Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Некоммерческие юридические лица




Юридические лица, являющиеся некоммерческими организа­циями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций (объединений), учреж­дений, благотворительных и иных фондов, а также в других фор­мах, предусмотренных законом. Их деятельность регламентиру­ется ГК РФ и Федеральным законом от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и иными федеральными зако­нами.

► Потребительский кооператив — добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетво­рения материальных и иных потребностей участников, осуществля­емое путем объединения его членами имущественных паевых взно­сов (ст. 116 ГК РФ).

Деятельность потребительского кооператива регламентирует Закон РФ от 19 июня 1992 г. № 3085-1 «О потребительской коопе­рации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Фе­дерации» и Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан». Учредительный документ — устав,

Наименование потребительского кооператива должно содер­жать указание на основную цель его деятельности, а также или слово «кооператив», или слова «потребительский союз» либо «по­требительское общество».

Имущество кооператива состоит из паевых взносов его членов и доходов от предпринимательской деятельности кооператива, созданных им организаций и др.; принадлежит ему на праве соб­ственности.

Потребительский кооператив отвечает по своим обязатель­ствам всем принадлежащим ему имуществом; получаемые доходы распределяются между его членами.

Члены потребительского кооператива солидарно несут субси­диарную ответственность по обязательствам кооператива в преде­лах невнесенной части дополнительного взноса каждого из чле­нов; обязаны покрывать образовавшиеся у кооператива убытки путем внесения дополнительных взносов.

Число учредителей потребительского общества не должно быть менее пяти граждан и (или) трех юридических лиц. Сельско­хозяйственный потребительский кооператив может быть образо­ван, если в его состав входят не менее двух юридических лиц или не менее пяти граждан.

Убытки кооператива по итогам года должны быть покрыты его членами в течение трех месяцев после утверждения баланса путем дополнительных взносов, иначе по требованию кредиторов он может быть ликвидирован. За невнесенный дополнительный взнос члена кооператива остальные кооператоры солидарно несут субсидиарную ответственность (ст. 116 ГК РФ).

Высшим (волеобразующим) органом является общее собрание (частников (пайщиков). Единоличный исполнительный орган — председатель, коллегиальный исполнительный орган — правление. В период между общими собраниями потребительского кооператива управление в потребительском кооперативе осуществляет со­вет (наблюдательный совет), который является представитель­ным волеизъявляющим органом.

Общественные и религиозные организации (объединения). Ими признаются добровольные объединения граждан, в установлен­ном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериаль­ных потребностей (ст. 117 ГК РФ, ст. 6 Закона о некоммерческих организациях).

К числу общественных организаций относятся:

политические партии — общественное объединение, соз­нанное в целях участия граждан Российской Федерации в полити­ческой жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления (см. ст. 3 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях»);

общественные организации — основанное на членстве обще­ственное объединение, созданное на основе совместной деятель­ности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан;

общественное движение — состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, пресле­дующее социальные, политические и иные общественно полез­ные цели, поддерживаемые участниками общественного дви­жения;

общественный фонд — не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании иму­щества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели;

— общественное учреждение — не имеющее членства обще­ственное объединение, ставящее своей целью оказание конкрет­ного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответству­ющих уставным целям указанного объединения;

орган общественной самодеятельности — не имеющее член­ства общественное объединение, целью которого является со­вместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания (см. ст. 8—12 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»).

► Религиозным объединением в Российской Федерации признает­ся добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совмест­ного исповедания и распространения веры и обладающее соответ­ствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обуче­ние религии и религиозное воспитание своих последователей (Фе­деральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе сове­сти и о религиозных объединениях»).

Религиозные объединения могут создаваться в двух формах: религиозных групп и религиозных организаций. Религиозная группа не обладает правами юридического лица. Религиозные ор­ганизации могут создаваться в одной из следующих форм: мест­ные общества и централизованные религиозные организации (об­щина, приход и др.); религиозные центры и монастыри (лавра, пустынь, скит, дацан); братства и сестричества; духовно-образовательные учреждения и миссии.

Официальное название общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму и территориальную сферу его деятельности. Наименование рели­гиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Религиозная организация обязана указывать свое пол­ное наименование при осуществлении деятельности.

Общественные организации создаются по инициативе не ме­нее чем трех граждан, а религиозные — не менее 10 граждан. За­кон об общественных объединениях допускает вхождение в состав учредителей и участников общественных организаций юридиче­ских лиц, но только тех, которые сами являются общественными объединениями (ст. 6, ч. 2 ст. 8).

