Лекционный курс по дисциплине «Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте»
(тезисы лекций) Раздел 1. « Научная и методическая деятельность в сфере физической культуры и спорта» Тема: «Научная деятельность в сфере физической культуры и спорта» План: 1. Научное знание и научное познание. 2. Проблематика научных исследований в области физической культуры и спорта. 3. Организация работы в научном коллективе.
Литература: 1. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 264 с. 2. Селуянов, В.М. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / В.М. Селуянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 210с.
Наука как фактор прогрессивных преобразований в обществе, во всех областях: в образовании, физической культуре, спорте, физическом воспитании. Методология научного познания и определение научных проблем. История науки (отрасли) в аспекте формирования ее предмета и методов исследования. Методы, используемые в теоретическом и эмпирическом уровне исследования. Методология творчества. Мотивация творчества. Современные методы генерирования идей. Научная специальность «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» (13.00.04), цели и задачи в современном обществе. Организационная структура науки в Российской Федерации. Система государственного управления качеством. Контроль научной деятельности. Основная проблематика научных исследований: акцентировано оздоровительные физкультурно-спортивные занятия; физическое воспитание всех категорий населения страны; подготовка спортсменов на уровне спортивного резерва и олимпийского спорта; подготовка специалистов для названных сфер.
Научная организация и гигиена умственного труда. Рациональный режим ученого. Нравственная ответственность ученого. Организация работы в научном коллективе. Основные принципы управления коллективом. Формирование и методы сплочения коллектива. Раздел 1. « Научная и методическая деятельность в сфере физической культуры и спорта» Тема « Методические основы научного познания и творчества ».
План: 1. Методическая деятельность в физической культуре и спорте. 2. Виды методических работ. 3. Связь научной и методической деятельности.
Литература: 1. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 264 с. 2. Селуянов, В.М. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / В.М. Селуянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 210с.
Методическая деятельность как служба реализации, воплощения результатов научных исследований в физкультурно-спортивной практике (наука и практика, теория и методика). Содержание методической деятельности. Элементы исследовательской работы в методической деятельности (наблюдение, фиксирование информации и внесение корректив и т.п.). Виды методических работ: учебник, учебные пособия, методические рекомендации (указания), программы, наглядные пособия, учебные кино- и видеофильмы и др. Связь научной и методической деятельности.
Раздел 2. « Учебная, научная и методическая деятельность в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов физической культуры» Тема: « Система подготовки научно-педагогических кадров в области физической культуры и спорта ».
План: 1. Система подготовки кадров по физической культуре и спорту. 2. Характеристика специальности «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры»
Литература: 1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 033100 – «Физическая культура». Квалификация – педагог по физической культуре. – М., 2000. – 22 с. 2. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 264 с. 3. Селуянов, В.М. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / В.М. Селуянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 210с. 4. Райзберг, Б.А. Диссертация и ученая степень. Пособие для соискателей /Б.А. Райзберг.– М.: ИНФРА-М, 2003. – 411 с. 5. Францифоров, Ю.А. От реферата к курсовой, от диплома к диссертации: Практическое руководство по подготовке, изложению и защите научных работ / Ю.А. Францифоров, Е.П. Павлова. – М.: Книга сервис, 2003. – 128 с. Характеристика высшего профессионального образования, место и роль научно-методической подготовки студентов. Система подготовки и использования научно-педагогических кадров. Докторантура, аспирантура, соискательство, стажировка. Роль научной школы и научного руководства. Материальное оснащение науки. Паспорт науки «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» (13.00.04), цели и задачи в современном обществе. Значение науки в профессиональной деятельности специалиста физической культуры и спорта. Трансформация научных, теоретических положений в практический результат, профессиональную деятельность.
Раздел 2. « Учебная, научная и методическая деятельность в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов физической культуры» Тема: « Связь учебной, научной и методической деятельности студентов на базе дисциплин учебного плана ». План: 1. Дисциплина ОНМД, ее значение и место в учебном плане. 2. Требования к выпускникам ФФК. 3. Научно-методическая деятельность в ходе изучения дисциплин учебного плана.
