Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Решение социально-экономических проблем




 

Важнейшее место среди программных мероприятий занимает решение социально-экономических проблем молодежи. Это определяется необходимостью включения молодежи в реальные социально-экономические отношения, содействия ее адаптации к условиям продолжающегося формирования рынка, преодоления негативных последствий слома планово-распорядительной экономики.

Одной из животрепещущих проблем, требующих комплексного подхода на долговременной основе, в решении которой принимают участие органы по делам молодежи всех уровней, является жилищная. Государственный Комитет Российской Федерации по молодежной политике провел конкурс пилотных проектов по обработке новых технологий строительства жилья для молодежи, разработал проект целевой федеральной программы "Молодой семье – доступное жилье", направил предложения в концепцию ипотечного жилищного кредитования, внес предложения по поправкам в проект Жилищного кодекса Российской Федерации, касающиеся правовой базы жилищного строительства для молодежи и эксплуатации жилья.

Предложения по государственной финансовой поддержке молодежи в строительстве и приобретении жилья в форме субсидий, ссуд, ипотечных кредитов и т. п., а также предложения по государственному стимулированию использования внебюджетных источников на цели строительства жилья для молодежи, внесенные в Правительство Российской Федерации Госкоммолодежи России, пока реализуются лишь частично.

В рамках реализации государственной целевой программы "Жилище" и Президентской программы "Молодежь России" проведена аттестация незавершенных объектов МЖК, начатых до 01.01.92 г. Аттестация организована с целью осуществления контроля за целевым использованием выделяемых средств, уточнения объемов незавершенного строительства и перечня организаций МЖК, нуждающихся в государственной поддержке, а также подготовки предложений в Министерство экономики Российской Федерации по адресному распределению государственных инвестиций, предусмотренных в федеральном бюджете 1999 г. Тем не менее это по-прежнему путь частичных решений слишком масштабной социальной проблемы. Расширение строительства жилья для молодежи возможно на основе использования различных механизмов финансирования и различных форм организации. В разработке соответствующих программ государственной поддержки призваны большую роль играть общественные объединения, в частности Союз МЖК России.

Социально-экономические перемены, происходящие в российском обществе, в основном негативно влияют на положение большинства молодых семей, государственная поддержка которых крайне актуальна. Существенно расширилась сеть учреждений социального обслуживания семей и детей, которая в определенной мере обеспечивает и интересы молодых семей. К началу 1999 г. сеть социального обслуживания семьи и детей насчитывала около 2134 учреждений. Только в 1998 г. эти учреждения предоставили различного рода социальные услуги почти 5,9 млн. человек, в том числе 2,8 млн. детей.

В регионах оформились более 500 центров и клубов "Молодая семья" по различным направлениям деятельности. Российский центр содействия молодой семье обобщает и распространяет положительный опыт решения социальных, психологических, бытовых и многих других проблем молодых семей, содействует реализации инновационных программ поддержки молодых семей.

В условиях экономического кризиса в России перераспределяются приоритеты социально-экономической поддержки семьи. Действенная экономическая помощь молодым семьям — это создание сети семейных бизнес-инкубаторов, формирование новых рабочих мест, реальная помощь в обеспечении молодых семей жильем. В этом отношении имеются некоторые положительные сдвиги. Несколько лет работает семейный молодежный бизнес-инкубатор "Домострой-2" в г. Кирове; поддержка молодых семей предусматривается комплексной программой "Ориентиры для молодых" Волгоградской области; на пропаганду традиционных семейных ценностей, формирование сознательного отношения к материнству и отцовству молодых людей направлены программы "Расти, малыш!" (Москва), "Служба семейного консультирования при Дворце бракосочетания г. Казани" (Республика Татарстан), "Укрепление молодой семьи" (Ярославль), "Здоровье в наследство" (Владивосток), "Поддержка молодой семьи" (Ханты-Мансийск).

В то же время лишь 10% опрошенных в мониторинге НИЦ при ИМ отметили, что поддержка молодой семьи со стороны федеральных органов государственной власти как-то ощущается и 15% замечают поддержку молодых семей со стороны местных властей, 8% опрошенных утверждают, что они ощущают меры российских властей в решении жилищных проблем молодой семьи.

В 1998–1999 гг. Госкоммолодежи России стремился продвинуться вперед в согласовании действий федеральных министерств и ведомств, направленных на поддержку молодых предпринимателей. Продолжилось формирование системы региональных организационных структур поддержки и развития молодежного предпринимательства в сфере малого бизнеса (региональные учебно-предпринимательские центры, бизнес-инкубаторы, бизнес-палаты, центры делового консультирования и партнерства и т.д.), а также центров межрегиональной лизинговой компании системы молодежных бизнес-инкубаторов.

Федеральная целевая программа содействия занятости населения Российской Федерации на 1998–2000 гг. предусматривает мероприятия по содействию молодежной предпринимательской деятельности путем предоставления субсидий для организации собственного дела, а также развитие сети региональных организаций содействия молодежному предпринимательству, организацию обучения основам предпринимательской деятельности незанятых молодых граждан. Определенная часть такого рода мероприятий имела позитивное значение, но лишь в отдельных территориях. По итогам 1998 г. от организаций, способствующих развитию малого предпринимательства, получили помощь в создании собственного дела около 98 тыс. человек в возрасте до 29 лет.

