Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Модернизация России и формирование системы государственной социальной помощи




Цель и задачи: выявить причины и истоки формирования государственной социальной помощи, связать особенности первого этапа отечественной модернизации с характером формирующейся социальной помощи

Основные термины и понятия: городские магистраты, богадельни, бадерские бани, зазорные младенцы, плодоизгнание, Монастырский приказ, приказы общественного призрения, работные дома, Синод, сиротские дома, воспитательные дома, «гошпиталь», шпингауз, «нарочные поимщики», смирительные дома, прядильные дома, сиротские дома, смирительные дома

Компетенции: ОК-8. ОК-9, ПК-32

План занятия:

1. Факторы, повлиявшие на развитии отечественной социальной помощи в XVIII веке

2. Особенности реформ в области социального устройства:

· Отношение к нищенству

· Учреждения по призрению сирот

· Приказ общественного призрения и его функции

· Государственно-общественные учреждения для нетрудоспособных категорий

3. Царская и частная благотворительность

Основная литература:

1. История социальной работы: Учебник / ред. В.И. Жукова. М.: изд. РГСУ. 2013. 400с

2. Мицюк Н.А. Колыбель педиатрии: охрана здоровья детей в Воспитательных домах XVIII века // Вестник Смоленской медицинской академии. 2010., №4. С. 111-115

Дополнительная литература:

1. Конюс Э.М. Истоки русской педиатрии. М., 1946

2. Учреждения и уставы, касающиеся до воспитания и обучения в России юношества обоего пола./ сост. И. Бецкой. Т1. С-П. 1774 (из открытой электронной коллекции РГБ)

Проблемные вопросы и задания:

1. В 18 веке происходила институализация социальной помощи населению. Укажите, какие органы власти, властные и общественные учреждения входили в данную систему.

2. Как политика Петра I по вестернизации России повлияла на отношение власти к нищим?

3. Какую роль выполняли городские магистраты, городская полиция? Предполагала ли их деятельность оказание помощи нуждающимся? Ответ обоснуйте

4. Как расширилась клиентелла государственной социальной помощи в указанный период?

5. Известно, что при Петре Великом впервые власти существенное внимание обратили на состояние отечественной медицины и санитарии. В чем конкретно проявлялись меры властей и как они были связаны с социальной заботой о населении?

6. Охарактеризуйте устройство, сферу деятельности и особенности функционирования (в т.ч. достоинства и недостатки) приказов общественного призрения

Материал для самостоятельного изучения:

Мицюк Н.А. Колыбель педиатрии: охрана здоровья детей в Воспитательных домах XVIII века // Вестник Смоленской медицинской академии. 2010., №4. С. 111-115 (в сокращении)

 

Впервые вопрос о необходимости охраны здоровья детей в России появился в эпоху просветительства Екатерины Великой. В XVIII веке педиатрия как особая дисциплина еще не была выделена, но великие просветители екатерининской эпохи М.В. Ломоносов, И.И. Бецкой стали привлекать внимание общества и государства к вопросам детского здоровья.

М. В. Ломоносов в трактате «О размножении и сохранении российского народа», намечая основные мероприятия по охране здоровья населения, указывал на необходимость государственной заботы о роженице, борьбы с детской смертностью. Отмечая растущее количество беспризорных детей, увеличение детской смертности и случаев детоубийства, Ломоносов обосновывает необходимость открытия приютов для внебрачных детей: «для сохранения жизни неповинных младенцев, надобно бы учредить нарочные богаделенные дома для невозбраннаго зазорных детей приёму, где богодельныя старушки могли б за ними ходить вместо матерей, или бабок». Кроме этого великий русский ученый указывает на отсутствие в России как среди народа, так и среди врачей достаточных знаний о детских болезнях. Он предложил провести следующие меры: основательно изучить европейский опыт, перевести книги зарубежных врачей на русский язык, собрать сведения о детских болезнях и методах их лечения в России, развивать аптечное дело, составить специальную книгу, где были бы расписаны все известные детские болезни: «Оную книжку напечатав в довольном множестве разпродать во все Государство, по всем церквам, чтобы священники и грамотные люди читая могли сами знать и других наставлением пользовать».

