Инновационный менеджмент. Цели и задачи. Формы.
Инновационный менеджмент определяют как систему управления инновациями, инновационным процессом и отношениями, возникающими и происходящими в процессе внедрения инноваций. Субъектом управления могут быть один или группа работников, проводящих целенаправленное управление функционированием объекта управления. Объектами управления в данном случае будут инновации, инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций. Связь субъекта управления с объектом будет происходить посредством передачи информации. Именно эта передача информации является процессом управления. Т.О, сущность инновационного менеджмента заключается в том, что инновация является объектом, на который производит воздействие хозяйственный механизм. Хозяйственный механизм воздействует и на порядок создания, реализации, продвижения инноваций (нововведений), и на экономические отношения, происходящие между всеми участниками данного процесса: производителями, продавцами и покупателями инноваций. Влияние хозяйственного процесса на инновации происходит на основе и при помощи определенных приемов и особой стратегии управления. Вместе эти приемы и стратегия создают своеобразный механизм управления инновациями – инновационный менеджмент. Инновационный менеджмент базируется на следующих основополагающих моментах: 1) поиске идеи, служащей фундаментом для данной инновации. Отправными источниками инновационных идей являются потребители; ученые (разработки); конкуренты (изучение потребительского спроса); торговые агенты; дилеры; работники предприятия; 2) способе организации инновационного процесса для определенной инновации;
3) процессе продвижения и реализации нововведений на рынке. Функции субъекта управления: 1) функция прогнозирования – предполагает разработку на длительную перспективу кардинальных изменений технико-технологического и экономического состояния объекта управления в целом и всех его различных систем и подсистем; 2) функция планирования – предполагает объединить в себе весь комплекс работ по выработке плановых заданий в инновационном процессе и по воплощению их в жизнь; 3) функция организации – предполагает объединить людей, совместно внедряющих инновационную и инвестиционную программы на базе каких-либо правил и процедур; 4) функция регулирования – воздействие на объект управления для получения состояния стабильности технико-технологической и экономической систем; 5) функция координации – предполагает координацию согласованности работ всех участков системы управления, аппарата управления и отдельных специалистов; 6) функция стимулирования – предполагает побуждение и стимуляцию работников; 7) функция контроля – предполагает проверку организации в момент внедрения процесса инноваций на разных его этапах, плана создания, реализации инноваций и т. п. В состав системы инновационного менеджмента включены подсистемы, которые в свою очередь образуют внутреннюю среду фирмы. 1. Подсистема научного сопровождения будет состоять из таких частей, как: 1) научные подходы к инновационному менеджменту; 2) функции и методы менеджмента. Научный подход состоит из системного, структурного, маркетингового, функционального, воспроизводственного, нормативного, комплексного, интеграционного, динамического, процессного, количественного, административного, поведенческого, ситуационного подходов. 2. Целевая подсистема состоит из формирования портфелей новшеств и инноваций. 1) Формирование портфеля новшеств содержит научные разработки, изобретения, патенты, ноу-хау и другие новшества. Новшества бывают покупными, собственной разработки, могут накапливаться в собственном фонде, внедряться в собственном производстве или продаваться.
2) Создание портфеля инноваций – это стратегический план реализации новшеств и инноваций (покупных и собственной разработки). 3. Обеспечивающая подсистема анализирует количество, качество, сроки поставок, поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий и иного, необходимых для решения задач целевой подсистемы. 4. Управляемая подсистема состоит из определенных составляющих по созданию и внедрению инноваций по стадиям их жизненного цикла: это стратегический маркетинг; НИОКР; организационно-технологическая подготовка производства и внедрения инноваций; производство инноваций; сервис инноваций. 5. Управляющая подсистема несет ответственность за все происходящие процессы в системе инновационного менеджмента. К составляющим подсистемы относят: управление персоналом, разработку управленческого решения, координацию выполнения инновационных проектов. Именно эти компоненты обусловливают качество всех остальных подсистем системы менеджмента инноваций. Руководитель инновационного процесса – это инновационный менеджер, специалист, в обязанности которого входят организация инновационной деятельности, разработка и внедрение инновации, которая обеспечит стабильность развития фирмы. Общие требования к руководителю: 1) профессиональный запас знаний и навыков по менеджменту, экономике, маркетингу, соответствующий профилю производственной деятельности фирмы; 2) навыки организации и руководства персоналом, т. е. умение убеждать, способность добиваться требуемого результата, готовность к обоюдовыгодному сотрудничеству, интуиция, коммуникабельность; 3) способности стратегического мышления в разрезе решаемых проблем, т. е. способность анализировать и прогнозировать обстоятельства, творческое мышление и видение проблем; 4) способности достигать положительного результата и успеха, которые включают в себя самостоятельность принятия решений и проведение мероприятий, выдержку, упорство, целеустремленность, инициативность, устойчивость к стрессовым ситуациям, честолюбие;
5) административные способности: умение планировать, принимать решения, способности организатора. Руководитель процесса инноваций должен обладать следующими качествами: 1) иметь четкое представление о ситуации, связанной с деятельностью фирмы; 2) использовать свой опыт и талант для реальной оценки данной ситуации; 3) прогнозировать нежелательные события; 4) знать и уметь сплотить коллектив; 5) уметь принимать правильные решения на длительный период; 6) своевременно анализировать изменения; 7) балансировать между принятием необходимых решений и требованиями работников; 8) рассматривать и анализировать все нововведения. Особые качества руководителя инновационной фирмы: 1) умение находить творческий подход к решению управленческих проблем; 2) гибкость, интуиция, умение своевременно реагировать на перемены во внешней среде; 3) умение рационально организовывать деятельность сотрудников, организовать условия их работы; 4) способность быть лидером, пользующимся авторитетом среди коллег и подчиненных, что особенно важно в критических ситуациях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|