Философия и наука: проблема научности философии
Философия как самостоятельная дисциплина формируется в единстве с наукой. Характерными общими чертами науки и философии являются: 1. Философия и наука – это теоретический тип знания, поэтому в разработке своих основных позиций и ученый, и философ не просто описывает, а стремиться объяснить мир, действительность, используя строгий научный язык. Важную роль в этом играют рассуждения, размышления, которые опираются на логику, доказательства и выражаются в абстрактных понятиях. Эти основные понятия философии и науки называются категориями. 2. И наука, и философия своей целью ставят достижение истины, как высшей ценности. Не выгода, а истина – главная цель и ученого и философа. Что отличает философию от науки: А) Наука исследует реальный мир, а философия то, что мы о нем думаем, т.е. она изучает наши мысли, суждения, мнения. Потому философия часто дает более содержательную характеристику мира, но с другой стороны такая характеристика часто бывает субъективной, т.к. отправная точка всякого философствования сам человек. Б) Наука отражает действительность, изучает то, что было, есть или будет, а философия строит свои рассуждения на основе принципов и идей, заставляющих нас стремиться к совершенству, поэтому философские вопросы – это вопросы о высших жизненных ценностях: счастье, добро, красота и т.п. В) Наука основана на фактах и, как правило, требует подтверждения этих фактов на практике, философия же не может этого сделать, т.к. идеалы практически не доказываются. Г) Философия в отличие от науки является плюралистичным знанием, поэтому ни одну из ее позиций не возможно ни доказать, ни опровергнуть. Из всего сказанного не следует делать вывод, что философское знание не способно дать истину. Вероятно, мир недостаточно разнообразен, что разные и даже противоположные позиции могут содержать в себе долю истины.
Философия не может быть наукой всех наук, т.е. стоять над частными дисциплинами, равно как она не может быть одной из частных наук в ряду прочих. Можно предоложить 4 варианта отношения науки и философии: 1. философия включает в себя науку (античный путь развития знания). По Гегелю философия – основа всех наук. 2. философия входит в состав науки (современный этап – наиболее традиционный). 3. философия и наука, разные области знаний (есть мнение, что философия не наука, а форма культуры). 4. философия и наука – частично совпадающие области знаний (самый правильный вариант). Можно ли предположить, что философы различных направлений будут слово в слово повторять положения одной и той же теории, приходить к идентичным выводам и добиваться воспроизводимости суждений? Вряд ли. Философские теории нельзя проверить при помощи опыта или эксперимента, они исключительно зависимы от личности мыслителя, каждая философская система авторизована. Сам статус научности, предполагает ряд необходимых признаков: – определение предмета исследования; – выработка понятийного и категориального аппарата, этому предмету; – установление фундаментальных законов, присущих данному предмету; – открытие принципов или создание теории, позволяющей объяснить множество фактов. Исходя из указанных критериев может ли быть философия причислена к ордену наук? Предмет ее - "всеобщее в системе человек - мир", т.е. обоснование факта самой закономерности бытия. Средства, представленные категориальным аппаратом философии, отвечают самым высоким требованиям, так как обладают статусом всеобщности и необходимости. В рамках философского знания открыт ряд законов и установлены принципы (например, законы и принципы диалектики), позволяющие объяснить развитие природы. Таким образом, философия обладает статусом научности.
5. Бытие как философская категория. Осн формы бытия и их взаимосвязь Бытие - философская категория, обозначающая существующий независимо от сознания объективный мир, материю. Первоначально категория бытия рассматривалась как предельно обобщенная характеристика всего, что присуще миру. Следовательно, бытие – это единство природной, социальной и духовной реальностей. Категория бытие - одна из самых древних философских категорий. Бытие анализируется с помощью таких категорий как:- субстанция (substantia - сущность).- субстрат.- модус.- атрибут.- акциденция. Субстанция понимается как первооснова, начало, сущность всех вещей и от нее зависит существование всех других вещей. Под субстратом понимается основа конкретного проявления бытия. Модус – это свойство предмета, которое присуще ему не постоянно, а лишь в некоторых состояниях. Атрибут характеризует основное свойство, без которого любой объект не может ни мыслиться, ни существовать. Акциденция фиксированное приходящее, временное, случайное свойство, которое может быть исключено без изменения сущности объекта. Учение о бытие - онтология - одна из центральных проблем философии. Термин «онтология» появился в 17 веке, однако философские знания о бытие формировались еще в рамках античности. Первоначально бытие понималось античными философами как предельно-обобщенная характеристика того, что присуще всему миру. Монизм – позиция, при которой основой мира является одна субстанция. Позиция, согласно которой в качестве основы мира рассматриваются две равноценные субстанции – дуализм. Плюрализм – основой мира является множество субстанций. Представитель – Лейбниц. Впервые классифицировал бытие Аристотель. У бытия два уровня: потенциальное и актуальное. Человек сталкивается в своем существовании с двумя видами реальности. Одна из них субъективная реальность, связанная с сознанием (идеальное бытие). Вторая объективная реальность или вне сознания (мир вещей вокруг нас, природа – материальное бытие). Таким образом, бытие это совокупность объективной и субъективной реальности. В конечном итоге центром которой является человек, т.к. он и есть точка пересечения субъективной и объективной реальности.
Выделяют различающиеся, но и взаимосвязанные основные формы (виды) бытия: 1) бытие тел, вещей, процессов, явлений, включающих в себя бытие 1-ой и 2-ой природы: 1-ая – естественная среда обитания (собственно природа). 2-ая – искусственная среда обитания (рукотворная природа). 2) бытие духовного (идеального), которое делится на – бытие духовного мира человека; – бытие объективированного идеального (науки, языка, религии). 3) бытие человека, которое делится на: – бытие человека в мире вещей; – бытие человека как представителя определенного мира; 4) бытие социального, которое делится на – бытие человека в обществе; – бытие общества как особого явления. Возникновение той или иной формы бытия – есть результат перехода от одной формы бытия в другую. Какие бы формы бытия мы не рассматривали, все они имеют своим предельным основанием, своей субстанцией материю.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|