Основополагающие принципы учения
· Жить в обществе и для общества. · Уступать друг другу. · Слушаться старших по возрасту и по званию. · Подчиняться императору. · Сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей. · Быть человечным. · Только постоянным воспитанием природу чел-ка можно улучшить
II. ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ Ортодоксальные сист мысли (признают авторитет вед, как откровение) Дофил знания перед в ведах – древнейших текстах, которые употреблялись для культа брахманами (жрецами). Состояли из 4 корпусов: сборник гимнов, песнопений, жертвенных формул и заклинаний. Дополн тексты: Брахманы – объясняли прав применение жертв формул. Араньяки – правила для лесных отшельников. Упанишады – фил тексты, нацел на поиск нов знания. Учение о Брахмане (всемогущее, вечное,непостижимое божество) и Атмане (мировая душа, кот идентична чел душе. Конечной целью Атмана явл слияние с абсолютом), о карме и перерождении. Чел-к должен вырваться за круговорот жизни и смерти (сансара). Сансара – цепь зависимых перерождений, опред кармой, совок результатом мыслей и поступков чел-ка. Неортодоксальные сист мысли (буддизм, джайнизм) А) Буддизм и его основные идеи Основатель учения Гаутама Будда. Главная идея буддизма – «Средний путь» жизни между двумя крайними «путем удовольствия» (развлечений, праздности, лени, физического и морального разложения) и «путем аскетизма» (умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и морального изнеможения). «Средний путь» - путь знания, мудрости, роазумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана – высшая благодать (блаженство). Четыре благородных истины буддизма
· Земная жизнь полна страданий. · Причина страданий – желания (жажда наживы, славы, удовольствий и т.д.) · Чтобы избежать страданий, следует избавиться от желаний. · Средство избавления от желаний – прохождение «восьмеричного пути спасения» (правильное понимание, мысль, речь, действие, обр жизни) Заповеди-ориентиры буддизма. 1. Не убий. 2. Не укради. 3. Будь целомудренным. 4. Не лги. 5. Не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ. В Буддизме считалось, что нет Бога, нет души – Анатман
Джайнизм – развивает идеи упанишад. У всего есть душа. Джива – отдельные души, кот от природы способны к соверш-нию, аджива – простр-во, эфир, материя, сдержив душу от соверш-ния.
Античное философское наследие как первая философская классика человечества (натурфилософия, софисты, Сократ, Платон, Аристотель) Характерными чертами древнегреческой философии являются: · Фил от мудрости отличает скепсис · Фил требует док-в · Фил носит авторский хар-р, мудрость обезличена · Космоцентризм (в центре всего Космос) Досократические школы Древней Греции 1. Милетская школа «физиков» (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). 2. школа пифагорейцев. 3. Школа Гераклита Эфесского. 4. Элейская школа (Парменид, Зенон, Мелисс Самосский). 5. атомисты (Демокрит-Левкипп). Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Философы милетской школы 1. выступали со стихийно материалистических позиций; 2. занимались наряду с философией точными и естественными науками; 3. пытались объяснить законы природы (за что получили свое второе название – школа «физиков»); 4. искали первоначало – субстанцию, - из которой возник окружающий мир. Фалес (640 – 560 гг до н.э.) -Основатель милетской школы.Фалес считал: · первоначалом («архэ») всего сущего воду; · представлял Землю в Сиде плоского диска, который покоится на воде;
· решал геометрич задачи Анаксимандр (610 -540 г.г. до н.э.) -Ученик Фалеса, естествоиспытатель, географ и натурфилософ. · Первоначалом всего сущего считал «апейрон» - бесконечное, неопределенное материальное первоначало. · Дал первую характеристику закона сохранения материи: «вещи уничтожаются в те же самые элементы, из которых они возникли». · Развил учение о происхождении «первых людей» из животных другого вида. Анаксимен (546-526 г.г. до н.э.) - У ченик Анаксимандра. · Первоначалом всего сущего считал воздух: все вещи представляют его порождения, образуясь путём его сгущения или разрежения. · «Беспредельный воздух» - источник дыхания и жизни, весь мир окружен и сдерживается воздухом, подобно тому, как тело сдерживается душой. Пифагорейцы занимались улучшением своих умств способностей, памяти, учились умению слушать и наблдать. Созерцат обр жизни мудреца Гераклит из Эфеса (ок. 544 – ок.483 до н.э.) · Первоначалом всего сущего считал огонь, который то разгорается, то гаснет, и тем самым обеспечивает непрерывность рождение и исчезновения в мире природы; Идеальный чел-к – у него огненная душа. Негативный чел-к – пьяница, в нём много воды · Создатель первоначальной формы философской диалектики «Нельзя войти в одну и ту же реку дважды», «все течет, все изменяется». · Признавал относительность окружающего мира («морская вода грязная для человека, но чистая для рыб», в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим). · Вывел закон единства и борьбы противоположностей; движущей силой всех процессов считал борьбу: «война (борьба) есть отец всему и мать всему»;
