Предмет изучения макроэкономики
Стр 1 из 29Следующая ⇒ ВВЕДЕНИЕ
«Макроэкономика» является одной из базовых дисциплин в подготовке специалистов и бакалавров в области экономической безопасности и менеджмента. Данный курс является составной частью учебного плана направления 38.05.01. «Экономическая безопасность» и 38.03.02. «Менеджмент». Основной целью, предлагаемого учебного пособия по дисциплине «Макроэкономика», является помощь студентам в системном представлении о структуре и тенденциях развития макроэкономики, понимании всего многообразия экономических процессов в современном мире, их связи с другими процессами, происходящими в обществе, формирование у студентов современного экономического образа мышления. Изложенные в пособии учебные материалы опираются на систему структурного, функционального, генетического, нормативного и пр. принципов и подходов. На их основе сделан краткий экскурс в предмет изучения макроэкономики, рассмотрены основные методы макроэкономического анализа и моделирования, а также модель макроэкономического кругооборота. С точки зрения накопленного мирового и отечественного опыта в пособии проанализированы роль и функции государства в экономике, провалы государственного регулирования, показана проблема общественного выбора и основные государственные решения. Проведен анализ основных показателей и результатов национальной экономики, дана детальная сравнительная характеристика основных моделей макроэкономического равновесия. Поскольку все экономические процессы происходят циклически, рассмотрены проблемы макроэкономической нестабильности, представлены основные модели к описанию экономического роста и экономических циклов. Также анализируются банковская, денежно-кредитная и налогово-бюджетная системы современной рыночной экономики, последствия государственного регулирования.
В последнем разделе пособия показываются особенности функционирования мирового хозяйства и международных экономических отношений, рассматриваются проблемы и противоречия при достижении внешнего экономического равновесия. Все разделы пособия снабжены системой вопросов для самопроверки и обсуждения на семинарских занятиях, которые способствуют рефлексии обучающимися изложенных материалов, они же служат основой для последующего формирования контрольно-измерительных материалов для рубежного и финишного контроля знаний и умений студентов. В результате освоения предлагаемого пособия студент должен: знать: основные концепции курса, к которым относятся: общее равновесие в распределении благ и размещении ресурсов; корректирующее влияние государства для ликвидации провалов рынка в рамках концепции общего равновесия; систему национальных счетов; базовые макроэкономические модели; методы государственного макроэкономического регулирования; модели экономического роста и макроэкономической нестабильности; принципы развития и закономерности функционирования мирового хозяйства. уметь: определять показатели системы национальных счетов; макроэкономическое равновесие; влияние на изменение ВНП изменений налогов и государственных расходов; влияние на фактический ВНП безработицы, осуществлять расчет банковского мультипликатора; ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией своих профессиональных функций; владеть: современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных; теорией формирования и развития макроэкономики как самостоятельной общественной науки; экономическими аспектами формирования и развития национального хозяйства.
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В МАКРОЭКОНОМИКУ Основные термины и понятия: макроэкономика, анализ «ex post», анализ «ex ante», агрегирование, макроэкономические агенты, домашние хозяйства, предпринимательский сектор (фирмы), государственный сектор, заграница, макроэкономические рынки, реальный рынок, рынок ресурсов, финансовый рынок, валютный рынок, экономический кругооборот, совокупные доходы, совокупные расходы, макроэкономические модели, экзогенные величины, эндогенные величины, потоки, запасы. Предмет изучения макроэкономики
Впервые термин «макроэкономика» употребил в своей статье в 1933 году известный норвежский ученый, экономист-математик, один из основателей эконометрики Рагнар Фриш. Однако, содержательно современная макроэкономическая теория ведет свое начало от фундаментального труда выдающегося английского экономиста представителя Кембриджской школы Джона Мэйнарда Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». Предваряя изложение основных аспектов макроэкономического анализа, затронем вопросы о закономерностях исследования экономики. Замечено, что по мере развития науки разнообразие теоретических умозаключений становится все шире. Однако, данный процесс происходит не всегда равномерно. Что же лежит в основе расширения диапазона научных исследований? Причины могут быть разные. В развитии экономической теории среди них можно назвать, например, экстраординарные экономические события. В 1929–1933 гг. разразился мировой экономический кризис. Данное событие является тем пунктом в развитии рыночной экономики, когда в процессе её функционирования произошел первый грандиозный сбой, или, выражаясь современным языком, «обвал рынка». Кризис произошел не вследствие накопленных «пороков» рыночной экономики, а по совершенно иным причинам. Процессы накопления капитала и динамизм рынка как источники развития оказались настолько мощными, что классическая либеральная модель экономики не смогла почувствовать оптимальные рамки своего расширения. Первый мировой кризис обозначил ряд социально-экономических проблем, наиболее опасным выражением которых стала массовая безработица. Ситуация подталкивала общество к выводу о том, что новую роль должен взять на себя институт государства. Его функции стали шире и предполагали не только коррекцию недостатков («провалов») рыночной экономики, но и активное вмешательство в процесс её функционирования. Государство должно было помочь рыночной экономике в создании системы сдерживающих «противовесов», с тем, чтобы закономерный для человеческой природы экспансионизм не выходил за пределы разумности и рациональности в масштабах национальной экономики.
Необходимость регулирующей роли государства предполагала изменение и экономического анализа. Возникла потребность в анализе экономики на более высоком уровне. Эти предпосылки привели к рождению макроэкономики, как раздела экономической теории. Возникнув изначально как область анализа наиболее острых проблем экономики (безработица, инфляция, конъюнктурные перепады), макроанализ со временем претерпел определенную эволюцию. В его рамки сегодня включается исследование макроэкономического равновесия, экономического роста, состояние государственного бюджета, проблемы открытой и закрытой экономики, проблемы валютного курса, неоклассические и институциональные аспекты государственного регулирования, проблемы дифференциации в мировой экономике и сбалансированного развития. Опираясь на объективную необходимость решения новых проблем в современной экономике, мы можем дать определение макроэкономики, как науки и сформулировать её цель. Макроэкономика – наука, которая изучает поведение экономики в целом и её крупных совокупностей (агрегатов). Цель макроэкономики – исследование взаимосвязей между общеэкономическими явлениями и процессами в масштабах национальной и мировой экономики. Развитие макроэкономики как науки важно по следующим причинам: 1) Она не просто описывает макроэкономические явления и процессы, но и выявляет закономерности и зависимости между ними, исследуя причинно-следственные связи; 2) Выявление макроэкономических зависимостей и связей позволяет оценить существующую в экономике ситуацию и показать, что нужно сделать для её улучшения и, в первую очередь, что должно предпринять правительство, то есть, позволяет разработать принципы экономической политики государства; 3) Макроэкономика дает возможность предвидеть, как будут развиваться процессы в будущем, то есть, позволяет составлять прогнозы, предвидеть и предотвращать будущие экономические проблемы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|