Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Осложнения при проведении инфильтрационного обезболивания




Раздел 2


Местное и общее обезболивание тканей и органов полости рта и челюстно-лицевой области


 


губчатое вещество альвеолярного отростка и в ткани периодонта. Иногда при про­ведении такой анестезии на нижней челюсти раствор настолько глубоко проника­ет в кость, что омывает расположенный в канале нижний альвеолярный нерв, то есть происходит мандибулярная проводниковая анестезия. Теоретически внутри-костную анестезию на нижней челюсти можно было бы проводить, вкалывая иглу в кость со стороны преддверия. Однако там она проходит плохо, поскольку свер­ху губчатая кость покрыта плотной наружной кортикальной пластинкой.

Для проведения внутрикостной анестезии у детей лучше использовать корот­кие крепкие иглы и, что важно, пластмассовые или металлические шприцы (это обусловлено тем, что введение раствора под значительным давлением может привести к разрыву стеклянного шприца и травмированию рук хирурга). Внут-рикостная анестезия при удалении зубов может быть применена у детей II и IV возрастных групп.

Осложнения при проведении инфильтрационного обезболивания

Общие положения

Обморок — кратковременное нарушение сознания, которое связано с времен­ным нарушением поступления кислорода в головной мозг или с острыми нару­шениями притока крови к сердцу. Различают нейрогенные и соматогенные обмо­роки. Факторами, вызывающими нейрогенные обмороки у детей, являются раз­ные эмоциональные состояния (возникновение боли при проведении, например, укола или хирургического вмешательства, боязнь врачей). Соматогенные обмо­роки могут быть обусловлены снижением тонуса периферических вен и артерий при инфекциях, интоксикациях, аллергических реакциях, перегреваниях и т. п.

Жалобы. Ребенок или его родители чаще не успевают предупредить врача об ухудшении общего состояния. Иногда врачу удается установить, что у ребенка возникли тошнота, боль в животе, шум в ушах.

Клиника. Клиническая картина складывается из трех стадий: стадии предве­стников, собственно синкопы и стадии восстановления.

Стадия предвестников начинается с развития слабости, тошноты, неприятных ощущений в животе, сердце. Появляются шум в ушах, подергивания губ, век, рук и ног. В дальнейшем эти явления нарастают. Возникают резкая бледность, сни­жение мышечного тонуса и, как следствие, ребенок падает или " оседает", если он стоит, теряет сознание. Это стадия собственно синкопы. При потере сознания ре­бенок лежит неподвижно, глаза открыты, зрачки (чаще) расширены, роговичные рефлексы сохранены, дыхание поверхностное, пульс слабый. Бессознательное состояние длится от нескольких секунд до 1-1, 5 мин. После возвращения созна­ния ребенок ориентируется, где находится, и даже помнит, что обусловило это состояние (страх и т. п. ).

В стадии восстановления наблюдаются слабость, вялость, головная боль, но ребенок в полном сознании, вступает в контакт с врачом, родителями. Могут быть бледные кожные покровы и видимые слизистые оболочки, неуверенность в движениях.


Лечение обычно сводится к таким действиям:

—придание ребенку горизонтального положения, лучше, если ноги будут под­няты выше головы, что способствует усилению притока крови к ней;

—обеспечение доступа свежего воздуха ребенку;

—дать ребенку вдохнуть пары нашатырного спирта и растереть ему виски.

Проведение этих мероприятий достаточно для вывода ребенка из обморока.

После восстановления сознания ребенку необходимо полежать 1-2 ч. На про­тяжении этого времени нужно наблюдать за ним, мерять артериальное давление и подсчитывать частоту пульса. При значительных нарушениях дыхания, сердеч­но-сосудистой деятельности при длительной потере сознания показана госпита­лизация.

Анафилактическая реакция на обезболивающее вещество. Из применяю­щихся во время хирургических вмешательств анестетиков чаще всего анафилак­тическая реакция возникает на новокаин, поэтому у детей этот анестетик следует использовать в крайнем случае. Основой ее является феномен Артюса-Сахарова — гиперергическая анафилактическая реакция немедленного типа, заканчиваю-^ щаяся анафилактичным шоком. Образование комплекса антиген-антитело при­водит к чрезмерному высвобождению биологически активных веществ (гиста-мин, серотонин, брадикинин), вызывающих нарушение микроциркуляции, повы­шение проницаемости сосудов, спазм гладкой мускулатуры, депонирование кро­ви в периферических сосудах и т. п. Клиническими проявлениями такого состоя­ния являются быстро нарастающий отек верхних дыхательных путей и тканей лица, затрудненное дыхание, осиплость голоса, красные пятна на лице и шее, внутренних участках предплечий, зуд кожи, беспокойство, страх. При несвоевре­менной или неадекватной терапии такое состояние может закончиться смертью.

Коллапс — это сосудистая недостаточность, остро развивающаяся и связан­ная со снижением сосудистого тонуса и уменьшением объема циркулирующей крови вследствие с депонирования последней в периферических сосудах. Он проявляется резким снижением артериального и венозного давления, признака­ми гипоксии головного мозга и угнетением жизненно важных функций организ­ма. Такое состояние требует неотложных мероприятий: введения средств, улуч­шающих деятельность сердца, устраняющих дилатацию периферических сосу­дов; проведения симптоматической терапии. 11еобходнмо внимательно относить­ся к детям, которые недавно переболели разными заболеваниями, и если стома­тологическое вмешательство не срочное, то на некоторое время следует отложить его. Лучше, если подготовка такого ребенка к вмешательству будет проводиться вместе с педиатром или профильным специалистом по основному заболеванию.

Анафилактический шок — острая, генерализованная аллергическая реакция организма, сопровождающаяся разной степени декомпенсированным нарушени­ем гемодинамики на тканевом уровне. Термин " шок" имеет собирательный ха­рактер и констатирует лишь наличие тяжелого состояния больного без раскры­тия механизмов, глубины патофизиологических изменений и степени их компен­сации. Отсутствие универсального определения шока обусловлено тем, что на­чальный " шоковый" фактор по-разному действует на сердце, сосуды, реологичес­кие свойства крови и клетки тканей.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...