Огромную работу по практическому воплощению этих идей провёл известный общественный деятель екатерининской эпохи Иван Иванович Бецкой. Его вклад в развитие педиатрии в России неоценим.

В связи с огромным количеством детей сирот и бедных матерей И.И. Бецкой предложил по образцу европейских домов открыть в России так называемые «Воспитательные дома». 1 сентября 1763 года был опубликован Устав Воспитательного дома. 21 апреля 1764 года в честь коронации императрицы под гром пушек и колокольный звон церквей состоялась торжественная закладка здания Московского Воспитательного дома и госпиталя для бедных рожениц. В 1770 году Воспитательный дом был открыт в Петербурге.

Вопросы охраны здоровья детей в воспитательных домах стояли на первом месте. Основными целями воспитательного заведения были: уменьшение детской смертности, которая на тот момент была очень высока, снижение детских заболеваний и воспитание «питомцев здоровых, крепких, бодрых, способных служить Отечеству». Однако не только высокая детская смертность вызывала тревоги у Бецкого, его волновала проблема участившихся абортов и умерщвление незаконнорожденных детей самими матерями. В предисловию к уставу Бецкой пишет: «прошу дозволить представить способ, не только к доброму и полезному воспитанию сих бедствующих, но и к отвращению бесчисленного множества убийств, которые как над происшедшими уже на свет, так и над заключёнными еще в материнской утробе бесчеловечно предпринимаются». В связи с этим Воспитательные дома имели два отделения: одно для приносных детей, второе для «сирых, неимущих родительниц».

Организация воспитательного дома помимо попечителей, надзирателей, учителей, священников предполагала наличие медицинского штата, куда входили доктор, лекарь и подчинённые им повивальные бабки. Первым доктором (аналог современного главного врача) Московского Воспитательного дома стал доктор медицины Шарль (Карл) Мертенс, который был выписан из Швейцарии именным указом императрицы. Доктор Воспитательного дома призван был контролировать деятельность лекаря, повивальных бабок. Он сам принимал роды, в случае возникновения осложнений. Кроме этого доктор заботился о наличии необходимых лекарственных средств в заведении. Для этой цели при воспитательном доме была учреждена своя аптека, которая обслуживала не только воспитанников дома, но и людей со стороны. Лекарь принимал вновь поступивших детей, проводил их осмотр, в случае обнаружения заболеваний определял их на лечение в госпиталь. Повивальным бабкам предписывалось «с роженицами и с новорожденными младенцами крайне бережно обходиться».

Основу здоровья ребёнка в воспитательных домах составляли: здоровое питание, гигиена, физические упражнения и необходимый врачебных уход. В воспитательные заведения принимались все дети без исключения, в уставе не оговаривался возраст, до которого приём был возможен. Каждому принесшему младенца устав определял по 2 рубля. Московский Воспитательный дом в первые годы существования ежегодно принимал в среднем по 500 детей. В XIX веке цифры возросли в 3 раза. Высоких результатов по снижению уровня смертности удалось добиться в Петербургском Воспитательном доме. Она составляла в среднем 18,8 % ежегодно, огромная цифра для современной педиатрии, но высокое достижение медицины того времени.

