Философия Нового времени и ее роль в развитии европейской философской традиции. (эмпиризм и сенсуализм (Френсис Бэкон, Локк, Гоббс, Юм), рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц))
Особенности эпохи: · Начало первых буржуазных революций (в Нидерландах и Англии) и утверждение капиталистического промышленного развития; · Ослабление влияния церкви на социальные институты и процессы; · Развитие капиталистических отношений; · Формирование науки в современном ее значении; · Появление новой философской ориентации – на науку. · расширение власти человека над природой с помощью науки, совершенствование самого человека. · В центре философствования поставлены проблемы познания, поэтому гносеоцентризм является характерной чертой философии этого периода;
По гносеологическому основанию в философии Нового времени выделяют эмпиризм и рационализм.
Основателем эмпирического (опытного) направления в философии считается Френсис Бэкон (1561-1626) Основные философские идей Френсиса Бэкона: · Философия должна иметь прежде всего практический характер; там, где она остается умозрительной (схоластикой), она неистинна. · Суть основной философской идеи Ф. Бэкона заключается в том, что в основе познания лежит опыт. · Главная задача знания и опыта – помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека над силами природы. В связи с этим Ф. Бэкон сформулировал свое философское кредо: «Знание – сила». · Предлагал очистить знание от заблуждений, мешающих созерцать источник истины – природу Ф. Бэкон определяет четыре их разновидности (призраки, идолы, заблуждения): · «Призраки рода» - это ошибки, вытекающие из того, что человек судит о природе по аналогии с жизнью людей; · «Призраки пещеры» - заключаются в ошибках индивидуального характера, зависящих от воспитания, вкусов, привычек людей (их предрассудков, заблуждений – «пещера»);
· «Призраки рынка» - это неправильное, неточное употребление понятийного аппарата: слов, выражений, дефиниций; · «Призраки театра» - связаны со слепой верой в авторитеты. не ссылаться ни на какие авторитеты – таков был принцип науки Нового времени. Учение Ф. Бэкона о методе познания · Бэкон выдвинул главным методом познания индукцию. Этот метод философ разрабатывает в своем главном труде «Новый Органон». «Органон» - в пер. с греч. – означает орудие, инструмент, средство познания, исследования; · Под индукцией Бэкон понимал обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов; · Путь преодоления главного недостатка индукции (её неполнота, вероятностный характер), по Бэкону, - в накоплении человечеством как можно большего опыта во всех областях знания; · Источником человеческого знания Бэкон объявляет чувственный опыт, эксперимент; · Бэкон провозгласил важность опытного исследования, основанного на экспериментальном методе от знаний об единичном и простейших умозаключений – к самым общим положениям.
Джон Локк – «Человек входит в мир tabula rasa» и его разум не содержит в себе никаких априорных образований. Всё содерж-е созн-я образуется исключительно чувственным восприятием. Чувств воспр-е – исходный материал для опыта. Простые идеи (чисто рецептивные) истинны и адекватны, сложные идеи (полная самост-ть разума в сведении разных понятий) – ведут к заблуждениям.
Рационализм – (от лат. – «разумный») – направление в философии, сторонники которого признают разум основой познания и поведения людей; Основоположником европейского рационализма Нового времени считается Рене Декарт (1596-1650), видный французский философ и ученый-математик. Представителями рационализма были также Бенедикт Спиноза, Готфрид Лейбниц.
Рене Декарт вошел в историю философии: · Положением о ясности как критерия истины; · Критикой эмпиризма; · Обоснованием рационализма в гносеологии; · Дуализмом в понимании отношения материи и сознания, как попытке примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии; · Выдвижением теории о научном методе познания и о «врожденных идеях» (вся познават деят-ть дб организована в соотв-вии с фундамент врожд идеями, кот выступают как предпосылки возм-ти нашего познания. Каждый наделён разумом одинаково, только не все им пользуются) Доказательства того, что в основе бытия и познания лежит разум: В мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку, но абсолютно в любом явлении можно усомниться. Следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах. Но невозможно сомневаться в реальности того, что ведет к сомнению, а именно – в реальности мысли. Сомнение - свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, мыслит. Мыслить может реально существующий человек. Я мыслю, следовательно, я существую. Следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания. Поскольку мышление – это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум;
Дуализм Р. Декарта · Человек – единственное существо, в котором соединяются и существуют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой; · Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстанции, следует идея дуализма (двойственности) человека; · С точки зрения дуализма Декартом решается и «основной вопрос философии»: по его мнению, спор о том, что первично – материя или сознание – бессмысленен. Поскольку человек дуалистичен, то ни материя, ни сознание не могут быть первичными – они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия. Спиноза и Лейбниц были его последователями 52. Немецкая классическая философия в общем. "Критическая философия" И.Канта Представители немецкой классической философии – И. Кант, И. Фихте, Г. Гегель, Ф. Шеллинг, Л. Фейербах.