Литература:
Значение дисциплины «Основы научно-методической деятельности» (ОНМД) в обеспечении высокого уровня профессиональной готовности выпускников вузов, осуществляющих подготовку специалистов по физической культуре и спорту. Вхождение в число требований к успешно окончившим ВУЗ освоения основ научно-методической деятельности. Сведения научного характера на лекциях и других видах занятий в различных учебных дисциплинах. Вхождение знаний и умений научно-методической работы в программы по ТиМФВиС, ПФСС, спортивно-педагогических и медико-биологических дисциплин. Научно-методическая деятельность студентов при написании курсовых работ и ВКР. Связь дисциплины ОНМД с научно-исследовательской и научной деятельностью студентов (УИРС, НИРС). Комплексные научные группы в спорте высших достижений – пример взаимосвязи научной и методической деятельности. Раздел 3. « Выбор направления и планирование научного исследования» Тема: « Схема проведения научного исследования».
План: 1. Схема научного исследования. 2. Этапы научного исследования. 3. Понятийный аппарат научного исследования.
Литература:
1. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 264 с. 2. Селуянов, В.М. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / В.М. Селуянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 210с.
3. Семенова, Г.И. Выпускная квалификационная работа: подготовка, написание, защита: Учебно-методическое пособие / Г,И.Семенова. - Тобольск: ТГПИ им. Д.И.Менделеева, 2007. - 34 с.
Выбор направления научного исследования и этапы научно-исследовательской работы. Познавательные, прикладные и экономические функции научного исследования. Классификация научно-исследовательских работ. Этапы научно-исследовательской работы. Сбор и анализ информации по теме исследования. Разработка рабочей гипотезы. Выбор и разработка методики исследования. Проведение исследования. Обработка и анализ полученных результатов. Представление и передача информации. Внедрение результатов научной работы. Планирование дальнейших исследований. Рассмотрим вопрос подготовки и реализации исследования. Научное исследование начинается с выбора темы и определения задач исследования. Тема должна быть актуальна, т.е. представлять научный интерес. Исследователь должен представлять конечный результат работы (рабочая гипотеза темы). Когда выбрана тема, большое значение приобретает правильный подход к проблеме, определение отдельных задач и методов исследования. Это сложный вопрос, требующий длительного и тщательного продумывания. От поставленных задач зависит выбор методов, последовательность их применения и соответствующая организация исследования. В начале задачи определяются ориентировочно и кратко перечисляются, далее они будут уточнены, расширены или сужены, приобретут более точную формулировку.
Схема исследования
После выбора темы начинается первый этап исследования – этап изучения литературы и обобщения передового опыта. Исследователь изучает специальную и смежную литературу по интересующему вопросу, проводит беседы и анкетный опрос. Второй этап – теоретический анализ полученных данных в результате изучения литературы и знакомства с передовым опытом. После изучения состояния вопроса выдвигается рабочая гипотеза – логическое предположение исследователя по решению определенной проблемы. Конкретизируются задачи, определяются организационные формы работы и методы для объективного решения задач, уточняется план исследования. Третий этап – этап экспериментальной работы. Здесь детально продумываются организационные вопросы: контингент и число испытуемых, время и место исследования, научная аппаратура, инвентарь. Заготавливаются анкеты и протоколы. На этом этапе проводится вся экспериментальная работа.
Четвертый этап – анализ полученных данных, определение выводов и разработка предложений и рекомендаций для внедрения в практику. План работы составляется по следующей схеме: 1. Обоснование выбора темы. Указывается причина выбора темы, степень ее разработки, точка зрения автора, что автор собирается делать, что новое в результате исследования он предполагает внести и какое это будет иметь значение для практики. 2. Цель и основные задачи исследования. 3. Методы исследования. Называются методы, с помощью которых будут решаться поставленные задачи. 4. Организация работы. Указывается контингент, число испытуемых, время проведения исследования, база, аппаратура. Этапы и календарные сроки работы. Определяются сроки выполнения отдельных частей работы с учетом всех обстоятельств и материально-организационных возможностей.
