Методы макроэкономического анализа
Макроэкономический анализ направлен на выявление результатов и закономерностей функционирования и развития национальной экономики в целом. Различают два вида макроэкономического анализа: «ex post» и «ex ante». Макроэкономический анализ «ex post» или национальное счетоводство – это анализ статистических данных, позволяющий оценивать результаты экономической деятельности, выявлять проблемы, разрабатывать экономическую политику, проводить сравнительный анализ экономических потенциалов разных стран. Макроэкономический анализ «ex ante» – это прогнозное моделирование экономических процессов, и выявление причинно-следственных связей между экономическими явлениями и переменными – это и есть макроэкономика как наука. В своем анализе макроэкономика использует те же методы и принципы, что и микроэкономика. К таким методам можно отнести метод научной абстракции, сочетание методов дедукции и индукции, сочетание позитивного и нормативного анализа, принцип «при прочих равных условиях», предположение и рациональном поведении экономических агентов. Особенностью макроэкономического анализа является то, что важнейшим принципом исследования выступает агрегирование. Агрегирование представляет собой объединение отдельных специфических элементов в одно целое, совокупность (агрегат). Агрегирование позволяет выявить: – макроэкономических агентов; – макроэкономические рынки; – макроэкономические взаимосвязи; – макроэкономические показатели. Агрегирование, основанное на выявлении наиболее типичных черт и функций экономических агентов, позволяет выделить четыре макроэкономических агента: – домашние хозяйства;
– предпринимательский сектор (фирмы); – государство; – заграница.
Рис. 1. Экономические (агрегированные) агенты
1) Домашние хозяйства (Householders) – это самостоятельный, рационально мыслящий экономический агент, деятельность которого направлена максимизацию полезности, иначе говоря, совокупность потребителей. Все факторы производства находятся в частной собственности домашних хозяйств. За счет их продажи или предоставления в аренду домашние хозяйства получают доход, который распределяют между текущим потреблением и сбережениями. Следовательно, можно выявить следующие виды экономической активности домашних хозяйств: – предлагают факторы производства; – потребляют часть получаемого дохода, покупая потребительские товары и услуги; – сберегают часть дохода; – обеспечивают предложение кредитных средств. 2) Предпринимательский сектор (Business) – самостоятельный, рационально мыслящий экономический агент, целью экономической деятельности которого выступает максимизация прибыли. Иначе говоря, это совокупность всех фирм, функционирующих внутри страны. Их деятельность сводится к закупке факторов производства, производству и продаже товаров и услуг, поддержанию и развитию производственной базы. Виды экономической активности предпринимательского сектора: – предъявляют спрос на факторы производства; – обеспечивают предложение товаров и услуг; – предъявляют спрос на кредитные средства; – осуществляют инвестирование. Домашние хозяйства и предпринимательский сектор образуют частный сектор экономики. 3) Государственный сектор (Gоvernment) – совокупность государственных учреждений и организаций, которые обладают политическим и юридическим правом воздействовать на ход экономических процессов, регулировать экономику. Основная цель государства – ликвидация «провалов» рынка и максимизация общественного благосостояния.
Государство обеспечивает институциональные основы функционирования экономики: создает законодательную базу, систему безопасности, страхования, налоговую систему, то есть, разрабатывает «правила игры», а также обеспечивает и контролирует предложение денег в стране и проводит макроэкономическую политику. Таким образом, экономическая активность государства, как макроэкономического агента проявляется в следующем: – взимание налогов; – расходование бюджета; – предложение денег; – кредитование и займы на финансовом рынке; – регулирование рыночной экономики. Частный и государственный сектора образуют закрытую экономику. 4) Заграница (Остальной мир) – экономические субъекты, имеющие постоянное месторасположение за пределами данной страны, а также иностранные государственные институты. Воздействие заграницы на отечественную экономику происходит через: – обмен товарами и услугами; – обмен информацией; – обмен факторами производства; – обмен валютами. Добавление в анализ иностранного сектора позволяет получить открытую экономику. В макроэкономическом анализе агрегируются не только физические и юридические лица, но и их поведение в хозяйственной жизни. Иначе говоря, совокупность микроэкономических функций спроса и предложения заменяется макроэкономическими функциями (совокупный спрос и совокупное предложение), отражающими поведение макроэкономических агентов. Макроэкономическое агрегирование распространяется и на рынки. Можно выделить следующие виды агрегированных рынков: – реальный рынок (рынок товаров и услуг); – рынок ресурсов (рынок факторов производства); – финансовый рынок; – валютный рынок.
Рис. 2. Агрегированные рынки
1) Реальный рынок (рынок товаров и услуг) – модель, полученная в результате абстрагирования от всего разнообразия производимых благ и выделения наиболее значимых закономерностей функционирования этого рынка, то есть, формирования спроса и предложения благ. Соотношение спроса и предложения позволяет получить величину равновесного уровня цен на товары и услуги и равновесного объема их производства.
2) Рынок ресурсов (рынок факторов производства) представлен в основном рынком труда, поскольку закономерности его функционирования позволяют объяснить макроэкономические процессы, особенно в краткосрочном периоде. При изучении рынка труда, различий в уровнях квалификации и профессиональной подготовки не делают. В долгосрочных экономических моделях исследуется также рынок капитала. Дополнительный капитал создается в результате сбережений экономических субъектов и изменяется под воздействием процентной ставки. 3) Финансовый рынок (рынок заемных средств) – это рынок, где продаются и покупаются финансовые активы (деньги, акции, облигации). Финансовый рынок включает в себя денежный рынок и рынок ценных бумаг. Денежный рынок – рынок, на котором в результате взаимодействия спроса и предложения формируется цена денег – ставка процента, и определяется величина денежной массы. Основные посредники на денежном рынке – банки, которые принимают денежные вклады и выдают кредиты. Рынок ценных бумаг – это рынок, на котором продаются акции и облигации. Покупатели ценных бумаг тратят свои сбережения с целью получения дохода. Продавцами выступают фирмы и государство. Фирмы выпускают акции с целью получения средств для финансирования своих инвестиционных проектов и расширения объема производства, а государство выпускает облигации для финансирования дефицита государственного бюджета. 4) Валютный рынок – это рынок, на котором обмениваются друг на друга национальные денежные единицы (валюты) разных стран. В результате такого обмена формируется валютный курс.
Экономический кругооборот
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|