Каждый поступивший ребёнок передавался на рожковое вскармливание кормилице или няньке, у которой оставался до 2 лет. В официальном документе впервые обращено детальное внимание на вопросы, связанные с кормлением младенцев. Отдельная глава Устава была посвящена питанию и называлась «О пище». Бецкой в инструкциях к воспитательным домам перечислил важность грудного вскармливания для роста и укрепление иммунитета младенцев. Для этой цели в воспитательные дома за особую плату нанимали кормилец из любых сословий и состояний, в том числе из крепостных. Однако кормилец не хватало, в связи с этим смертность младенцев была очень высока. Это заставляло искать более эффективные способы по улучшению кормления младенцев. В конце 1760-х годов дети были определены по деревням на вскармливание, но эта попытка оказалась неудачной. В 1784 году по распоряжению Бецкого из Вены был выписан доктор Бухтель «для устройства искусственного кормления детей». Однако справиться с этой проблемой в XVIII веке не удалось. Решена она была только в начале XIX века с применением сухого молока.

С двух лет дети переходили на попечение надзирательниц (воспитательниц), причём до 6—7 лет дети обоего пола воспитывались совместно. С 7 до 11 лет дети посещали школу, занимались работами в саду или рукоделием. После 14 лет питомцев обучали различным ремёслам, а наиболее способных отправляли в Петербург, в Академию художеств, а также за границу для обучения медицинским наукам, прежде всего «хирургии и повивальным искусствам». Ежегодно на стипендию, выделенную из фонда княгини Е. Д. Голицыной-Кантемир, Опекунский совет воспитательного дома отправлял по три воспитанника на медицинский факультет Страсбургского университета под наблюдения профессора Коха. Среди первых воспитанников, отправленных за границу был Нестор Амбодик, Яков Риндер, Мартын Тереховский. Все они впоследствии стали известными врачами. Нестор Амбодик получил степень доктора медицины Страсбургского университета, стал первым в России профессором акушерства, педиатром и автором ряда медицинских сочинений. Яков Риндер - доктором медицины Страсбургского университета, профессор акушерства. Мартын Тереховский стал первым отечественным микробиологом.

Большое значение в заведениях придавалось вопросам гигиены. В уставе отмечалось, что чистота – важнейшее средство к сбережению здоровья детей. Администрации предписывалось пищу, одежду содержать в чистоте и детей приучать к ней, регулярно после еды полоскать рот, избегать присутствия плесени в комнатах, часто проветривать помещения и предотвращать многочисленного скопления детей в спальных комнатах. Больных детей содержали в отдельных лазаретах. Эти простые средства считались профилактическими от таких опасных заболеваний, как чума, оспа, цинга. В 1771 году в Москве свирепствовала чума. Успешными оказались методы, применённые главным врачом Воспитательного дома К. Мертенсом для профилактики чумы. Впоследствии полученный опыт по борьбе с чумой Мертенс изложил в известном медицинском произведении «Трактат о чуме», изданным в Париже в 1784 году.

Немалое внимание уделялось физическому развитию воспитанников. Детям предписывалось под руководством наставниц заниматься физическими упражнениями. Следует отметить, что в воспитательных домах не делались особые различия между детьми мужского и женского пола, что само по себе было прогрессивным явлением для того времени. Например, стрелять из лука предписывалось как мальчикам, так и девочкам: «упражнение в натягивании лука много здоровью способствует, приводит в движение все мышцы в руках, в плечах, в груди и спине, расширяет грудь, от чего раздаётся и лёгкое, помогает отвращению крови».

В целях здорового физического развития запрещалось носить тесную одежду и обувь: «Все тугие завязки и узкая обувь детям вредительны, препятствуют свободному течению крови, и, следовательно, тело к слабости приводят». Для укрепления тела предписывалось закаливание и ходьба босиком. В отношении одежды также были особые рекомендации: «У детей от природы больше жару, нежели у взрослых, для того надобно одеяние иметь лёгкое, чтобы их не горячило».

Устав заведения запрещал жестокое обращение с детьми под угрозой увольнения. Просветительская мысль воплотилась в представлении о том, что физическое здоровье детей тесно связано с их душевным состоянием.