Раздел 4. « Поиск, накопление и обработка информации в процессе научно-методической деятельности, современные информационные технологии» Тема: «Современные информационные технологии в научно-методической деятельности». План: 1. Информационные технологии в научно-методической деятельности. 2. Поиск и накопление научной информации. 3. Работа с литературой и архивными материалами. 4. Использование метрологических знаний в научно-методической деятельности.
Литература: 1. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 264 с. 2. Селуянов, В.М. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / В.М. Селуянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 210с. 3. Семенова, Г.И. Выпускная квалификационная работа: подготовка, написание, защита: Учебно-методическое пособие / Г,И.Семенова. - Тобольск: ТГПИ им. Д.И.Менделеева, 2007. - 34 с. 4. Смирнов, Ю.И., Полевщиков М.М. Спортивная метрология: Учебник для студ. пед. Вузов / Ю.И. Смирнов, М.М. Полевщиков. – М.: Академия, 2000. – 232 с.
Понятие «информация», «информатика», «информатизация». Информатика как наука. Рассеивание и старение информации. Информационно-поисковые системы. Универсальная десятичная классификация: ее структура, классы, знаки. Основы теории и практики научно-технической патентной информации. Порядок проведения поиска в патентных фондах. Накопление научной информации. Домашние библиотека и картотека. Особенности работы с архивными материалами. Использование знаний и умений по метрологии в научно-методической деятельности. Современные информационные технологии в процессе научно-методической деятельности.
Раздел 5. « Основные методы научных исследований в области физической культуры и спорта» Тема: «Основные методы научных исследований в области физической культуры и спорта». План: 1. Педагогические методы исследования. 1.1. Педагогический эксперимент. 1.2. Педагогическое наблюдение. 1.3. Хронометрирование. 1.4. Контрольные испытания (тестирование). 2. Медико-биологические методы исследования. 3. Психологические методы исследования. 4. Социологические методы исследования. 5. Математико-статистические методы исследования. 6. Анализ литературы как метод исследования. Литература: 1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б.А. Ашмарин. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 224 с. 2. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 264 с. 3. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя В.И. Лях. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. – 272 с. 4. Организация и проведение психолого-педагогического исследования. Учебное пособие /Под ред. д.п.н., профессора Г.Д. Бабушкина, д.п.н., профессора Е.П. Каргаполова. – Омск – Ханты-Мансийск, 2001. – 190 с. 5. Селуянов, В.М. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / В.М. Селуянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 210с. 6. Семенова, Г.И. Выпускная квалификационная работа: подготовка, написание, защита: Учебно-методическое пособие / Г,И.Семенова. - Тобольск: ТГПИ им. Д.И.Менделеева, 2007. - 34 с.
Среди педагогических методов исследования можно выделить следующие: 1. Педагогический эксперимент. 2. Педагогические наблюдения. 3. Хронометрирование. 4. Контрольные испытания (тестирование).
