Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Основные формы помощи и взаимопомощи в древнейших славянских общинах и в период становления Древнерусского государства




Цели и задачи: Определить специфику зарождения и развития института социальной помощи в истории России в догосударственный период и во время строительства государственности, охарактеризовать влияние религиозного фактора в развитие филантропии

Основные термины и понятия: коллективизм, мир, вервь, оберег, братнины, дарообмен, ссыпки, мирщины, ссыпщины, милостыня, инфанцид, институт старцев, «приймачество», институт вдовства, супряга, церковная десятина, ктиторская монастырская система, богадельни, странноприимницы, приходы, княжеский патернализм

Компетенции: ОК-1, ОК-8, ОК-19, ПК-13, ПК-32

План занятия:

1. Формы взаимопомощи у славянских племен

2. Роль христианства в развитии социальной помощи в Киевской Руси. Теория «милосердия»

3. Княжеская и монастырская социальная помощь

 

Содержание занятия:

Родовые отношения, языческое миросозерцание и мироощущение как основания архаической парадигмы помощи у древних славян. Роль общинного существования, обрядовой и трудовой деятельности.

Культовые, общинно-родовые и хозяйственные формы поддержки.

Культовые формы поддержки и система обрядовой практики помощи. Тризны, игрища, «справы» как сакрализация механизмов помощи. Социальные аспекты основополагающих культов («Рода и рожаниц», Перуна и др.). Фетишизация, обереги, «период духов». Братчины как более поздняя форма почитания богов. Культ предков.

Складчины, княжеские пиры. Дружинные формы поддержки. Проблема инфантицида и институт «старцев». «Мирское нищепитательство», «изгои», «вдовы», «сироты». Система общественных кормлений. Дарообмен, система «приймачества».

Влияние христианского вероучения на развитие принципов и практики благотворительности. Княжеская и церковно-монастырская благотворительность, милостыня как основные направления благотворительной деятельности. Натуральная помощь продуктами, при пожарах, выкуп пленных, раздача имущества. Кормление бедных, раздача милостыни, благотворительные пиры, строительство церквей. Благотворительность как путь личного Спасения, боголюбие и нищелюбие.

Первые монастыри как очаги православной культуры, книжности, милосердия. Монастырская благотворительность, церковное и княжеское законодательство в вопросах призрения и воспитания. Милостыня как форма поддержки нуждающихся. Языческие и христианские мотивы подаяния.

Княжеские традиции милосердия и попечительства, организация финансовой и правовой поддержки институтов церкви. Становление светского и церковного законодательства в деле помощи нуждающимся. Ктиторские монастыри и приходы, оформление институциональных форм защиты. Странноприимницы, больницы, гостиницы как первые институты защиты и поддержки. Городские мероприятия в период голода и массовых эпидемий.

Основная литература

1. История социальной работы: Учебник / ред. В.И. Жукова. М.: изд. РГСУ. 2013. 400с

Дополнительная литература

1. Гумилёв Л.Н. От Руси до России: Очерки по русской истории/ Л.Н. Гумилёв. М., 1996. С. 18-30.

2. Ключевский В.О. Курс русской истории. Сочинения: В 9 т. Т.1/ В.О. Ключевский. М., 1987. С. 116-162.

3. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян/ Б.А. Рыбаков. М., 1997. С. 383-470; 593-636.

4. Фирсов М.В. История социальной работы в России/ М.В. Фирсов. М., 1999. С. 13-28

 

Проблемные вопросы и задания:

1. Изучить различные периодизация истории социальной помощи в России (по Стогу, Гогелю, Жукову, Фирсову). Проанализировать критерии для выделения периодов. Какую периодизацию вы считаете наиболее рациональной?

2. Какие обряды и культы у славян можно отнести к механизмам реципрокации и редистрибуции? Какие из древних форм взаимопомощи сохранились в тех или иных формах до сих пор? Заполните таблицу основных форм взаимоподдержки у славян:

 

Форма взаимоподдержки Основное содержание Примеры проявления Проявление в современном обществе
Культовые      
Общинно-родовые      
Хозяйственные      

 

3. Был ли распространён инфанцид в славянских племенах? На ваш взгляд, какие причины обусловили его наличие / отсутствие?

4. Принятие христианства кардинально изменило отношение общества к социальной помощи. Укажите, в каких конкретно сферах проявлялись эти перемены.

5. Как вы считаете, что повлияло на развитие княжеской благотворительности? Почему княжеская благотворительность существенно уступала социальной помощи, реализуемой церковью? Перечислите сферы церковной благотворительности.

 

Тестовые задания:

1.Редистрибуция в племенах предполагала:

1) Взаимный обмен

2) Дарообмен

3) Перераспределение

4) Коллективные работы

2.10-13вв в истории социальной помощи Фирсов называет периодом:

1) Архаическим

2) Княжеско-монастырским

3) Частного призрения

4) Государственного призрения

3. Основной ячейкой восточнославянских племен, в рамках которой осуществлялась социальная поддержка населения называлась:

1) Полисом

2) Общиной

3) Коллективом

4) Реципрокацией

4.Укажите проявления социальной помощи в славянских племенах, вызванные общинно-родовыми культами:

1) Тризна

2) Обереги

3) Супряга

4) Братнины

5. Обычай «хождение за навалным» предполагал

1) Совместную трудовую деятельность

2) Почитание богов, празднуемые сельскими общинами

3) Сбор милостыни

4) Организованный приход в дом, которому будет оказана помощь

6.Среди славянских племен встречался инфанцид, что означало:

1) Поддержка стариков

2) Убийство детей и стариков

3) Помощь вдовам

4) Мирное перераспределение имущества

7. Ктиторская монастырская система предполагала

1) Церковь оказывает попечение вдовам и сиротам

2) Князь и церковь ведут совместную благотворительность

3) Открытие приютов и богаделен

4) Постригающийся в Монашеский сан обязан приносить дар монастырю

8.В состав обязательной церковной клиентелы входили

1) Все население, без исключений

2) Население прихода

3) Вдовы

4) Сироты

9. Население по отношению к церкви должно было:

1) Оказывать помощь в призрении

2) Бесплатно работать на нужды церкви

3) Нести десятину

4) Ухаживать за калеками и нищими

10. Когда официально за церковью закреплялась филантропическая функция

1) 988 – с принятием христианства

2) 1016 – в «Русской правде»

3) 996 – в «Церковном уставе»

4) В «Поучении» В. Мономаха

11.Первые лечебницы при монастырях появились в

1) Новгороде

2) Пскове

3) Киеве

4) Смоленске

12. Приход являлся

1) Исключительно церковной единицей

2) Общественно-территориальной единицей управления

3) Церковной и общественно-территориальной единицей управления

4) Княжеской, церковной и общественно-территориальной единицей управления

13. Княжеская социальная помощь:

1) Имела широкое распространение

2) Была относительно скромна

3) Была основной формой социальной помощи

4) Не играла особой роли

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...