Занятие 6: «человек, его природа и сущность»
Основные понятия: человек, личность, индивидуальность, индивид, сущность человека, свобода, воля, ответственность, смысл жизни, гендер, социальное и биологическое, антропогенез, ценности 1. Семинарские вопросы: 1.1. Проблема определения сущности человека. Сущность человека в призме историко-философских учений. Восточная и Западная философия о человеке. Социальное и биологическое в человеке. Философские аспекты проблемы антропогенеза. Гендерное направление в философии. 1.2. Понятие личности. Черты развитой личности. Роль самосознания в развитии личности. Свобода как сущностная характеристика человека. Понятие «современная личность». Проблема смысла жизни в различных философских трактовках. 1.3. Диалектика личности и общества. Социальная детерминированность развития человека. Философские концепции об антагонизме личности и общества. 2. Методические рекомендации: Большинство вопросов проблемы человека выходит далеко за рамки теории. Такие понятия, как свобода, личность, смысл жизни, ответственность и др. используются не только в философии, поэтому в обсуждении этих вопросов есть опасность свести обсуждение таких важных философских проблем на уровень обыденного сознания. Чтобы избежать этого, вывести обсуждение на теоретический уровень, необходимо прочтение философских работ тех авторов, которые внесли значительный вклад в разработку этих вопросов. Кроме того, начать обсуждение целесообразно с определения понятий. Изложение собственного мнения по тому или иному вопросу должно быть аргументировано и хорошо обосновано, что потребует соблюдения правил логики. 2.1. При подготовке к первому вопросупомогут знания, полученные при изучении первой темы первого модуля, а именно вопроса «Исторические эпохи философии». Различные трактовки понимания сущности человека будут более понятны, если их соотнести с духом эпохи, особенностью философии соответствующего периода. Меняется эпоха, меняется и понимание сущности человека. Так, в средневековой философии, характеризующейся господством христианского мировоззрения (Западная Европа), появляется трактовка человека как образ и подобие бога. Эпоха Нового времени с ее рационализмом породило не только трактовку – «Мыслю, следовательно, существую» (Декарт), но и идею о деятельной сущности человека, его активности (Гегель, Маркс). Эту логику изложения первого вопроса следует продолжить, обращаясь к современным трактовкам сущности человека. Современная эпоха с ее нарастанием иррационалистических тенденций меняет представление о человеке, ставя в центр внимания волю, инстинкты и другие факторы, лежащие за пределами сознания и управляющие поведением человека. Однако следует помнить, что эта связь – «понимание сущности человека – эпоха философии» не всегда является жесткой.
Вопрос определения сущности человека, понятный на эмпирическом уровне, представляет большую сложность на теоретическом уровне. Простой и понятный тезис «сущность человека – это его сознание» не удовлетворяет исследователей, поскольку требуется ответить на вопрос, чем определяется сознание. В предложенной литературе даются разные трактовки сущности человека. Историко-философский анализ высказываний о человеке должен привести к выводу о том, что, несмотря на разные трактовки человека, большинство авторов сходятся во мнении, что человек принадлежит двум мирам – миру биологическому и миру социальному. Вопрос о том, как соотносятся социальное и биологическое в человеке предваряется вопросом о том, что входит в понятие «биологическое» и что включает в себя «социальное». Однако на этом единство мнения авторов по этому вопросу заканчивается. Одни авторы полагают, что доминирующая роль отводится биологическим факторам, другие – социальным. Примечательно, что даже крайний биологизм не отрицает наличие социального в человеке, как и социологизм – наличие биологического. В предложенном списке литературы вы можете найти конкретный материал по этому вопросу, а также аргументы в пользу той или иной позиции и высказать свою точку зрения.