Метод педагогического наблюдения не связан с вмешательством исследователя в ход этого процесса. Педагогическое наблюдение, как метод научного исследования отличается от повседневного бытового наблюдения в основном по двум чертам: а) четко обозначенным предметом наблюдения; б) разработанной системой фиксации наблюдаемых фактов (специальные протоколы, условные обозначения при записи и т.п.). Все научные исследования должны удовлетворять требованию объективности: результаты исследования не должны зависеть от личных качеств исследователя. В тех случаях, когда при визуальной оценке возможны расхождения во взглядах, педагогическое наблюдение перестает быть достаточно объективным методом. Недопустимо, например, оценивать только на глаз величину угла сгибания в суставе или ритм движения. В таких случаях необходимо использовать какие-либо приемы объективной регистрации (фото и киносъемку, видео – или магнитофонную запись и т.п.). Иногда уровень современных знаний не дает еще возможности для объективной регистрации какого-либо явления, хотя сам факт его существования не вызывает сомнений. Например, в художественной гимнастике и фигурном катании на коньках существует такое понятие как «выразительность» движений. Очевидно, что мастера художественной гимнастики обладают большей выразительностью движений, нежели, например, люди, не занимающиеся физическими упражнениями. Это различие объективно существует, но в нашем распоряжении нет аппарата, который мог бы его достаточно измерять. В тех случаях, когда невозможна объективная регистрация, прибегают к специальным приемам объективизации педагогических наблюдений, суть этих приемов сводиться к тому, что наблюдение проводится одновременно несколькими людьми, которые, не сообщаясь друг с другом, оценивают в каких-либо условных единицах интересующий их показатель. Такой метод оценки техники в гимнастике, фигурном катании и других видах спорта называется методом экспертных оценок. Используя эти оценки в исследовательских целях, надо специальными математическими приемами определить степень совпадения оценок (конкордации). Если это совпадении достаточно велико, полученные данные можно считать вполне объективными. Одним из широко распространенных методов фиксации при наблюдении является хронометрирование (определение времени, затрачиваемого на выполнение тех или иных действий). Чаще всего используется хрометрирование либо какого-нибудь длительно выполняемого движения (бега на 800 м через каждые 100 м), либо всего занятия. При хронометрировании используют секундомеры механические и электронные, а также радиотелеметрические устройства. Широко используется этот метод при хронометрировании урока для определения общей и моторной плотности урока. Для наблюдения берется средний ученик. Секундомер включается со звонком и не останавливается до конца урока. Наблюдающий последовательно записывает в специально подготовленный протокол все действия, в которых принимает участие занимающийся. Каждые четыре минуты результаты изменения пульса одного и того же ученика записываются в протокол. Затем определяется плотность урока по формулам:
Общая плотность =
Моторная плотность урока =
Сравнивая данные моторной и общей плотности урока, можно найти резервы повышения качества работы каждого учителя. Учитель должен стремиться к 100% общей плотности. Моторная плотность составляет в тренировочных уроках 70-80%, в учебных – 50%.
Наряду с методами традиционного педагогического и аппаратурного наблюдения в исследованиях по теории физической культуры довольно широко используется тестирование (контрольные испытания), основанное на выполнении испытуемыми двигательных заданий в строго регламентированных условиях. Оно применяется для оценки двигательных возможностей, физического развития, физической подготовленности, ее отельных компонентов и степени их изменения под влиянием физкультурной деятельности. С помощью тестирования можно оценить эффективность (или неэффективность) применения той или другой методики в физическом воспитании. Теория тестирования в настоящее время достаточно разработана. При тестировании необходимо добиваться, чтобы количество тестов было минимальным, но в то же время они (тесты) должны достаточно полно характеризовать исследуемые качества. Тесты должны быть объективными, т.