Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Организация законодательной власти в субъектах РФ. Регламент законодательного органа, порядок формирования, внутренняя организация деятельности. Аппарат.




Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации.

Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации.

Законодательным (представительным) органом республики в составе Российской Федерации является парламент.

Срок полномочий депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской одного созыва устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и не может превышать пять лет.

Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.

54)Местное самоуправление -комплексное и многообразное явление, регулируемое Конституцией РФ 1993 г. Оно выступает не только как одна из основ конституционного строя Российской Федерации и форма народовластия, но и как разновидность социального управления, форма децентрализации власти и самоорганизации местных жителей, деятельность граждан по самостоятельному решению вопросов местного значения, форма публичной власти, взаимодействующая с государственной властью.

Общеправовые принципы в организации местного самоуправления Местное самоуправление в РФ базируется не только на присущих только ему специфических принципах, но и на общеправовых принципах. Общеправовые принципы определяют основные начала законо­дательного регулирования всех сторон жизни общества, явля­ются критериями оценки истинно демократического, правово­го государства и гражданского общества: = приоритет общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров в области местного самоуправления по отношению к законодательству о местном самоуправлении; = допустимость изменения общих принципов организации местного самоуправления, установленных Законом, не иначе как путем внесения изменений и дополнений в него; = осуществление правового регулирования вопросов организации ме­стного самоуправления органами государственной власти субъек­тов Федерации в случаях и порядке, установленных Законом; = обязательность муниципальных правовых актов на всей территории муниципального образования; = высшая юридическая сила устава муниципального образования и решений, принятых на местном референдуме (сходе граждан), в систе­ме муниципальных правовых актов; = судебная защита прав местного самоуправления. Федеральный закон закрепляет и иные общие правовые принципы. В ряду таких принципов применительно к вопросам организа­ции и осуществления местного самоуправления в науке муни­ципального права традиционно, принято выделять следующие принципы: • принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина; • законность в организации и деятельности местного самоуправ­ления. Статья 2 Конституции РФ гласит: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства". Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина — важнейший конституционный принцип, на основании которого осуществляется народовластие в РФ. Данный принцип провозглашен в ряде международных актов, сре­ди которых важное значение имеют: - Всеобщая декларация прав человека 1948 г.; - Пакт о гражданских и политических правах 1966 г.; - Пакт о социальных, экономических и культурных правах 1966 г. Приоритет прав человека как принцип организации местного само­управления, заключается в том, что: • органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления в своей деятельности должны исходить из при­оритета прав и свобод человека и гражданина; любое решение не должно нарушать прав человека и гражданина, установлен­ных Конституцией РФ; • нормативные акты органов местного самоуправления не должны умалять признаваемые Конституцией РФ права человека и граж­данина РФ; • закрепление Конституцией РФ основных прав и свобод чело­века и гражданина не должно рассматриваться как умаление прав, прямо не названных в тексте Конституции. Принцип со­блюдения прав человека и гражданина в равной мере распро­страняется и на права, прямо не названные Конституцией РФ. Принцип законности в юридической науке рассматривается в двух значениях: = в узком смысле означает обязательность соответствия всех принимаемых подзаконных нормативно-право­вых актов нормам законов. Применительно к вопросам органи­зации местного- самоуправления данный принцип в узком смысле трактуется как обязательность соответствия решений ор­ганов и должностных лиц местного самоуправления, закреп­ленных в нормативных актах органов и должностных лиц ме­стного самоуправления, нормам федеральных законов и Консти­туции РФ; = в широком смысле принцип законности трактуется как обяза­тельность соблюдения и неотвратимость наказания за нарушения любых норм законодательства (независимо от уровня норма­тивно-правового акта). Принцип законности выступает важной гарантией местного самоуправления на всей территории РФ. Одно из весьма значимых проявлений принципа законности в организации и осуществлении местного самоуправления — законность при осуществлении контроля и надзора за деятельно­стью органов местного самоуправления. Нарушение, принципа законности влечет нарушение, и других принципов: - принципа самостоятельного принятия решений населением по вопросам местного значения; - принципа организационного