Организация законодательной власти в субъектах РФ. Регламент законодательного органа, порядок формирования, внутренняя организация деятельности. Аппарат.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации. Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации. Законодательным (представительным) органом республики в составе Российской Федерации является парламент. Срок полномочий депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской одного созыва устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и не может превышать пять лет. Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности. 54) Местное самоуправление -комплексное и многообразное явление, регулируемое Конституцией РФ 1993 г. Оно выступает не только как одна из основ конституционного строя Российской Федерации и форма народовластия, но и как разновидность социального управления, форма децентрализации власти и самоорганизации местных жителей, деятельность граждан по самостоятельному решению вопросов местного значения, форма публичной власти, взаимодействующая с государственной властью.
Общеправовые принципы в организации местного самоуправления Местное самоуправление в РФ базируется не только на присущих только ему специфических принципах, но и на общеправовых принципах. Общеправовые принципы определяют основные начала законодательного регулирования всех сторон жизни общества, являются критериями оценки истинно демократического, правового государства и гражданского общества: = приоритет общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров в области местного самоуправления по отношению к законодательству о местном самоуправлении; = допустимость изменения общих принципов организации местного самоуправления, установленных Законом, не иначе как путем внесения изменений и дополнений в него; = осуществление правового регулирования вопросов организации местного самоуправления органами государственной власти субъектов Федерации в случаях и порядке, установленных Законом; = обязательность муниципальных правовых актов на всей территории муниципального образования; = высшая юридическая сила устава муниципального образования и решений, принятых на местном референдуме (сходе граждан), в системе муниципальных правовых актов; = судебная защита прав местного самоуправления. Федеральный закон закрепляет и иные общие правовые принципы. В ряду таких принципов применительно к вопросам организации и осуществления местного самоуправления в науке муниципального права традиционно, принято выделять следующие принципы: • принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина; • законность в организации и деятельности местного самоуправления. Статья 2 Конституции РФ гласит: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства". Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина — важнейший конституционный принцип, на основании которого осуществляется народовластие в РФ. Данный принцип провозглашен в ряде международных актов, среди которых важное значение имеют: - Всеобщая декларация прав человека 1948 г.; - Пакт о гражданских и политических правах 1966 г.; - Пакт о социальных, экономических и культурных правах 1966 г. Приоритет прав человека как принцип организации местного самоуправления, заключается в том, что: • органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления в своей деятельности должны исходить из приоритета прав и свобод человека и гражданина; любое решение не должно нарушать прав человека и гражданина, установленных Конституцией РФ; • нормативные акты органов местного самоуправления не должны умалять признаваемые Конституцией РФ права человека и гражданина РФ; • закрепление Конституцией РФ основных прав и свобод человека и гражданина не должно рассматриваться как умаление прав, прямо не названных в тексте Конституции. Принцип соблюдения прав человека и гражданина в равной мере распространяется и на права, прямо не названные Конституцией РФ. Принцип законности в юридической науке рассматривается в двух значениях: = в узком смысле означает обязательность соответствия всех принимаемых подзаконных нормативно-правовых актов нормам законов. Применительно к вопросам организации местного- самоуправления данный принцип в узком смысле трактуется как обязательность соответствия решений органов и должностных лиц местного самоуправления, закрепленных в нормативных актах органов и должностных лиц местного самоуправления, нормам федеральных законов и Конституции РФ; = в широком смысле принцип законности трактуется как обязательность соблюдения и неотвратимость наказания за нарушения любых норм законодательства (независимо от уровня нормативно-правового акта). Принцип законности выступает важной гарантией местного самоуправления на всей территории РФ. Одно из весьма значимых проявлений принципа законности в организации и осуществлении местного самоуправления — законность при осуществлении контроля и надзора за деятельностью органов местного самоуправления. Нарушение, принципа законности влечет нарушение, и других принципов: - принципа самостоятельного принятия решений населением по вопросам местного значения; - принципа организационного обособления системы органов местного самоуправления; - других важнейших принципов местного самоуправления. Порядок осуществления контроля за соблюдением законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления со стороны прокуратуры определяется Федеральным законом "О прокуратуре РФ" от 17,01.92 № 2202-1 (ред. от. 30.06.2003). Организационные принципы деятельности органов местного самоуправления Организационные принципы деятельности органов местного самоуправления — принципы, регулирующие исключительно вопросы внутренней организации органов местного самоуправления и порядка осуществления ими своих полномочий: ♦органыместногосамоуправленияневходятв систему органов государственной власти; ♦органыместногосамоуправленияизбираютсянепосредственнонаселениеми (или) образуютсяпредставительныморганоммуниципальногообразования; участиеоргановгосударственнойвластииихдолжностныхлицвформировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Законом; ♦структураоргановместногосамоуправленияопределяетсямуниципальными образованиями самостоятельно с учетом требований Закона об обязательном наличии в ней представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования и местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования), за исключением случаев, предусмотренных Законом; ♦структураместнойадминистрацииутверждаетсяпредставительныморганоммуниципальногообразованияпопредставлениюглавыместнойадминистрации; вструктуруместнойадминистрациимогут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации; ♦органыместногосамоуправлениянаделяютсясобственнымиполномочиямипорешениювопросовместногозначенияимогутнаделятьсяотдельнымигосударственнымиполномочиями в порядке, установленном Законом. Федеральный закон закрепляет и иные организационные принципы местного самоуправления: = принцип гласности в деятельности органов местного самоуправления; = принцип сочетания коллегиальности и единоначалия в местное самоуправление. Гласность в деятельности органов государственной власти, органов и должностных лиц местного самоуправления важнейший показатель подлинно демократического государства. На практике принцип гласности в деятельности органов местного самоуправления означает: - открытость органов местного самоуправления для населения;- - информирование населения муниципального образования