е. характеризовать именно исследуемое качество. Методика тестирования должна быть стандартизована (чтобы избежать влияния побочных причин на результаты тестирования). Для этого необходимо соблюдать следующие требования: 1) режим дня, предшествующего тестированию, должен строиться по одной схеме; 2) разминка перед тестированием должна быть стандартной; 3) тестирование должны вести одни и те же люди (умеющие это делать); 4) схема выполнения теста не изменяется и остается постоянной от тестирования к тестированию; 5) интервалы между повторениями одного и того же теста должны ликвидировать утомление, возникшее после каждой попытки; 6) спортсмен должен стремиться показать в тесте максимально возможный результат. Такая мотивация реальна, если в ходе тестирования создается соревновательная обстановка. Тесты должны быть надежны. Надежностью теста называется степень совпадения результатов при повторном тестировании одних и тех же людей в одинаковых условиях (тест-ретест). Согласованность тестов характеризуется независимостью результатов тестирования от личных качеств лица, проводящего или оценивающего тест. Тесты бывают эквивалентными (одинаково характеризующие одно и то же двигательное качество). Применение эквивалентных тестов повышает надежность оценки контролируемых свойств моторики спортсменов. Поэтому, если нужно провести углубленное обследование, то лучше применять несколько эквивалентных тестов. Такой комплекс называется гомогенным. Во всех остальных случаях лучше использовать гетерогенные комплексы (они состоят из неэквивалентных тестов). Тест должен быть информативным, по его результатам можно судить о свойстве (качестве, способности и т.п.), измеряемом в ходе контроля. Если говорить об оценке подготовленности спортсменов, то наиболее информативным показателем является результат в соревновательном упражнении. В настоящее время разработаны тесты для оценки различных двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости), различных сторон подготовки (технической, тактической, физической) в разных видах спорта, общей физической подготовки для различных поло-возрастных групп населения. Разработаны тесты для отбора в различные (но еще не все) виды спорта. Анкетирование бывает сплошное и выборочное, анонимное. Анкета должна состоять из трех частей. I. Вводная часть (обращение к опрашиваемым (респондентам)). II. Основная часть. III. Демографическая часть (паспортичка). Основная часть состоит из трех блоков. 1. Вопросы, чтобы заинтересовать. 2. Наиболее важные вопросы, трудные. 3. Интимные вопросы, контрольные. В «паспортичке» указываются пол, возраст, вид спорта, разряд, стаж. «Пилотаж» – пробное анкетирование. Практикуется программированное анкетирование (запланированные ответы).
При выполнении ВКР можно использовать методы из других научных дисциплин. Так, методы врачебного контроля дают возможность определить уровень физического развития и состояния здоровья исследуемых. Уровень физического развития определяется по антропометрическим показателям: длине тела (l), массе (m), окружности грудной клетки (ОГК) и функциональному состоянию (ЧСС, ЖЕЛ и др.). Уровень физической подготовленности определяется по показателям развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости и т. д.). Следует помнить при этом, что исследуемых показателей для определения уровня физической подготовленности, как и уровня физического развития, должно быть не менее трех. Например, для оценки уровня физической подготовленности можно провести следующее тестирование: бег на 30 м, подтягивание, прыжок в длину с места. Для оценки функциональных возможностей организма, исследования деятельности различных систем организма используются различные приборы: спирометр, кардиограф, миотонометр; в лабораторных условиях делают биохимические анализы крови, мочи, слюны и т. д. Для изучения движений используются биомеханические методы (определение скорости, темпа, длины шага и т. д.).
В последние годы в биологических и педагогических науках все шире используются математические виды исследования. Достаточно широко используются в исследованиях по теории физического воспитания методы математической статистики. При этом наиболее широко используется метод сравнения выборок по t-критерию Стьюдента, корреляционный анализ, а также дисперсионный, факторный и дискриминантный анализ (метод распознавания образа). С помощью математико-статистических методов можно сделать более широкие выводы, распространить полученные результаты исследования не генеральную совокупность (всех детей данного возраста, всех спортсменов данного разряда или вида спорта и т.д.).
Раздел 5. « Основные методы научных исследований в области физической культуры и спорта» Тема: « Педагогический эксперимент, его виды и особенности проведения».
План: 1. Особенности педагогического эксперимента. 2. Виды педагогического эксперимента. 3. Организация и методика проведения эксперимента. Литература: 1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б.А. Ашмарин. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 224 с. 2. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 264 с. 3. Селуянов, В.М. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / В.М. Селуянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 210с. 4. Семенова, Г.И. Выпускная квалификационная работа: подготовка, написание, защита: Учебно-методическое пособие / Г,И.Семенова. - Тобольск: ТГПИ им. Д.И.Менделеева, 2007. - 34 с.
