Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 5. Развитие системы социальной помощи населения в первой половине XIX века. Рождение «высокой» благотворительности




Цели и задачи: проследить эволюцию государственных форм социальной поддержки, их дальнейшую институализацию, выявить причины перехода ведущей роли в социальном обеспечении населения в руки самого общества, рассмотреть примеры «высокой» благотворительности членов императорской фамилии

Основные термины и понятия: ВУИМ, вдовьи дома, институт сердобольных вдов, мариинские учреждения, Императорское человеколюбивое общество, женское патриотическое общество

Компетенции: ОК-8. ОК-9, ПК-32

 

План занятия:

1. Основное содержание государственной системы социальной поддержки

2. Императрица Мария Фёдоровне и её роль в развитии филантропии. ВУИМ

3. Возникновение первых благотворительных обществ

· Причины возникновения

· Структура организации

· Характер финансирования

· Сфера деятельности

Основная литература

1. История социальной работы: Учебник / ред. В.И. Жукова. М.: изд. РГСУ. 2013. 400с

2. Занозина В.Н., Адаменко Е.А. Благотворительность и милосердие. СПб., 2000. 248

Дополнительная литература

1. Шумигорский Е.С. Императрица Мария Фёдоровна. 1759-1828. М., 1890 (из открытого электронного собрания РГБ)

2. Хронологическое начертание деяний блаженные памяти государыни императрицы Марии Фёдоровны. СПб., 1836

3. Шумигорский Е.С. Императорское женское патриотическое общество (1812-1912). Исторический очерк. СПб., 1912. 436с

Проблемные вопросы и задания:

1. Изучите дореволюционную литературу, посвящённую деятельности императрицы Марии Фёдоровны. Ответьте на вопросы:

· Как современники оценивали деятельность императрицы?

· Насколько эти оценки объективны?

· Сравните «деяния» на ниве развития социальной помощи Екатерины II и императрицы Марии Фёдоровны.

· Почему императрицы удавалось в кротчайшие сроки реализовать проекты по оказанию социальной помощи населению? Каковы основные ресурсы по претворению её идей на практике?

· Как расширилась клиентелла социальной помощи при императрице Марии Фёдоровне?

2. Проанализируйте основные направления социальной помощи в 1-ой половине 19 века. Заполните таблицу

 

Направления социальной помощи Основное содержание, нормативное обеспечение проектов Характер распространения
Поддержка детства    
Помощь женщинам    
Помощь инвалидам    
Помощь образованию    
И др.    

 

3. Одним из первых благотворительных обществ в России было Императорское Человеколюбивое общество. Можно ли данное учреждение с полным основанием считать благотворительным?

4. Какова, на ваш взгляд, причина появления филантропического общества с ярко выраженной гендерной окраской – «Женского патриотического общества»?

5. Прослушав основные доклады, связанные с деятельностью благотворительных обществ; лекционный курс, заполните таблицу «Первые благотворительные организации в России»:

 

Благотворительная организация Год основания Участники-активисты Характер деятельности
       

 

 

Темы рефератов:

1. Психологический портрет императрицы Марии Фёдоровны. Истоки её филантропии

2. История основания и особенности функционирования Императорского Человеколюбивого общества

3. Первая женская организация в России – «Женское патриотическое общество»

Материал для самостоятельного изучения:

Мицюк Н.А. Филантропическая деятельность дворянок в провинции. Открытие первого детского приюта в Смоленске // Детский дом. №44 (3). 2012. С. 43-47

