Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Право собственности публично-правовых образований




Субъекты права государственной собственности — Российская Федерация в целом (ей принадлежит федеральная собственность) либо субъект РФ (ему принадлежит собственность субъекта РФ или региональная собственность).

Особенность осуществления права государственной собствен­ности: ее субъекты сами в законодательном порядке устанавлива­ют для себя правила поведения как собственника.

Конкретные государственные органы и должностные лица, выступающие от имени собственника, уполномочиваются им на это в зависимости от тех отношений, в которых они призваны уча­ствовать.

Наиболее широкими полномочиями по управлению и распо­ряжению объектами федеральной собственности наделено Пра­вительство РФ. Оно вправе делегировать свои полномочия феде­ральным органам исполнительной власти, а также органам исполнительной власти субъектов РФ.

Основную организационную работу по управлению имуще­ством, относящимся к федеральной собственности, осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (Федеральное агентство по управлению государственным имуще­ством).

Продажу федерального госимущества проводит Российский фонд федерального имущества.

Основными государственными органами, располагающими полномочиями по управлению и распоряжению объектами гос­собственности субъектов РФ, можно считать губернаторов, пра­вительства, комитеты по управлению имуществом и фонды иму­щества субъектов РФ.

Объекты права государственной собственности. Круг объектов федеральной собственности неограничен. В ней может находить­ся любое имущество. Круг объектов региональной собственности несколько уже. В ее состав не могут входить объекты исключи­тельной федеральной собственности: энергетические системы, объекты ядерной энергетики, железнодорожный транспорт, связь, военное имущество и т.п.

Порядок разграничения объектов федеральной и региональ­ной собственности устанавливается специальным законом. До его принятия действует порядок, установленный постановлением Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. № 3020-1.Так, в приложениях №. 1 и 2 к постановлению № 3020-1 закреплены перечни объектов исключительной федеральной собственности и объектов, которые могут быть переданы в региональную собственность. Предусмотрено ведение соответствующих реестров до внесения в которые правоустанавливающим документом на объект является зарегистрированный перечень.

Природные ресурсы как объект государственной собственности, Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной, государственной и иных формах собственности (ст. 9 Конституции РФ).

На практике объектом частной и муниципальной собственно­сти служит только земля, причем по узкому кругу оснований, предусмотренных земельным законодательством.

Недра, включая подземное пространство и содержащиеся в нем полезные ископаемые, являются объектом исключительной госу­дарственной собственности и соответственно ограничиваются в обороте — допускается только предоставление их в пользование. А вот добытые из недр ресурсы могут переходить как в муници­пальную, так и в частную собственность юридических и физиче­ских лиц на основании лицензии на пользование недрами.

Лесной фонд и леса, расположенные на землях обороны, нахо­дятся в федеральной собственности. Часть лесного фонда может быть передана в региональную собственность на основании феде­рального закона. Ограниченный оборот лесов также заключается в предоставлении их в пользование юридическим и физическим лицам. Кроме того, граждане вправе свободно пребывать в лесах на праве публичного сервитута. На водные объекты установлена государственная собственность. Муниципальная и частная соб­ственность могут распространяться только на обособленные водные объекты.

Казна и государственная собственность. Все государственное имущество, независимо от принадлежности, подразделяется на две группы:

— имущество, закрепленное за государственными предприя­тиями и учреждениями;

— средства соответствующего бюджета и иное имущество, со­ставляющее государственную федеральную или региональную казну.

Российская Федерация или ее субъекты отвечают по своим обязательствам только тем имуществом, которое составляет их го­сударственную казну, т.е. в него не входит имущество государственных предприятий и учреждений, а также имущество, составляющее исключительную государственную собственность.

Ответчиками по иску о взыскании с государства убытков должны признаваться Федерация или ее субъекты в лице соответствующего финансового или иного управленческого органа: фе­дерального казначейства или регионального управления финан­сов. В случае удовлетворения иска взыскание производится из соответствующего бюджета, а при их недостаточности — за счет иного имущества, составляющего казну.

Муниципальная собственность. Экономическую основу мест­ного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований (ст. 49 Феде­рального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих прин­ципах организации местного самоуправления в Российской Фе­дерации»).

Ответственность муниципального образования по его долгам аналогична ответственности государства.

Право собственника объектов муниципального имущества осу­ществляют выборные органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъекта РФ и уставами муниципальных образований — непосредственно население (ст. 125 Г К РФ).

Осуществление права государственной и муниципальной соб­ственности. Для обеспечения управления ресурсами, находящи­мися в собственности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, их охраны и использования в це­лях поддержания производства на необходимом уровне и выпол­нения социализаторских функций, осуществления учета и кон­троля за надлежащим состоянием указанных ресурсов требуется поиск оптимальных организационно-правовых форм осущест­вления государственной и муниципальной собственности.

В составе государственной и муниципальной собственности необходимо различать, с одной стороны, имущество, относящее­ся к имуществу казны и не закрепленное за соответствующими предприятиями и учреждениями как самостоятельными юриди­ческими лицами, а с другой — имущество, находящееся в хозяй­ственном ведении или оперативном управлении государственных и муниципальных предприятий и учреждений. В соответствии с этим выделяют осуществление права государственной и муни­ципальной собственности в отношении казенного имущества и в отношении имущества, закрепленного за соответствующими предприятиями и учреждениями как самостоятельными юриди­ческими лицами.

 

ПРАВО ОБЩЕЙ СОБСТВЕННОСТИ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...