Эксперимент как метод исследования. Виды эксперимента: по целям исследования; условиям проведения; по направленности; по способу комплектования групп испытуемых и др. Стратегия и тактика эксперимента. Задачи, организация и проведение эксперимента. Экспериментальная база, подготовка документации, обеспечение безопасности проведения эксперимента. Учет факторов, влияющих на ход и качество эксперимента. Эксперимент – это метод научного исследования, в котором явления и условия, интересующие исследователя, прямо или косвенно находятся под его воздействием и контролем. Особенную ценность данного метода определяет возможность создания условий, необходимых исследователю, устранение побочных, привходящих влияний, наконец, возможность повторного воспроизведения. Условия, в которых проходит эксперимент, нередко более или менее отличаются от типичных условий процесса физического воспитания. Связано это со стремлением устранить влияние многочисленных сопутствующих факторов, не имеющих прямого отношения к предмету исследования. В зависимости от степени изменения типичных условий в практике физического воспитания принято различать естественный, модельный и лабораторный эксперименты. В естественном эксперименте либо вообще нет отступлений от условий обычной практики физического воспитания, либо эти отступления минимальны. Занимающиеся могут даже не знать, что являются объектом наблюдения в экспериментальном исследовании. Например, в эксперименте сравнивалась эффективность различных способов освоения учебного материала в школе. Часть учебных групп осваивала его последовательно (легкая атлетика, затем игры, после этого гимнастика и т.п.). В других группах проводились комплексные уроки, включавшие одновременно отдельные элементы легкой атлетики, игр и гимнастики. Сравнение результатов в конце учебного года показало, что комплексное построение занятий более эффективно. В данном случае все испытуемые были участниками обычного процесса физического воспитания, естественного эксперимента; экспериментатор лишь по-своему организовал этот процесс, полностью сохранив все его характерные черты. В модельном эксперименте исследователь, стремясь устранить побочные явления, значительно изменяет обычные условия. Наконец, в лабораторном эксперименте испытуемые могут быть поставлены в условия, весьма далекие от встречающихся в практике. Достоинство лабораторного эксперимента – в строгой стандартизации условий и возможности устранения всех побочных явлений, недостаток – в искусственности. Эксперимент может быть направлен либо на выявление определенных факторов или зависимостей (абсолютный эксперимент), либо на сравнение каких-либо показателей (сравнительный эксперимент). В теории физического воспитания объектом сравнения обычно служит эффективность различных средств, методик, методических приемов и т.п. Для сравнительного эксперимента характерна определенная схема построения. В простейшем случае в эксперименте участвуют две аналогичные по полу, возрасту и физической подготовленности группы: занятия в них отличаются каким-либо одним фактором (например, одна группа включает в занятия силовые упражнения, а другая – нет). В конце эксперимента определяется, какая группа показала лучшие результаты. Группу, которая занимается по общепринятой методике (или не занимается вообще), называют контрольной, другие группы – экспериментальными.
Раздел 6. « Представление и оценка результатов научной и методической работы» Тема: «Обработка и оформление результатов исследования». План: 1. Обработка результатов исследования. 2. Оформление результатов научной и методической работы. 3. Литературное оформление научной работы.
Литература: 1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б.А. Ашмарин. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 224 с. 2. Селуянов, В.М. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / В.М. Селуянов. – М.: Академия, 2002.- 210с. 3. Семенова, Г.И. Выпускная квалификационная работа: подготовка, написание, защита: Учебно-методическое пособие / Г,И.Семенова. - Тобольск: ТГПИ им. Д.И.Менделеева, 2007. - 34 с. 4. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – М.: Академия» 2001. – 264 с. 5. Новые правила по защите диссертаций. – М.: ИКФ «ЭКМОС», 2003. – 64 с. 6. Петров, П.К. Курсовые и выпускные квалификационные работы по физической культуре /П.К. Петров. – М.: Владос, 2001. – 115 с. 7. Райзберг, Б.А. Диссертация и ученая степень. Пособие для соискателей /Б.А. Райзберг.– М.: ИНФРА-М, 2003. – 411 с. 8. Францифоров, Ю.А. От реферата к курсовой, от диплома к диссертации: Практическое руководство по подготовке, изложению и защите научных работ / Ю.А. Францифоров, Е.П. Павлова. – М.: Книга сервис, 2003. – 128 с.