Впервые вопрос о необходимости повсеместного открытия детских приютов был поднят великим отечественным учёным Михаилом Васильевичем Ломоносовым. В трактате «О размножении и сохранении российского народа», отмечая растущее количество беспризорных детей, увеличение детской смертности и случаев детоубийства, М.В. Ломоносов обосновывал необходимость заботы о детях: «для сохранения жизни неповинных младенцев, надобно бы учредить нарочные богаделенные дома для невозбраннаго зазорных детей приёму, где богодельныя старушки могли б за ними ходить вместо матерей, или бабок». Эта идея получила государственную поддержку при Екатерине II. Сподвижник императрицы, просветитель И.И. Бецкой при разработке уставов учебных заведений писал: «прошу дозволить представить способ, не только к доброму и полезному воспитанию сих бедствующих, но и к отвращению бесчисленного множества убийств, которые как над происшедшими уже на свет, так и над заключёнными еще в материнской утробе бесчеловечно предпринимаются». Просветители полагали, что с помощью воспитания можно исправить и улучшить нравы людей, а значит и общества в целом: «произвести сперва способом воспитания… новую породу или новых отцов и матерей, которые могли бы детям своим те же прямые и основательные воспитания правила в сердце вселить, какие получили они сами, и от них дети предали бы паки своим детям, и так следуя из родов в роды в будущие века». Одним из первых начинаний Екатерины II стало учреждение по образцу европейских домов детского приюта в России - «Воспитательного дома». 1 сентября 1763 года был опубликован Манифест обучреждении Московского Воспитательного дома. В 1770 году Воспитательный дом был открыт в Петербурге. Екатерина II предполагала основать детские приюты в каждом губернском городе. Однако их открытие и содержание требовало больших капиталовложений, государственная казна не могла выдержать столь дорогих проектов. В связи с чем, императрица обратилась к губернским властям, дабы те призвали общество к развитию частной благотворительной инициативы. Со смертью императрицы инициатива сверху по открытию детских приютов ослабла. Этот вопрос стал актуален во второй четверти XIX века, ввиду высокой детской смерти. Приведём некоторые цифры. Э. Конюс, ссылаясь на работу Германа «Статистические исследования относительно Российской империи», приводит такие данные: из 1000 новорожденных мальчиков около 555 достигали шестилетнего возраста, менее половины достигали десяти лет. Г. Аттенгофер в книге «Медико-топографическое описание Санкт-Петербурга» указывает, что в первой четверти XIX века более 2/3 родившихся умирали в Петербурге до пятого года жизни. Эрисман, исследуя рождаемость в Новгородской губернии, приводит ошеломляющие цифры: за 1836-1855 гг. в среднем на первом году жизни умирало 73% младенцев. В связи с этим ведомство императрицы Марии стало выступать с инициативой открытия в России детских приютов.

В 1838 году Николай I образовал Главное попечительство детских приютов под Высочайшим покровительством императрицы. 27 декабря 1839 года было принято «Высочайше утверждённое положение о детских приютах». В статьях положения подчёркивалось, что приюты, дабы не отягощать государственной казны, должны быть исключительно благотворительными заведениями, то есть полностью содержаться за счёт общественности губернии. Таким образом, открытие и функционирование детских приютов напрямую зависело от общественной инициативы и поддержки на местах.

В Смоленске открытие детского приюта стало возможно спустя 7 лет после принятия положения, благодаря филантропической деятельности жены Могилёвского Витебского и Смоленского генерал-губернатора – княгиня Софьи Петровны Голицыной (урождённой Балк-Полевой). Софья Петровна воплощала в себе идеал женщины-подвижницы, активной деятельницы, которых в провинции было не так много в середине XIX века. Её отличали высокие организаторские способности и умение объединить людей, заинтересованных общих делом. Она умело распоряжалась властным ресурсом своего мужа, призывая общественные круги провинции к благотворительной деятельности. Основанный в Смоленске детский приют – не первое благотворительное заведение, открытое по инициативе С.П. Голицыной. Во время исполнения её мужем А.М. Голицыным обязанностей Тульского губернатора в 1840-1845гг. Софья Петровна основала в 1841 году первый детский приют в губернии, то есть спустя год после назначения мужа(!). Осознавая недостаток в приютах, Софья Петровна вознамерилась основать второй детский приют в Туле. Однако, получив согласие от императрицы на открытие приюта, завершить начатое дело не удалось в связи с переводом мужа. Кроме этого, С.П. Голицына оказала значительную поддержку детскому приюту, открытому в 1844 г. в Витебске.

