Всероссийская программа борьбы с контрафактной, фальсифицированной и некачественной продукции
Явление фальсификации товарной продукции приобрело в последние десятилетия особо крупные масштабы. Волна контрафакта, захлестнувшая российский рынок, ощутимо отражается практически на всех отраслях промышленности. Ежегодно поток фальсифицированной продукции продолжает увеличиваться на 10-15%. Ещё в середине 90-х годов его стоимость оценивалась уже в 200 млрд. долл. в год. При этом особенно быстро он захлестнул отрасли, производящие высокотехнологичные и дорогие товары, отрасли массового производства товаров широкого потребления, фармацевтическое и продовольственное производства. При оценке уровня фальсификации называются различные цифры, но только малая их часть основана на реальном анализе. Основной причиной отсутствия точной статистики в этой области является, с одной стороны, безусловно, трудность сбора информации, а с другой - недооценка важности этой информации. Поэтому многие выводы приходится делать на основе экспертных оценок отдельных ассоциаций производителей, ученых, использовать косвенные статистические показатели. "Пиратское производство" подрывает авторитет оригинального производителя, несущего ответственность за выявленные производственные дефекты изделий, а также снижает его доходы. Но главное - это большая проблема для потребителей, представляющая реальную опасность для работы, здоровья, а подчас и жизни граждан. Ни одна подделка не может обладать свойствами оригинала, следовательно, не удовлетворяет требованиям потребителя и не соответствует заявленному качеству. В тоже время визуально отличить фальсификат от оригинальной продукции достаточно сложно, а иногда и вовсе невозможно. Товаропроизводители и владельцы товарных знаков вынуждены самостоятельно разрабатывать все более сложные методы по борьбе с подделкой их товаров, чтобы воспрепятствовать появлению "пиратской продукции" на рынке, но в связи с отсутствием единой, централизованной программы, эти методы мало эффективны.
Незаконная реализация контрафактной продукции приводит к недополучению бюджетом значительных денежных средств, препятствует формированию цивилизованного рынка в России, в том числе мешает развитию отношений с зарубежными партнерами, ограничивает приток инвестиций, отрицательно сказывается на взаимоотношениях с Евросоюзом, создает трудности на пути вступления России в ВТО. В решении вопроса борьбы с контрафактной, фальсифицированной и некачественной продукцией заинтересованы и государство, и товаропроизводители, и потребители. Возникла необходимость разработать и внедрить долгосрочную стратегию по борьбе с подделками, которая бы предусматривала защиту оригинальной продукции, повышение качества товаров (работ, услуг) и просвещение потребителей, объединяя при поддержке государства ресурсы (интересы) и производителей и потребителей. Программа борьбы с контрафактной, фальсифицированной и некачественной продукцией Российского и Московского фондов защиты прав потребителей отвечает этим требованиям, является кардинально новой и носит социально-направленный характер. Программа реализуется в рамках проведения Смотров предприятий, организаций, предпринимателей, товаров (работ, услуг, технологий) "Лучшие в России", "Лучшие в Москве", "Лучшие в Подмосковье". Цели и задачи Программы: Введение и реализация комплекса мероприятий для товаропроизводителей и дистрибьюторов товаров (работ, услуг), способствующих вытеснению с российского рынка контрафактной, фальсифицированной и некачественной продукции.
