Специфика и сущность философского знания. Основной вопрос философии
Мировоззрение – это совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и принципов, которые определяют отношение человека к миру и регулируют его поведение в повседневной жизни. Два уровня мировоззрения: 1. Жизненно-практический – навыки, обычаи, традиции, опыт 2. Теоретический – наука и философия Основные типы мировоззрения: Миф – это самая древняя форма мировоззрения на уровне мироощущения и миропонимания, которая характеризуется символическим, фантастическо-образным, целостным представлением о природе, обществе и человеке. Основные вопросы, на которые миф пытается дать ответ: · происхождение Вселенной, земли и человека; · объяснение природных явлений; · жизнь, судьба, деятельность и смерть человека; · взаимоотношение человека и богов; · вопросы чести, долга, нравственности. Миф возник как ответ на вопросы о происхождении мира и его устройстве, о причинах возникновения природных явлений, о происхождении животных и человека. Главная функция мифа – объяснять миропорядок и регулировать сложившиеся общественные отношения. С мифом и мифологией тесно связана религия. На начальном этапе развития общества их содержание во многом совпадает. Но религия имеет свою специфику. Она охватывает систему догм, иллюзорных чувств, обрядовых действий и церковных учреждений, призванных удовлетворить потребности людей в вере, надежде и любви. Религия – это основанное на вере в сверхъестественное мировоззрение, включающее в себя систему догм, чувств, направленных на иллюзорные предметы, и обрядовых действий, реализующих определенные духовные потребности человека. Функции религии: · мировоззренческая · объединительная
· культурологическая · нравственно-воспитательная. Анализируя эпоху зарождения философии и науки, Карл Ясперс ввел понятие осевого времени, подразумевая под этим эпоху резкого поворота в истории от мифологического сознания к научно-философскому осмыслению окружающего мира и места человека в нем. Осевое время (800 – 200 гг. до н.э.) – поворотная точка в мировой истории, когда одновременно в Китае, Индии и на Западе жили и творили Конфуций и Лао-цзы (Китай), в Индии возникли Упанишады. Жил Будда. В Иране проповедовал Заратустра, в Палестине – Илия, Исайя, Иеремия. В Греции – это время Гомера, Парменида. Гераклита, Платона. Аристотеля, Софокла, Фукидида, Архимеда. Философия является особой формой общественного сознания, от мифологии и религии философия отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом теоретического рассмотрения и логического анализа. Термин “философия” впервые ввел в обиход Пифагор (6 в. до н.э.), понимая под ним “любовь к мудрости”. Философия – “любомудрие”, философ – “любомудр”. Мудрец же по его мнению лишь Бог, человек может лишь стремиться к мудрости. Затем Платон стал интерпретировать его как любовь к “мудрости-истине”. Философия – это специфическая форма духовной культуры, связанная с постижением умозрением сущности мира и человека, его места в этом мире, отношения к миру и смысла жизни. Отличия философского мировоззрения от религиозного и мифологического: · рационально – основано на знании, а не на вере или вымысле; · рефлексивно – обращает мысль на саму себя; · логично – имеет внутреннее единство и систему; · опирается на четкие понятия и категории. Философия тесным образом связана с мировоззрением, но не совпадает с ним; она является его общетеоретической основой. Мировоззрение в широком смысле – это общая противоречивая модель мира, в которой переплетаются рациональное и эмоциональное, жизненно-практический опыт и научное знание, рассудок и предрассудки, мифология и религия. Философия же, выделяя всеобщее и необходимое, присущее миру как целому., проникает в его глубинное начало, ставит вечные вопросы бытия.
Философия и наука: 1. Философия-мудрость – стремление человека к поиску смысла жизни, часто интуитивным путем, бессистемна (Сократ, Платон, Паскаль, Монтень, Ницше, Хомяков, Чаадаев, Бердяев, Соловьев, Толстой, Достоевский). Философствование. Ницше – философия есть личное творчество отдельного мыслителя, выражающая его субъективный мир. 2. Философия-наука – рациональность, объективность, системность, методичность (Аристотель, Декарт, Бэкон, Кант, Гегель). Предмет философии: Староантичное понимание философии тождественно понятию науки вообще (“преднаука”). Предмет нерасчлененной науки – вся действительность. Философии в античности как науки в современном смысле этого слова не было, как не было физики, биологии и других наук. Традиционное понимание – связано с именем Аристотеля, который трактует философию как науку наук. Философия – это учение о всеобщем, безраздельно господствующая и руководящая наука. Современное понимание – складывалось по мере накопления специальных знаний, выработки конкретных приемов исследований и развития представлений о закономерностях отдельных областей природы, процесса дифференциации теоретического знания. Происходит обособление отдельных наук: астрономии, физики, медицины, математики, химии и т.д. Структура философского знания: · Онтология – учение о бытии и его сущности; · Гносеология – учение о познании. · Социальная философия – учение об обществе. · История философии – зарождение, становление и развитие философской мысли. · Логика – учение о мышлении, его законах и формах; · Этика – учение о морали; · Эстетика – учение о прекрасном в жизни и искусстве. · Философская антропология – учение о человеке. · Аксиология – учение о ценностях. · Прикладная философия (культуры, религии, науки, образования, истории и т.д.). Функции философии: Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначения.
