Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современные экологические концепции




Авторы концепции пределов роста и других вариантов данной модели полагают, что экологическую гармонию можно сохранить или восстановить путем определения соответствующих пределов дальнейшего развития экономики, роста населения, развития научно-технического прогресса. Некоторые из вариантов этой концепции настойчиво требуют возвращение к нулевому, искусственному свертыванию науки и техники до нуля, т.е. такому пределу, при котором хозяйственная и демографические нагрузки общества будут соответствовать ресурсовым возможностям природы.

Конц органического роста исходит из того, что рассматривает мировую экономику не как единую, а как региональную систему. Исходя из этого, она предлагает дифференцированный подход к экологии различных стран и регионов с учетом их экономического и культурного развития. Эта концепция подразделяет все страны на богатые и бедные. Опираясь на это подразделение, авторы концепции предлагают обеспечить гармоничное отношение общества и природы за счет перераспределения средств между богатыми и бедными в виде материальной и финансовой помощи развитых стран развивающимся странам.

Авторы этих концепций исходят из того, что весь материальный мир един и взаимосвязан, что задачи эффективной охраны природы планеты могут быть решены лишь коллективными усилиями всего международного сообщества. Они предлагают создать надгосударственный орган, который бы управлял охраной и использованием окружающей природной среды во всех странах и регионах.

Речь идет об изменении мышления человека, о переходе от потребительской психологии к осознанию рационального природопользования с учетом охраны окружающей природной среды.

 

Теоретический и практический анализы всего предшествующего опыта общения человека и естественной среды его обитания позволяют выделить следующие концептуальные основы экологической доктрины:

1. Общество и природа представляют собой систему взаимосвязанных подсистем, где естественные связи человека и среды его обитания органически переплетаются с социальными, органическими связями.

2. Система «общество - природа» состоит из двух подсистем, соответствующих двум формам взаимодействия общества и природы - использования и охраны природной среды. Первая подсистема - экономическая. Она направлена на использование, потребление, преобразование природы человеком. Ее задачи: обеспечить удовлетворение экономических интересов общества. Другая подсистема - экологическая. Она выражает экологические интересы общества, а, следовательно, и всего общества в чистой, здоровой, продуктивной и многообразной окружающей природной среде.

3. В центре системы «общество - природа» стоит человек. Он выступает одновременно и как субъект воздействия на природу в результате своей практической деятельности (в экономической подсистеме) и как объект, испытывающий такое воздействие в экологической подсистеме.

4. Экономические интересы, выраженные экономической подсистемой, и экологические, проявляемые в рамках экологической подсистемы, едины по своей социальной направленности. Их единство в том, что все они призваны обеспечить качество жизни человека, его жизненный статус, гарантирующий ему биологическую и материальную самостоятельность.

Однако такое единство противоречиво. С объективной стороны, противоречия такого рода возникают в силу постоянного экономического воздействия на природную среду вследствие ее потребления и использования. Подобное воздействие вносит отрицательные элементы в содержание экологической функции, выполняемой природой, путем ее загрязнения, истощения, разрушения.

В субъективном отношении такие противоречия возникают вследствие игнорирования законов развития природы, нарушения законодательства в результате волюнтаристской деятельности хозяйствующих субъектов

Принципиальные черты, основные школы и историческая роль философской мысли древнего Востока (Индия и Китай)

I. КИТАЙ

Основой для самых влият школ древнекит философии является миф воззрения. Или концепция Инь-Ян, где Инь – женское, мягкое,пассивное,тёмное начало, а Ян – мужское, твёрдое, светлое. Инь-Ян перерастают др в др. Все космические события вытекают из их взаимод-вия.

Крупнейшие фил школы: даосизм и конфуцианство.

ДАОСИЗМ

Даосизм – фил пути. Основоположником даосизма является Лао-цзы.

 

Основными понятиями даосизма являются «Дао» и «Дэ».

Понятие «Дао» имеет два значения:

1. путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира;

2. субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту. «Что делает пригодным горшок?» - «Его пустота, кот можно заполнить»

Основные идеи даосизма

· Все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями.

· Материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе («все происходит из земли и уходит в землю»), то есть сегодняшний человек вчера был воплощен в виде иных форм, существующих во Вселенной – камня, дерева, частей животных, и после смерти то, из чего состоял человек станет «строительным материалом» иных форм жизни или явлений природы.

· Мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека – покой и недеяние («у-вэй»).

· Начинает отсчет человеческой жизни не с момента рождения, а с момента зачатия.

· Выделяет в качестве духовного центра человека не голову (мозг, лицо, глаза и т.д.), а сердце.

· Воспринимает человека как часть природы и космоса, не соглашается с идеей господства человека над природой и остальными живыми существами, не приветствует индивидуализм и противопоставление отдельной личности другим членам общества.

· Призывает ценить земной отрезок жизни, максимально продлить ее продолжительность.

 

КОНФУЦИАНСТВО

Конфуцианство – древнейшая философская школа. Основоположником школы является Конфуций (551-479 гг. до н.э.). Его учение сыграло большую роль в объединении китайского общества.

Основные вопросы, решаемые конфуцианством

· Основная тема фил-ния – отн-ния гос-ва, семьи и личности. Прочное гос-во основыв на прочн семье

· В качестве примера управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия – отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным – как отца к сыновьям.

· Конфуцианское «золотое правило» поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...