Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обучение рисованию детей с ДЦП




(Составитель — кандидат педагогических наук Г. В. Кузнецова)

Подавляющее большинство детей с ДЦП до начала обучения рисова­нию находится на самом низком уровне изобразительной деятельности. Их графическая деятельность носит характер доизобразительного черка­ния. Поэтому дети нуждаются в первоначальном этапе обучения, который

может быть назван подготовительным. Его задачами являются:

воспитание интереса и изодеятельности:

обогащение представлений о предметах изображения,

формирование навыков анализа изображаемых предметов,

освоение плоскости листа бумаги,

формирование правильного захвата и удержания карандаша и кисти, усвоение простейших технических приемов изображения (закрашива­ние плоскости листа, проведение прямых линий в заданном направле­нии, примакивание кистью и т.д.).

Для поддержания у детей постоянного интереса к изодеятельности и формирования полноценных графических образов следует применять разнообразные методы и приемы обучения: предварительное наблюдение за намеченными для изображения предметами и явлениями окружающего мира на прогулках и экскурсиях, обыгрывание предметов, лепка, выре­зание и обрывание по контуру, анализ предмета с помощью осязательно-двигательного способа обследования, обведение контура по трафарету и по шаблону, выкладывание изображений из отдельных элементов, сло­весное описание предмета, узнавание предмета по словесному описанию и по незавершенному изображению.

В связи с трудностями формирования у этой категории детей графи­ческих навыков целесообразна организация направленной коррекционной работы в подготовительном периоде.

Работа по формированию графических навыков у детей с нарушением моторики рук не может быть эффективной без применения специальных упражнений для нормализации мышечного тонуса и развития мелкой моторики; такие упражнения должны предшествовать каждому занятию. Они могут проводиться в виде физкультурных минуток, пальцевой гим­настики, криотерапии, заданий, активизирующих осязательное воспри­ятие, развивающих тактильную чувствительность и мышечно-суставное чувство.

Большая роль принадлежит графическим упражнениям — специаль­ным тренировочным заданиям, применяемым для развития манипуляционной деятельности. Такие упражнения не только способствуют форми­рованию графических навыков, но и производят лечебный эффект: спо­собствуют нормализации нарушенного тонуса мышц рук, служат профи­лактикой образования контрактур суставов пальцев и кистей.

В комплексе работы по обучению рисованию необходимо формировать у детей формообразующие движения руки в воздухе и на плоскости.

Сначала формообразующее движение руки в воздухе показывает педагог. Затем каждому ребенку необходимо закрепить это движение, глаза ре­бенка должны следить за движением его руки, очерчивающей контур пред­мета. Далее эти движения отрабатываются на плоскости (рисование и пись­мо пальцем).

Для лучшего формирования графического образа изображаемого пред­мета целесообразно проводить занятие лепкой и аппликацией. Такие за­нятия будут особенно способствовать формированию пространственных представлений. Целесообразно также использование трафарета, что способствует воспитанию правильного движения руки, развитию зритель­но-моторной координации, существенно расширяет графические воз­можности ребенка, закрепляет знания сенсорных эталонов, корригиру­ет нарушенное представление о величине изображаемых предметов. На за­нятиях по рисованию дети должны изучать основные и промежуточные цвета и использовать эти цвета для создания реалистических изображе­ний.

 

Требования к знаниям и умениям детей

Дети должны:

1. Проявлять интерес и эмоциональную отзывчивость к изодеятельности.

2. Узнавать изображения на картине или иллюстрации (предметы, дей­ствия, явления).

3. Различать и называть основные и промежуточные цвета.

4. Ориентироваться на плоскости листа бумаги.

5. Владеть основными приемами работы красками.

6. Проводить карандашом линии в заданном направлении.

7. Передавать в рисунке простейшую форму, пространственное поло­жение, основной цвет предметов.

8. Изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их в единое содержание.

9. Уметь выполнять декоративные узоры в полосе, квадрате, круге, на силуэтах.

 

Примерное тематическое планирование

1. Карандаши цветные — 6 шт., простой — 1 шт., ластик, точилка, кисти, баночки для воды, бумага белая тонированная (формат — альбом­ный лист).

