Основные философские идеи Аристотеля
1. Не существует «чистых идей», эйдосов, не связанных с окружающей действительностью. Они являются отображением вещей и предметов реального мира; 2. существуют только единичные и конкретно определенные вещи; данные вещи называются индивидуумы (неделимые); то есть, например, существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не «идея лошади», воплощением которой данная лошадь является, и конкретный стул, находящийся в конкретном месте и имеющий свои признаки, а не «идея стула» и т.д. Проблема человека в философии Аристотеля: · Человек по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных; · Человек отличается от животных наличием мышления и разума; · Человек имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе). · Потребность жить в коллективе приводит к возникновению общества. Аристотель о государстве: · регулирующим механизмом общества (защита от врагов, поддержание внутреннего порядка, содействие экономике и т.д.) является государство. · Выделяет шесть типов государства: монархия; тирания; аристократия; крайняя олигархия; охлократия (власть толпы, черни, крайняя демократия); полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии). · «дурные» формы государства: тирания, крайняя олигархия и охлократия. · «хорошие» формы государства: монархия, аристократия и полития. · Наилучшей формой государства является полития, государство «среднего класса» (идеал Аристотеля).
Статус философии и основные решаемые ею проблемы в эпоху средневековья и Возрождения. (Николай Кузанский, Томас Мор, Мишель Монтень, Николо Макиавелли) Основные черты средневековой философии:
· Теоцентризм - в центре философствования - Бог, а уже после – его творения. Реальностью, определяющей все сущее, является Бог. · Господство догматов о творении (всего Богом) и откровении (Бога о Самом Себе в Библии); · Креационизм - догмат о сотворении Богом мира «из ничего» по своей воле, а не в силу природной необходимости; · Теодицея - оправдание Бога за существование в мире зла; · Эсхатология - учение о конечности существования мира (о конце света); · Провиденциализм – истолкование истории как осуществление божественного плана; · Утверждение веры выше разума; · Выделение человека из природы и объявление его творением Бога, стоящим над природой; · Признание познаваемости мира через познание Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога; · Повернутость в прошлое и оторванность от реального мира; · Воинственность; · Назидательность; · Учительство.
Эпоха возрождения - Это особый этап в истории философии, характеризующийся утверждением новой формы философствования, строящийся на принципах независимых от философской схоластики. Обусловлена: кризисом феодализма и церкви, повышения ур-ня образованности, великими геогр и научно-технич открытиями. К подрыву авторитета церкви привела гелиоцентрич система коперника Характерные черты философии эпохи Возрождения: · Широкое использование античного наследия; · Переход от теоцентризма к антропоцентризму (особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия, возможности) и гуманизму – преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство; · Пантеизм - наделение природы божественными свойствами; слияние Бога с природой, растворение в ней · Оппозиционность к Церкви, сделавшей себя посредником между Богом и верующими; · Отрицание и критика схоластики; · Тесная связь с развитием естествознания – научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращение Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной);
· Большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству; · Возрастание нового самосознания человека и его общественной позиции: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта; · Почитание разносторонности развития и дарования личности; Томас Мор – основатель утопического социализма. Основное произведение «Утопия». Утопия (греч. – место, которого нет) выдуманный остров, на котором находится идеальное государство. Основные идеи: · Не существует частной собственности; · Все граждане участвуют в производительном труде; Труд осуществляется на основе всеобщей трудовой повинности; Все произведенные продукты поступают в собственность общества и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии; · В связи с тем, что трудом заняты все, для обеспечения Утопии достаточно короткого рабочего дня – шесть часов; · От трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам; · Мужчины и женщины имеют равные права (как и равные обязанности); · Жители Утопии верят в Бога, но на острове полная веротерпимость. Политическая философия Николо Макиавелли. Основное произведение «Государь». · Человек обладает изначально злой природой; · Движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде; · Совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать только свои эгоистические интересы; · Для обуздания низменной природы человека создается особая организация – государство; · Власть принадлежит тому, кто может её захватить среди себе равных. То есть это не результат богоизбранности, арезультат «человеческого» в человеке · Правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных; · Правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному результату; · В борьбе за освобождение родины от иностранного владычества, за ее независимость допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные.
Т оммазо Кампанелла (1568-1639) – создатель проекта идеального общества. Основное произведение «Город Солнца» Согласно Кампанелле, в Городе Солнца: · Отсутствует частная собственность; · Все граждане участвуют в производительном труде; · Результаты труда поступают в собственность всего общества, а затем равномерно распределяются между его членами; · Труд совмещается с одновременным обучением; · Жизнь соляриев (жителей города) регламентирована от подъема до отхода ко сну; · Солярии все делают вместе: ходят на работу, трудятся, едят, отдыхают; · Большое внимание уделяется воспитанию. С рождения ребенок отбирается от родителей и воспитывается в специальных школах, где обучается наукам и приучается к коллективной жизни, правилам поведения Города Солнца; · Во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель (избираемый соляриями) – Метафизик, владеющий всеми знаниями своей эпохи и всеми профессиями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|