Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рис. 4. Классификация визуальной информации, передаваемой водителю с панели приборов




Рис. 4. Классификация визуальной информации, передаваемой водителю с панели приборов

 

Современные требования к контрольным приборам распростра­няются на все приборы вновь проектируемых автомобилей. Эти требования регламентируют размещение панели приборов в кабине автомобиля, номенклатуру контрольно-измерительных приборов и сигнализаторов, а также принципы размещения контрольно-изме­рительных приборов и сигнализаторов на панели приборов.

Основное требование к компоновке панели приборов — сокраще­ние времени восприятия водителем показаний приборов и сигнализа­торов при условии получения информации в достаточном объеме. При проектировании приборного комплекса для рабочего места во­дителя следует, прежде всего, определить содержание и форму пода­чи зрительной информации с помощью средств отображения.

1-7. Что понимают под основными и дополнительными параметрами обзорности автомобиля?  

Одной из важнейших эксплуатационных характеристик автомо­биля в отношении безопасности движения является обзорность с ра­бочего места водителя, так как в современном автомобиле практически единственным сенсорным информатором водителя об окружаю­щей его дорожной обстановке является зрение.

Под обзорностью автомобиля понимают его конструктивное свойство, определяющее объективную возможность для водителя беспрепятственно видеть путь движения и объекты, которые могут помешать безопасному движению. Она определяется в первую оче­редь такими факторами, как размеры окон, ширина и расположение стоек кузова, место размещения водителя относительно окон, раз­меры зон, очищаемых стеклоочистителями, конструкция омывателей, система обогрева и обдува стекол, а также расположением, числом и размером зеркал заднего обзора.

При проектировании новых кузовов и кабин или исследовании существующих моделей автомобиля обзорность можно определить на основании анализа ряда параметров, которые в своей совокупно­сти характеризуют обзорность с количественной и качественной сторон. В зависимости от степени влияния на условия получения зрительной информации водителем при управлении автомобилем па­раметры обзорности можно разделить на основные и дополнитель­ные. Основными являются те параметры обзорности автомобиля, которые характеризуют условия восприятия водителем важных объ­ектов дорожной обстановки, обычно расположенных в направлении движения автомобиля. Дополнительными называют параметры об­зорности, характеризующие условия восприятия водителем объек­тов, расположение которых не совпадает с направлением основного движения автомобиля и которые являются обычно дополнитель­ными источниками информации об окружающей среде движения (дороге).

 

2-7. Какие можно выделить   основные группы критериев оценки обзорности?  

 

Рис. 6.  

 

В качестве критериев оценки обзорности используются различ­ные условные показатели, зависящие в основном от способа опреде­ления обзорности; эти показатели не всегда сопоставимы.

1. Геометрические размеры оконных проемов и очищаемых зон
стекла, т. е. угловые размеры конструктивных элементов остекле­ния кабины, а также углы обзорности с места водителя, величина
которых определяется расположением непрозрачных элементов ка­бины относительно основных пространственных плоскостей, про­веденных через точку расположения глаз водителя.

2. Геометрические размеры «слепых» зон на горизонтальной площадке.

3. Геометрические размеры и площади «слепых» зон, когда ав­томобиль стоит на горизонтальной площадке (оцениваются баллами).

4. Эталонный контур, в основу построения которого положена
панорама, видимая водителем через переднее стекло автомобиля
при движении по прямому горизонтальному участку улицы или
дороги.

Рекомендуемые параметры обзорности автомобиля определяют исходя из анализа расположения различных объектов дорожной обстановки, которые необходимо видеть водителю для безопасного управления автомобилем в диапазоне скоростей 5, 5—41 м/с.

 

1-8. Что необходимоучиты­вать при определении оптимальных углов обзорности вверх?

При определении оптимальных углов обзорности вверх учиты­вается, что она должна обеспечивать водителю видимость светофоров, знаков и других дорожных сигналов, установленных над проезжей частью дороги. Минимально необходимый угол обзора вверх дол­жен быть таким, чтобы водитель мог увидеть предупреждающий сигнал светофора на таком расстоянии от места остановки, которое позволяло бы водителю принять решение и достаточно плавно остановить автомобиль.

Максимальная высота верхней кромки переднего окна, ограничи­вающая верхний предел обзорности, обусловливается двумя требо­ваниями. Во-первых, водитель должен видеть светофор, подвешенный на высоте 5 м над серединой проезжей части дороги, когда автомо­биль стоит у линии «Стоп» на расстоянии 12 м от светофора. Во-вто­рых, переднее окно не должно быть слишком высоким, так как в противном случае водитель будет страдать от избытка яркого све­та и тепловых лучей, что наблюдается при верхнем угле обзор­ности свыше 30°.

Вертикальные углы обзорности имеют критическое значение также при движении автомобиля по дороге с криволинейным профи­лем в вертикальной плоскости. Требование, предъявляемое к обзор­ности автомобиля в подобной ситуации, заключается в обеспечении достаточной для безопасной остановки дистанции видимости до внезапно появляющегося неподвижного объекта.

 

2-8. Что необходимоучиты­вать при определении оптимальных углов обзорности вниз?

 

Обзорность непосредственно перед автомобилем, т. е. нижний угол обзорности, определяется длиной и высотой капота, а также нижней кромкой переднего окна. Кроме того, она зависит от распо­ложения глаз водителя над дорогой. При движении автомобиля с вы­сокой скоростью по автомагистрали с хорошим покрытием обзор­ность непосредственно перед автомобилем не играет существенной роли. Однако эта обзорность необходима в следующих ситуациях: при трогании автомобиля с места, чтобы избежать наезда на препят­ствия, случайно появившиеся перед автомобилем; при маневрирова­нии в стесненных условиях: на стоянках, в пунктах погрузочно-разгрузочных работ и т. д.; при движении по дороге с покрытием, на­ходящимся в неудовлетворительном состоянии, когда водитель вы­нужден следить за поверхностью дороги непосредственно перед авто­мобилем; при движении в плотном транспортном потоке, когда води­телю необходимо постоянно следить за сигнальными фонарями впереди идущих автомобилей, которые могут располагаться на высоте 0, 4—0, 7 м в зависимости от типа транспортного средства.

 

1-9. Какие должны быть оптимальные углы обзорности автомобиля в горизонтальной плоскости?

Оптимальные углы обзорности автомобиля в горизонтальной плоскости должны быть такими, чтобы водитель мог видеть объекты при выполнении маневров в плане (при движении автомобиля по криволинейным участкам дорог, при проезде различных перекрест­ков и пересечений), а также светофоры, дорожные знаки, указатели и другие объекты, расположенные по сторонам дороги. Обзорность в плане определяется, прежде всего шириной переднего окна, шири­ной и расположением передних боковых стоек кабины (кузова). Например, при угловом размере передней боковой стойки кабины, равном 5°, водитель не видит пешехода уже на расстоянии 6, 1 м, а автомобиль средних размеров — на расстоянии 45, 8 м. Вследствие этого место для стоек и форму их поперечного сечения выбирают с учетом бинокулярности зрения человека.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...