Поиск актуальных научных проблем в области физической культуры и спорта
Составление списка литературы
Оформление результатов исследования (рисунок и его анализ)
Оформление результатов исследования (таблица и ее анализ)
Вид итогового контроля
Зачет
Зачет
Заочная форма обучения
Вид учебной работы
Всего часов
Семестры
Общая трудоемкость дисциплины
Аудиторные занятия (всего)
В том числе:
Лекции
Практические занятия (семинары)
Самостоятельная работа (всего)
В том числе:
Подготовка к семинарским занятиям
Анализ литературы и нормативных документов
Поиск актуальных научных проблем в области физической культуры и спорта
Составление списка литературы
Оформление результатов исследования (рисунок и его анализ)
Оформление результатов исследования (таблица и ее анализ)
Вид итогового контроля
Зачет
Зачет
Содержание дисциплины
Разделы дисциплины и виды занятий
Очная форма обучения
№
п/п
Разделы дисциплины
(название)
Всего часов
Лекции
Семинары
Научная и методическая деятельность в сфере физической культуры и спорта
Учебная, научная и методическая деятельность в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов физической культуры
Выбор направления и планирование научного исследования
Поиск, накопление и обработка информации в процессе научно-методической деятельности, современные информационные технологии
Основные методы научных исследований в области физической культуры и спорта
Представление и оценка результатов научной и методической работы
Внедрение и эффективность научных исследований и методических работ
Всего:
Заочная форма обучения
№
п/п
Разделы дисциплины
(название)
Всего часов
Лекции
Семинары
Научная и методическая деятельность в сфере физической культуры и спорта
0,5
0,5
Учебная, научная и методическая деятельность в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов физической культуры
0,5
0,5
Выбор направления и планирование научного исследования
Поиск, накопление и обработка информации в процессе научно-методической деятельности, современные информационные технологии
Основные методы научных исследований в области физической культуры и спорта
Представление и оценка результатов научной и методической работы
Внедрение и эффективность научных исследований и методических работ
Всего:
Содержание разделов дисциплины
4.2.1. Лекционный курс *
№
лекции
Раздел, тема учебного курса, содержание лекции
Кол-во часов
Раздел 1. «Научная и методическая деятельность в сфере физической культуры и спорта»
Тема «Научная деятельность в сфере физической культуры и спорта».
Наука, научное знание и научное познание. Методология научного познания. История науки (отрасли) в аспекте формирования ее предмета и методов исследования. Методы, используемые в теоретическом и эмпирическом уровне исследования.
Паспорт науки «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» (13.00.04), цели и задачи в современном обществе.
Организационная структура науки в Российской Федерации. Система государственного управления качеством. Контроль научной деятельности.
Проблематика научных исследований в области физической культуры и спорта.
2/0,25
Раздел 1. «Научная и методическая деятельность в сфере физической культуры и спорта»
Тема «Методические основы научного познания и творчества».
Методическая деятельность в физкультурно-спортивной практике (наука и практика, теория и методика). Содержание методической деятельности. Элементы исследовательской работы в методической деятельности (наблюдение, фиксирование информации и внесение корректив и т.п.).
Виды методических работ: учебник, учебное пособие, методические рекомендации (указания), программы, наглядные пособия, учебные кино- и видеофильмы и др.
2/0,25
Раздел 2. «Учебная, научная и методическая деятельность в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов физической культуры»
Тема: «Система подготовки научно-педагогических кадров в области физической культуры и спорта».
Характеристика высшего профессионального образования, место и роль научно-методической подготовки студентов.
Система подготовки научно-педагогических кадров. Докторантура, аспирантура, соискательство, стажировка. Роль научной школы и научного руководства. Материальное оснащение науки.
Значение науки в профессиональной деятельности специалиста физической культуры и спорта. Трансформация научных, теоретических положений в практический результат, профессиональную деятельность.
2/0,25
Раздел 2. «Учебная, научная и методическая деятельность в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов физической культуры»
Тема: «Связь учебной, научной и методической деятельности студентов на базе дисциплин учебного плана».
Значение дисциплины «Основы научно-методической деятельности» (ОНМД) в обеспечении профессиональной готовности выпускников вузов, осуществляющих подготовку специалистов по физической культуре и спорту. Сведения научного характера на лекциях и других видах занятий в различных учебных дисциплинах. Научно-методическая деятельность студентов при написании курсовых работ и ВКР. Связь дисциплины ОНМД с учебно-исследовательской и научной деятельностью студентов (УИРС, НИРС). Комплексные научные группы в спорте высших достижений – пример взаимосвязи научной и методической деятельности.
2/0,25
Раздел 3. «Выбор направления и планирование научного исследования»
Тема: «Схема проведения научного исследования».
