Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственная поддержка деятельности молодежных объединений в реализации государственной молодежной политики




Участие молодежи в формировании и реализации государственной молодежной политики является одним из принципов этой политики. Молодежь — важнейший субъект этого направления государственной деятельности. В то же время механизм действительного вовлечения молодежи в проводимые государством мероприятия, ей адресованные, остается недостаточно решенной проблемой государственной молодежной политики.

Наибольшую поддержку представительства интересов молодежи перед государством получила деятельность молодежных и детских общественных объединений. Организации — и прежде всего те, которые входят в состав Национального совета молодежных и детских объединений России, — установили постоянные контакты с федеральными органами государственной власти по направлениям своей деятельности. Ряд организаций на постоянной основе сотрудничает с Государственным комитетом Российской Федерации по молодежной политике, представлен в его рабочих органах, в том числе в коллегии.

В соответствии с направлениями деятельности молодежные организации составляют несколько групп: это общественные организации студентов и молодых ученых; студенческие профсоюзы; детские; общественно-политические; спортивные; занимающиеся развитием международных связей; религиозные; работающие в области культуры и досуга; занимающиеся военно-патриотическим воспитанием и развитием исторических традиций; социальной направленности. Примечательным явлением стало создание организаций "Комитеты студентов", построенных аналогично студенческим профсоюзам, но имеющих независимые уставы.

Самыми крупными по численности объединениями являются СПО-ФДО (около 3 млн. детей), РСМ (около 400 тыс. членов), Союз МЖК России, РАПОС. Все они имеют свои структуры в большинстве регионов России.

Разнообразие организаций по направлениям деятельности, недостаток опыта публичной деятельности их руководства и членов, крайне небольшая численность и ограниченные ресурсы большинства из них делают государственную поддержку молодежных и детских общественных объединений задачей многопрофильной и непростой по исполнению.

Система работы федерального органа исполнительной власти с молодежными и детскими общественными объединениями включает в себя информационное обеспечение и участие в подготовке кадров этих объединений, привлечение их к выполнению государственного заказа на производство товаров и услуг для молодежи, поддержку проектов и программ объединений, другие формы содействия, предусмотренные Федеральным законом "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" и соответствующей подпрограммой Президентской программы "Молодежь России".

Сформировался Федеральный реестр молодежных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой. По состоянию на 10 сентября 1999 г. Федеральный реестр детских и молодежных объединений, пользующихся государственной поддержкой в 1999 г., включал в себя 41 организацию, из них: 21 детская и 20 молодежных организаций, 22 межрегиональные, 16 общероссийских, 3 международные организаций.

Были произведены изменения в порядке проведения конкурса на соискание государственных грантов, что позволило расширить возможности молодежных и детских объединений для представления своих проектов и программ. В целом за 4 года проведения конкурса было рассмотрено 350 проектов и программ, 120 из них было рекомендовано на предоставление государственной поддержки на сумму около 4 млн. рублей.

Существенным вкладом в развитие координационных механизмов в молодежном движении, используемых на федеральном уровне, прежде всего в рамках деятельности Национального совета молодежных и детских объединений, стала работа различных координационных структур на региональном уровне. Советы, "круглые столы", блоки детских и молодежных организаций, а также консультативные органы при законодательных (представительных) органах государственной власти, молодежные парламенты действуют во многих субъектах Российской Федерации. Они участвуют в выработке, экспертизе и внесении в органы власти проектов законодательных и нормативных актов по молодежной политике, координируют и оказывают содействие в реализации проектов и программ молодежных и детских объединений.

В государственных органах появляются штатные работники, занимающиеся молодежными и детскими организациями. В Республике Карелия, как и во многих других субъектах Российской Федерации, в Министерстве образования и по делам молодежи создан отдел социального воспитания, в котором имеется ведущий специалист по общественным детским и молодежным движениям. В Республике Марий Эл с целью расширения взаимодействия с общественными организациями, благотворительными учреждениями, фондами, ассоциациями при Госкоммолодежи республики создан Центр поддержки молодежных инициатив.

Накапливается опыт создания структур молодежных объединений непосредственно при государственных органах. В Калининградской области в целях координации молодежных и детских объединений при отделе по делам молодежи администрации области образованы Совет молодежных и детских объединений, в который вошли представители 9 организаций, и областной Студенческий совет. При комитете по делам молодежи Кировской области создана и работает областная детская общественная организация "Юность Вятского края", которая имеет 28 районных и городских отделений. Здесь можно усмотреть превышение функций государственного органа по делам молодежи, но в интересах развития самодеятельности и инициативы такие меры вполне объяснимы и целесообразны.

