Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Античная философия (2 часа)




 

1. Натурфилософия - исторически первая форма философии. Милетская школа. Гераклит. Элейская школа. Атомистика.

2. Поворот к человеку: софисты и Сократ.

3. Классическая философия Древней Греции: Платон и Аристотель.

4. Философия эллинизма.

 

Опорные понятия темы

Космоцентризм, логос, субстанция, апейрон, апории, атомизм, бытие, небытие софист, идея, объективный идеализм, логика, материя, форма, содержание.

 

Статьи для обсуждения

1. В.Ф.Асмус. Учение Платона об «идеях» («видах») //Античная философия.М. 1998. С.131-142.

2. Ф.Х.Кессиди. Проблема происхождения греческой философии и переход от образа к понятию // От мифа к логосу. М.1972. С.102-144.

 

Вопросы для обсуждения

- Кого из философов Милетской школы относили к «семи мудрецам» и за какие знания? Что Вы можете о них рассказать?

- Что такое «золотое сечение», где оно применяется и какая философская школа Древней Греции его разработала? Чем еще знаменита эта школа?

- Объясните смысл высказывания Парменида: «Ничто не возникает из ничего и не превращается в ничто».

- В чем заключается «метод иронии» Сократа?

- Почему Платона называют родоначальником объективного идеализма?

- «Академия», «Ликей», «Сад». Кем и с какой целью были созданы эти учреждения?

 

Литература

1. Асмус В.Ф. Античная философия. - Москва: Высшая школа, 1998. - 400 с.

2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс Учебник для вузов. 5-е изд., Москва: Логос, 2010. - 376 с.

3. Льюис Д.Г. Античная философия: от Фалеса до Сократа. - Минск: Галаксиас, 1997. - 208 с.

4. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. Изд. 2 -е, дополненное: Учеб. пособие для вузов. - Москва: Фаир-Пресс, 2000. - 608 с.

5. Грицанов А.А. История философии. Энциклопедия. - Минск: Интерпрессервис, 2002. - 1376 с.

6. Ильин В.П. Философия в схемах и комментариях. - Санкт-Петербург: Питер, 2005. - 304 с.

7. Канныкин С.В. Философия Часть 1. Конспект лекций по истории философии. - Старый Оскол: ТНТ, 2007. - 424 с.

 

Тема 3. Европейская философия Средневековья и Возрождения (2 часа)

1. Основные идеи и принципы средневековой философии. Патристика. Учение Августина.

2. Схоластика. Философия Ф.Аквинского. Проблема универсалий.

3. Человек в философии средневековья. Душа и тело. Разум и вера.

4. Антропоцентризм философии эпохи Возрождения. Гуманизм и натурфилософия (Н.Кузанский, Дж.Бруно).

Опорные понятия темы

Апологетика, патристика, схоластика, теоцентризм, креационизм, откровение, универсалии, номинализм, реализм, вера, знание, душа, тело, воля, томизм, антропоцентризм, гуманизм, Реформация.

 

Статьи для обсуждения

1. Нестик Т.А. Тема внутреннего слова у Августина: мышление и время// Вопросы философии, 1998, № 10.

2. Бандурковский К.В. Проблемы этики в «Сумме теологий» Фомы Аквинского // Вопросы философии,1997, № 9.

3. Неретина С.С. Средневековое мышление как стратегема мышления современного // Вопросы философии. 1999. № 11.

 

Вопросы для обсуждения

- Чем отличается теология от философии?

- Почему средневековую философию называют схоластикой?

- Приведите доказательства бытия Божьего так, как это делал Фома Аквинский. Сможете ли Вы его опровергнуть?

- Что такое томизм и каковы его принципы? Когда он возник, кто его основатель и в каком виде он существует в настоящее время?

- Почему идеи Н. Коперника и Дж. Бруно встретили сопротивление церкви?

Литература

1. Аврелий Августин. Исповедь. М., 1991.

2. Фома Аквинский. О сущем и сущности// Историко-философский ежегодник. М., 1988.

3. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

4. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.

5. Мир философии. М., 1991. Ч.1.

6. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 2 т. СПб., 1994. Т.2.

7. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

8. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997.

 

Тема 4. Философия Нового времени (от Декарта до Гегеля) (4 часа)

 

1. «Коперниканский переворот» в картине мира. Влияние на развитие философии идей Коперника, Галилея, Ньютона.