В рамках реализации подпрограммы "Поддержка молодежного предпринимательства" в 1999 году осуществлялись организационно-методическое руководство и финансовая поддержка в реализации региональных программ содействия молодежному предпринимательству в ряде субъектов Российской Федерации, в том числе в Республике Башкортостан, Хабаровском крае, Кировской, Костромской, Вологодской областях. В феврале-марте 1999 года проведен межрегиональный конкурс проектов и программ. Важную работу по реализации программных мероприятий в этой сфере ведет учреждение ГКМП "Российский центр содействия молодежному предпринимательству" (РЦСМП). РЦСМП является ассоциированным членом Национального содружества бизнес-инкубаторов, которое включает 32 региональных организации поддержки малого предпринимательства, в том числе в Москве, Самаре, Туле, Перми, Екатеринбурге, Иркутске, Новосибирске. В целях управления и координации работ, информационно-методического и консультационного обеспечения, внедрения системы подготовки кадров в 7 областных центрах открыты межрегиональные филиалы и представительства центра.

Однако предпринимаемые меры не могут быть эффективными в условиях, когда предпринимательская деятельность в стране в течение длительного времени остается в зоне особого риска. Осуществляемые в рамках государственной молодежной политики мероприятия могут иметь смысл главным образом как отработка социальных технологий, которые могут успешно применяться в условиях экономического подъема.

Меры государственной поддержки молодежного предпринимательства слабо учитывают возросшую роль объединений предпринимателей в развитии малого бизнеса. По мнению большинства делегатов II Всероссийского съезда представителей малых предприятий (октябрь 1999 г.), объединения предпринимателей и торгово-промышленные палаты сегодня выдвигаются на первое место среди организаций, содействующих укреплению малых предприятий (такое мнение высказали 69% делегатов II съезда против 34% делегатов I съезда в 1996 г.).

С учетом этого необходимо внести изменения в планы государственных мероприятий, особенно осуществляемых органами исполнительной власти на федеральном уровне, влияние которых на сферу малого бизнеса в предпринимательских кругах признается крайне незначительным.

В вопросах обеспечения гарантий в сфере труда и занятости молодежи усилилось взаимодействие органов исполнительной власти — как федеральных, так и региональных. Стала более предметной координация деятельности ведомств по обеспечению занятости молодежи, включая временную занятость учащихся и студентов, поддержку молодежного предпринимательства и самозанятости. Начата реализация федеральной целевой программы содействия занятости населения Российской Федерации на 1998–2000 гг., в которой имеется подпрограмма по содействию занятости молодежи. С учетом предложений Госкоммолодежи России в 1999 г. Министерством труда и социального развития Российской Федерации была проведена корректировка мероприятий программы по оказанию услуг молодежи в области профессиональной ориентации, профессионального обучения и трудоустройства учащейся и безработной молодежи, предоставления информации для молодежи о системе начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования региональными информационными центрами. Фактически это означает определение более четкой государственной позиции в поддержке молодежи на рынке труда.

В практику работы органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации по решению вопросов трудоустройства молодежи вошло принятие разделов по занятости молодежи и созданию для молодежи рабочих мест в программах содействия занятости населения или специализированных программах. С привлечением средств органов занятости реализуются программы "Молодежная практика", "Лето трудовое", по вовлечению безработной молодежи в "Клубы ищущих работу" и в проекты "Новый старт". Проведен межрегиональный конкурс проектов и программ по содействию занятости и созданию рабочих мест для юношей и девушек. Конкурсная основа поддержки такого рода проектов позволяет эффективнее использовать ограниченные бюджетные ресурсы.

Активируется работа по содействию занятости студенческой молодежи. Воссоздается движение студенческих трудовых отрядов.

Однако масштабы принимаемых мер и эффективность проводимых мероприятий не сопоставимы с размахом процессов по изменению структуры рабочих мест. Анализ тенденций показывает, что причины низкой конкурентоспособности молодежи на рынке труда связаны с отсутствием необходимой квалификации и трудовых навыков; нежеланием работодателей нести дополнительные финансовые и организационные издержки, связанные с профессиональным обучением молодых людей, не имеющих необходимой для предприятия профессии, недостатком профессиональных знаний; с нежеланием молодых людей устраиваться на непрестижную, низкооплачиваемую работу в силу социально-психологических особенностей молодых людей, с ориентацией на высокую заработную плату.

Необходимо отметить, что за прошедшие годы накоплен позитивный опыт решения социально-экономических проблем молодежи. Отработаны отдельные элементы и технологии деятельности с различными категориями юношей и девушек. Созданы предпосылки для перехода к систематической комплексной работе на основе развития координации и расширения совместной работы Госкоммолодежи России с министерствами и ведомствами при последовательной поддержке Правительства РФ.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...