Учредительным документом общественной или религиозной организации является ее устав, утвержденный учредителями и за­регистрированный Министерством юстиции РФ. Требования устава общественного объединения обязательны для исполнения им самим и ее учредителей (участников). Изменения в устав об­щественной организации вносятся по решению ее высшего орга­на управления.

Источниками формирования имущества являются вступитель­ные и членские взносы участников, добровольные пожертвования и доходы от разрешенной законом и уставом предприниматель­ской деятельности (издательской, проведения выставок, лотерей и других общественно полезных мероприятий, продажи предме­тов символики и т.п.). Общественные и религиозные организации являются едиными и единственными собственниками принадле­жащего им имущества, за исключением духовно-образовательных учреждений, а их участники (члены) не получают в этом отноше­нии никаких имущественных прав (п. 3 ст. 48, п. 2 ст. 117, п. 4 ст. 213 ГК РФ). Никакой взаимной имущественной ответственно­сти этих организаций и их членов не существует (п. 2 ст. 117 ГК РФ). Выход участника из организации не влечет для нее ника­ких имущественных последствий (обязанностей) и потому осу­ществляется беспрепятственно.

Участники общественных организаций имеют равные права в управлении их делами, иначе говоря, каждый участник располагает одним голосом при решении вопросов их деятельности. Они несут и равные обязанности, в том числе по уплате членских взно­сов (за нарушение которых могут быть исключены из организа­ций в порядке, предусмотренном ее уставом).

Высшим (волеобразующим) органом общественной организации является ее съезд (конференция) или общее собрание участников, ко­торое избирает ее исполнительные (волеизъявляющие) органы и имеет исключительную компетенцию, определенную законом (абз. 3 п. 3 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях) и уста­вом. В общественных организациях из числа их членов обязатель­но избирается коллегиальный исполнительный орган (совет, пре­зидиум, правление и т.п.), руководитель которого является единоличным исполнительным органом организации.

Общественные объединения реорганизуются и ликвидируют­ся по общим правилам, установленным для юридических лиц. За­конодательство предусматривает как добровольную, так и прину­дительную, т.е. по решению суда, ликвидацию общественных объединений. Остаток имущества объединения, образующийся в результате его ликвидации, подлежит направлению на цели, предусмотренные его уставом или решением его высшего органа, а при их отсутствии — на цели, определенные решением суда (ч. 2 ст. 26 Закона об общественных объединениях). Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество обществен­ного объединения обращается в собственность Российской Феде­рации.

► Фондом признается не имеющая членства некоммерческая орга­низация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (ст. 118 ГК РФ, ст. 7 Закона о некоммерческих организациях).

К числу разновидностей фонда следует отнести благотвори­тельный фонд (ст. 7 Закона о благотворительной деятельности и благотворительных организациях) и общественный фонд (ст. 10 Закона об общественных объединениях). Наименование фонда должно содержать указание на ее организационно-правовую фор­му и характер деятельности (п. 1 ст. 4 Закона о некоммерческих организациях).

Фонд является организацией, не имеющей членства. Он мо­жет быть учрежден одним или несколькими гражданами или юридическими лицами, а также публично-правовыми образова­ниями. Органы государственной власти и органы местного са­моуправления не могут быть учредителями общественных и бла­готворительных фондов. Однако это не препятствует им выступать учредителями иных фондов, в том числе совместно с частными лицами.

Фонд создается по решению его учредителей, утверждающих устав как единственный учредительный документ.

Важнейшей обязанностью учредителей является передача ми юсов в имущество (уставный капитал) фонда.

Фонд является собственником имущества, переданного ему учредителями или иными жертвователями, которые не приобре­тают никаких прав на имущество фонда. Учредители не отвечают но обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Кроме того, из числа учредителей (их представителей) фонда либо иных авторитетных в общественном мнении лиц создается попечительский совет (п. 4 ст. 118 ГК РФ, п. 3 ст. 7 Закона о не­коммерческих организациях), осуществляющий свою деятель­ность на общественных началах, на который могут возлагаться не только функции надзора, но и иные контрольно-распорядитель­ные функции.

Наряду с попечительским советом целесообразно создание в структуре фонда исполнительного органа и (или) коллегиально­го высшего органа управления, роль которого была бы аналогична функциям подобных органов других некоммерческих органи­заций.