В немецкой классической философии были продолжены прогрессивные традиции философии раннего Нового времени: · Вера в могущество разума, в способности человека с его помощью познавать и изменять мир; · Признание рациональности, целесообразности, взаимосвязанности и закономерности бытия, общества, человеческих действий и поведения; · Вера в гуманность человека и его способность найти решение социальных проблем с позиции гуманизма; · Признание основной задачей философии раскрытие закономерности функционирования самого человеческого разума, процесса познания и получения достоверного знания, приведенного к стройной логической системе. Общие черты: · Полнота и глубина разработки философских проблем; · Высокая степень доказательности; · Признание за философией роли критической совести культуры; · Отношение к философии как специальной системе философских дисциплин, категорий, идей, отграничение философии от других наук и религии; · Разработка целостной концепции диалектики, изучение связей бытия в их взаимодействии и изменении. Философия И. Канта (1724-1804) Основоположником немецкой классической философии считается И. Кант. Творчество И. Канта можно разделить на два больших периода: (1) докритический – до начала 70-х годов 18 века; (2) критический – начало 70-х годов 18 века. Философские выводы И.Канта, сформулированные в докритический период: · Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в космосе частиц материи в результате вращения данного облака; · Природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизменна; · Природа находится в постоянном изменении и развитии; · Движение и покой относительны; · Все живое на земле, в том числе и человек, - результат естественной биологической эволюции; В критический период интерес И. Канта сместился на вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной философии. В своей книге «Критика чистого разума» И. Кант отстаивает идею агностицизма, то есть невозможности познания окружающей действительности.
· И.Кант дуалистически разделяет действительность на два одновременно существующих мира: (1) мир «вещей в себе» (это внутренняя сущность вещи) – невоспринимаемая и непознаваемая человеком действительность, трансцендентный мир. (2) И мир «вещей для нас» - совокупность чувственно воспринимаемых предметов и явлений, закрепленных в образах сознания – трансцендентальный мир. Мир «вещей для нас» познаваем. · Главное внимание И.Кант уделяет анализу процесса познания мира «вещей для нас». Он обосновал три ступени познания: ü Чувственное познание – как реализация способности человека к ощущениям; ü Рассудочное познание, воплощающее способность к понятийному мышлению; ü Разумное познание как реализация способности человека делать (формулировать) умозаключения на уровне так называемых «идей разума», играющих роль регулятивов познания и деятельности. · На третей ступени познания, как обнаружил И.Кант, возникает проблема логических противоречий (антиномий);
Кантом было выдвинуто учение о категориях – предельно общих понятиях, с помощью которых можно описать и к которым можно свести все сущее. Нет таких вещей или явлений окружающего мира, которые не обладали бы признаками, характеризуемыми данными категориями; Кроме «чистого разума» И.Кант рассматривает и «практический разум»: · Практический разум ориентирует человека в его общественной жизни. Основой поведения субъекта является «автономная воля» и правила, или максимы, вырабатываемые в обществе; · Самым существенным регулятором поведения людей ограничивающим их произвольное поведение является моральный закон, который имеет высший и безусловный характер. Кант назвал его категорическим императивом. Одна из его формулировок звучит так: «Поступай всегда так, чтобы максима твоей воли была основой всеобщего законодательства». Моральный закон (категорический императив) И. Канта понимается следующим образом: · Человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех, всеобщим законом; · Никогда нельзя относиться к другому человеку как к средству, но всегда как к цели; · Вся мораль в обществе должна основываться на соблюдении чувства долга.
Задавался вопросом о том, что же он может знать «Я знаю, что ничего не знаю,» - Сократ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|