«Что с этим можно делать?» Педагог демонстрирует, как нужно пра­вильно держать карандаш и кисти, пользоваться точилкой, ластиком и некоторые приемы изображения на листе — линии, «следы», неслож­ные предметные изображения — дом, цветы и т.д.

2. Ознакомление с бумагой как с материалом и овладение плоскостью листа для изображения на нем:

удерживание листа бумаги двумя пальцами (1-м и 2-м), складывание листа пополам, по диагонали;

складывание конвертика, самолетика и т.д.

закрашивание полоски листа краской (желтой, синей, красной) — изготовление флажков (0,25 листа);

распределение изображения («желтые листочки») по всей плоскости листа (1,0 листа);

формирование понятия половины листа — изготовление обложки для книжки;

формирование понятия верхней и нижней половины листа («земля и небо»).

3. Работа карандашами. Проведение прямых линий: проведение вертикальных линий — палочки к флажкам, веревочки к шарам, стебли к цветам.

4. Тренировочные графические упражнения: дождик частый — сплош­ная вертикальная, редкий — прерывистая линия.

5. Проведение горизонтальных линий:

дорожка для колобка, для машины, воздушная трасса для самолета;

изготовление салфеток для куклы.

6. Аппликация: изготовления коврика для куклы (наклеивание полосок бумаги на готовые формы)

7. Соединение двух точек:

«лесенка»,

«заборчик»,

«горки»,

квадрат (четыре точки),

треугольник (три точки),

«домик»,

«елочка».

8. Аппликация: «домик» из готовых форм (квадрат и треугольник).

9. Тренировочное графическое рисование — ломаные линии.

10. Лепка: раскатывание «колбасок» и изготовление «баранок».

11. Тренировочное графическое рисование:

разноцветные вагончики автоматизация движения при проведении горизонтальной линии;

«зеленый лужок» автоматизация движения при проведении верти­кальной линии.

«Радуга-дуга» — коррекция тугоподвижности запястного сустава.

12. Лепка: «пирожок» — приемы лепки шара, сдавливание его между ладонями и надавливание вторым пальцем по окружности.

13. Аппликация: «домик» из готовых форм.

14. Работа с трафаретом — рисование окружности: обведение окружности по трафарету,

попеременное рисование окружности по трафарету и без трафарета, рисование круглых предметов (часы, мячик и т.д.).

15. Тренировочное графическое рисование: «веселые клубочки» — у кого больше клубочков, у кого самый большой и красивый клубочек?

16. Лепка: «снеговик» — из шаров различной величины.

17. Аппликация:

орнамент в полосе — из готовых геометрических форм, домик и елочка.

18. Работа с трафаретом — изображение квадрата: обведение квадрата по трафарету;

чередование изображения квадрата по трафарету и без трафарета, рисование квадратных предметов — «домик», «тележка»

19. Аппликация: коллективная работа «улица».

20. Работа с трафаретом — изображение треугольника:

обведение треугольника по трафарету,

чередование изображения треугольников по трафарету и без трафарета, рисование предметов треугольной формы

21. Декоративное рисование:

роспись круглой тарелочки (орнамент на круге),

роспись сказочного домика.

22. Тренировочное графические рисование: «облака» и «барашки»,

«горный пейзаж».

23. Человек:

аппликация из готовых форм,

рисование по трафарету,

платье для куклы – одежда человека.

24. Лицо:

дорисовывание «изображенных форм лица на готовом рисунке, аппликация — лицо из готовых форм.

25. Рисование по трафарету: изображение животных (лиса, заяц).

26. Тренировочное графическое рисование: заштриховка геометричес­кого орнамента в заданном направлении (лист не поворачивается по оси).

27. Лепка: «три медведя» — из шаров разной величины.

28. Сюжетное рисование — времена года (рисование красками): осень (коричневая, желтая и красная краски),

зима (синяя и белая гамма), Новый год — праздник, весна — первые цветы.