Фонды могут реорганизовываться по решению их учредителей и (или) назначенного ими попечительского совета по общим пра­вилам гражданского законодательства. Они, однако, не могут пре­образовываться в другие виды юридических лиц. Закон предусма­тривает также особый порядок ликвидации фондов. С целью предотвращения возможных злоупотреблений в использовании собранного фондами имущества, в частности при их самоликви­дации, перечень оснований их ликвидации предусматривает закон, а не устав конкретного фонда, а сама эта ликвидация допускается только по решению суда, а не в добровольном порядке (п. 2 ст. 119ГК РФ, п. 2 ст. 18 Закона о некоммерческих организациях). К числу главных оснований ликвидации фондов отнесен невозможность достижения целей его создания (в том числе по причине отсутствия необходимых для этого средств) либо уклонение от этих целей в практической деятельности фонда. Фонд может быть объявлен банкротом.

При ликвидации фонда, кроме случаев банкротства, остаток его имущества, образующийся после удовлетворения претензий его кредиторов, направляется на цели, предусмотренные в ус­таве фонда, или на благотворительные цели, а при невозможно­сти его использования для этих целей обращается в доход госу­дарства (п. 1 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях). Таким образом, он ни при каких условиях не может быть распре­делен между учредителями (участниками) или работниками фонда.

► Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально культурных и иных некоммерческих функций (ст. 120 ГК РФ, ст. 9 Закона о некоммерческих организациях).

Учреждения создаются для определенной деятельности не­коммерческого характера собственником имущества, в том числе государством, муниципальными образованиями, юридическими и физическими лицами. Учреждение может быть создано гражда­нином или юридическим лицом (частные учреждения) либо со­ответственно Российской Федерацией, субъектом РФ, муници­пальным образованием (государственные и муниципальные учреждения) (п. 2 ст. 120 ГК РФ).

К числу учреждений относятся органы государственной и му­ниципальной власти и управления, а также организации образо­вания, просвещения и науки, здравоохранения, культуры и спорта и др. (школы и вузы, научные институты, больницы, музеи, библиотеки и т.п.). В зависимости от учредителей они могут быть публичными (государственными и муниципальными) и частными (созданными юридическими или физическими лицами).

Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением. Множественность разновидностей учреждений делает необходимым регламентацию us правового статуса не только законами, но и иными правовыми актами.

Учреждения действуют на основании утвержденного соб­ственником и зарегистрированного устава или положения, а ино­гда — общего (типового или примерного) положения об учрежде­ниях данного вида (например, типового положения о вузе, примерного положения об учреждении юстиции по регистрации прав на недвижимость). Собственник-учредитель назначает руководителя учреждения в качестве единоличного исполнительного органа. В некоторых видах учреждений могут создаваться колле­гиальные исполнительные органы (ученые и аналогичные им со­неты).

Частное или бюджетное учреждение полностью или частично финансируется собственником посредством передачи учрежде­нию денежных средств или закрепления иного имущества на праве оперативного управления. Учреждение осуществляет права владения, пользования и распоряжения этим имуществом в соответствии с его назначением и заданиями собственника в пределах, установленных законом. Учреждение не вправе отчуждать или иным образом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним, а также приобретенным за счет средств, выделенных собственни­ком по смете.

В случаях, установленных учредительными документами, учреждение вправе заниматься деятельностью, приносящей дохо­ды, в том числе предпринимательской деятельностью. В любом случае такая деятельность должна соответствовать определенным в учредительных документах целям. Сделки, выходящие за пределы специальной правоспособности, являются недействительными.

В отличие от всех других видов юридических лиц частное или бюджетное учреждение отвечает перед своими кредиторами не всем своим имуществом, а только имеющимися у них денежными средствами, при недостаточности которых наступает субсидиар­ная ответственность их собственников-учредителей (п. 2 ст. 120 ГК РФ, п. 2 ст. 9 Закона о некоммерческих организациях). Поэто­му они не могут быть объявлены банкротами.

Это правило согласно Федеральному закону от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» не распространяется на автономное учреждение, которое отвечает по своим обязатель­ствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. При этом собствен­ник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения (абз. 5 п. 2 ст. 120 ГК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона о некоммерческих органи­зациях учреждение может быть преобразовано в автономную не­коммерческую организацию или в фонд, а также в хозяйственное общество в случаях и в порядке, которые установлены законом (для государственных и муниципальных учреждений это допуска­ется лишь в порядке, предусмотренном законодательством о при­ватизации).

Ликвидация учреждения согласно ст. 18 вышеупомянутого За­кона осуществляется по общим правилам гражданского законода­тельства, причем остаток имущества всегда поступает в собствен­ность учредителя.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...