Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В сфере физической культуры и спорта




Наука определяется как сфера человеческой деятельности, функция которой — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; она включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат — сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира. В ходе исторического развития наука превратилась в производительную силу и важнейший фактор, оказывающий значительное влияние на все сферы общества.

Выработка нового знания происходит в процессе научного исследования — целенаправленного познания, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий. Для научного познания характерны свои цели и методы получения и проверки новых знаний. Научное исследование опирается на методологию науки — учения о принципах построения, формах и способах научного познания. «...Методология есть первостепенное условие эффективности научного поиска и исследования, она предопределяет верный и ближайший путь к истине, дает возможность выработать общую стратегию и тактику того пути, который ведет к достижению поставленной цели». В этом плане методологию можно рассматривать в значении общего метода познания, как систему методов, функционирующих в конкретной науке или в ряде наук смежного порядка, в смысле учения, позволяющего критически осмыслить методы познания и практики.

Основу методологии составляют диалектический метод и системный подход. Принципы и основы диалектики обладают формой всеобщности, они действуют во всех областях мира и проявляются в действиях остальных законов, выступают их основой. В условиях интегрирования отраслей знания формировались принципы системности, теория и методология системного анализа, системный подход и системный метод. Подготовкой и повышением квалификации научных кадров в Российской Федерации занимаются, с одной стороны, органы государственного управления (Госкомитет по науке и технологии, Министерство образования РФ, Российская академия наук), а с другой — научные учреждения и высшие учебные заведения. В этой работе важное место принадлежит научной общественности. Основная ответственность за подготовку и повышение квалификации научных кадров возлагается на научно-исследовательские учреждения и высшие учебные заведения (приложение 20). В Российской Федерации два научно-исследовательских института физической культуры — в Москве и Санкт-Петербурге, 14 академий и институтов физической культуры и около 80 факультетов физической культуры в педагогических вузах, классических и технических университетах. В этой работе активное участие принимает Госкомитет РФ по физической культуре, спорту и туризму.

В существующих формах подготовки и повышения квалификации научных кадров выделяют четыре группы.

Первая группа: в период обучения студентов в вузах — занятия в научных кружках, работа в студенческих научных обществах и конструкторских бюро, в проблемных лабораториях, участие в конференциях, конкурсах научных работ и т. д., учебно-исследовательская работа; стажеры-преподаватели, группы подготовки к вступительным экзаменам в аспирантуру, к кандидатским экзаменам.

Вторая группа: подготовка кандидатов наук в аспирантуре (очная и заочная форма) путем соискательства, предоставление творческого отпуска для завершения работы над диссертацией.

Третья группа: формы повышения квалификации лиц, имеющих опыт научно-исследовательской или научно-педагогической работы (кандидатов и докторов наук, не имеющих ученой степени). Это факультеты и институты повышения квалификации преподавателей вузов, стажировка преподавателей, командировки в НИИ, вузы для обобщения опыта, семинары и курсы по освоению новых методов исследования, методологические семинары, конференции, симпозиумы, зарубежные командировки.

Четвертая группа: подготовка докторов наук — научных кадров высшей квалификации в докторантуре, самостоятельная работа над диссертациями по планам НИИ или вуза. Для завершения работы предоставляется творческий отпуск до шести месяцев или освобождение преподавателей вузов от педагогической нагрузки на срок до двух лет (перевод на должность научного сотрудника).

Все группы представляют собой этапы на пути овладения высшей научной квалификацией. В этой работе существенное место занимает система аттестации научных кадров — присуждение ученых степеней и присвоение ученых званий. Аттестация играет важную роль в системе управления наукой, обеспечении различных организаций научными кадрами. Ученая степень определяет квалификацию научного работника и присуждается по объему знаний, научному значению и степени самостоятельности его исследований в одной из отраслей наук. Ученое звание определяет должностную функцию научного работника (педагогическую или научно-исследовательскую) и присваивается в зависимости от характера и качества выполняемой им работы в высшем учебном заведении или научно-исследовательском учреждении по одной из специальностей. Присуждение ученых степеней кандидата и доктора наук и ученых званий доцента и профессора производится соответствующими структурами Министерства образования Российской Федерации: ученых степеней — после положительного решения диссертационных советов НИИ или вузов; ученых званий -- после положительного заключения Учебно-методических объединений по соответствующим специальностям [10, 15, приложение 20].

Кроме названных ученых степеней и званий существуют высшие академические звания, которых удостаиваются известные ученые при избрании их в действительные члены или члены-корреспонденты Российской академии наук (РАН), Российской академии образования (РАО) и др. Существуют звания «Заслуженный деятель науки Российской Федерации», «Заслуженный работник высшей школы» и др.

В 2000 г. в Российской Федерации утверждена новая «Номенклатура специальностей научных работников» [12]. В соответствии с этим документом физическая культура, спорт, физическое воспитание входят в педагогические науки (13.00.00): 13.00.04 — Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. На предметной основе физической культуры, спорта, физического воспитания возможна подготовка научных работ по другим специальностям: 13.00.08 — Теория и методика профессионального образования; 13.00.01 — Общая педагогика, история педагогики и образования; 19.00.13 — Психология развития, акмеология [приложение 20]. По каждой специальности утвержден «Паспорт научной специальности», в котором изложены сущностные основы конкретной научной области; паспорт научной специальности 13.00.04 определяет содержание научной и методической деятельности в физической культуре, спорте, физическом воспитании, научную проблематику в этой области. Это содержание составляют три группы проблем: общие основы теории и методики физического воспитания и спорта; теория и методика спорта и спортивной подготовки; теория и методика оздоровительной и адаптивной физической культуры [18].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...