обособления системы органов ме­стного самоуправления; - других важнейших принципов местного самоуправления. Порядок осуществления контроля за соблюдением законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправ­ления со стороны прокуратуры определяется Федеральным зако­ном "О прокуратуре РФ" от 17,01.92 № 2202-1 (ред. от. 30.06.2003). Организационные принципы деятельности органов местного самоуправления Организационные принципы деятельности органов местного самоуправления — принципы, регулирующие исключительно вопросы внутренней организации органов местного самоуправления и порядка осуществления ими сво­их полномочий: ♦органыместногосамоуправленияневходятв систему органов госу­дарственной власти; ♦органыместногосамоуправленияизбираютсянепосредственнона­селениеми (или) образуютсяпредставительныморганоммуниципаль­ногообразования; участиеоргановгосударственнойвластииихдолж­ностныхлицвформировании органов местного самоуправления, на­значении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, уста­новленных Законом; ♦структураоргановместногосамоуправленияопределяетсямуници­пальными образованиями самостоятельно с учетом требований Закона об обязательном наличии в ней представительного органа муници­пального образования, главы муниципального образования и местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муници­пального образования), за исключением случаев, предусмотренных За­коном; ♦структураместнойадминистрацииутверждаетсяпредставительныморганоммуниципальногообразованияпопредставлениюглавымест­нойадминистрации; вструктуруместнойадминистрациимогут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной ад­министрации; ♦органыместногосамоуправлениянаделяютсясобственнымиполно­мочиямипорешениювопросовместногозначенияимогутнаделятьсяотдельнымигосударственнымиполномочиями в порядке, установлен­ном Законом. Федеральный закон закрепляет и иные организационные принципы местного самоуправления: = принцип гласности в деятельности органов местного самоуправления; = принцип сочетания коллегиальности и единоначалия в местное самоуправление. Гласность в деятельности органов государственной власти, органов и должностных лиц местного самоуправления важнейший показатель подлинно демократического государства. На практике принцип гласности в деятельности органов местного самоуправления означает: - открытость органов местного самоуправления для населения;- - информирование населения муниципального образования о дея­тельности органов и должностных лиц местного самоуправления. Информация о деятельности органов и должностных лиц мест­ного самоуправления для соблюдения принципа гласности должна быть: - достоверной; - полной; - своевременной; - открытой для доступа населению муниципального образования. Если информация о деятельности органов местного самоуправления соответствует всем перечисленным требованиям, но фактический доступ к ней затруднен рядом бюрократических преград, что нередко встречается на практике, это следует рассматривать как грубое нарушение принципа гласности местного самоуправления. Только при соблюдении принципа гласности в деятельности органов местного самоуправления возможно соответствие системы местного самоуправления другим основополагающим принципам местного самоуправления. Основными способами обеспечения гласности в деятельности ор­ганов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления являются: ♦обязанностьоргановместногосамоуправленияобеспечитьпо­лучениегражданамиполнойидостовернойинформацииосвоейработе; ♦обязанностьоргановместногосамоуправленияидолжностныхлицместногосамоуправления обеспечить каждому возмож­ность ознакомления с документами и материалами, затраги­вающими его права; ♦обязательноеопубликованиенормативно-правовыхактоворгановместногосамоуправления, затрагивающихправаиобязанностичеловекаигражданина; ♦ обязанность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в течение одного месяца давать ответы по существу на индивидуальные и коллективные обраще­ния граждан. Значительное место среди организационных принципов дея­тельности местного самоуправления занимает принцип сочетания коллегиальности и единоначалия в деятельности органов мест­ного самоуправления. Данный принцип заключается в установленной Конституци­ей РФ и федеральным законодательством возможности населения муниципального образования самостоятельно определять, в ка­ких случаях эффективнее коллегиальное принятие решений орга­нами местного самоуправления, а в каких — на основании прин­ципа единоначалия. Общие территориальные принципы организации местного само­управления: осуществление местного самоуправления на всей территории Рос­сии в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, город­ских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения с учетом местных и иных традиций; установление и изменение границ территорий муниципальных об­разований законами субъектов Федерации с учетом требований Закона; преобразование муниципальных образований законами субъек­тов Федерации в соответствии с Законом; разграничение территории субъекта, за исключением территорий с низкой плотностью населения, между поселениями, а также закреп­ляемые Законом иные принципы территориальной организации мест­ного самоуправления.