22 июня 1845г. Андрея Михайловича Голицына назначили Витебским, Могилёвским и Смоленским генерал-губернатором. После перемены места жительства, Софье Петровне также потребовался год, чтобы основать приют для детей в Смоленске. 13 октября 1846 года, в день рождения великого князя Михаила Николаевича, открылся детский приют при Смоленском благотворительном обществе. Денежные средства на открытие заведения удалось собрать в короткое время. По инициативе жены губернатор во время дворянских выборов распорядился брать с помещиков подписки на «ежегодные пожертвования в пользу Смоленского детского приюта». Софья Петровна направила известным своей благотворительностью лицам письма с просьбой поддержать открытие детского приюта. Причём, обращалась она не только к смолянам, но и к столичным благотворителям. В фондах РГИА сохранилось письмо С.П. Голицыной к Марье Никитичне Дурново, в котором она просит княжну поддержать её инициативу в сборе средств: «Зная доброту Вашей души, известным всем несчастным, и уверенная, что вы по собственному влечению всегда сочтёте за удовольствие участвовать в добром деле, я, препровождая к Вам подписные листы, убедительно прошу Вашего сострадания к бедным малюткам, которых участь и вся будущность зависит от благосклонного ответа вашего, особенно в теперешние неурожайные и голодные годы». Софья Петровна не боялась публичных выступлений. Она посещала дворянские собрания, на которых с пламенными речами призывала дворянское общество к пожертвованиям. Вот одно из её обращений: «Милостивые Государи! Государыни Императрице угодно было обратить благотворительное и милостивое внимание на несчастных детей, которым, угнетённые бедностью родители не имеют способов и времени дать первоначальное образование… Средства собранные мною, конечно, еще весьма незначительны, однако же, убеждённая в сочувствии дворянства, всегда отличавшегося человеколюбивыми подвигами, я не сомневаюсь, что и теперь оно не откажет ознаменовать себя и новым доказательством любви и участия к страждущим... Незначительное пожертвование всех дворян обеспечит будущность сотни семейств, поэтому-то я умоляю Вас подписать по несколько копеек с ревизской души». Смоленское общество охотно жертвовало денежные суммы для предполагаемого заведения. Об этом в частности сообщал историк, современник тех событий П. Никитин: «При первом объявлении княгиней учредить детский приют смоляне откликнулись с полной готовностью содействовать благому делу, так что приношения благотворителей в самое короткое время не только дали возможность приступить к открытию приюта, но и обеспечить существование его в будущем на прочных основаниях». Единовременных пожертвований было собрано 5.533 р., ежегодно от сборов поступало 617р. От спектаклей в пользу приюта было выручено 2341р. В пожертвованиях участвовали лица различной сословной принадлежности. Смоленский купец Нольчин по духовному завещанию, предоставленному купцу Кульбацкому, в пользу детского приюта определил 7251 р. Известно о пожертвовании «девиц Сысоевых», которые в пользу приюта отдали каменный 3-х этажный дом. Руководство посчитало выгодным сдавать дом, от чего ежегодно получало 1200 рублей. В первые годы деятельности приюта Софье Петровне удалось собрать огромную сумму для того времени – 16 тысяч рублей, которые явились залогом безбедного существования заведения. На средства, собранные княгиней, для приюта за 4 тыс. рублей был куплен деревянный двухэтажный дом у «госпожи Краузе» на Большой Дворянской улице, возле здания городской думы. Таким образом, С.П. Голицына прибегала ко всевозможным способам по увеличению благосостояния приюта: призывала известных своей благотворительностью смолян к пожертвованию, организовывала спектакли и концерты в пользу приюта, проводила благотворительные лотереи.

Современники высоко оценивали значение детского приюта для города. Открытие этого заведения было отмечено супругой Николая I Александрой Фёдоровной, позже написавшей С.П. Голицыной: «Княгиня Софья Петровна! Многократные опыты неутомимой ревности Вашей в деле благотворительности явили те же полезные последствия и на новом поприще христианского милосердия и любви к ближнему. Основание недавно Вами детского приюта в Смоленске с обеспечением его судьбы на предбудущие времена не только помещением в доме собственно ему принадлежащим, но и собранными Вами значительным запасным капиталом и сверх того достаточным на содержание его ежегодным доходом, принадлежит к числу тех подвигов неусыпной деятельности Вашей, кои давно мне известны».

В соответствии с уставом цель данного учреждения определялась как «воспитательно-благотворительная», поэтому впоследствии это учебное заведение стало именоваться «воспитательно-благотворительным». Приют являлся всесословным бесплатным учебным заведением, где могли получить начальное образование «сироты или дети наибеднейших родителей». Историк С.П. Писарев указывал, что возникшее воспитательное заведение было предназначено исключительно для девочек. Однако по уставу в нем могли обучаться дети как мужского, так и женского пола. Причины, по которым предпочтения отдавалось девочкам при поступлении, состояли в отсутствии в городе учебных заведений для лиц женского пола.