Некоторые авторы (например, М.Шелер, А.Гелен и др.) говорят о человеке как «неполноценном животном», как «недостаточном существе». Вам необходимо разобраться с тем, в чем именно заключается эта неполноценность и недостаточность. Биологическое и социальное в человеке существуют не как обособленное друг от друга, а во взаимодействии, взаимопроникновении. Примером тому может служить наличие болезней, которые вызваны социальными факторами. Подумайте над своими примерами такого взаимодействия. По проблеме гендерного направления в философии написано немало работ, но в учебниках эта тема встречается не так часто, поэтому особенно ценно подробное изложение этого вопроса в учебнике «Философия» под редакцией В.Д.Губина и В.П.Филатова (раздел «Философия пола»). 2.2.При подготовке ко второму вопросувначале необходимо определиться с понятием личность. Личность – это мера социального в человеке, это набор социально-значимых черт, другими словами, индивидуальное бытие общественных отношений. Каждый ли человек личность? Если социально-значимыми чертами считать способность к членораздельной речи, наличие сознания, способность к мышлению, то ответ дать нетрудно. Однако можно заметить, что есть личности сильные и слабые, более активные и менее активные, волевые и не очень. Какими качествами должна обладать развитая личность? При подготовке к этому вопросу используйте знания, полученные при изучении третьей темы первого модуля «Сознание и самосознание». Во все времена считалось, что человек должен быть честным и порядочным. Почему в современную эпоху придается особое значение этим чертам личности? Когда мы говорим о современной личности, список черт расширяется. Почему именно для современной личности становятся необходимыми такие черты, как стремление к образованию и саморазвитию? Современная личность может и должна брать на себя ответственность за принятые решения. Это выводит нас на проблему свободы. В философии экзистенциализма эта проблема – в центре внимания. В рамках этого учения разрабатываются такие аспекты этой проблемы, как свобода и одиночество, свобода и ответственность, свобода и произвол и т.д., а также ставится вопрос о том, почему в свободе жить трудно, почему многие бегут от свободы? Характеризуя современную личность, продолжите список ее черт.
Проблема смысла жизни имеет разные варианты решений. Обратная сторона этого многообразия заключается в утверждениях: «сколько людей, столько и мнений», «у каждого свой смысл жизни». Если бы это было так, то обсуждение этого вопроса на семинаре не имело бы смысла, равно как и статей в словарях и энциклопедиях, разделов в учебниках по соответствующей теме не было бы. Начать обсуждение этой темы можно с разделения близлежащих понятий «смысл жизни» и «цель жизни». Далее, в многообразии позиций можно выделить общее – каждый видит смысл жизни в реализации своих потребностей и интересов. Собственные же интересы и потребности могут значительно отличаться – от уединения и общения, например, с богом до служения людям и альтруизма, от аскетизма до получения наслаждений (подробно об этом в работе З.Фрейда «Неудобства культуры»). Глубже понять этот вопрос поможет обращение к русской философии, к работам тех авторов, которые раскрывают проблему смысла жизни человека, а также к работам философов-экзистенциалистов, в которых поднимается проблема бессмысленности человеческого существования. 2.3. Диалектика взаимосвязи личности и общества предполагает рассматривать их как в аспекте единства (социальная детерминированность личности), так и в аспекте «борьбы», антагонизма. Сложность проблемы соотнесения личности и общества заключается в том, что, с одной стороны, значимость общества для личности очевидна - родившийся ребенок вне общества никогда не станет человеком, не сможет ни мыслить, ни членораздельно изъяснятся, он даже на ноги встанет. Это очевидно в том числе и для тех мыслителей, которые рассматривают их взаимоотношения в аспекте антагонизма. Чем, в таком случае, объясняется принижение роли общества в формировании личности и акцент на их противоположности? Это обусловлено тем, что личность начинается именно тогда, когда осознает свою «отдельность» от других. Свобода, в том числе и от общества, – одна из сущностных характеристик личности. Крайний вариант такой «борьбы» личности и общества можно найти в философии Ф.Ницше. Не менее убедительно пишет об этом З.Фрейд. Чтобы понять его точку зрения по данному вопросу, необходимо воспроизвести структуру личности и показать, что общество, с точки зрения Фрейда, всегда направлено на подавление личности. Более того, чем более цивилизовано общество, тем более оно подавляет личность.