Формируются реестры детских и молодежных общественных объединений на региональном уровне как основа их государственной поддержки. Так, в Санкт-Петербурге составлен реестр молодежных и общественных объединений, в котором указаны 462 организации, в Вологодской области – 16 организаций.

Комитеты по делам молодежи считают приоритетом в своей деятельности поддержку существующих и содействие в организации новых общественных объединений молодежи и детей. В Ярославской области в 1998 г. была оказана государственная поддержка в реализации 14 проектов и программ молодежных и детских объединений, в мероприятиях по проектам участвовали 11,5 тыс. молодых граждан.

Поддержка осуществляется и на уровне местного самоуправления — прежде всего в крупных городах. В Омске, например, действуют 115 зарегистрированных молодежных и детских объединений, а также незарегистрированные ассоциации, объединения. Постановлением главы городского самоуправления определены такие формы поддержки общественных объединений, как гранты, субсидии, дотации, совместные проекты и программы, методическая, организационная, информационная помощь, частичное финансирование мероприятий и программ, поддержка инициатив, включение программ молодежных объединений в программы реализации государственной молодежной политики в городе. С 1994 по 1998 г. количество общественных объединений детей и молодежи возросло в 7 раз. Подобная динамика присуща большинству регионов. Молодежные объединения все чаще становятся социальными партнерами органов местного самоуправления.

Государственные органы по делам молодежи способствуют молодежным организациям в обучении молодежных лидеров. В Республике Башкортостан уже многие годы реализуется программа "Лидер". Основными ее целями являются: поиск и подготовка лидеров для детских и молодежных общественных организаций и объединений; развитие, воспитание и обучение социально активных молодых кадров в сферах экономики, бизнеса, политики и управления. Создана Республиканская школа молодого лидера, в которой используются интенсивные методы обучения, управленческие, деловые, имитационные, ролевые игры, тренинги, конкурсы, дискуссионные клубы, творческие мастерские, теоретические и практические занятия. Действуют городские и районные школы молодых лидеров, школа менеджмента, молодежный бизнес-клуб.

Несмотря на тенденцию роста численности организаций и численности их членов, они по-прежнему не являются массовыми. В органах власти и в средствах массовой информации звучат скептические реплики относительно бессилия даже самых крупных молодежных организаций, их искусственности, слабой связи с молодежью и неумения вести работу. При дефиците бюджетных средств государственная поддержка таких структур нередко трактуется как бессмысленная трата денег. Но это неточная позиция, поскольку молодежные и детские объединения являются необходимым звеном самореализации личности, социализации молодежи, приобретения ею организационной культуры, умения вести дело, руководить и подчиняться руководству, в конечном счете – становления правового государства и гражданского общества.

Вместе с тем прежний советский опыт, являющийся национальным достоянием России, и практика зарубежных государств говорят о целесообразности иметь сильные, высокоавторитетные молодежные организации, которые имели бы свои программы и проекты по решению молодежных проблем, являлись бы проводниками государственной молодежной политики. Хотя в молодежных организациях объединено не более 5% молодых россиян, но, по данным ряда исследований конца 90-х годов, более половины молодых людей считают их существование необходимым. Само это представление, даже когда оно для большинства молодых людей не сопровождается намерением вступать в какие-либо организации, открывает возможности для деятельности по развитию организованных форм молодежного движения, формирования условий для деятельности общероссийских массовых молодежных объединений, активно поддерживаемых государством.

Актуален поиск и других форм представительства интересов молодежи перед государством. В субъектах Российской Федерации широко обсуждается вопрос об институционализации "молодежного парламента". В Калининградской области Молодежный парламент сформирован в феврале 1999 г. по инициативе администрации области. В некоторых субъектах Российской Федерации (например, в Московской области) молодежные парламенты предусмотрены региональными законами. В Республике Карелия Молодежный парламент является экспертным, консультативным и совещательным органом по вопросам государственной молодежной политики. В г. Лангепас Ханты-Мансийского автономного округа действует Молодежная дума. Молодежный парламент — одна из возможных форм привлечения молодежи к участию в управлении делами государства. Одновременно это форма общения государственной власти с молодежью.

Близкие функции выполняют "молодежные правительства". В Ярославской и Московской областях разработаны губернаторские программы "Молодежное правительство", проведены конкурсы проектов, сделаны другие организационные шаги. В Нижегородской области Молодежное правительство зарегистрировалось как общественное объединение. Оно рассматривает вопросы жизни молодежи, активизирует формы работы общественности по решению молодежных проблем.

