Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 2: «онтология как учение о бытии. Современная научная картина мира»




Основные понятия: бытие, действительность, сущее, Бог, идея, форма, субстанция, природа, космос, материя, атом, пространство, время, диалектика, качество, количество, мера, отрицание, противоречие, противоположность, возможность, вероятность, необходимость, детерминизм, монизм, дуализм, плюрализм

1. Семинарские вопросы:

1.1. Бытие. Структура и характеристики Бытия и Действительности.

1.2. Материализм и идеализм как философская проекция различения бытия и действительности в западноевропейской философии.

1.3. Эволюция картин мира в понимании бытия и действительности: от мифологической картины мира к научной картине мира. Современная научная картина мира.

2. Методические рекомендации:

Понимание Бытия обусловливает мировоззренческую позицию человека, его отношение к глубинным основаниям собственного существования. Учение о Бытии и действительности – онтология – это раздел философии, изучающий их фундаментальные принципы, структуру, наиболее общие сущности и категории сущего. Ознакомление с основами этого учения – ключевая задача следующего семинарского занятия.

2.1. Приступая к изучению основных вопросов онтологии, необходимо помнить о различении в философском дискурсе Бытия и Действительности. Последние рассматриваются нами в единстве, однако при этом, если первое существует независимо от человека и человечества, то второго, Действительности, нет и не может быть вне и без Бытия и без осознаваемого его человечества. Действительность – это используемое человеком означенное Бытие. В качестве структурных компонентов Бытия выделяются: бытие материальных вещей (тел, объектов), структур, процессов Природы, объективного Мира не созданных человеком. Действительность – это Мир искусственного, означенный Мир как результат познания Бытия и сознательной практической деятельности людей. И потому реальностью выступают «моя», Действительность отдельного человека и общественная Действительность. Ввиду многообразия форм Бытия и Действительности, полнота рассмотрения категорий методологически предполагает изучение комплекса понятий: существование, сущность, материальное, идеальное, действительность, реальность, объективное и пр.

2.2. Если для одних философов (названных материалистами) бытие ни кем не создается и является изменяющимся, но природным миром вещей, включая и человека. То для других (названных идеалистами), бытие есть производное некоей воли, идеи, чувственного восприятия. Таким образом, вся история западноевропейской мысли есть попытка объяснить Бытие и Действительность либо с позиции материализма, либо с позиции идеализма. Важно отметить, что в западноевропейской традиции различение материальных и идеальных компонентов Бытия определяет особенности философствования. В частности, к такой яркой особенности можно отнести выделение и противопоставление в бытии идеи и вещи, сущности и явления, Бога и мира, ноумена и феномена, глубины и поверхности. Первые категории в названных парах отражают содержательный, глубинный характер бытия, в то время как вторые, по преимуществу, его изменчивый, неустойчивый и поверхностный характер.

2.3. Отдельно следует сказать о той составляющей семинара, касающейся современной научной картины мира. Безусловно, вы, как студенты технического ВУЗа, очень тесно связанные с научным знанием, обязаны иметь представления о господствующей научной картине мира современной эпохи, в которой живете сами. Но, кроме этого, вам необходимо иметь общее представление об эпохах в развитии научных представлений о Бытии и Действительности, а соответственно и об основных научных картинах мира, где эти представления и нашли свое отражение.

3. Вопросы для самоконтроля:

3.1.1. Что понимают под онтологией?

3.1.2. Назовите существующие философские подходы к пониманию бытия.

3.1.3. Что такое диалектика? Каковы ее основные законы?

3.1.4. Что такое метафизика? Каковы ее основные принципы?

3.1.5. Разъясните точку зрения, сложившуюся в античной философии о том, что бытие есть, а небытия нет (Парменид).

3.1.6. Выделите структурные компоненты бытия.

3.1.7. Каковы ваши представления о бытии и действительности? К какому философскому направлению вы бы отнесли себя?

3.2.1. Дайте определение понятию материи. Назовите основные этапы в формировании представлений о материи.

3.2.2. Охарактеризуйте основные атрибуты и модусы материи.

3.2.3. Каково содержание философских категорий «пространство» и «время»?

3.2.4. Дайте определение понятию идеального. Назовите основные этапы в формировании представлений об идеальном.

3.2.5. Абсолютно ли противопоставление материального и идеального в философии?

3.2.6. Что представляет собой материализм как философское направление?

3.2.7. Назовите основные типы материалистического учения и их представителей.

3.2.8. Что представляет собой идеализм как философское направление?

3.2.9. Назовите основные типы идеалистического учения и их представителей.

3.3.1. Какими предстают бытие и действительность в мифологической картине мира? Какие вопросы, возникшие в первобытном мифологическом сознании, являются вечными вопросами человечества?

3.3.2. Какими предстают бытие и действительность в религиозной картине мира? Существует ли принципиальные различия между мифологической и религиозной картинами мира?

3.3.3. Назовите основные понятия и законы натурфилософской картины мира.

3.3.4. Назовите основные понятия и законы механической картины мира.

3.3.5. Назовите основные понятия и законы термодинамической картины мира.

3.3.6. Назовите основные понятия и законы электродинамической картины мира.

3.3.7. Назовите основные понятия и законы квантово-полевой картины мира.