Подготовка к семинару можно начать с проработки конспекта лекции, затем перейти к чтению учебного пособия и учебника, обращаясь к словарям и философской энциклопедии, где можно найти определения обсуждаемых понятий. Это особенно важно, поскольку использование этих слов в разговорной речи не облегчает задачу их определения на понятийном уровне. После такой подготовки освоение первоисточников не будет представляться особо сложным. Краткое их изложение можно найти в хрестоматии по философии. Значительную помощь в освоении темы окажет обращение к аудиолекциям с презентациями в системе «Прометей», подготовленные преподавателями кафедры философии и социальных коммуникаций ОмГТУ. Изучение вопросов данного семинара может служить базой для освоения следующих занятий: «Культура и общество» и «Этика как учение о морали». 3. Вопросы для самоконтроля: 3.1.1. Философия возникает в VI в. до н.э. Первых греческих философов вначале интересовали вопросы устройства мира. Когда и у кого проблема человека становится в центре философских изысканий? 3.1.2. Аристотель определяет человека как политическое животное. Какой смысл вкладывается в понятие «политическое»? Что такое полис? 3.1.3. В средневековой философии утверждается понимание человека как образ и подобие бога. Подобие понимается не только как внешнее, но и сущностное. Назовите сущностные характеристики, объединяющие, с точки зрения религиозной философии, человека и бога. Что их отличает? 3.1.4. В немецкой классической философии и философии Маркса утверждается тезис, что человек – деятельное, активное существо. Что понимается под активностью?
3.1.5. С точки зрения восточной философии, человек не должен изменять окружающий мир, потому что будет нарушена гармония мира. Значит ли это, что идеал восточного мировоззрения – человек пассивный? 3.1.6. Есть ли общее в понимании человека в следующих высказываниях: «Человек – это мыслящий тростник» (Паскаль), «Человек – это политическое животное» (Аристотель), «Человек – это животное, способное изготавливать орудия труда» (Франклин)? 3.1.7. Дескриптивный (описательный) подход к человеку предполагает перечисление всех его свойств – способность заниматься искусством, создавать богов, способность к речи и к прямохождению, умение плакать и смеяться и т.д. Почему подробное описание характеристик человека не приближает нас пониманию его сущности? 3.1.8. Проанализируйте высказывания, выскажите собственное мнение по данной проблеме и обоснуйте его: «Человек как часть биологического мира должен подчиняться законам биологии. Даже если две хромосомы меняются местами, развитие человека нельзя будет назвать нормальным. Следовательно, сущность человека – его биологические характеристики» и «Вне общества, вне социального окружения человек даже с нормальными биологическими характеристиками не только не станет человеком, но даже на ноги не встанет. Следовательно, сущность человека социальная». 3.1.9. Биологизаторские концепции не исключают наличие социальных качеств в структуре личности, равно как и социологизаторские не исключают наличие биологических свойств в человеке. В чем, в таком случает, заключается «биологизаторство» и «социологизаторство»? 3.1.10. Какое понятие определяется следующим образом: «Это социокультурный конструкт, надстраивающийся над биологическими различиями между мужчиной и женщиной»? 3.1.11. Объясните смысл высказывания С.Файерстон «Если природа создала женщину отличной от мужчины, то общество сделало ее отличной от человека». 3.2.1. С точки зрения экзистенциализма, свобода – тяжелое бремя, поэтому человек бежит от свободы. Почему в свободе жить трудно? Назовите негативные последствия свободы. 3.2.2. Почему для современной личности важнейшей чертой является способность к саморазвитию и самообразованию? 3.2.3. Чем отличаются понятия свобода и произвол? Что между ними общего? 3.2.4. Кто в истории философии придерживался принципа «Свобода – это познанная необходимость»? Какой смысл вкладывается в содержание этого тезиса? 