Согласно положению, приют открывал свои двери для детей, родители которых, ввиду трудовой занятости, не знали, где и с кем оставлять своих детей на время работы. В первый учебный год в учебном заведении насчитывалось 89 девочек и 14 мальчиков - «приходящих детей». В следующем году попечительство, «обратив внимание на круглых сирот, кои малы, слабосильны, или живут далеко, а также детей порочных родителей», признало необходимым выделить места для постоянно проживающих детей, которые именовались пансионерами. В приют стали поступать беспризорные, брошенные и «подкинутые» дети, а затем их количество стало преобладающим над общим числом воспитанников приюта. Таким образом, приют выполнял роль современного детского дома, а также был прообразом современных детских садов. Со временем количество воспитанников приюта практически не изменилось. С 1849-1857 гг. приют посещало от 90-130 детей. В 1857 году учащихся девочек и мальчиков числилось 86 и 14 соответственно, видимо, большего количества детей попечители не могли иметь возможности содержать. С каждым годом количество постоянно живущих детей в приюте росло. В 1880-е гг. насчитывалось более 40 пансионерок, то есть детский приют все более соответствовал современным детским домам.

При определении ребёнка в приют родители обязаны были предоставить следующие документы: заявление, с указанием социального статуса родителей, метрическое свидетельство о крещении, свидетельство о бедности родителей и справку о привитии оспы. В случае, если свидетельства о бедности родители не предоставляли, они должны были вносить за детей небольшую плату.

Для управления детским приютом были предусмотрены различные должности. Функционирование приюта во многом зависело от попечительницы, главная задача которой состояла не столько в управлении заведением, сколько в сборе необходимых сумм. С.П. Голицына, первая и главная попечительница приютов Смоленской, Витебской, Могилёвской губерний, завела традицию - попечительницами приюта в Смоленске становились «первые дамы» губернии, то есть жены губернаторов. В дальнейшем это место заняла Екатерина Ивановна Шкларевич, жена Смоленского гражданского губернатора Ф.Н. Шкларевича, у которых, кстати, не было собственных детей. В 1859 году в должности попечительницы была жена военного и гражданского губернатора Смоленска А.П. Самсонова. – Варвара Петровна. Она проявляла заботу не только о бедных детях, но и об их родителях. Известно, что В.П. Самсонова ежегодно организовала сбор одежды для приходящих детей и их родителей.

Кроме должности попечительницы, были предусмотрены должности директора приюта, почётного старшины, смотрительницы. Первым директором приюта в Смоленске был избран Н.А. Замятин, который исполнял надзорные функции за приютом, составлял отчётные ведомости, наблюдал за приходом и расходом денежных средств. Затем директором приюта был назначен граф Буксгевден. Почетным старшиной стал купец Кульбацкий, который проявил заботу о том, чтобы все средства купца Нольчина были использованы во блага приюта. Почётный старшина исполнял функции социального призрения детей: он собирал сведения о беднейших семействах, рассматривал заявления родителей о приёме детей. При выборе смотрительниц приоритет отдавался не столько её образованию, сколько её душевным качествам и «врождённому чувству любви к ближнему», что также было призвано служить нравственному здоровью детей.

Распорядок дня детей в приюте был строго регламентирован. Для тех детей, кто не являлся полным пансионером, часы утреннего приёма были установлены с 7-до 9 часов, забрать же приходящих детей из приюта родители должны были до 9 часов вечера. Воскресные дни были закрыты для приходящих детей. Первым утренним делом была совместная молитва. В 10 часов начинались уроки, традиционно с Закона Божьего, затем предусматривались физические упражнения в виде ходьбы, во время которой практиковали счёт. Следующим уроком было чтение. Все уроки длились не более получаса, дабы не утомлять ребёнка. В 12 часов обед, который начинался и заканчивался общей молитвой. Далее дети проводили время в «свободной игре». После игр дети занимались рукоделием, так как в приюте было большинство девочек, то основными занятиями являлись шитье, вязание, вышивание, в летнее время – садоводство. Во время рукодельных занятий наставницы часто рассказывали сказки, поучительные истории из жизни святых. Занятие заканчивались уроком пения. В.П. Самсонова осознавала, что воспитанницам приюта необходимо дать элементарные профессиональные знания, которые могли бы обеспечить их в будущем. По её инициативе особое внимание было обращено на преподавание рукоделия, шитья, домоводства.