29. Коллективная работа «три медведя» — композиция, включающая различные виды изобразительной деятельности (лепку, рисунок, аппли­кацию) на тему сказки «Три медведя».

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным пара­личом (доречевой период). — М., 1989.

Бадалян Л. О., Журба Л. Т., Тимонина О. В. Детские церебральные пара­личи. — Киев, 1988.

Данилова Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. — М., 1977.

Ипполитова М. В, Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом и семье. — М., 1993.

Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. — М., 1990.

Левченко И.Ю. Этапы коррекции нарушений психики у детей с церебральными параличами: Психологические исследования в практике врачебно-трудовой экспертизы и социально-трудовой реабилитации. — М., 1989.

Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным пара­личом: Младенческий, ранний и дошкольный возраст. — М., 1991

Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с цереб­ральным параличом. — М., 1985.

Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича: Сб. науч. тр. — М., 1991.

Особенности психофизического развития учащихся школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата/Под ред. Т.В.Власовой. — М., 1985

Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебраль­ным параличом/ Под ред. М. Н. Ипполитовой. — М., 1989.

Семенова К. А., Мастюкова Е.В., С муглин М.Я. Клиника и реабилита­ционная терапия детей < церебральным параличом. — М., 1972.

Семенова К. А., Махмудов Н.М. Медицинская реабилитация и соци­альная адаптация больных детским церебральным параличом. — Ташкент, 1979.

Учебно-воспитательный процесс в реабилитации детей с заболевани­ями опорно-двигательного аппарата / Под ред. М.В. Ипполитовой. — М., 1988.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие.........................................................................................................3

Глава 1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей,

страдающих церебральным параличом................................................................7

1.1. Клиническая характеристика детей с церебральным параличом. Причины ДЦП.........................................................................................................7

1.2. Особенности двигательного развития детей с церебральным параличом...............................................................................................................11

1.3. Формы детского церебрального паралича..................................................21

1.4. Особенности психического развития детей с церебральным

параличом..............................................................................................................29

1.5. Психолого-педагогическое изучение детей с церебральным

параличом ……………..........................................................................................38

Глава 2. Особенности речевого развитии детей с церебральным параличом и коррекции речевых нарушений............................................................................46

2.1. Особенности речевого развития детей с церебральным

параличом..............................................................................................................46

2.2. Характеристика речных нарушений при ДЦП...........................................53

2.3. Логопедическое обследование детей с церебральным

параличом..............................................................................................................71

2.4. Особенности логопедической работы по преодолению дизартрических нарушений речи при ДЦП…………………………………................................79

Глава 3. Коррекционно-педагогическая работа при ДЦП...............................101

3.1. Основные направления коррекционно-педагогической

работы при ДЦП.................................................................................................101

3.2. Система поэтапной медицинской и педагогической реабилитации детей с церебральным параличом в нашей стране........................................................106

3.3. Зарубежные подходы к организации лечебно-педагогической помощи детям и подросткам с церебральным параличом.............................................112

3.4. Физическое воспитание детей с церебральным параличом....................120

3.5. Формирование навыков самообслуживания и социально-бытовой ориентации...........................................................................................................130

3.6. Сенсорное воспитание детей с церебральным параличом......................134

3.7. Формирование изобразительной деятельности........................................143

3.8. Обучение конструированию.......................................................................154

3.9. Подготовка к школе детей с церебральным параличом..........................156

Глава 4. Организация и содержание обучения детей и подростков

с нарушениями опорно-двигательного аппарата.............................................169

Глава 5. Работа с семьей, имеющей ребенка с нарушениями

опорно-двигательного аппарата.........................................................................194

Приложения.........................................................................................................204

Рекомендуемая литература…………………………………………………….246

 

Учебное издание

 

Левченко Ирина Юрьевна

Приходько Оксана Георгиевна

 

Технологии обучения и воспитания

детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

 

Учебное пособие

 

Редактор У.Г. Макухина

Технический редактор Е.Ф. Коржуева

Компьютерная верстка: И.В. Земскова

Корректоры Е.Н. Зоткина, Л.Л. Липова

 

Отпечатано на Саратовском полиграфическом комбинате. 410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...