3.2.5. Кто из русских философов поставил проблему свободы в центр своих философских изысканий? 3.2.6. Назовите негативные последствия свободы. 3.3.1. В эпоху Просвещения был выдвинут тезис «Человек – плод окружающей среды». Приведите аргументы «за» и «против» этого тезиса. 3.3.2. Назовите проявления негативного и позитивного влияния общества на личность. 3.3.3. В произведениях каких философов проблема антагонизма личности и общества находится в центре внимания? 3.3.4. Приведите примеры, опровергающие идею о том, какая среда – таков и человек. Приведите примеры, подтверждающие этот тезис. 3.3.5. «Человек делает себя сам», «Не социальная среда определяет то, кем станет человек, а его свободный выбор» – назовите философов или философское направление, которые придерживаются этих положений. 3.3.6. Ницше писал, что если сто человек стоят рядом друг с другом, то каждый теряет свой рассудок и приобретает чужой. О какой особенности взаимоотношения личности и общества писал Ф.Ницше? 3.3.7. С расширением свободы человек становится более независимым и самостоятельным. Значит ли это, исходя из этой логики, что связи личности и общества ослабевают? 4. Дополнительные задания: 4.1. Темы докладов и рефератов: 4.1.1. Проблема смысла жизни человека в русской философии. 4.1.2. Ж.-П. Сартр о диалектике сущности и существования (по работе «Экзистенциализм – это гуманизм»). 4.1.3. Философский смысл Легенды о Великом инквизиторе Ф.М.Достоевского. 4.1.4. Проблема человека в художественных произведениях философов-экзистенциалистов. 4.1.5. Н.А. Бердяев о человеке. 4.1.6. Ф. Ницше о переоценке ценностей. 5. Литература: 5.1. Основная литература: 5.1.1. Спиркин А.Г. Философия: учеб. для вузов. – М., 2011. – С.390-421. 5.1.2. Философия: учеб. для бакалавров вузов / В.Н. Лавриненко [и др.]; под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2012. (DVD-ROM). Гриф ЭБС. 5.1.3. Философия: конспект лекций: учеб. пособие для студентов всех специальностей и форм обучения / В.О. Бернацкий [и др.]. – Омск, 2009. (CD-ROM). Гриф ЭБС. 5.2. Дополнительная литература: 5.2.1. Арендт Х. Что есть свобода? // Вопросы философии. – 2014. – №4. – С.32-49. http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=941&Itemid=52 (дата обращения 30.11.2015) 5.2.2. Бердяев Н.А. Проблема человека (К построению христианской антропологии). http://www.hrono.info/biograf/bio_b/berdjaev0na.php (дата обращения 30.11.2015) 5.2.3. Моррис Д. Голая обезьяна. http://ethology.ru/library/?id=53 (дата обращения 30.11.2015) 5.2.4. Ницше Ф. Злая мудрость. http://www.lib.ru/NICSHE/mudrost.txt (дата обращения 30.11.2015) 5.2.5. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. http://www.lib.ru/NICSHE/chelowecheskoe.txt (дата обращения 30.11.2015) 5.2.6. Ортега-и-Гассет Х. Человек и люди. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/gas_chel/index.php (дата обращения 30.11.2015) 5.2.7. Проблема человека в Западной философии. http://anthropology.ru/ru/edition/problema-cheloveka-v-zapadnoy-filosofii (дата обращения 30.11.2015) 5.2.8. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм. http://scepsis.net/library/id_545.html Дата обращения 06.12.2015 (дата обращения 30.11.2015) 5.2.9. Философия: учеб. для вузов / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. – М., 1996. – С.394-402. 5.2.10. Франкл В. Человек в поисках смысла. http://royallib.com/book/frankl_viktor/chelovek_v_poiskah_smisla.html (дата обращения 30.11.2015) 5.2.11. Фрейд З. Неудобства культуры. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/fr_hud/06.php (дата обращения 30.11.2015) 5.2.12. Фромм Э. Бегство от свободы. http://www.e-reading.club/chapter.php/60813/3/Fromm_-_Begstvo_ot_svobody.html (дата обращения 30.11.2015) 5.2.13. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. – М., 1991. – С.23-25, 359-365, 388-394, 322-325.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|