В организованный при Московском Воспитательном доме госпиталь могла обратиться любая беременная женщина. Здесь она получала необходимый уход. В Уставе указывалось: «Для сильнейшего избавления младенцев от погибели… учредить госпиталь для бедных родительниц, в который всяких приходящих беременных женщин, для разрешения от бремени, принимать, ни о чем не спрашивая, кто они таковы и откуда, все обстоятельства оных женщин свято сохранять в тайности». Из чего видно, что вопросам сохранения врачебной тайны придавалось большое значение. Все дети, рождённые в госпитале, становились воспитанниками Воспитательного дома. В 1877 году госпиталь был переименован в Московское родовспомогательное заведение для всех желающих.

Кроме воспитательных домов для детей-сирот в XVIII веке по их образцу были открыты Воспитательные учебные заведения закрытого (интернатного) типа - Воспитательное училище для малолетних детей при Академии Художеств, Кадетский корпус, Смольный институт для благородных девиц, в которых вопросам охраны здоровья детей также уделялось огромное значение, так как детей содержали с 5 лет до 18, а иногда и до 21 года без права отлучения домой.

При поступлении детей в учебные заведения в практику был принят обязательный медицинский осмотр. В отличие от воспитательных домов в закрытые учебные заведения брали исключительно здоровых детей: «увечных же, слепых и тому подобных, а особенно имеющих такие болезни, которые и другим вредить могут, не принимать». При учебных заведениях предусматривались должности доктора, лекаря, главной обязанностью которых было: «сохранение здоровья всего воспитуемого общества». Медицинскому персоналу вменялось сохранять сведения о здоровье детей: «О случающихся болезненных припадках… содержать всегда в секрете и никому о тех болезнях ни через кого никакого уведомления отнюдь не было». Доктора обязывались подпиской, что даже под присягой медицинской коллегии никаких сведений разглашать не будут.

Основатель воспитательных домов И.И. Бецкой стал автором ряда произведений, в которых рассматривались вопросы охраны здоровья детей - «Физические примечания о воспитании детей от рождения их до юношества», «Способ прививания оспы», «Краткое предохранительное спознание о заразительной язве». В этих сочинениях, опираясь на опыт европейских докторов, и опыт, полученный в результате деятельности воспитательных домов в России, он изложил краткие сведения о кормлении, пеленании, закаливании детей, основах гигиены, уходе за полостью рта, способах лечения распространённых детских болезней. Впервые Бецкой указал на необходимость повсеместно прививать оспу детям от 5 до 10 лет. Существовавшие методы привития оспы были крайне примитивными, но заметно облегчали протекание болезни и снизили смертность. Изложенные рекомендации по прививанию оспы на практике впервые были применены в Академии художеств и Смольном институте докторами И.Г. Енишем, Мертенсем.

Воспитательные дома явились колыбелью российской педиатрии. На базе воспитательных домов стали открываться родильные отделения, институты повивального искусства. В 1771 году при Петербургском Воспитательном доме на огромные пожертвования известного промышленника и мецената Прокофия Демидова был открыт дом для родительниц (в общей сложности в пользу воспитательных домов Демидов пожертвовал более миллиона рублей). В 1784 благодаря деятельности Бецкого и благотворителей Опекунского совета Воспитательного дома было открыто отделение для обучению повивальному искусству как воспитанников дома, так и всех желающих.

В 1799 году при Московском Воспитательном доме была организована Окружная больница для служителей и питомцев. В больнице разместилось 100 коек, операционная, лазарет. Именно это учреждение многие современные исследователи считают первым педиатрическим стационаром в России, а не Инфекционную больницу №18 имени Н.Ф. Филатова, основанную в 1834 году. В XIX веке в воспитательных домах работали известные российские врачи, которые обогатили знания отечественной педиатрии. В начале XIX века воспитаннику Московского дома впервые была сделана прививка от коровьей оспы, в дальнейшем Воспитательный дом получил право производства данной вакцины, став в дальнейшем главным оспопрививательным центром в России; в 1800 году при родильном госпитале был открыт Повивальный институт, а в 1805 основан законородильный госпиталь; в середине XIX века главный врач Воспитательного дома А.И. Блументаль впервые в России для вскармливания применил сухое молоко.