Введение специального знака - "Знака обслуживания" Повышение ответственности товаропроизводителей перед потребителями в интересах продвижения на потребительский рынок качественных товаров, работ и услуг. Продвижение лучших товаропроизводителей, их информационная поддержка и правовая защита. Содействие органам власти, самоуправления и контроля в проведении социально-экономической политики в целях наиболее полного удовлетворения интересов населения. Совершенствование информационной, образовательной и просветительской работы в сфере защиты прав потребителей. Участники Программы Организатором Программы являются Российский фонды защиты прав потребителей. Финансирование Программы Главным источником финансирования Программы являются средства участников Программы, получаемые в соответствии с заключенными договорами. Финансирование также может осуществляться за счёт внебюджетных источников регионов и благотворительных средств. Денежные средства направляются на финансирование мероприятий в рамках реализации Программы. Заключительная часть. Воплощение данной Программы позволяет: объединить интересы потребителей и производителей товаров (работ, услуг) по вытеснению с российского рынка подделок и недоброкачественной продукции; отличать оригинальную продукцию от контрафакта как потребителям, так и контролирующим органам; формировать добропорядочные отношения на потребительском рынке. Таким образом, Программа позволяет решать важнейший вопрос - создание согласованными действиями потребителей и производителей общего экономического пространства на пути формирования цивилизованного рынка в России. Рассмотрим вопрос защиты прав потребителей на примере использования в работе предприятий нелицензионного программного обеспечения. На данный момент времени каждое предприятие обязано вести бухгалтерский учет, а следовательно возникает необходимость приобретения компьютера и программного обеспечения. Программным обеспечением с целью ведения бухгалтерского учета являются бухгалтерские программы, которые распространяются фирмами - производителями с условием предоставления бесплатных консультаций в случае необходимости, бесплатного обновления и обслуживания за умеренную плату. Так, стоимость самой доступной бухгалтерской программы "С: Бухгалтерия 8.0" на одно рабочее место 9 тыс. рублей. Не каждый предприниматель без образования юридического лица или субъект малого предпринимательства может позволить себе подобные траты, особенно в первое время. Именно в этот момент ему и предлагается нелицензионная версия программного обеспечения. Стоимость установки нелицензионной версии на 1 компьютер - от 500 до 1000 рублей. Большинство субъектов малого бизнеса охотно соглашаются на данное предложение. Правда, распространители таких версий не предоставляют дополнительных услуг:
не обновляют версию бесплатно, за каждое обновление необходимо заплатить не менее 500 рублей; не предоставляют информации при сбоях, что требует дополнительных затрат на переустановку программного обеспечения, а в некоторых случаях и восстановление утерянных данных; не гарантируют бесперебойной работы программного обеспечения; не осуществляют обслуживание программного обеспечения. Даже если часть субъектов малого бизнеса воспользуются услугой по установке нелицензионной программы, то потери будут и у государства (не облагается продажа нелицензионной продукции налогом на прибыль организации) и у потребителя (нет гарантии при работе с программным обеспечением). Используя нелегальное программное обеспечение, предприятие нарушает не только закон об авторских правах, но еще и налоговые законы, некоторые статьи уголовного кодекса, инструкции по ведению бухгалтерского учета и многие другие законы. Незаконное копирование программного обеспечения, намеренное или неосознанное, подвергает предприятие риску. Раскроем риски, связанные с нарушением условий лицензионных соглашений: использование нелицензионных копий программ является нарушением авторских прав и может повлечь за собой применение мер юридической ответственности. Организации может быть предъявлен иск со стороны правообладателя, а ответственные сотрудники в организации могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности;
ущерб деловой репутации может принести нарушение требований закона об авторских правах. Этот фактор особенно важен для компаний, имеющих зарубежных партнеров или клиентов. в "пиратских" копиях программного обеспечения могут содержаться вирусы или иной вредоносный код, способный поражать отдельные компьютеры и целые сети. Вирусы могут вызвать безвозвратную потерю данных, что для многих компаний чревато очень серьезными последствиями. производители программного обеспечения не предоставляют технической поддержки пользователям нелицензионных копий продуктов. При возникновении технических проблемы, тормозящей работу, компании придется самостоятельно заниматься ее разрешением. Кроме того, компания не имеет право на приобретение версий "обновление" для имеющихся продуктов. нелицензионные копии программного обеспечения могут стать причиной несовместимости программ, которые в обычных условиях хорошо взаимодействуют друг с другом. Это может привести к перебоям и нарушениям в основной деятельности компании, порче и утере ценной информации. Преимуществами лицензионного программного обеспечения: при рациональном