Зенон Его концепция мира представляла ряд задач и апорий (затруднений, недоумений). Доказывал, что многие тезисы приводят к противоречиям и что движение, напр, реально не существует. Оно видимо («Стрела») Атомисты - «строительным материалом», «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы – «атомы». Демокрит – основоположник материалистического направления в философии. · Весь материальный мир состоит из атомов и пустоты; · Атом – мельчайшая частица, «первокирпичик» всего сущего. · Атом невидим; · Атом неделим;
· Атомы имеют различную величину и различные формы. · Атомы находятся в вечном движении.
Софисты Софизмы – это логические приемы, уловки, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным, и собеседник запутывается в собственных мыслях. Для софистов характерно: · Критическое отношение к окружающей действительности; · Стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли; · Неприятие основ старой, традиционной цивилизации; · Восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики; Протагор (5 в до н.э.) -«человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют» · Критерием оценки окружающей действительности, хорошего и плохого софисты выдвинули субъективное мнение человека; · Вне человеческого сознания ничего не существует; · Окружающий мир относителен - зависит от чувственного восприятия человека. «То, что здоровому человеку покажется сладким, больному покажется горьким». · Объективное (истинное) познание недостижимо; · Существует только мир мнений; Сократ (469-399 до н.э.) – полемист, мудрец, философ-педагог. · Ввел диалектический метод нахождения истины путем ее доказательства в свободном споре, а не декларирования; · Свою просветительскую деятельность вел в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы, диалога, спора по проблемам добра и зла, любви, счастья, честности и т.д. · Основной принцип сократовской философии: знание есть добродетель; любое зло, порок совершаются по незнанию; · Фил метод – майевтика (акушерское искусство) – «достаёт» истину из разговоров с др людьми Один из символов фил мудрости - это овод. Платон - ученик Сократа Основные философские идеи Платона: · Окружающий мир делится на «мир вещей» и «мир чистых (бестелесных) идей»; · Реально существуют лишь «чистые (бестелесные) идеи»; Эти идеи истинны, вечны и постоянны; · Мир и любая вещь в нем является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи;
· Материальные вещи изменчивы, непостоянны и конечны; · Окружающий мир («мир вещей») временен и изменчив, он не существует как самостоятельная субстанция. Учение Платона о государстве: 1. «Идеальное государство будущего», которого пока не существует и в котором отпадает необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств. 2. монархия – справедливая власть одного человека; 3. тирания – несправедливая власть одного человека; 4. аристократия – справедливая власть меньшинства; 5. олигархия – несправедливая власть меньшинства; 6. демократия – справедливая власть большинства; 7. тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии. · Двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия. · Демократия, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию. План государственного устройства по Платону: · Все население государства (полиса) делится на три сословия: философы, воины, работники; · Работники (крестьяне, ремесленники) занимаются физическим трудом, создают материальные блага; Воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости – участвуют в военных действиях; Философы (мудрецы) – разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством; · Жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают; Аристотель – ученик Платона, основатель Афинской школы «Ликей», воспитатель Александра Македонского. Ввёл термин МЕТАФИЗИКА
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|