Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1-4. Как наиболее эффективно и экономично увеличить информативности автомобилей на дороге в темное время суток?  




 

Наиболее эффективным и экономичным средством увеличения информативности автомобилей на дороге в темное время суток является оснащение их специальными световозвращающими знаками, размещенными по контуру или спереди, сзади и сбоку корпуса авто­мобиля. Световозвращающие опознавательные знаки — это устрой­ства световой сигнализации, состоящие из оптически плотных про­зрачных катодиоптров. На рис. 2 изображены различные световоз­вращатели.

 Рис. 2. Конструкция различных световозвращателей: а – простейший, б – пленочный закрытый, 1 – шаровая линза, 2 – слой порошкообразного алюминия, 3 – защитная пленка, 4 – связывающий слой, 5 – фольга, 6 – слой клея, 7 – бумажное основание

Световозвращатели согласно ГОСТ 8769-75 и рекомендации ISO-R-303 предназначены для обозначения габаритов автомобилей в темное время суток путем отражения света, излучаемого источни­ком, находящимся вне этого транспортного средства.

Для автомобиля обязательно наличие двух задних красных светоотражающих приспособлений не треугольной формы. У транспортных средств длиной выше 8 м, а также у прицепов и полуприцепов на боковых поверхностях устанавливаются дополнительно по два световозвращателя оранжевого цвета. Прицепы и полуприцепы, кро­ме задних и боковых световозвращателей, должны иметь спереди два световозвращателя белого цвета.

 

2-4. Что подразумевается под физиологической      видимости дороги и объектов?

   

Физиологическая видимость дороги и объектов характеризует зрительный процесс водителя и возможность зрительного обнаруже­ния объекта. Она зависит от яркостей фона LФ  объекта Lo6, уг­ловых размеров объекта и оценивается величиной яркостного кон­траста (с учетом углового размера объекта)


Чем выше значение К, тем виднее объект на фоне дороги, тем больше вероятность распознавания его водителем. Поэтому види­мость принято определять отношением фактического контраста Кф к его пороговому значению Кпор

Пороговое значение контраста связано с пороговыми значения­ми параметров объекта и яркостью фона следующим соотношением:

где Lф — яркость фона (адаптации), кд/м2; а и b — постоянные ко­эффициенты, величина которых зависит от углового размера объ­екта и яркости фона.

Таким образом, видимость объектов в общем случае при неогра­ниченном времени наблюдения определяется контрастом объекта с фоном, угловым размером объекта и уровнем яркости адаптации.

 

При автомобильном освещении (даже в условиях свободного дви­жения) работа зрительного анализатора водителя может осложнять­ся из-за неравномерного распределения яркости в поле зрения, динамичности движения автомобиля, дорожных и метеорологичес­ких условий, влияющих на прозрачность атмосферы и лобового стекла. Вследствие этого, а также из-за ограниченного времени опоз­навания вместо порогового значения контраста следует принимать его критическое значение Ккр (значительно превышающее порого­вое). Условие видимости в этом случае характеризуется следующим соотношением:

 

В условиях стесненного и сложного движения автомобилей (при встречном разъезде) видимость в значительной степени определяет­ся также слепящим действием фар встречных автомобилей. В этом случае количественной мерой ослепления является коэффициент ослепленности, который принято определять отношением разностей пороговых яркостей при наличии и отсутствии слепящих источ­ников:

                                                                                       (1)

где DLс — разность пороговых яркостей при наличии слепящих источников; DL — то же, при отсутствии слепящих источников. Ослепление отсутствует при с = 1. Если с= 1, то слепящий источник оказывает определенное слепящее действие, повышающееся с увеличением DLC. При освещении дороги фарами выражение (1) имеет вид

где cl — коэффициент, зависящий от яркости Lф фона (адаптации), кд/м2; п — число фар на встречном автомобиле; Eзрi t — освещен­ность зрачков водителя, создаваемая фарой встречного автомобиля, лк; qt — угол действия слепящего источника, отсчитываемый от оси движения встречного автомобиля, °; т — показатель степени, зависящий от величины q (т = 2 при q ³ 1, 5" и m = 3, 5 при 0 < 1, 5°).

1-5. Что подразумевается подгеометрической видимости дороги и объектов иинформативными зонами видимости водителя?

Дальность видимости. Дальность видимости объектов на дороге ( геометрическая видимость ) служит основной характеристикой ус­ловий видимости, так как с ней связаны важнейшие параметры дви­жения — скорость и остановочный путь автомобиля.

Дальность видимости объектов на дороге можно определить как расстояние, на котором видимость V  ³ 1, т. е.

Безопасность движения автомобиля по условиям дальности ви­димости объектов на дороге определяется величиной остановочного пути автомобиля, вычисляемого по формуле

где V — скорость движения автомобиля, м/с; tсум = tр + tтр + 0, 5 ty (tрвремя реакции водителя, с; tтр — время срабатыва­ния тормозного привода; tтр = 0, 2 и 0, 6 с соответственно для гидропривода и пневмопривода одиночных автомобилей и tтр= 2 с для пневмоприводов автопоездов; tу — время нарастания замедления, с); jхкоэффициент сцепления; Кэ — коэффициент эффективности торможения; m — эмпирический коэффициент, учитывающий уве­личение времени реакции водителя ночью при повышении скорости движения; принимается равным 0, 5 с целью получения запаса на­дежности по остановочному пути.

При движении автомобиля, особенно втемное время суток во­дителю необходима видимость не только в пределах угла острого зрения, но и в пределах так называемых информативных зон.

Информативными зонами видимости водителя называются зоны, в пределах которых ему необходимо получать исчерпывающую зри­тельную информацию об окружающей обстановке (направлении до­роги; расположении основных геометрических элементов и элемен­тов обустройства дороги, регулирующих дорожное движение; пре­пятствиях в виде пешеходов и других участников движения; разру­шениях, выбоинах и случайных предметах на проезжей части). Пере­численные источники информации обычно находятся на некотором расстоянии от оси зрения водителя, поэтому обеспечение физиоло­гической и геометрической видимости необходимо не только по оп­тической оси, но и в пределах необходимых для водителя углов видимости.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...