управлении программным обеспечением легко определить, какие программы нужны, а какие нет. Кроме того, можно воспользоваться скидками, предлагаемыми многими производителями программного обеспечения в рамках программ корпоративного лицензирования, и выбрать способ наиболее эффективного развертывания программ в организации; управление программным обеспечением снижает возможность сбоя при взаимодействии компьютерных программ. Произведем расчет экономической эффективности мероприятий, направленных на снижение объема нелицензионного программного обеспечения. Согласно статистических данных количество зарегистрированных субъектов малого бизнеса постоянно растет, что можно проследить на рисунке 5. Проведем тестирование мнения жителей г. Уфы по поводу применения лицензионного программного обеспечения на предприятия субъектах малого бизнеса. Вопросы теста представим в таблице 5:
Таблица 5 Тестирование работников субъектов - предприятий малого бизнеса
В результате случайной выборки под опрос подпало 50 человек, 32% из которых не являются работниками предприятий малого бизнеса. На вопросы о наличии программного обеспечения 73,5% знали о наличии на фирме бухгалтерских программ, 11,8% - о наличии юридических программ и 14,7% осведомлены о наличии и бухгалтерских и юридических программ. Как показывают результаты опроса большая часть работников (70,6%) не знает об источниках получения программного продукта. Уверенность в том, что программное обеспечение на предприятии лицензионное выразило 26,5% опрашиваемых, а 73,5% уверены в том, что программное обеспечение на фирме не лицензионное. Применим результаты данного опроса для расчета экономического эффекта от мероприятий, направленных на снижение объемов нелицензионного обеспечения субъектами малого бизнеса. С этой же целью рассмотрим динамику количества зарегистрированных малых предприятий в Российской Федерации на рисунке 10: Рис.11. Динамика количества малых предприятий в РФ
В соответствии со статистическим данными - 40% от всех открывшихся предприятий в настоящее время не работают, тогда, действующими остаются на территории России 588 тыс. (979,3*60%) субъектов малого предпринимательства. 26,5% из всего количества субъектов малого бизнеса применяют лицензионное обеспечение,73,5% - 432 тыс. субъектов малого бизнеса имеют нелицензионное обеспечение (одну бухгалтерскую программу). Тогда можно считать, что фирма - производитель теряет следующий объем выручки: 432 тыс. единиц * 9000 руб. = 3888 млн. рублей. Рентабельность продаж возьмем 10%, следовательно, фирмы - производители и посредники по продажам лицензионных версий программного обеспечения уже потеряли не менее 353 млн. рублей (3888 млн. руб. *10/110) прибыли с которой должны уплатить налог на прибыль. Налог на прибыль организаций составляет 24% от объема выручки фирм -производителей и распространителей лицензионного программного обеспечения, т.е.84,7 млн. рублей. (353 млн. руб. * 24%). Заключение
Актуальность темы выпускной квалификационной работы подчеркивает опыт рыночного развития российской экономики, на основании которого доказана необходимость сохранения государственного контроля в вопросах организации защиты прав потребителей. Цель выпускной квалификационной работы определить направления по повышению эффективности деятельности органов по защите прав потребителей (их территориальных управлений) в области контроля соблюдения законодательства о защите прав потребителей. В соответствии с целью, выдвигаются были решены следующие задачи: определена роль федеральных и муниципальных органов государственного управления в сфере защиты прав потребителей; проанализирована работа антимонопольных органов в сфере защиты прав потребителей и рассмотреть основные проблемы, возникающие в ходе работы по контролю соблюдения законодательства и в процессе судебной защиты прав потребителей; на примере ОБЭП МВД РБ рассмотрена деятельность отдела по защите прав потребителей; выявлены приоритетные направления деятельности отдела и рассмотрена практику судебной защиты прав потребителей; определены основные вопросы, с которыми сталкивается отдел по защите прав потребителей в процессе своей деятельности. На сегодня Закон РФ “О защите прав потребителей” остается по мнению юристов наиболее нарушаемым из всех действующих законов. Практика показала, что более слабой в правовом плане стороной в потребительских отношениях является гражданин-потребитель. Всеобщая правовая безграмотность, как предпринимателей, так и потребителей, порождает массу проблем в правоприменительной практике и доказывает, что без участия государственных органов, наделенных властными полномочиями, защита прав потребителей и в особенности профилактика правонарушений в этой области крайне неэффективна. Одним из распространенных видов нарушений является непредставление потребителям информации о наименовании хозяйствующего субъекта, юридическом адресе. При отсутствии этой информации потребитель лишен возможности направить претензию нарушителю и защитить свои права. Так же отсутствие единообразия в области технического регулирования, применения терминов и определений продукции приводит к нарушениям требований законодательных актов в этой области и массовым жалобам потребителей в связи с приобретением товаров ненадлежащего качества. В выпускной квалификационной работе рассмотрена