2. Поиск методов познания (Ф.Бэкон, Р.Декарт). Рационализм и эмпиризм в новоевропейском мышлении.

3. Целесообразность бытия общества – предмет философии Просвещения.

4. Теория познания и этическая концепция И. Канта. Абсолютный идеализм Г.В.Ф.Гегеля.

Опорные понятия темы

Эмпиризм, рационализм, сенсуализм, идолы познания, принцип cogito, прогресс, нравственный категорический императив, законы диалектики.

 

Статьи для обсуждения

1. Круглов А.Н. О происхождении априорных представлений у И.Канта// Вопросы философии. 1996. № 10.

2. Лифшиц М. Эстетика Гегеля и современность//Вопросы философии. 2001. № 11.

 

Вопросы для обсуждения

- В чем состоял рационализм Декарта? Сравните его с эмпиризмом Бэкона.

- Раскройте особенности индуктивного и дедуктивного методов познания.

- Прокомментируйте положение Р.Декарта из «Начал философии» о том, что вся философия подобна как бы дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие из этого ствола.- все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике…Она предполагает полное знание других наук и есть последняя ступень к высшей мудрости. Согласны ли Вы с автором? Каково соотношение частных наук между собой и с философией в наше время?

- Что такое «априорное знание» по Канту? Имеется ли такое знание?

- Что такое «абсолютная идея» Гегеля, почему она так называется? Какие синонимы можно подобрать к этому понятию?

 

Литература

1. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. М., 1996

2. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVII-- начала XIX века. М., 1989.

3. Круглов А.Н. О происхождении априорных представлений у И.Канта// Вопросы философии. 1996. № 10.

4. Грицанов А.А. История философии. Энциклопедия. - Минск: Интерпрессервис, 2002. - 1376 с.

5. Ильин В.П. Философия в схемах и комментариях. - Санкт-Петербург: Питер, 2005. - 304 с.

6. Канныкин С.В. Философия Часть 1. Конспект лекций по истории философии. - Старый Оскол: ТНТ, 2007. - 424 с.

 

Тема 5.Основные направления европейской философии XIX-XX вв.

(2 часа)

 

1. Трансформация основных философских проблем, смена ценностей и ориентиров. Оппозиция сциентизма и антропологизма.

2. Возникновение и развитие неклассических форм мышления (психоанализ, экзистенциализм, "философия жизни", феноменология, герменевтика, персонализм).

3. Позитивизм и его современные формы: аналитическая философия (Л.Витгенштейн, Б.Рассел); философия науки (К.Поппер); постпозитивизм (Т.Кун, И.Лакатос); прагматизм (Ч.Пирс, Д.Льюи).

 

Опорные понятия темы

Иррационализм, сциентизм, верификация, парадигма, научная революция, научная рациональность, герменевтический круг, модернизм, постмодернизм, символ, семиотика.

 

Статьи для обсуждения

1. Ж.П.Сартр. Экзистенциализм – это гуманизм //Сумерки богов. М.,1990. С.319-345.

2. Ф.Ницше. Так говорил Заратустра. М.,1990. С.9-22.

3. Витгенштейн Л. Культура и ценность // «Человек»,1992, № 5-6.

 

Вопросы для обсуждения

- Каковы основные черты современной западной философии?

- Какие особенности имеют классический и неклассический типы философствования?

- Как связаны между собой классическая и неклассическая традиции в европейском философствовании? Что такое постмодернизм?

- Какие известные литературные произведения несут на себе оттенок философии экзистенциализма?

 

Литература

 

1. Основы современной философии 5-изд., испр. - Санкт-Петербург: Лань, 2004. - 384 с.

2. Современная философия: словарь и хрестоматия. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. - 511 с.

3. Хюбшер А. Мыслители нашего времени: 62 портрета Справочник по философии Запада XX века. Перевод с немецкого Саца И.А. под ред. Лосева А.Ф. - Москва: ЦТР МГП ВОС, 1994. - 308 с.

4. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. Изд. 2 -е, дополненное: Учеб. пособие для вузов. - Москва: Фаир-Пресс, 2000. - 608 с.

5.Грицанов А.А. История философии. Энциклопедия. - Минск: Интерпрессервис, 2002. - 1376 с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...