3.3.8. В чем суть субстанциальной и реляционной концепций пространства и времени? Каковы исторические условия формирования этих концепций. Назовите ученых и философов, развивавших субстанциальную и реляционную теории.

4. Дополнительные задания:

4.1. Темы докладов и рефератов:

4.1.1. Ранняя греческая философия о бытии.

4.1.2. Учение о бытии в философии Платона и Аристотеля.

4.1.3. Основные принципы христианской онтологии.

4.1.4.Объективный и субъективный идеализм: основные представители и сущность философского направления.

4.1.5. К сравнительной характеристике фундаментальных философских систем: материализм Демокрита, П.А.Гольбаха и К. Маркса.

4.1.6. К вопросу существования онтологии в стратегии постмодерна.

4.1.7. Современная наука о строении бытия.

4. 1.8. Синергетика: проблемы, перспективы, трудности.

5. Литература:

5.1. Основная литература:

5.1.1. Спиркин А.Г. Философия: учеб. для вузов. – М., 2011. – С.203-389.

5.1.2. Философия: учеб. для бакалавров вузов / В.Н. Лавриненко [и др.]; под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2012. (DVD-ROM). Гриф ЭБС.

5.1.3. Философия: конспект лекций: учеб. пособие для студентов всех специальностей и форм обучения / В.О. Бернацкий [и др.]. – Омск, 2009. (CD-ROM). Гриф ЭБС.

5.2. Дополнительная литература:

5.2.1. Аронов Р.А. Загадка Ньютона и синдром Пигмалиона // Вопросы философии. – 2007. – № 7. – С.63-70.

5.2.2. Ахундов М.В. Пространство и время в физическом познании. – М., 1982.

5.2.3. Буданов В.Г. Синергетика: мировоззрение, методология, наука // Экономические стратегии. – 2010. – №5. – С.48-56.

5.2.4. Гайденко П.П. Бытие // Новая философская энциклопедия. В 4 тт. – Т.1 (А-Д). – М., 2010. – С.337-344.

http://iph.ras.ru/elib/0521.html (дата обращения 08.12.2015)

5.2.5. Гайденко П.П. Мартин Хайдеггер: изначальная временность как бытийное основание экзистенции // Вопросы философии. – 2006. – № 3.

5.2.6. Доброхотов А.Л. Онтология //Новая философская энциклопедия. В 4 тт. – Т.3 (Н-С). – М., 2010. – С.149-151.

http://iph.ras.ru/elib/2181.html (дата обращения 08.12.2015)

5.2.7. Длугач Т. Б. Сущность и явление // Новая философская энциклопедия. В 4 тт. – Т.3 (Н-С). – М., 2010. – С.682.

http://iph.ras.ru/elib/2902.html (дата обращения 08.12.2015)

5.2.8. Дрюк М.А. Синергетика: позитивное знание и философский импрессионизм // Вопросы философии. – 2004. – № 10. – С.102-113.

5.2.9. Качераускас Т. Феноменология пространства и времени // Вопросы философии. – 2005. – № 12. – С.129-137.

5.2.10. Кезин А.В. Научность: эталоны, идеалы, критерии. – М., 1985. – С.11-26, 36-46.

5.2.11. Мостепаненко А.М. Пространство и время в макро-, мега- и микромире. – М., 1974.

5.2.12. Петито Ж., Смит Б. Физический и феноменологический миры.

http://nounivers.narod.ru/gmf/petit.htm (дата обращения 08.12.2015)

5.2.13. Редже Т. Относительность и космология.

http://nounivers.narod.ru/bibl/redge1.htm (дата обращения 08.12.2015)

5.2.14. Ровинский Р.Е. Синергетика и процессы развития сложных систем // Вопросы философии. – 2006. – № 2. – С.162-169.

5.2.15. Розин В.М. Время в горизонте современной феноменологии // Вопросы философии. – 2006. – № 7. – С.140-154.

5.2.16. Сачков Ю.В. Вероятность как загадка бытия и познания // Вопросы философии. – 2006. – № 1. – С.80-94.

5.2.17. Сачков Ю.В. Фундаментальные науки как стратегический ресурс развития // Вопросы философии. – 2007. – № 3. – С.76-90.

5.2.18. Сиама Д. Физические принципы общей теории относительности.

http://nounivers.narod.ru/bibl/relat.htm (дата обращения 08.12.2015)

5.2.19. Синергетика: проблемы, перспективы, трудности (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. – 2006. – № 9. – С.3-33.

5.2.20. Хрестоматия по философии: учеб. пособие / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М., 2004. – С.394–398, 403–407, 472–481.

5.2.21. Человек и мир: учеб. электрон. изд. локального распространения: хрестоматия по философии: в 2 кн. / сост. В.О. Бернацкий [и др.]; под ред. В.О. Бернацкого. – Омск, 2012. (CD-ROM). Гриф ЭБС.

5.2.22. Черняк В.С. Кумулятивизм // Новая философская энциклопедия. В 4 тт. – Т.2 (Е-М). – М., 2010. – С.353-354.

5.2.23. Шилков Ю.М. В.А. Штофф и современная философия науки // Вопросы философии. – 2007. – № 9. – С.86-96.

5.2.24. Шухов А. Онтология движения и структура его физической модели.

http://nounivers.narod.ru/ofir/motion.htm (дата обращения 08.12.2015)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...