практика ОБЭП о результатах борьбы с экономическими преступлениями в различных областях хозяйствования. Судебная практика ОБЭП РБ показала, что сотрудники Комитета активно работали в судах. С их участием рассмотрено 572 дела.215 дел удовлетворено на сумму более 13 млн.645 тыс. руб., заключено 56 мировых соглашений на сумму более 1 млн.824 тыс. руб. С 2005 года, в связи с внесением изменений в Федеральный закон "О защите прав потребителей", за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя суд обязан взыскивать с ответчика - нарушителя прав потребителей в городской бюджет штраф в размере 50% от суммы, присужденной в пользу потребителя. Штраф в городской бюджет по делам, в которых принимал участие ОБЭП РБ составляет на 1 сентября 2005 года, по подтвержденной документально информации, 949 тыс.260 руб. ОБЭП осуществляет свою деятельность на бюджетные средства и является частью системы правоохранительных органов. Работники ОБЭП обязательно военнообязанные после службы в армии. Численность работников ОБЭП невелика и главное действующее лицо - следователь по экономическим преступлениям. Также работники ОБЭП ведут профилактическую работу путем предоставления консультаций гражданам и производителям по вопросам защиты прав потребителей, проводят анализ действующих договорных отношений между продавцом и потребителем, проводят сбор информации о причиненном вреде жизни, здоровью или имуществу потребителей со стороны продавцов и производителей, а также проводит различную аналитическую работу, направленную на осуществление защиты прав потребителей. Особое место в жизни общества занимает Программа борьбы с контрафактной, фальсифицированной и некачественной продукцией Российского и Московского фондов. Данная программа защиты прав потребителей является кардинально новой и носит социально-направленный характер. Программа реализуется в рамках проведения Смотров предприятий, организаций, предпринимателей, товаров. При оценке уровня фальсификации называются различные цифры, но только малая их часть основана на реальном анализе. Основной причиной отсутствия точной статистики в этой области является, с одной стороны, безусловно, трудность сбора информации, а с другой - недооценка важности этой информации. Поэтому многие выводы приходится делать на основе экспертных оценок отдельных ассоциаций производителей, ученых, использовать косвенные статистические показатели. Программа позволяет решать важнейший вопрос - создание согласованными действиями потребителей и производителей общего экономического пространства на пути формирования цивилизованного рынка в России. В процессе выполнения выпускной квалификационной работы был проведен анализ применения на предприятиях субъектах малого бизнеса нелицензионного программного обеспечения, как бухгалтерского, так и юридического, определены риски от применения нелицензионного программного обеспечения и произведен расчет экономической эффективности от проведения мероприятий, направленных на снижение объема применения нелицензионного программного обеспечения. В результате проведения тестирования работников предприятий малого бизнеса выявлено, что 73,5% уверены в том, что программное обеспечение на фирме не лицензионное. Применяя результаты данного опроса и статистические данные о количестве предприятий субъектов малого бизнеса по России в 2006 году произведены расчеты, в результате которых выявлено, что фирмы - производители программного продукта недополучает ежегодно выручку в размере 3888 млн. рублей. При рентабельности продаж 10%, фирмы - производители и посредники по продажам лицензионных версий программного обеспечения в 2006 году потеряли не менее 353 млн. рублей прибыли с которой должны уплатить налог на прибыль. Следовательно, по данным подсчетам упущенная выгода бюджета составляет не менее 84,7 млн. рублей. Библиографический список
1. Гражданский кодекс РФ 2. Налоговый кодекс РФ 3. Федеральный закон "О защите прав потребителей" 4. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. - М.: Дело и сервис, 2003.304 с. 5. Лукасевич И.Я. Анализ финансовых операций, методы, модели, техника вычислений. - М.: Финансы. ЮНИТИ, 2006.400с. 6. Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент. Управление денежным оборотом предприятия. - М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2004.400 с. 7. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Минск.: Новое знание, 2005.688 с. 8. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: российская практика. - М.: Финансы и статистика, 2003.118 с. 9. Управление предприятием и анализ его деятельности / Под ред. В.Н. Титаева. - М.: Финансы и статистика, 2002.420 с. 10. Уткин Э.А. Финансовый менеджмент. - М.: Зеркало, 2003.272 с. 11. Финансовый менеджмент / Под ред. Е.С. Стояновой. - М.: Перспектива, 2006.656 с. 12. Финансовое управление фирмой / Под ред. В.И. Терехина. - М.: Экономика, 2003.98 с. 13. Четыркин Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчетов. - М. Дело ЛТД, 2004.134 с. 14. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. - М.: Инфра-М, 2004.512 с. 15. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. - М.: ИНФРА-М, 2005.343 с. 16. Экономический анализ / Под ред. Л.Т. Гиляровской. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2006.527 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|