Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие общества как цивилизационный процесс




В истории человечества традиционно используется вариант анализа его развития через призму двух типов цивилизации – восточной и западной. Взаимодействие этих цивилизаций носит маятникообразный характер, каждая из них поочередно доминирует в мировой истории.

Трактовка термина цивилизация:- обозначение высокоразвитых прогрессивных обществ (Гегель);

- более высокий этап развития человечества после дикости и варварства (Морган и Энгельс); - синоним термина культура (Данилевский, Тойнби); - стадия упадка и деградации локальных культур (Шпенглер – у каждой культуры есть 1000 лет, после чего она перерождается в цивилизацию – голый техницизм и сытая самодостаточность).

Первая древняя цивилизация – восточная. Восточная часто называется традиционной. Стадию традиционного общества прошла и западная цивилизация, однако именно на Востоке такой тип общества получил большее развитие. Современный Восток неоднороден по этническому, экономическому, религиозному и другим характерам, однако имеются некоторые общие черты социальной жизни:

- экстенсивный тип экономики; - господство общинной собственности; - подчинение общества государству, а личности общине с жёсткой социальной иерархией; - доминирование духовных ценностей над экономикой и культуры над цивилизацией;

Необходимо иметь ввиду, что современный Восток меняется. Есть страны Востока, которые сочетают восточный и западный путь развития – Тайвань, Япония, Турция, Индия.

Западный тип цивилизации представлен т.н. техногенной цивилизацией (Белл, Тоффлер). Западная цивилизация в своём развитии прошла три стадии:

1. Доиндустриальный (аграрный) – доминирование экстенсивной (присваивающей) экономики, мифологии, жизнь в обществе регламентирована обычаями и традициями.

2. Индустриальный (16-17 вв.) – характерно развитие науки и техники, прогресс в производстве, Развитие капиталистического уклада в экономике (производящая экономика), возрастает роль права – формируется правовое государство, гражданское общество, происходит активное преобразование природы, высокий уровень социальной мобильности, массовая культура.

3. Постиндустриальный (техногенный) – с сер. 20 в. духовый кризис, доминируют ценности второго этапа, переориентация развития экономики и общества на сферу услуг (общество потребления), доминирует наукоёмкое производство, компьютерные и информационные технологии, классовая структура общества сменяется профессиональной, формируются новые ценности (экологизм, гуманизм, культ знания, интеллекта, высокое качество жизни).

Хантингтон – автор современной теории цивилизации «Политическая власть: США-СССР», «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка», в этой работе он утверждает, что современный мир – это совокупность различных цивилизаций. Цивилизация – это «культурная общность наивысшего ранга, самый широкий уровень культурной идентичности людей». Он считает, что существуют 7-8 цивилизаций. Современный мир, по его мнению – столкновение различных цивилизаций. С его подачи: 3-я мировая война возникнет из-за противодействия западной и исламской цивилизаций.

Цивилизационный подход был предложен Арнольдом Тойнби (1889-1975).

Цивилизация,по Тойнби, — устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.

История - нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни, гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли.

Согласно Тойнби цивилизации могут быть основными и локальными.Основные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества, косвенно влияют (особенно религиозно) на другие цивилизации. Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках.

К основным цивилизациям относятся (относились): • шумерская; • вавилонская; • минойская; • эллинская (греческая); • китайская; • индусская; • исламская; • христианская и др.

Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и т. д.).

Развитие всей истории строится по схеме "вызов — ответ". По своей внутренней структуре цивилизация состоит из:

творческого меньшинства;

• инертного большинства.

Творческое меньшинство ведет за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации.


24. Культурологический и формационный варианты анализа истории общества

Культурологический подход был особенно популярен в Европе в первой половине XX в.

Центральное понятие данного подхода – культура – совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни. Культура — автономная, самодовлеющая, замкнутая, обособленная реальность. Культура зарождается, живет и умирает.

В конце 19 – начале 20 века начинают формироваться характерные черты подхода:

1) критика европоцентризма.

2) утверждение существовании множества различных культур.

3) использование биологических и антропологических идей в объяснении истории.

Данилевский одним из первых разработал такой подход. Он утверждал, что нет всемирной истории, а есть исторически отдельные самобытные культуры. По Данилевскому существует 10 культурно-исторических типов (египетская, европейская, индийская, китайская, иранская …). Смысл истории не в ее делении на Древнюю, Среднюю и Новую, а в выявлении положительной деятельности самобытных культур. Особое внимание он уделяет славянской культуре и считает, что за ней будущее. Призывает Российскую Империю дать свободу славянским государствам.

Продолжением идей Данилевского является творчество Освальда Шпенглера (1880-1936), является автором книги «Закат Европы» (1918-1922). В этой работе он использует понятие жизни как бытия, подвергает его неограниченному расширению и рассматривает как самостоятельный организм, который он называет культурой. При этом он утверждает, что такая культура всегда замкнута, оригинальна и потому общечеловеческой культуры нет и быть не может. Понятие "культура" Шпенглера близко понятию "цивилизация" Тойнби, однако "цивилизация" у Шпенглера имеет иные значения, чем у Тойнби. Цивилизация в рамках культурологического подхода — высший уровень развития культуры,завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти. История состоит из немногочисленных самостоятельных культур. Таких культур у Шпенглера восемь: культура Майя, Др. индийская; Др. китайская; Др. египетская; аполоновская; византийская, европейская, вавилонская. Каждая культура существует около 1000 лет, после чего она перерождается в цивилизацию. Культуру он понимает как этап бурного творческого роста, а цивилизацию – гибель культуры, размеренное стандартизированное существование. 9-ой возможной культурой является русско-сибирская, которая может родиться, а может нет.

К культурологическому подходу в понимании истории относят и теорию локальных цивилизаций А. Дж. Тойнби (1889-1975). Он говорит о круговороте локальных цивилизаций, которых у него 21. Выделяет он их по религиозному основанию и утверждает, что в своем развитии они проходят 4 стадии: 1-ю и 2-ю можно определить как «жизненный порыв», 3-ю и 4-ю – «истощение жизненных сил».

Весьма известной является формационная концепция, которая рассматривала историю человечества как естественный процесс прогрессивного развития, как универсальное направление в движении всех народов к одной цели – построению социально справедливого коммунистического общества.

Формационный подход был предложен основоположниками марксизма — К. Марксом и Ф. Энгельсом, развит В.И. Лениным. В марксистской философии основой развития истории является материальное производство. Важнейшую роль в этой теории играет категория общественно-экономической формации.

Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития.

Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества.

В целом К. Марксом было выделено три формации:

1) Неантогонистическая (первичная, первобытная).2) Антогонистическая (вторичная)2.1) первая крупная форма:• азиатский способ производства.• античный способ производства.• феодальнаый.

2.2) вторая крупная форма: • капиталистический способ приозводства;

3) коммунистическая (социалистическая).

В советской исторической науке выделяют 5 формаций:

первобытнообщинная; • рабовладельческая; • феодальная; • капиталистическая; • коммунистическая (социалистическая).

Формационный подход широко распространен в мировой философии, особенно в социалистических и постсоциалистических странах.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...