Решением Президиума Российской академии наук правопреемником Императорского Московского воспитательного дома является Научный центр здоровья детей РАМН. В связи с этим Московский воспитательный дом признан и является старейшим педиатрическим учреждением России.

Вопросы для самоконтроля:

1. Укажите, кто впервые из общественно-политических деятелей указал на важность специальной государственной заботы о брошенных детях? Какие меры при этом предлагались?

2. Почему проблема охрана детского здоровья стала особенно актуально в 18 веке?

3. Известно, что в 18 веке существенно возросло количество детоубийств. Предположите, что могло стать причиной данного явления.

4. В чем сущность Воспитательных домов? Дайте эквивалент современным учреждениям?

5. Почему, по вашему мнению, Воспитательные дома были «колыбелью педиатрии»?

6. Известно, что время правление Екатерины II ознаменовалось распространением просветительских идей. Как именно просветительская идеология проявлялась в устройстве и функционировании Воспитательных домов? Заполните таблицу:

7.

Черта политики просвещения Отражение в деятельности Воспитательных домов Что противоречило идеям просвещения?
     

Тестовые задания:

1. «Нарочные поимщики» занимались:

1) Собирали на улицах детей-беспризорников

2) Забирали с улиц нищих

3) Устраивали вдов

4) Помогали инвалидам войн

2. При Петре I людей, подававших милостыню:

1) Награждали медалью

2) Могли присвоить звание «почётного» жителя

3) Штрафовали

4) Освобождали от службы в армии

3. Согласно реформам Петра I, на местах призрением бедных, престарелых; открытием школ, богаделен должны были заниматься

1) Приказы общественного призрения

2) Земства

3) Министерства

4) Городовые магистраты

4. Какое ограничение в призрении населения вменялось в обязанность местным властям?

1) Не вмешиваться в дела государственные

2) Не оказывать помощь лицам из других местностей

3) Не собирать налогов

4) Не обращаться за помощью в полицию

5) Не преследовать нищих женщин

5. В регламенте магистрата от 16 января 1721 г. была определена роль полиции на местах, которая кроме всего прочего содержала указание:

1) Полиция становилась одним из субъектов социальной политики

2) Полиция должна была штрафовать нищих

3) Полиция под контроль ставила семьи, в которых глава семейства погиб во время войны

4) Полиция участвовала в открытии работных домов

6. «Прядильные дома» предназначались для:

1) для людей «непотребного жития»;

2) для женщин «непотребного женского бытия»;

3) для призрения сирых, больных, увечных, убогих, «престарелых людей обоего пола»;

4) для убогих и оставшихся без родителей детей, где бы их воспитывали и содержали

7. «Зазорные младенцы: это

1) Брошенные дети

2) Дети из приютов

3) Дети, убитые родителями

4) Внебрачные дети

5) Дети из беднейших многодетных семей

8. Николай Ламбертович Бидлоо это:

1) Возглавил приказ общественного призрения

2) Разрабатывал основы социальной политики

3) Глава первого госпиталя

4) Учреждал Воспитательные дома

9. Кто разработал уставы Воспитательных домов:

1) Н. Бидлоо

2) А. Ордин-Нащокин

3) Е. Дашкова

4) И. Бецкой

5) М. Ломоносов

10. Приказы общественного призрения были введены в:

1) 1711

2) 1725

3) 1761

4) 1775

11. Трактат «О размножении и сохранении российского народа» написал

1) Н. Бидлоо

2) А. Ордин-Нащокин

3) Е. Дашкова

4) И. Бецкой

5) М. Ломоносов

12. При Воспитательных домах не было:

1) Работного дома

2) Родовспомогательного заведения

3) Приюта для новорожденных

4) Медицинского персонала

5) Штата собственных кормилиц

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...