Таким образом, включение молодежи в управление государственной молодежной политикой и реализацию Программы "Молодежь России" в основном проявляется как деятельность молодежных и детских общественных объединений, реализация их программ и проектов, получающих государственную поддержку. Важную роль играет создание советов, комитетов по работе с общественными объединениями при органах по делам молодежи, участие органов по делам молодежи в подготовке лидеров молодежных и детских общественных объединений. Формируются молодежные структуры при органах законодательной и исполнительной власти. Эти формы требуют закрепления и постепенного поэтапного наращивания объемов их поддержки и расширения направлений сотрудничества, партнерства государства и молодежи. Предстоит продолжить разработку правовых, организационных, экономических механизмов работы с детскими и молодежными объединениями, поддержку их инновационных программ и проектов, в том числе на базе подростковых клубов, молодежных центров, социальных учреждений.

 


 

Раздел 3. Президентская Программа "Молодежь России": направления реализации

Президентская программа "Молодежь России" является одной из социальных программ федерального уровня, реализуемых органами государственной власти. Это важный нормативный документ, определяющий содержание основных мероприятий по реализации государственной молодежной политики, создающий правовые и организационные условия для координации усилий органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также оказывающий влияние на управленческие и организационные действия местного самоуправления.

 

Формирование Программы "Молодежь России (1998–2000 годы)"

 

Президентская программа "Молодежь России", одобренная Указом Президента Российской Федерации от 15 сентября 1994 г. № 1922 и утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1994 г. №1279, была направлена на формирование правовых, экономических и организационных условий и гарантий для становления личности молодого человека, развития молодежных объединений, движений и инициатив.

В предыдущих государственных докладах давалась оценка хода реализации программы. Отмечалось, что общая стратегия реализации указанной программы, предусматривавшая осуществление мероприятий в условиях оптимального и стабильного финансирования, по которой в первые два года предполагались становление инфраструктуры отрасли и запуск основных механизмов проведения мероприятий, а в последние два — отладка и совершенствование деятельности структур отрасли и выход на конечные показатели, оказалась нерешенной. Зафиксированные в Президентской программе "Молодежь России" ожидаемые конечные результаты ее реализации оказались невыполненными. Сдерживающее влияние на реализацию Президентской программы "Молодежь России" оказали недостаточно разработанная нормативно-правовая база государственной молодежной политики как на федеральном, так и на региональном уровнях, регулярная реорганизация федерального органа по делам молодежи и отсутствие устойчивой системы органов по делам молодежи в субъектах Российской Федерации, недостаточная координация и взаимодействие на федеральном уровне и по линии "федерация – субъект федерации", сложности в организационном, кадровом, материально-техническом и финансовом обеспечении.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1997 г. № 222 "О Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996–2000 годов" и в целях дальнейшего развития и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, развития молодежных объединений, движений и инициатив, Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 18 июня 1997 г. № 746 утвердило федеральную целевую программу "Молодежь России (1998–2000 годы)". Программа получила статус президентской.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы предполагают: выравнивание демографической ситуации в стране, повышение уровня доходов молодежи и молодых семей, улучшение социально-бытовых и жилищных условий; создание условий для поддержки молодой семьи, снижение числа разводов, уровня безнадзорности среди детей и подростков; снижение уровня безработицы, обеспечение вторичной и сезонной занятости молодежи; повышение квалификации и формирование трудовых ресурсов, соответствующих требованиям рынка; рост деловой активности и предприимчивости молодежи; улучшение здоровья молодого поколения, снижение смертности, наркомании и алкоголизма в молодежной среде; повышение духовно-нравственного, интеллектуального и творческого потенциала молодого поколения.

Деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации Программы "Молодежь России" осуществляется в условиях продолжающегося социального и экономического кризиса. Это наложило определенный отпечаток на содержание Программы, включение в нее большого количества мероприятий, направленных на преодоление негативных проявлений в молодежной среде, а не на развитие позитивного потенциала молодежи.

Таким образом, целеполагание Программы основывается на действительных проблемах российской молодежи, выявленных в многочисленных исследованиях и представленных в предыдущих государственных докладах. В то же время постановка целей и задач такого масштаба для их достижения в столь краткие сроки не может не вести к тому, что даже при благоприятном стечении обстоятельств Программа будет реализована только частично.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...