Обработка результатов научного исследования и методических материалов. Оформление результатов научной и методической работы. Требования к написанию и оформлению научного труда. Структура и содержание научной работы. Содержание глав и разделов. Введение. Здесь надо сказать о значении работы для науки и практики, о характере и основном содержании работы. Во введении указывается актуальность работы, ее новизна, рабочая гипотеза, объект и предмет исследования, цель и задачи работы, практическая значимость исследования. I глава. Литературный обзор состояния изучаемого вопроса. Излагается история вопроса по отечественным и зарубежным источникам с одновременным критическим разбором, приводятся высказывания отдельных авторов, вскрываются спорные, нераскрытые вопросы. Излагается состояние вопроса по данным обобщения передового практического опыта. II глава. Методика и организация исследования. В этом разделе раскрываются методы исследования и их описание, организация работы и ее этапы. III глава. Результаты исследования. Здесь четко и сжато излагается фактический материал, полученный исследователем. IV глава. Обсуждение результатов исследования. В этом разделе (который можно соединить с третьим) проводиться анализ полученных материалов, сопоставление их с литературными данными, дается обоснование полученных результатов. Выводы и рекомендации (выводы должны соответствовать задачам). Список использованных литературных источников. Приложения. Подобная схема подготовки и проведения педагогического исследования и написания рукописи характерна для любого исследования, независимо от уровня (курсовая или дипломная работа студентов, кандидатская или докторская диссертация ученого). Разница будет заключаться в качестве исследования (глубина, глобальность темы, количество испытуемых, методов исследования, объем работы, количество первоисточников и т.д.). Требования к литературному оформлению, библиографическому описанию и ссылкам на источники.Большое значение при написании ВКР имеет грамотное, правильное изложение материала. Это, прежде всего, логичность и последовательность изложения материала, общая грамотность, соответствие ГОСТам и принятым правилам, внешний вид работы. Следует следить за правильностью выбора формулировок, которые наиболее просто, кратко выражали бы смысл излагаемого. Не следует предложения делать излишне пространными и сложными, но не рекомендуется и делать чрезмерно краткие предложения. В отдельный абзац выделяют предложения, связанные между собой одной мыслью, расположенные в логической последовательности. Не рекомендуется употреблять слова и выражения: «во главу угла», «на все сто процентов» и т. п. В тексте допускаются общепринятые сокращения: «с.» - страница; «ст.» - статья; «и т. п.» - и тому подобное; «и т. д.» - и так далее; «и др.» - и другие; «гг.» - годы, «м» - метр; «с» - секунда; «мин.» - минута; «ЧСС» - частота сердечных сокращений и др. Если автор вводит в работу символы или собственные сокращения, то их необходимо расшифровать. Лучше эту расшифровку дать в главе «Методика и организация исследования» или на отдельной странице «Условные обозначения». При первом упоминании об этих терминах и обозначениях их наименование пишется полностью, и только в последующих упоминаниях дается сокращенное обозначение. При изложении работы не рекомендуется писать от первого лица: «Я считаю», «Мне кажется», «По моему мнению» и т. п., а также множественного «Мы получаем», «Мы наблюдаем» и т. п. Допускается фраза с сохранением множественного числа, но исключением местоимения «мы». Можно использовать выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению». Однако лучше употреблять мысль в безличной форме: «изучение передового опыта свидетельствует», «на основании изучения литературных источников можно заключить», «проведенные исследования доказывают» и т. п. При представлении материала должен быть соблюден единый стиль изложения, орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность. Не рекомендуется часто употреблять одинаковые слова, словосочетания и обороты; дважды использовать какое-либо понятие в одной фразе; располагать близко друг от друга сл
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|