Выбор направления научного исследования и этапы научно-исследовательской работы. Классификация научно-исследовательских работ. Сбор и анализ информации по теме исследования. Разработка рабочей гипотезы. Выбор и разработка методики исследования. Проведение исследования. Обработка и анализ полученных результатов. Представление и передача информации. Внедрение результатов научной работы. Планирование дальнейших исследований.
4/1
Раздел 4. «Поиск, накопление и обработка информации в процессе научно-методической деятельности, современные информационные технологии»
Тема: «Современные информационные технологии в научно-методической деятельности».
Основные понятия. Информационно-поисковые системы. Накопление научной информации. Домашние библиотека и картотека. Особенности работы с архивными материалами. Использование знаний и умений по метрологии в научно-методической деятельности. Современные информационные технологии в процессе научно-методической деятельности.
4/1
Раздел 5. «Основные методы научных исследований в области физической культуры и спорта»
Тема: «Основные методы научных исследований в области физической культуры и спорта».
Педагогические методы исследования: эксперимент, наблюдение, тестирование, хронометрирование. Методы исследования из других наук: медико-биологические, психологические, социологические, математико-статистические. Анализ литературы и практики как метод научного исследования.
2/1
Раздел 5. «Основные методы научных исследований в области физической культуры и спорта»
Тема: «Педагогический эксперимент, его виды и особенности проведения».
Эксперимент как метод исследования. Виды эксперимента: по целям исследования; условиям проведения; по направленности; по способу комплектования групп испытуемых и др.
Стратегия и тактика эксперимента. Задачи, организация и проведение эксперимента. Экспериментальная база, подготовка документации, обеспечение безопасности проведения эксперимента. Учет факторов, влияющих на ход и качество эксперимента.
2/1
Раздел 6. «Представление и оценка результатов научной и методической работы»
Тема: «Обработка и оформление результатов исследования».
Обработка результатов научного исследования и методических материалов. Оформление результатов научной и методической работы. Методы графической обработки экспериментальных данных. Анализ теоретико-экспериментальных исследований, формулирование выводов и предложений, практических рекомендаций.
Критерии качества научно-методических работ: проблема, тема, актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость.
2/1
Раздел 6. «Представление и оценка результатов научной и методической работы»
Тема: «Выпускная квалификационная работа: структура и содержание».
Требования к написанию и оформлению ВКР. Структура и содержание ВКР. Содержание глав и разделов. Оформление таблиц и рисунков. Требования к литературному оформлению ВКР, библиографическому описанию и ссылкам на источники.
2/1
Раздел 7. «Внедрение и эффективность научных исследований и методических работ»
Тема: «Внедрение и эффективность научных исследований и методических работ».
Внедрение результатов и эффективность научных исследований, методических разработок. Формы внедрения результатов, этапы внедрения, акты внедрения. Система конкурсов на лучшую научную работу, учебное издание на Федеральном, региональном и вузовском уровнях.
2/1
* Содержание лекционного курса дано в приложении № 1 УМК.
4.2.2. Практические (семинарские) занятия *
№
Занятия
Наименование темы
семинарского занятия
Раздел, тема дисциплины
Кол-во часов
Научная деятельность в сфере физической культуры и спорта
Раздел 1. «Научная и методическая деятельность в сфере физической культуры и спорта»
Тема «Научная деятельность в сфере физической культуры и спорта».
2/0,25
Методические основы научного познания и творчества
Раздел 1. «Научная и методическая деятельность в сфере физической культуры и спорта»
Тема «Методические основы научного познания и творчества».
2/0,25
Система подготовки научно-педагогических кадров в области физической культуры и спорта
Раздел 2. «Учебная, научная и методическая деятельность в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов физической культуры»
Тема: «Система подготовки научно-педагогических кадров в области физической культуры и спорта».
2/0,25
Связь учебной, научной и методической деятель-ности студентов на базе дисциплин учебного плана
Раздел 2. «Учебная, научная и методическая деятельность в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов физической культуры»
Тема: «Связь учебной, научной и методической деятельности студентов на базе дисциплин учебного плана».
2/0,25
Проведение научного исследования.
Раздел 3. «Выбор направления и планирование научного исследования»
Тема: «Схема проведения научного исследования».
2/0,5
Научное исследование: выбор направления, этапы работы
Раздел 3. «Выбор направления и планирование научного исследования»
Тема: «Схема проведения научного исследования».
2/0,5
Деловая игра «Научное исследование»
Раздел 3. «Выбор направления и планирование научного исследования»
Тема: «Схема проведения научного исследования».
