1-4. Как наиболее эффективно и экономично увеличить информативности автомобилей на дороге в темное время суток?
Наиболее эффективным и экономичным средством увеличения информативности автомобилей на дороге в темное время суток является оснащение их специальными световозвращающими знаками, размещенными по контуру или спереди, сзади и сбоку корпуса автомобиля. Световозвращающие опознавательные знаки — это устройства световой сигнализации, состоящие из оптически плотных прозрачных катодиоптров. На рис. 2 изображены различные световозвращатели. Рис. 2. Конструкция различных световозвращателей: а – простейший, б – пленочный закрытый, 1 – шаровая линза, 2 – слой порошкообразного алюминия, 3 – защитная пленка, 4 – связывающий слой, 5 – фольга, 6 – слой клея, 7 – бумажное основание Световозвращатели согласно ГОСТ 8769-75 и рекомендации ISO-R-303 предназначены для обозначения габаритов автомобилей в темное время суток путем отражения света, излучаемого источником, находящимся вне этого транспортного средства. Для автомобиля обязательно наличие двух задних красных светоотражающих приспособлений не треугольной формы. У транспортных средств длиной выше 8 м, а также у прицепов и полуприцепов на боковых поверхностях устанавливаются дополнительно по два световозвращателя оранжевого цвета. Прицепы и полуприцепы, кроме задних и боковых световозвращателей, должны иметь спереди два световозвращателя белого цвета.
2-4. Что подразумевается под физиологической видимости дороги и объектов?
Физиологическая видимость дороги и объектов характеризует зрительный процесс водителя и возможность зрительного обнаружения объекта. Она зависит от яркостей фона LФ объекта Lo6, угловых размеров объекта и оценивается величиной яркостного контраста (с учетом углового размера объекта)
Чем выше значение К, тем виднее объект на фоне дороги, тем больше вероятность распознавания его водителем. Поэтому видимость принято определять отношением фактического контраста Кф к его пороговому значению Кпор Пороговое значение контраста связано с пороговыми значениями параметров объекта и яркостью фона следующим соотношением: где Lф — яркость фона (адаптации), кд/м2; а и b — постоянные коэффициенты, величина которых зависит от углового размера объекта и яркости фона. Таким образом, видимость объектов в общем случае при неограниченном времени наблюдения определяется контрастом объекта с фоном, угловым размером объекта и уровнем яркости адаптации.
При автомобильном освещении (даже в условиях свободного движения) работа зрительного анализатора водителя может осложняться из-за неравномерного распределения яркости в поле зрения, динамичности движения автомобиля, дорожных и метеорологических условий, влияющих на прозрачность атмосферы и лобового стекла. Вследствие этого, а также из-за ограниченного времени опознавания вместо порогового значения контраста следует принимать его критическое значение Ккр (значительно превышающее пороговое). Условие видимости в этом случае характеризуется следующим соотношением:
В условиях стесненного и сложного движения автомобилей (при встречном разъезде) видимость в значительной степени определяется также слепящим действием фар встречных автомобилей. В этом случае количественной мерой ослепления является коэффициент ослепленности, который принято определять отношением разностей пороговых яркостей при наличии и отсутствии слепящих источников: (1) где DLс — разность пороговых яркостей при наличии слепящих источников; DL — то же, при отсутствии слепящих источников. Ослепление отсутствует при с = 1. Если с= 1, то слепящий источник оказывает определенное слепящее действие, повышающееся с увеличением DLC. При освещении дороги фарами выражение (1) имеет вид
где cl — коэффициент, зависящий от яркости Lф фона (адаптации), кд/м2; п — число фар на встречном автомобиле; Eзрi t — освещенность зрачков водителя, создаваемая фарой встречного автомобиля, лк; qt — угол действия слепящего источника, отсчитываемый от оси движения встречного автомобиля, °; т — показатель степени, зависящий от величины q (т = 2 при q ³ 1, 5" и m = 3, 5 при 0 < 1, 5°). 1-5. Что подразумевается подгеометрической видимости дороги и объектов иинформативными зонами видимости водителя? Дальность видимости. Дальность видимости объектов на дороге ( геометрическая видимость ) служит основной характеристикой условий видимости, так как с ней связаны важнейшие параметры движения — скорость и остановочный путь автомобиля. Дальность видимости объектов на дороге можно определить как расстояние, на котором видимость V ³ 1, т. е. Безопасность движения автомобиля по условиям дальности видимости объектов на дороге определяется величиной остановочного пути автомобиля, вычисляемого по формуле где V — скорость движения автомобиля, м/с; tсум = tр + tтр + 0, 5 ty (tр — время реакции водителя, с; tтр — время срабатывания тормозного привода; tтр = 0, 2 и 0, 6 с соответственно для гидропривода и пневмопривода одиночных автомобилей и tтр= 2 с для пневмоприводов автопоездов; tу — время нарастания замедления, с); jх— коэффициент сцепления; Кэ — коэффициент эффективности торможения; m — эмпирический коэффициент, учитывающий увеличение времени реакции водителя ночью при повышении скорости движения; принимается равным 0, 5 с целью получения запаса надежности по остановочному пути. При движении автомобиля, особенно втемное время суток водителю необходима видимость не только в пределах угла острого зрения, но и в пределах так называемых информативных зон. Информативными зонами видимости водителя называются зоны, в пределах которых ему необходимо получать исчерпывающую зрительную информацию об окружающей обстановке (направлении дороги; расположении основных геометрических элементов и элементов обустройства дороги, регулирующих дорожное движение; препятствиях в виде пешеходов и других участников движения; разрушениях, выбоинах и случайных предметах на проезжей части). Перечисленные источники информации обычно находятся на некотором расстоянии от оси зрения водителя, поэтому обеспечение физиологической и геометрической видимости необходимо не только по оптической оси, но и в пределах необходимых для водителя углов видимости.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|