Общие экономические принципы организации местного само­управления: » признание и защита муниципальной собственности наравне с дру­гими формами собственности; » самостоятельность управления органами местного самоуправления муниципальной собственностью, установления и исполнения местного бюджета; » наличие у каждого муниципального образования собственного бюд­жета (местного бюджета); » нахождение в собственности муниципальных образований имуще­ства, предназначенного лишь для решения вопросов, установленных За­коном; » недопустимость определения федеральными законами и законами субъектов Федерации объемов расходов за счет средств местных бюдже­тов, а также иные общие экономические принципы, устанавливаемые За­коном. Более подробно вопрос об общих правовых, территориальных, орга­низационных и экономических принципах организации местного само­управления рассматривается в главах учебника, посвященных соответ­ствующим основам местного самоуправления (правовой, территориаль­ной, организационной, экономической). Вместе с тем можно выделить в системе общих принципов организа­ции местного самоуправления те из них, которые достаточно определен­но формулируются в Конституции РФ, федеральных законах и Евро­пейской хартии местного самоуправления и для которых характерна вы­сокая степень обобщенности. По предмету регулирования принципы местного самоуправления можно классифицировать на: - определяющие особые обязанности и полномочия го­сударства по организации местного самоуправления; - согласно которым создаются муниципальные образо­вания — главные структуры системы местного самоуправления; - определяющие демократические формы организа­ции местного самоуправления, порядок образования и содер­жание функций органов местного самоуправления; - определяющие формирование необходимой финан­сово-экономической основы местного самоуправления; - обеспечивающие самостоятельность органов местного самоуправления при осуществлении ими своих функций и полномочий; - обеспечивающие стабильность установленных Кон­ституцией РФ и федеральными законами прав местного само­управления; - согласно которым органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями; -гарантирующие обязательность решений по вопросам местного значения, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов, и должностных лиц местного само­управления; - обеспечивающие ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления за свою деятельность; - обеспечивающие подконтрольность государству дея­тельности органов и должностных лиц местного самоуправления. Ученые выделяют также следующие группы общих принципов: 1) опреде­ляющие особые обязанности и полномочия государства по организации местного самоуправления; 2) согласно которым создаются муниципальные образования — главные структуры в системе местного самоуправления; 3) определяющие демо­кратические формы организации местного самоуправления, порядок образова­ния и содержание функций органов местного самоуправления; 4) определяющие формирование необходимой финансовой экономической основы местного са­моуправления; 5) обеспечивающие самостоятельность органов местного само­управления при осуществлении ими своих функций и полномочий; 6) обеспечи­вающие стабильность установленных Конституцией РФ и федеральными зако­нами прав местного самоуправления; 7) согласно которым органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями; 8) га­рантирующие обязательность решений по вопросам местного значения, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц ме­стного самоуправления; 9) обеспечивающие ответственность органов местного са­моуправления и должностных лиц местного самоуправления за свою деятель­ность; 10) обеспечивающие поднадзорность и подконтрольность государству дея­тельности органов и должностных лиц местного самоуправления. Каждый из данных принципов, в свою очередь, может быть выражен в виде своеобразной системы более конкретных принципов. Так, принцип самостоятельности местного самоуправления предпо­лагает реализацию принципов организационной, финансовой, эконо­мической и иных форм самостоятельности местного самоуправления в рамках Конституции РФ и федеральных законов, а принцип организа­ционной самостоятельности, в свою очередь, включает принципы само­стоятельности населения в определении структуры органов местного са­моуправления, кадровой самостоятельности и т. д. Необходимо также учитывать, что в системе общих принципов мест­ного самоуправления можно выделить принципы, обусловленные спецификой данной формы организации местной публичной власти (принцип организационного обособления местного самоуправ­ления в общей системе публичной власти в государстве и др.), и в то же время можно назвать принципы, имеющие универсальный, общегосу­дарственный характер, распространяющиеся на всю систему публичной власти (принципы соблюдения прав и свобод человека и гражданина, законности, гласности и др.).

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.