Обучение рисованию детей с ДЦП
⇐ ПредыдущаяСтр 24 из 24 (Составитель — кандидат педагогических наук Г. В. Кузнецова) Подавляющее большинство детей с ДЦП до начала обучения рисованию находится на самом низком уровне изобразительной деятельности. Их графическая деятельность носит характер доизобразительного черкания. Поэтому дети нуждаются в первоначальном этапе обучения, который может быть назван подготовительным. Его задачами являются: воспитание интереса и изодеятельности: обогащение представлений о предметах изображения, формирование навыков анализа изображаемых предметов, освоение плоскости листа бумаги, формирование правильного захвата и удержания карандаша и кисти, усвоение простейших технических приемов изображения (закрашивание плоскости листа, проведение прямых линий в заданном направлении, примакивание кистью и т.д.). Для поддержания у детей постоянного интереса к изодеятельности и формирования полноценных графических образов следует применять разнообразные методы и приемы обучения: предварительное наблюдение за намеченными для изображения предметами и явлениями окружающего мира на прогулках и экскурсиях, обыгрывание предметов, лепка, вырезание и обрывание по контуру, анализ предмета с помощью осязательно-двигательного способа обследования, обведение контура по трафарету и по шаблону, выкладывание изображений из отдельных элементов, словесное описание предмета, узнавание предмета по словесному описанию и по незавершенному изображению. В связи с трудностями формирования у этой категории детей графических навыков целесообразна организация направленной коррекционной работы в подготовительном периоде. Работа по формированию графических навыков у детей с нарушением моторики рук не может быть эффективной без применения специальных упражнений для нормализации мышечного тонуса и развития мелкой моторики; такие упражнения должны предшествовать каждому занятию. Они могут проводиться в виде физкультурных минуток, пальцевой гимнастики, криотерапии, заданий, активизирующих осязательное восприятие, развивающих тактильную чувствительность и мышечно-суставное чувство.
Большая роль принадлежит графическим упражнениям — специальным тренировочным заданиям, применяемым для развития манипуляционной деятельности. Такие упражнения не только способствуют формированию графических навыков, но и производят лечебный эффект: способствуют нормализации нарушенного тонуса мышц рук, служат профилактикой образования контрактур суставов пальцев и кистей. В комплексе работы по обучению рисованию необходимо формировать у детей формообразующие движения руки в воздухе и на плоскости. Сначала формообразующее движение руки в воздухе показывает педагог. Затем каждому ребенку необходимо закрепить это движение, глаза ребенка должны следить за движением его руки, очерчивающей контур предмета. Далее эти движения отрабатываются на плоскости (рисование и письмо пальцем). Для лучшего формирования графического образа изображаемого предмета целесообразно проводить занятие лепкой и аппликацией. Такие занятия будут особенно способствовать формированию пространственных представлений. Целесообразно также использование трафарета, что способствует воспитанию правильного движения руки, развитию зрительно-моторной координации, существенно расширяет графические возможности ребенка, закрепляет знания сенсорных эталонов, корригирует нарушенное представление о величине изображаемых предметов. На занятиях по рисованию дети должны изучать основные и промежуточные цвета и использовать эти цвета для создания реалистических изображений.
Требования к знаниям и умениям детей Дети должны: 1. Проявлять интерес и эмоциональную отзывчивость к изодеятельности. 2. Узнавать изображения на картине или иллюстрации (предметы, действия, явления). 3. Различать и называть основные и промежуточные цвета. 4. Ориентироваться на плоскости листа бумаги. 5. Владеть основными приемами работы красками. 6. Проводить карандашом линии в заданном направлении. 7. Передавать в рисунке простейшую форму, пространственное положение, основной цвет предметов. 8. Изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их в единое содержание. 9. Уметь выполнять декоративные узоры в полосе, квадрате, круге, на силуэтах.
Примерное тематическое планирование 1. Карандаши цветные — 6 шт., простой — 1 шт., ластик, точилка, кисти, баночки для воды, бумага белая тонированная (формат — альбомный лист). «Что с этим можно делать?» Педагог демонстрирует, как нужно правильно держать карандаш и кисти, пользоваться точилкой, ластиком и некоторые приемы изображения на листе — линии, «следы», несложные предметные изображения — дом, цветы и т.д. 2. Ознакомление с бумагой как с материалом и овладение плоскостью листа для изображения на нем: удерживание листа бумаги двумя пальцами (1-м и 2-м), складывание листа пополам, по диагонали; складывание конвертика, самолетика и т.д. закрашивание полоски листа краской (желтой, синей, красной) — изготовление флажков (0,25 листа); распределение изображения («желтые листочки») по всей плоскости листа (1,0 листа); формирование понятия половины листа — изготовление обложки для книжки; формирование понятия верхней и нижней половины листа («земля и небо»). 3. Работа карандашами. Проведение прямых линий: проведение вертикальных линий — палочки к флажкам, веревочки к шарам, стебли к цветам. 4. Тренировочные графические упражнения: дождик частый — сплошная вертикальная, редкий — прерывистая линия. 5. Проведение горизонтальных линий: дорожка для колобка, для машины, воздушная трасса для самолета; изготовление салфеток для куклы. 6. Аппликация: изготовления коврика для куклы (наклеивание полосок бумаги на готовые формы)
7. Соединение двух точек: «лесенка», «заборчик», «горки», квадрат (четыре точки), треугольник (три точки), «домик», «елочка». 8. Аппликация: «домик» из готовых форм (квадрат и треугольник). 9. Тренировочное графическое рисование — ломаные линии. 10. Лепка: раскатывание «колбасок» и изготовление «баранок». 11. Тренировочное графическое рисование: разноцветные вагончики автоматизация движения при проведении горизонтальной линии; «зеленый лужок» автоматизация движения при проведении вертикальной линии. «Радуга-дуга» — коррекция тугоподвижности запястного сустава. 12. Лепка: «пирожок» — приемы лепки шара, сдавливание его между ладонями и надавливание вторым пальцем по окружности. 13. Аппликация: «домик» из готовых форм. 14. Работа с трафаретом — рисование окружности: обведение окружности по трафарету, попеременное рисование окружности по трафарету и без трафарета, рисование круглых предметов (часы, мячик и т.д.). 15. Тренировочное графическое рисование: «веселые клубочки» — у кого больше клубочков, у кого самый большой и красивый клубочек? 16. Лепка: «снеговик» — из шаров различной величины. 17. Аппликация: орнамент в полосе — из готовых геометрических форм, домик и елочка. 18. Работа с трафаретом — изображение квадрата: обведение квадрата по трафарету; чередование изображения квадрата по трафарету и без трафарета, рисование квадратных предметов — «домик», «тележка» 19. Аппликация: коллективная работа «улица». 20. Работа с трафаретом — изображение треугольника: обведение треугольника по трафарету, чередование изображения треугольников по трафарету и без трафарета, рисование предметов треугольной формы 21. Декоративное рисование: роспись круглой тарелочки (орнамент на круге), роспись сказочного домика. 22. Тренировочное графические рисование: «облака» и «барашки», «горный пейзаж». 23. Человек: аппликация из готовых форм, рисование по трафарету, платье для куклы – одежда человека. 24. Лицо:
