е404, Е405, Е406, Е407, Е410, Е411, Е412, Е413, Е414, Е415, Е416, Е417, Е420, Е421, Е422, Е440, Е446, Е460, Е451, Е452, Е460, Е461, Е464, Е466, Е470, Е471, E472a, Е472b, Е472с, E472d, Е472е, E472f, E472g, Е473, Е47В, E481, Е500, Е501, Е503, Е504, Е507, Е508, Е509, E510, E511, Е513, Е514, Е515, Е516, Е517, Е518, Е524, Е525, Е526, Е527, Е528, Е529, E530, Е536, Е539, Е551, Е55З, Е558, Е570, Е575, Е578, Е585, Е620, Е621, Е626, Е627, Е630, Е631, Е636, Е637, Е900а, Е901, Е902, Е903, Е904, Е905a, Е905b, Е905с, Е920, Е921, E924a, Е927а, Е927b, Е928, Е930, Е940, Е941, Е950, Е951, Е952, Е953, Е954, Е958, Е965, Е966, Е967, Е999, Е1100, Е1101, Е1102, Е1103, Е1104, Е1200, Е1201, Е0202, Е1505, Е1518, Е1520, Е. Не имеют разрешения в РФ: Е103, Е107, Е125, Е127, Е128, Е140, Е153, E154, E155, El60d, Е160a, Е166, Е173, Е174, Е175, Е180, Е182, Е209, Е213, Е214, Е215, Е216, Е217, Е218, Е219, Е225, В226, Е227, Е228, Е230, Е231, Е232, Е233, Е237, Е238, Е241, Е252, Е263, Е264, В281, Е282, Е283, Е302, Е303, ВЗ05, Е308, Е309, Е310, Е311, Е312, Е313, Е314, Е317, Е318, В323, Е324, Е325, Е328, Е329, Е343, Е344, Е345, Е349, Е350, Е 351, Е352, Е355, Е356, Е357, Е359, Е365, Е366, ЕЗ67, Е368, Е370, Е375, Е381, Е408, Е409, Е418, Е419, Е429, Е430, Е431, Е432, Е433, Е434, Е435, Е436, Е441, Е442, Е443, Е444, Е446, Е462, Е463, Е465, Е467, Е47, Е476, Е477, Е478, Е479, Е480, Е482, Е483, Е484, Е485, Е486, Е487, Е488, Е489, Е491, Е492, Е493, Е494, Е495, Е496, Е505, Е512, Е519, Е520, Е521, Е522, Е523, Е535, Е837, Е538, Е541, Е542, Е550, Е552, Е554, Е555, Е556, Е557, Е559, Е560, Е574, Е576, Е577, Е579, Е580, Е622, Е623, E624, Е625, Е628, Е629, Е632, Е633, Е634, Е635, Е640, Е922, Е923, Е924, Е92, Е92, Е94, Е94а, Е943b, Е944, Е945, Е946, Е957, Е959, Е1000, Е1001, E1005, Е1503, Е1521. Рис.10 Разрешенные и запрещенные добавки в пищевые продукты
В группе пищевых добавок, запрещенных к применению в пищевой промышленности России, три наименования, их следует запомнить: E121 СITRUS RED 2 (цитрусовый красный 2) - краситель; E123 AMARANTH (амарант) - краситель; E240 FORMALDEHYDE (формальдегид) - консервант. Большую просветительскую и информационную работу ведут общественные объединения потребителей. В международной Конфедерации обществ потребителей с сентября 1993года работает отдел потребительского образования, который начал взаимодействовать как с региональными отделениями, районами, так и с центральными ведомствами. Используя банк образовательных программ, которые предоставляют союзы потребителей разных стран, организации потребителей готовят материалы для использования как в вузах, так и для средних учебных заведениях. Особенно важно включение элементов потребительского образования в школьные программы, так как в перспективе это позволит всему населению приобрести знания о защите прав потребителей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|