Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Производство общественных благ и его эффективный объем. Роль государства в обеспечении предложения общественных благ.




Эффективный выпуск ЧОБ соответствует объему выпуска, при котором предельная общественная полезность соответствует предельным общественным издержкам (MSB=MSC. MSB=∑MPB, где MPB – предельная част-ная полезность). У потребителей сущ-т склонность уклоняться от участия в финансировании производства общественных благ или минимизировать связанные с этим затраты в расчете на то, что это сделают другие. Формы участия гос-ва в обеспечении общ. благами могут быть разными, от непосредственного производства блага – национальная оборона, пожарная охрана, до финансирования производимых частным сектором общественных благ – уборка мусора, некоторые виды медицинской помощи. Однако суть их одна – производство предоставляемых посредством государства общественных благ финансируется за счет взимаемых в принудительном порядке налогов со всех граждан.

 

 

56. Информация и ее роль в рыночной экономике. Причины ассиметричной информации. Неопределенность. Риск.

Информация - важнейшее условие принятия оптимальных решений. Как и любое экономическое благо, она ограничена. Существуют условия неполной информации, поэтому решения могут оказаться ошибочными (доход снизится, а расход увеличится больше, чем ожидалось). Риск -подсчитаная вероятность отклонения действительных результатов от ожидаемых. Способы снижения риска: диверсификация, объединение риска, распределение риска, поиск информации. Асимметричная информация –ситуация, при которой одна часть участников сделки обладает инфо, которой не располагает другая часть участников сделки. Продавцы располагают большей инфо о кол-ве товара, чем покупатели. Впервые проблему о неопределенности кач-ва инфо попытался рассмотреть Дж. Акерлоф. Методом борьбы с асимметричной инфо являются рыночные сигналы. Сильным рыночным сигналом являются гарантии для покупателей или поручительство лиц, пользующихся доверием покупателей, а также репутация фирмы.

 

Теория общественного выбора. Концепция «экономического человека». Политика как обмен.

Теория общественного выбора связана с исследованием принятых решений о производстве общественных благ. Значительный методологический вклад в данную теорию внесли работы Даунса, Беккера и т.д. В 50-60 гг. оформилось направление современной науки, которое посвящено исследованию того, как принимаются исследования на уровне общества. Выдвинуто 2 гипотезы: 1)Граждане ведут себя в политике рационально, т.е. преследуют личную выгоду. 2)Политики и политические партии создают свои политические программы с целью максимизировать голоса избирателей. В работе Талона, Бьюннекена, основой явл методологический индивидуализм. 3 особенности этого подхода: 1. Коллективные действия рассматриваются как действия индивидов, решивших достичь некоторых целей в составе коллектива, а не индивидуально. 2. Люди рассматриваются как единственные субъекты, которые принимают окончательные решения как по поводу индивидуальных действий. 3. Процесс принятия политических решений рассматривается как разновидность рыночного обмена. Голосуя за свои интересы люди участвуют в формировании общественных интересов. В идеальном случае результатом коллективных действий должно быть получение выгоды всеми сторонами.

 

 

1. Предмет и метод микроэкономики. Применение и границы микроэкономики. Микроэкономическая теория и практика.

2. Аксиомы ординалистского подхода в анализе оценки потребителем полезности потребляемых благ. Функция полезности и кривые безразличия потребителя. Свойства кривых безразличия.

3. Бюджетные ограничения. Бюджетная линия потребителя и её свойства.

4. Графическая интерпретация равновесия потребителя.

5. Изменения цены товара и сдвиги бюджетной линии. Кривая «цена - потребление». Построение кривой индивидуального спроса.

6. Изменения дохода потребителя и сдвиги бюджетной линии. Кривая «доход-потребление». Кривые Энгеля.

7. Эффект дохода и эффект замещения. Совокупный эффект цены.

8. Совершенная конкуренция, ее основные признаки. Спрос на продукт и предельный доход совершенного конкурента.

9. Равновесие фирмы - совершенного конкурента в краткосрочном периоде (принцип сопоставления общего дохода с общими издержками, принцип сопоставления предельного дохода с предельными издержками).

Предельные издержки и кривая предложения фирмы совершенного конкурента в краткосрочном периоде. Отраслевое предложение в краткосрочном периоде.

11. Равновесие фирмы - совершенного конкурента в долгосрочном периоде.

12. Совершенная конкуренция и эффективность.

13. Основные черты чистой монополии. Факторы монополизации. Виды монополии.

14. Спрос на продукт и предельный доход монополиста. Равновесие фирмы – чистой монополии в краткосрочном периоде (максимизация прибыли, минимизация убытков).

15. Равновесие чистой монополии в долгосрочном периоде.

16. Чистая монополия и эффективность. Экономические последствия монополии. Регулирование естественной монополии.

17. Ценовая дискриминация: условия, формы, последствия.

18. Монополистическая конкуренция и ее основные черты. Дифференциация продукта.

19. Равновесие фирмы - монополистического конкурента в краткосрочном периоде (максимизация прибыли, минимизация убытков).

20. Равновесие фирмы - монополистического конкурента в долгосрочном периоде. Безубыточность фирм.

21. Монополистическая конкуренция и эффективность. Избыточные производственные мощности.

22. Неценовая конкуренция. Дифференциация и совершенствование продукта. Реклама. Издержки неценовой конкуренции.

23. Основные признаки олигополии. Стратегическое взаимодействие фирм в условиях олигополии.

Проблема устойчивости цен в условиях олигополии. Модель ломаной кривой спроса.

25. Модель олигополии, основанная на кооперативной стратегии (модель картеля).

Модели олигополии, основанные на некооперативной стратегии: модели с последовательным принятием решений (модель лидерства по ценам, модель лидерства по объему выпуска).

27. Модели олигополии, основанные на некооперативной стратегии: модели с одновременным принятием решений. (Модель Курно, модель Бертрана).

28. Олигополия и эффективность.

Рыночная власть, ее источники и показатели. Проблема монополизма в Республике Беларусь.

Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование: мировой опыт и особенности в Республике Беларусь.

31. Рынки ресурсов. Спрос на ресурсы. Предельная доходность и предельные издержки ресурса. Кривая спроса фирмы на ресурс.

32. Рыночный спрос на ресурсы. Эластичность спроса на ресурсы. Неценовые факторы спроса на ресурсы.

33. Рынок труда. Спрос на труд. Индивидуальное и рыночное предложение труда. Равновесие конкурентного рынка труда. Особенности рынка труда в Республике Беларусь.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...