Мировоззренческая – способствует осмыслению человеком своей собственной жизни, осознанию своего места в природе и обществе, выбору нравственных ориентиров. Помогает человеку стать человеком. Центральная мировоззренческая проблема - вопрос об отношении человека к миру, к бытию или сознания к материи, духа к природе, психического к физическому, идеального к материальному. Этот вопрос был четко сформулирован в работе Ф.Энгельса “Людвиг Фейербах и конец классической философии” (1886) и назван основным вопросом философии. В зависимости от решения основного вопроса философии – что является первичным, определяющим – материальное или идеальное, природа или дух, материя или сознание? – философы делятся на материалистов (“линия Демокрита”), признающих первичным материю, существующих вне и независимо от сознания, а сознание производным от материи (Эпикур, Маркс, Энгельс, Плеханов, Ленин) и идеалистов (“линия Платона”), считающих, что дух, сознание предшествуют материи и творят ее. Различают две разновидности идеализма: объективный идеализм признает основой всего существующего объективное, независимое от человека духовное начало, мировой дух, внечеловеческий разум, мировою волю (Платон, Лейбниц, Гегель) и субъективный, который считает первичным сознание человека, субъекта, которое признается единственной реальностью, тогда как действительность оказывается результатом духовного творчества субъекта (Беркли). Не всякое философское учение можно отнести к материализму или к идеализму. Существуют дуалистические философские системы или дуализм. Дуализм признает материальное и духовное двумя независимыми началами (Декарт). Познавательная (гносеологическая) – тесно связана с основным вопросом философии, составляет его вторую сторону. Позваниваем ли мир – в состоянии ли наше мышление познать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о нем составлять верное отражение действительности? Большинство философов считают, что человек в состоянии раскрыть сущность вещей, открыть законы природы и общества, представить более или менее верную картину мира. Такая позиция называется гносеологическим оптимизмом. В теории познания сложились эмпирическое и рационалистическое направления. Эмпиризм – источник знания – опыт, основанный на чувственном познании. Рационализм – источник знания – разум, абстрактное мышление. Существуют течения, представители которых отстаивают идеи об ограниченности познавательных возможностей человека, неспособности человеческого разума постичь суть бытия. Иррационализм – рациональному познанию противопоставляется познание сверхразумное – инстинкт, мистическая интуиция, откровение. Скептики – познание мира ограничено возможностями человека, агностики – суть вещей человек познать не в силах. Отношение “мир-человек” теория познания рассматривает как отношение объекта и субъекта. Проблема истина и ее критериев.
Методологическая – выработка основных способов познания окружающей действительности и человека. Основные методы философии: диалектика, метафизика, догматизм, софистика, эклектика, феноменология, герменевтика. Философское осмысление мира предполагает решение вопроса: находится ли окружающий человека мир, его предметы и явления в состоянии покоя или мир изменяется, развивается, переходит из одного состояния в другое. Первый из этих взглядов получил название метафизического, а второй диалектического. Метафизика – способ мышления противоположный диалектическому: · истина понимается как нечто конечное, застывшее, а не как процесс · все стороны познаваемого мира абсолютны · признается развитие, но не саморазвитие; признаются изменения предметов, процессов количественно, но не качественно · все объекты рассматриваются вне связи друг другом. Аксиологическая (в переводе с греч. axios - ценный) – обосновывает ценностные нормы и идеалы, способствует формированию у человека представлений об оценках и нормах бытия, разрабатывает нравственных понятия Истины, Добра и Красоты. Социальная – философия анализирует общественное развитие, выявляет его общие и специфические закономерности. Критическая – философия формирует способность подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, не принимать на веру, а искать рациональные доказательства. Прогностическая – на основе имеющихся философских знаний об окружающем мире попытаться спрогнозировать тенденции развития человека природы и общества
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|