2/1
Современные информационные технологии
Раздел 4. «Поиск, накопление и обработка информации в процессе научно-методической деятельности, современные информационные технологии»
Тема: «Современные информационные технологии в научно-методической деятельности».
2/0,5
Современные информационные технологии
Раздел 4. «Поиск, накопление и обработка информации в процессе научно-методической деятельности, современные информационные технологии»
Тема: «Современные информационные технологии в научно-методической деятельности».
2/0,5
Основные методы научных исследований в области физической культуры и спорта
Раздел 5. «Основные методы научных исследований в области физической культуры и спорта»
Тема: «Основные методы научных исследований в области физической культуры и спорта».
2/0,5
Педагогический эксперимент: виды, организация, проведение
Раздел 5. «Основные методы научных исследований в области физической культуры и спорта»
Тема: «Педагогический эксперимент, его виды и особенности проведения».
2/0,5
Обработка и оформление результатов научного исследования
Раздел 6. «Представление и оценка результатов научной и методической работы»
Тема: «Обработка и оформление результатов исследования».
2/1
Выпускная квалификационная работа: структура и содержание
Раздел 6. «Представление и оценка результатов научной и методической работы»
Тема: «Выпускная квалификационная работа: структура и содержание».
2/1
Критерии качества, внедрение результатов и эффективность научных исследований
Раздел 7. «Внедрение и эффективность научных исследований и методических работ»
Тема: «Внедрение и эффективность научных исследований и методических работ».
2/1
* Содержание практических занятий и методические указания подготовки к ним для студентов приведены в приложении № 2 УМК.
4.2.3. Задания для самостоятельной работы студентов *
Разделы и темы рабочей программы самостоятельного изучения
Перечень домашних заданий и других вопросов для самостоятельного изучения
Сроки выполнения
Кол-во часов
Раздел 1. «Научная и методическая деятельность в сфере физической культуры и спорта»
Тема «Научная деятельность в сфере физической культуры и спорта»
Поиск актуальных научных проблем в области физической культуры и спорта
февраль
4/8
Раздел 1. «Научная и методическая деятельность в сфере физической культуры и спорта»
Тема «Методические основы научного познания и творчества».
Анализ статей из научно-методических журналов
февраль
6/12
Раздел 2. «Учебная, научная и методическая деятельность в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов физической культуры»
Тема: «Связь учебной, научной и методической деятельности студентов на базе дисциплин учебного плана».
1. Подготовка к семинарским занятиям №3 и №4
2. Изучение учебного плана и программ по дисциплинам учебного плана для ФФК
февраль
февраль
2/2
4/8
Раздел 3. «Выбор направления и планирование научного исследования»
Тема: «Схема проведения научного исследования».
1. Подготовка к семинарским занятиям №5 и №6
2. Повторение ранее изученного материала по проблемам тестирования и отбора
март
март
2/2
4/10
Раздел 3. «Выбор направления и планирование научного исследования»
Тема: «Схема проведения научного исследования».
1. Подготовка к семинарскому занятию №7 (деловая игра)
март
4/6
Раздел 4. «Поиск, накопление и обработка информации в процессе научно-методической деятельности, современные информационные технологии»
Тема: «Современные информационные технологии в научно-методической деятельности».
Анализ литературы и нормативных документов, связанных с написанием ВКР
март
4/6
Раздел 4. «Поиск, накопление и обработка информации в процессе научно-методической деятельности, современные информационные технологии»
Тема: «Современные информационные технологии в научно-методической деятельности».
1. Подготовка к семинарскому занятию №9
2. Оформление результатов исследования (рисунок и его анализ)
март
март
2/2
4/6
Раздел 5. «Основные методы научных исследований в области физической культуры и спорта»
Тема: «Основные методы научных исследований в области физической культуры и спорта».
Подбор методов исследования к предстоящей научной работе (курсовая работа, ВКР)
апрель
4/6
Раздел 5. «Основные методы научных исследований в области физической культуры и спорта»
Тема: «Педагогический эксперимент, его виды и особенности проведения».
Разработка технологии проведения педагогического эксперимента
апрель
4/6
Раздел 6. «Представление и оценка результатов научной и методической работы»
Тема: «Обработка и оформление результатов исследования».
Составление списка литературы (10 источников различного типа)
апрель
6/8
Раздел 6. «Представление и оценка результатов научной и методической работы»
Тема: «Выпускная квалификационная работа: структура и содержание».
Оформление результатов исследования (таблица и ее анализ)
апрель
4/8
Раздел 7. «Внедрение и эффективность научных исследований и методических работ»
Тема: «Внедрение и эффективность научных исследований и методических работ».
Составление акта внедрения результатов исследования в практику
май
2/4
* Содержание СРС и методические указания к ее выполнению приведены в приложении № 3 УМК.