дорисовывание «изображенных форм лица на готовом рисунке, аппликация — лицо из готовых форм. 25. Рисование по трафарету: изображение животных (лиса, заяц). 26. Тренировочное графическое рисование: заштриховка геометрического орнамента в заданном направлении (лист не поворачивается по оси). 27. Лепка: «три медведя» — из шаров разной величины. 28. Сюжетное рисование — времена года (рисование красками): осень (коричневая, желтая и красная краски), зима (синяя и белая гамма), Новый год — праздник, весна — первые цветы. 29. Коллективная работа «три медведя» — композиция, включающая различные виды изобразительной деятельности (лепку, рисунок, аппликацию) на тему сказки «Три медведя». РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период). — М., 1989. Бадалян Л. О., Журба Л. Т., Тимонина О. В. Детские церебральные параличи. — Киев, 1988. Данилова Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. — М., 1977. Ипполитова М. В, Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом и семье. — М., 1993. Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. — М., 1990. Левченко И.Ю. Этапы коррекции нарушений психики у детей с церебральными параличами: Психологические исследования в практике врачебно-трудовой экспертизы и социально-трудовой реабилитации. — М., 1989. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом: Младенческий, ранний и дошкольный возраст. — М., 1991 Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. — М., 1985. Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича: Сб. науч. тр. — М., 1991. Особенности психофизического развития учащихся школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата/Под ред. Т.В.Власовой. — М., 1985 Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом/ Под ред. М. Н. Ипполитовой. — М., 1989. Семенова К. А., Мастюкова Е.В., С муглин М.Я. Клиника и реабилитационная терапия детей < церебральным параличом. — М., 1972. Семенова К. А., Махмудов Н.М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом. — Ташкент, 1979. Учебно-воспитательный процесс в реабилитации детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата / Под ред. М.В. Ипполитовой. — М., 1988.
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие.........................................................................................................3 Глава 1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей, страдающих церебральным параличом................................................................7
1.1. Клиническая характеристика детей с церебральным параличом. Причины ДЦП.........................................................................................................7 1.2. Особенности двигательного развития детей с церебральным параличом...............................................................................................................11 1.3. Формы детского церебрального паралича..................................................21 1.4. Особенности психического развития детей с церебральным параличом..............................................................................................................29 1.5. Психолого-педагогическое изучение детей с церебральным параличом ……………..........................................................................................38 Глава 2. Особенности речевого развитии детей с церебральным параличом и коррекции речевых нарушений............................................................................46 2.1. Особенности речевого развития детей с церебральным параличом..............................................................................................................46 2.2. Характеристика речных нарушений при ДЦП...........................................53 2.3. Логопедическое обследование детей с церебральным параличом..............................................................................................................71 2.4. Особенности логопедической работы по преодолению дизартрических нарушений речи при ДЦП…………………………………................................79 Глава 3. Коррекционно-педагогическая работа при ДЦП...............................101 3.1. Основные направления коррекционно-педагогической работы при ДЦП.................................................................................................101 3.2. Система поэтапной медицинской и педагогической реабилитации детей с церебральным параличом в нашей стране........................................................106 3.3. Зарубежные подходы к организации лечебно-педагогической помощи детям и подросткам с церебральным параличом.............................................112 3.4. Физическое воспитание детей с церебральным параличом....................120 3.5. Формирование навыков самообслуживания и социально-бытовой ориентации...........................................................................................................130 3.6. Сенсорное воспитание детей с церебральным параличом......................134 3.7. Формирование изобразительной деятельности........................................143 3.8. Обучение конструированию.......................................................................154 3.9. Подготовка к школе детей с церебральным параличом..........................156 Глава 4. Организация и содержание обучения детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата.............................................169 Глава 5. Работа с семьей, имеющей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата.........................................................................194 Приложения.........................................................................................................204 Рекомендуемая литература…………………………………………………….246
Учебное издание
Левченко Ирина Юрьевна Приходько Оксана Георгиевна
Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Учебное пособие
Редактор У.Г. Макухина Технический редактор Е.Ф. Коржуева Компьютерная верстка: И.В. Земскова Корректоры Е.Н. Зоткина, Л.Л. Липова
Отпечатано на Саратовском полиграфическом комбинате. 410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|