о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. Информация о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления для соблюдения принципа гласности должна быть: - достоверной; - полной; - своевременной; - открытой для доступа населению муниципального образования. Если информация о деятельности органов местного самоуправления соответствует всем перечисленным требованиям, но фактический доступ к ней затруднен рядом бюрократических преград, что нередко встречается на практике, это следует рассматривать как грубое нарушение принципа гласности местного самоуправления. Только при соблюдении принципа гласности в деятельности органов местного самоуправления возможно соответствие системы местного самоуправления другим основополагающим принципам местного самоуправления. Основными способами обеспечения гласности в деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления являются: ♦обязанностьоргановместногосамоуправленияобеспечитьполучениегражданамиполнойидостовернойинформацииосвоейработе; ♦обязанностьоргановместногосамоуправленияидолжностныхлицместногосамоуправления обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, затрагивающими его права; ♦обязательноеопубликованиенормативно-правовыхактоворгановместногосамоуправления, затрагивающихправаиобязанностичеловекаигражданина; ♦ обязанность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в течение одного месяца давать ответы по существу на индивидуальные и коллективные обращения граждан. Значительное место среди организационных принципов деятельности местного самоуправления занимает принцип сочетания коллегиальности и единоначалия в деятельности органов местного самоуправления. Данный принцип заключается в установленной Конституцией РФ и федеральным законодательством возможности населения муниципального образования самостоятельно определять, в каких случаях эффективнее коллегиальное принятие решений органами местного самоуправления, а в каких — на основании принципа единоначалия. Общие территориальные принципы организации местного самоуправления: осуществление местного самоуправления на всей территории России в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения с учетом местных и иных традиций; установление и изменение границ территорий муниципальных образований законами субъектов Федерации с учетом требований Закона; преобразование муниципальных образований законами субъектов Федерации в соответствии с Законом; разграничение территории субъекта, за исключением территорий с низкой плотностью населения, между поселениями, а также закрепляемые Законом иные принципы территориальной организации местного самоуправления.
Общие экономические принципы организации местного самоуправления:» признание и защита муниципальной собственности наравне с другими формами собственности;» самостоятельность управления органами местного самоуправления муниципальной собственностью, установления и исполнения местного бюджета;» наличие у каждого муниципального образования собственного бюджета (местного бюджета);» нахождение в собственности муниципальных образований имущества, предназначенного лишь для решения вопросов, установленных Законом;» недопустимость определения федеральными законами и законами субъектов Федерации объемов расходов за счет средств местных бюджетов, а также иные общие экономические принципы, устанавливаемые Законом. Более подробно вопрос об общих правовых, территориальных, организационных и экономических принципах организации местного самоуправления рассматривается в главах учебника, посвященных соответствующим основам местного самоуправления (правовой, территориальной, организационной, экономической). Вместе с тем можно выделить в системе общих принципов организации местного самоуправления те из них, которые достаточно определенно формулируются в Конституции РФ, федеральных законах и Европейской хартии местного самоуправления и для которых характерна высокая степень обобщенности. По предмету регулирования принципы местного самоуправления можно классифицировать на: - определяющие особые обязанности и полномочия государства по организации местного самоуправления; - согласно которым создаются муниципальные образования — главные структуры системы местного самоуправления; - определяющие демократические формы организации местного самоуправления, порядок образования и содержание функций органов местного самоуправления; - определяющие формирование необходимой финансово-экономической основы местного самоуправления; - обеспечивающие самостоятельность органов местного самоуправления при осуществлении ими своих функций и полномочий; - обеспечивающие стабильность установленных Конституцией РФ и федеральными законами прав местного самоуправления; - согласно которым органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями; -гарантирующие обязательность решений по вопросам местного значения, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов, и должностных лиц местного самоуправления; - обеспечивающие ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления за свою деятельность; - обеспечивающие подконтрольность государству деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. Ученые выделяют также следующие группы общих принципов: 1) определяющие особые обязанности и полномочия государства по организации местного самоуправления; 2) согласно которым создаются муниципальные образования — главные структуры в системе местного самоуправления; 3) определяющие демократические формы организации местного самоуправления, порядок образования и содержание функций органов местного самоуправления; 4) определяющие формирование необходимой финансовой экономической основы местного самоуправления; 5) обеспечивающие самостоятельность органов местного самоуправления при осуществлении ими своих функций и полномочий; 6) обеспечивающие стабильность установленных Конституцией РФ и федеральными законами прав местного самоуправления; 7) согласно которым органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями; 8) гарантирующие обязательность решений по вопросам местного значения, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц местного самоуправления; 9) обеспечивающие ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления за свою деятельность; 10) обеспечивающие поднадзорность и подконтрольность государству деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. Каждый из данных принципов, в свою очередь, может быть выражен в виде своеобразной системы более конкретных принципов. Так, принцип самостоятельности местного самоуправления предполагает реализацию принципов организационной, финансовой, экономической и иных форм самостоятельности местного самоуправления в рамках Конституции РФ и федеральных законов, а принцип организационной самостоятельности, в свою очередь, включает принципы самостоятельности населения в определении структуры органов местного самоуправления, кадровой самостоятельности и т. д. Необходимо также учитывать, что в системе общих принципов местного самоуправления можно выделить принципы, обусловленные спецификой данной формы организации местной публичной власти (принцип организационного обособления местного самоуправления в общей системе публичной власти в государстве и др.), и в то же время можно назвать принципы, имеющие универсальный, общегосударственный характер, распространяющиеся на всю систему публичной власти (принципы соблюдения прав и свобод человека и гражданина, законности, гласности и др.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|