Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Последствия финансирования государством бюджетного дефицита




 

В экономической литературе обращается внимание на неизбежные инфляционные последствия бюджетного дефицита. Однако следует учитывать, что прямой связи между ними не существует. Будет или не будет ускоряться инфляция в результате роста бюджетного дефицита, зависит от методов покрытия дефицита, а также от степени использования производственных возможностей экономики.

Способов покрытия бюджетного дефицита существует несколько.

1) Финансирование бюджетного дефицита за счет дополнительной денежной эмиссии (выпуск необеспеченных денег). При этом у государства образуется дополнительный доход от его монопольного права печатать деньги – сеньораж. Сеньораж является следствием опережающего роста денежной массы в обращении по сравнению с темпами прироста реального ВВП. В таком случае становится неизбежным превышение денежного спроса над денежным предложением, быстро порождающее инфляцию. Более инфляционным является эмиссионное покрытие структурного бюджетного дефицита, так как в последнем случае ограниченность производственных ресурсов препятствует адекватной реакции товарного предложения на рост денежной массы в обращении.

2) Финансирование бюджетного дефицита за счет кредитов в центральном банке. Следует учитывать, что государственный кредит существенно отличается от частного. Частный кредит обычно направляется на производственные цели, а выплата процента обеспечивается за счет прироста стоимости в процессе производства. Государственный кредит, направляемый правительством на покрытие бюджетного дефицита чаще всего не связан с производственной деятельностью, а проценты выплачиваются за счет налоговых поступлений в бюджет без какого-либо прироста стоимости. Инфляционный процесс при этом неизбежен. Финансирование бюджетного дефицита со стороны центрального банка по своей сути мало чем отличается от способа прямой денежной эмиссии.

3) Выпуск государственных облигаций. Через государственные облигации в бюджет привлекаются временно свободные денежные средства частного сектора – физических лиц, банков, страховых, промышленных компаний и п.т. При этом правительства имеют возможность продавать свои долговые обязательства не только на внутреннем рынке, но и на международных рынках капитала.

Выпуская государственные облигации, государство вступает в конкуренцию с частными предприятиями за привлечения сбережений населения. А между тем вероятность трансформации сбережений населения в реальные инвестиции как раз несравненно выше при направлении их в банковскую систему или на рынок корпоративных ценных бумаг, нежели на финансирование дефицита государственного бюджета. Поскольку у государства всегда есть возможность для выполнения своих обязательств воспользоваться дополнительной эмиссией, оно способно пообещать больше доход по государственным облигациям по сравнению с потенциальным доходом от покупки корпоративных ценных бумаг или от помещения средств в коммерческий банк. В результате роста процентных ставок в национальной экономике все более интенсивно проявляется так называемый эффект вытеснения частных инвестиций. Это приводит в свою очередь к замедлению роста совокупного предложения и экономическому спаду.

Государственный долг

 

Государственный долг – сумма накопленных правительством за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом имеющихся за то же время профицитов.

Государственный долг, представляющий собой задолженность правительства, местных органов власти и государственных предприятия, подразделяется на внешний и внутренний.

Внешний долг – перед нерезидентами страны: иностранными государствами, международными финансовыми организациями, консорциумами банков;

Внутренний долг – перед резидентами: центральным банком своей страны, другими субъектами экономической системы.

Государственный долг таит в себе следующие основные опасности:

– банкротство нации, обычно называемое дефолтом;

– переложение долга на будущие поколения, которое проявляется в случае, если наращивание долговых обязательств государства не сопровождается увеличением его инвестиций в отечественную экономику;

– несамостоятельность проводимой государством экономической политики, приоритеты которой в таком случае нередко диктуются зарубежными кредиторами.

 

Проблемы эффективности фискальной политики

 

Основными рычагами фискальной политики являются изменения налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества и размеров государственных расходов или их направлений в соответствии с конкретными целями общества.

Из–за расхождения между неоклассиками и кейнсианцами при описании механизма функционирования национального хозяйства они по–разному оценивают возможности и последствия стабилизационной фискальной политики государства.

Кейнсианский подход

В кейнсианской концепции конечный результат изменения государственных расходов или суммы налоговых сборов определяется мультипликатором. Рассмотрим ситуацию увеличения государственных расходов и их влияние на реальный и денежный сектор экономики.

Чтобы ликвидировать безработицу, государство увеличивает свои закупки, финансирую приращение расходов за счет продажи облигаций населению. Рост совокупного спроса приведет к возникновению дефицита и цены начнут расти. Повышение уровня цен вызывает одновременно два эффекта: один изменяет объем совокупного спроса, другой – объем совокупного предложения. Рост цен приводит к сокращению реальных кассовых остатков, уменьшая величину эффективного спроса. На рынке труда вследствие повышения уровня цен растет ценность предельного труда и спрос на труд растет, увеличивая занятость и объем совокупного предложения. На рынке установится равновесие при полной занятости.

Таким образом, увеличение государственных расходов приведет к увеличению национального дохода и занятости, но одновременно повысит общий уровень цен и ставки процента. При фиксированной ставке заработной платы реальная ставка снизится. Вследствие роста ставки процента возникнет «эффект вытеснения» инвестиций – приращение государственных расходов будет сопровождаться сокращением инвестиций предпринимательского сектора. Возрастет дефицит государственного бюджета.

Проиллюстрируем фискальный импульс с помощью модели «IS-LM».

 


Рис. 38. Фискальный импульс в кейнсианской концепции

Обусловленная увеличением государственных расходов цепочка событий возникла бы и после сокращения налогов.

При выборе между увеличением государственных расходов и снижением налогов в качестве инструмента активизации экономической активности, нужно иметь в виду, что увеличение государственных расходов означает рост участия государства в перераспределении национального дохода, а снижение налогов есть «уход» государства из экономики. Выбор в пользу того или иного инструмента фискальной политики зависит и от величины, и от состояния государственного бюджета в данный момент

Неоклассический подход

Современная интерпретация последствий фискального импульса, основанная на исходных постулатах неоклассиков – совершенная гибкость цен и нейтральность денег – разработана в концепции новых классиков, создателями которой признаются Р. Барро, Т. Сарджент, Н. Уоллес.

Воздействие государственных расходов на экономическую конъюнктуру проявляется том, что:

1) сокращается располагаемый доход домашних хозяйств, поскольку источником государственных расходов являются налоги;

2) уменьшаются потребительские расходы, так как часть потребностей домашних хозяйств удовлетворяются за счет государства: бесплатное образование, медицинское обслуживание и пр.;

3) увеличивается результативность производства из-за того, что государство финансирует фундаментальные научные исследования, переподготовку кадров, развитие инфраструктуры.

Допустим, что при увеличении государственных расходов на 1 ед. домашние хозяйства экономят на потребительских расходах α единиц, и выпуск продукции увеличивается на β единиц. Оценка последствий роста государственных расходов зависит от значений α и β. Если (α + β) > 1, то экономически целесообразно увеличивать государственные расходы, так как выигрыш населения от экономии потребительских расходов и увеличения производимого национального дохода перекрывает потери от налогообложения. Следовательно, население заинтересовано в том, чтобы доля госбюджета в ВВП росла до тех пор пока не установится равенство ((α + β) = 1.

Общая оценка экспансионной фискальной политики неоклассиками отрицательна: рост государственных расходов уменьшает частное потребление и инвестиции, что препятствует устойчивому экономическому росту.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...