В приюте была предусмотрена медицинская служба. При приюте находился врач, при приёме детей обязательной была процедура медицинского осмотра. Особое внимание отводилось вопросам гигиены. Дети содержались в чистых одеждах, если ребёнок не имел таковой, то получал её в приюте. Большое значение придавалось здоровому питанию. Так как основной целью приюта состояла в заботе о ребёнке и его нравственности, то строго настрого запрещалось применять телесные наказания. Предпочтения отдавалось внушению, а не принуждению. В качестве одной из самых строгих форм наказания было «оставление ребёнка в совершенной праздности», запрещение детям пользоваться игрушками и участвовать в играх. За неопрятность ребёнка могли облачить в чёрный передник, который ему не дозволялось снимать в течение нескольких дней. Поощрение состояло в почётном помещении имени воспитанника в классной комнате, выдаче рукоделий, лент, бантов для девочек. В приюте уделялось большое внимание профилактике заболеваний. Для больных детей был предусмотрен лазарет. При приюте располагался двор (сад) для прогулок, так как физические движения и чистый воздух считался залогом здорового развития. В осеннее и зимнее время детям давали отвары, богатые витаминами.

Софья Петровна Голицына, как уже отмечалось, не ограничилась открытием детского приюта в Смоленске. Параллельно она вела переговоры, готовила документы, проводила сборы для основания приюта в Могилеве. Спустя несколько месяцев, 6 декабря 1846 г. был открыт первый детский приют в Могилеве. За короткое время она собрала более 18 тысяч рублей. Филантропическая деятельность С.П. Голицыной по призрению малолетних детей стала примером для многих дворянок Смоленской губернии. В частности, в 1867 году княгиня Друцкая-Соколинская выступила с предложением открыть частную благотворительную школу – «Детский сад» для приходящих детей в возрасте от 3 до 9 лет.

Вопросы для самоконтроля:

1. Почему открытие детских приютов стало чрезвычайно актуальной темой в XIX веке?

2. Как вы считаете, почему именно жены первых лиц губерний проявляли активные инициативы по устройству детских домов? Какова была мотивация их поведения?

3. Перечислите основные источники сбора средств С. Голицыной

4. Прототипом каких современных заведений являлись дореволюционные приюты? Ответ подтвердите фактами.

5. Какое влияние «инициативы» первых лиц оказывали на развитие частной благотворительности?

 

 

Тестовые задания:

1. Первое государственно-благотворительное учреждение в России, которое специализировалось исключительно на социальной помощи населению:

1) Ведомство учреждений императрицы Марии

2) Приказы общественного призрения

3) Императорское человеколюбивое общество

4) Женское патриотическое общество

2.Впервые призрение «слепых и глухих стали оказывать»

1) Ведомство учреждений императрицы Марии

2) Приказы общественного призрения

3) Императорское человеколюбивое общество

4) Женское патриотическое общество

3. «Сердобольные вдовы» это:

1) Одинокие вдовы, которым оказывалась помощь со стороны государства и различных ведомств

2) Одинокие акушерки

3) Вдовы, работающие при больницах

4) Вдовы, занимавшиеся благотворительностью

4. «Институт сердобольных вдов» был учреждён в:

1) 1818 году

2) 1828 году

3) В 1839 году

4) В 1846 году

5. 27 декабря 1839 года было принято «Высочайше утверждённое положение о…»

1) Сердобольных вдовах

2) Призрении глухих и слепых

3) Работных домах

4) Детских приютах

6. Доктор Ф.П. Гааз пожертвовал значительную сумму на:

1) Помощь детям-сиротам

2) На помощь заключённым

3) На помощь инвалидам

4) На помощь вдовам

7. Начальницей Женского патриотического общества при его основании была

1) Екатерина Дашкова

2) Императрица Мария Фёдоровна

3) Софья Голицына

4) Варвара Репнина

8. Женское патриотическое общество специализировалось на:

1) Помощи семьям воинов

2) Помощь вдовицам

3) Помощь сиротам

4) Помощь инвалидам

9. Первый детский приют в Смоленске был открыт в:

1) 1828 г.

2) 1839 г.

3) 1846 г.

4) 1861 г.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...